×
В социальