Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Константин Бажин рассказал о цифровой экономике

Редакция газеты «Тюменская область сегодня» провела цикл встреч «Прикосновение к будущему», посвященных развитию новых технологий в регионе. Первым гостем стал Константин Бажин – генеральный директор ООО «КБ-Информ».

Слушать новость
Константин Бажин рассказал о цифровой экономике. Редакция газеты «Тюменская область сегодня» провела цикл встреч «Прикосновение к будущему», посвященных развитию новых технологий в регионе. Первым гостем стал Константин Бажин – генеральный директор ООО «КБ-Информ»..

– Константин, как вы понимаете термин «цифровая экономика»?

– Имеется много объяснений этого понятия. Я бы сказал, что цифровая экономика – это киберфизическая система, которая интегрально взаимодействует как  с виртуальной, так  и с физической частями окружающего нас мира. Суть ее  в том, что виртуальные явления – идеи, замыслы, технологии, в целом то, чего достигает человеческий интеллект, переводится в цифровой формат. И этот огромный массив данных, вся оцифрованная с помощью компьютеров информация становится производительной силой. Данная система обладает возможностью не только обеспечить предоставление потребителям необходимых для них товаров и услуг, но  и производить сами товары и услуги.

– Ряд исследователей считает, что первый опыт развития цифровой экономики появился в Советском Союзе еще  в шестидесятые годы минувшего века, когда внедрялись основанные на компьютерных технологиях автоматические системы управления (АСУ). Вы согласны с таким утверждением?

– Это не совсем так. Действительно, была попытка активно внедрять АСУ  в производственную сферу и экономику Советского Союза. В чем-то этот опыт был успешным, хотя базировался на сравнительно небольшой мощности (по сравнению с сегодняшним днем) вычислительных систем. Однако задачей всего комплекса АСУ являлось повышение эффективности принятия управленческих решений. Потребителями АСУ, следовательно, являлись представители государственного управления, а не рядовые граждане.

Кардинальное отличие современной цифровой экономики в том, что  она является средством предоставления информации, товаров и услуг потребителю, то есть всем нам. Клиентоориентированность – один из основных признаков цифровой экономики.

– За несколько минут до начала нашей беседы вы оплатили через Интернет платежное поручение на сайте «Госуслуги». Операция прошла успешно?

– Да, конечно. Кстати, сайт «Госуслуги» уже зарекомендовал себя как эффективный элемент цифровой экономики, его возможности все активнее используются жителями Тюменской области – и далеко не только представителями бизнеса.

– В чем, на ваш взгляд, заключается новая парадигма для деятельности органов власти в связи с приближающимся «цифровым будущим»?

– На мой взгляд, государство в части предложения услуг целевой аудитории должно стремиться работать так же, как бизнес. Новая парадигма мышления в русле «цифровой экономики» состоит в том, что  процессы предоставления государственных услуг должны работать по-новому: уже не сам гражданин пытается получить от государства информацию или услугу, а само государство предлагает ему информацию, равно как  и возможность получить требуемые гражданином услуги.

– Константин, к нашему разговору вы подготовили презентацию, в которой прогнозируете этапы развития искусственного интеллекта в странах с информационной экономикой. Что  в данном случае понимается под искусственным интеллектом и что готовит нам «цифровое будущее»?

– Прежде всего отмечу: когда мы говорим об искусственном интеллекте, надо понимать, что это не некий «сверхразум», способный автономно принимать решения – это прежде всего алгоритмы, модели, а также способность вычислительных систем учитывать массивы уже имеющейся информации.

По моим прогнозам, системы, использующие искусственный интеллект, разовьются до такой степени, что будут способны самостоятельно обеспечить процесс закупки товаров и услуг для нужд государственных структур. Более того, искусственный интеллект получит способность не только построить без помощи человека и ввести в эксплуатацию то или иное здание, например, детский сад, но  и осуществить поиск и подготовку персонала для этого сада, а также комплектование детских групп.

– Это полностью исключит все теневые, коррупционные явления при госзакупках, предоставлении госуслуг – словом, все «теневые» факторы?

– Да, несомненно, это повысит прозрачность процессов. А избежать поставки некачественных услуг или товаров могут помочь рейтинги, подобные тем, которые ныне используются в крупнейших интернет-магазинах.

– В вашей презентации есть следующий прогноз: «К 2019 году возможно открытие многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ), работающего без персонала». Насколько это возможно – появление такой полностью «автоматизированной» структуры практически через год?

– Почему нет? В действительности это сегодняшняя реальность, поскольку имеются такие наработки в сфере цифровых технологий, как электронная подпись, распознавание по отпечаткам пальцев, радужке глаза, распознавание лиц. Любой гражданин в любое время суток сможет обратиться в такой МФЦ, система его идентифицирует и начнет выполнять, пусть и с дистанционно работающим человеком-оператором, процесс предоставления требуемой госуслуги.

– На ваш взгляд, государственные и бизнес-структуры на сегодняшний момент идут вровень в русле развития цифровой экономики или один вынужден догонять другого?

– Конечно же, никто никого не догоняет. Приведу следующий пример: скажем, у меня есть возможность с установленного мобильного приложения на смартфоне или через МФЦ записаться на прием к врачу в государственную или частную клинику. Вопрос лишь в том, насколько я могу воспользоваться базой с  личными медицинскими данными и предоставить врачам разрешение их использовать. Наличие данной базы, возможность ее использования – вот что важно в данном случае, а вопрос моего выбора в том, кому их предоставить – врачам частной или государственной (муниципальной) клиники. Государственное законодательство должно способствовать возможности создания такой базы.

– В одном из ваших интервью прозвучало такое высказывание: «Информация – оружие будущего. Гонка вооружений уже началась. Где наше место в новой системе координат?» Как бы вы сами ответили на этот вопрос?

– Думаю, что все мы, и читатели газеты не исключение, видим приметы нового мира. Это  и геомет-рический рост массивов информации, и создание виртуальной реальности, появление криптовалюты – биткоина. Это другой мир, другая реальность. Не надо бояться новой реальности, надо умело встроиться в нее. Как только мы примем «правила игры» цифрового мира, то окажемся в числе ведущих государств в данной сфере. В нашей стране выстроена эффективная система информационной безопасности, однако вместе с тем для Российского государства очень важно активно строить архитектуру цифровых сервисов и государственных услуг, постоянно их совершенствовать, повышая качество. Тогда успех в «цифровом завтра» нам обеспечен.

Подготовил Константин ЕЛИСЕЕВ

Опубликовано: газета №3(4538)

Читайте больше:

Тюменские инноваторы выполнили намеченные планы

Современные технологии помогают тюменцам контролировать торговцев

– Константин, как вы понимаете термин «цифровая экономика»?

– Имеется много объяснений этого понятия. Я бы сказал, что цифровая экономика – это киберфизическая система, которая интегрально взаимодействует как  с виртуальной, так  и с физической частями окружающего нас мира. Суть ее  в том, что виртуальные явления – идеи, замыслы, технологии, в целом то, чего достигает человеческий интеллект, переводится в цифровой формат. И этот огромный массив данных, вся оцифрованная с помощью компьютеров информация становится производительной силой. Данная система обладает возможностью не только обеспечить предоставление потребителям необходимых для них товаров и услуг, но  и производить сами товары и услуги.

– Ряд исследователей считает, что первый опыт развития цифровой экономики появился в Советском Союзе еще  в шестидесятые годы минувшего века, когда внедрялись основанные на компьютерных технологиях автоматические системы управления (АСУ). Вы согласны с таким утверждением?

– Это не совсем так. Действительно, была попытка активно внедрять АСУ  в производственную сферу и экономику Советского Союза. В чем-то этот опыт был успешным, хотя базировался на сравнительно небольшой мощности (по сравнению с сегодняшним днем) вычислительных систем. Однако задачей всего комплекса АСУ являлось повышение эффективности принятия управленческих решений. Потребителями АСУ, следовательно, являлись представители государственного управления, а не рядовые граждане.

Кардинальное отличие современной цифровой экономики в том, что  она является средством предоставления информации, товаров и услуг потребителю, то есть всем нам. Клиентоориентированность – один из основных признаков цифровой экономики.

– За несколько минут до начала нашей беседы вы оплатили через Интернет платежное поручение на сайте «Госуслуги». Операция прошла успешно?

– Да, конечно. Кстати, сайт «Госуслуги» уже зарекомендовал себя как эффективный элемент цифровой экономики, его возможности все активнее используются жителями Тюменской области – и далеко не только представителями бизнеса.

– В чем, на ваш взгляд, заключается новая парадигма для деятельности органов власти в связи с приближающимся «цифровым будущим»?

– На мой взгляд, государство в части предложения услуг целевой аудитории должно стремиться работать так же, как бизнес. Новая парадигма мышления в русле «цифровой экономики» состоит в том, что  процессы предоставления государственных услуг должны работать по-новому: уже не сам гражданин пытается получить от государства информацию или услугу, а само государство предлагает ему информацию, равно как  и возможность получить требуемые гражданином услуги.

– Константин, к нашему разговору вы подготовили презентацию, в которой прогнозируете этапы развития искусственного интеллекта в странах с информационной экономикой. Что  в данном случае понимается под искусственным интеллектом и что готовит нам «цифровое будущее»?

– Прежде всего отмечу: когда мы говорим об искусственном интеллекте, надо понимать, что это не некий «сверхразум», способный автономно принимать решения – это прежде всего алгоритмы, модели, а также способность вычислительных систем учитывать массивы уже имеющейся информации.

По моим прогнозам, системы, использующие искусственный интеллект, разовьются до такой степени, что будут способны самостоятельно обеспечить процесс закупки товаров и услуг для нужд государственных структур. Более того, искусственный интеллект получит способность не только построить без помощи человека и ввести в эксплуатацию то или иное здание, например, детский сад, но  и осуществить поиск и подготовку персонала для этого сада, а также комплектование детских групп.

– Это полностью исключит все теневые, коррупционные явления при госзакупках, предоставлении госуслуг – словом, все «теневые» факторы?

– Да, несомненно, это повысит прозрачность процессов. А избежать поставки некачественных услуг или товаров могут помочь рейтинги, подобные тем, которые ныне используются в крупнейших интернет-магазинах.

– В вашей презентации есть следующий прогноз: «К 2019 году возможно открытие многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ), работающего без персонала». Насколько это возможно – появление такой полностью «автоматизированной» структуры практически через год?

– Почему нет? В действительности это сегодняшняя реальность, поскольку имеются такие наработки в сфере цифровых технологий, как электронная подпись, распознавание по отпечаткам пальцев, радужке глаза, распознавание лиц. Любой гражданин в любое время суток сможет обратиться в такой МФЦ, система его идентифицирует и начнет выполнять, пусть и с дистанционно работающим человеком-оператором, процесс предоставления требуемой госуслуги.

– На ваш взгляд, государственные и бизнес-структуры на сегодняшний момент идут вровень в русле развития цифровой экономики или один вынужден догонять другого?

– Конечно же, никто никого не догоняет. Приведу следующий пример: скажем, у меня есть возможность с установленного мобильного приложения на смартфоне или через МФЦ записаться на прием к врачу в государственную или частную клинику. Вопрос лишь в том, насколько я могу воспользоваться базой с  личными медицинскими данными и предоставить врачам разрешение их использовать. Наличие данной базы, возможность ее использования – вот что важно в данном случае, а вопрос моего выбора в том, кому их предоставить – врачам частной или государственной (муниципальной) клиники. Государственное законодательство должно способствовать возможности создания такой базы.

– В одном из ваших интервью прозвучало такое высказывание: «Информация – оружие будущего. Гонка вооружений уже началась. Где наше место в новой системе координат?» Как бы вы сами ответили на этот вопрос?

– Думаю, что все мы, и читатели газеты не исключение, видим приметы нового мира. Это  и геомет-рический рост массивов информации, и создание виртуальной реальности, появление криптовалюты – биткоина. Это другой мир, другая реальность. Не надо бояться новой реальности, надо умело встроиться в нее. Как только мы примем «правила игры» цифрового мира, то окажемся в числе ведущих государств в данной сфере. В нашей стране выстроена эффективная система информационной безопасности, однако вместе с тем для Российского государства очень важно активно строить архитектуру цифровых сервисов и государственных услуг, постоянно их совершенствовать, повышая качество. Тогда успех в «цифровом завтра» нам обеспечен.

Подготовил Константин ЕЛИСЕЕВ

Опубликовано: газета №3(4538)

Читайте больше:

Тюменские инноваторы выполнили намеченные планы

Современные технологии помогают тюменцам контролировать торговцев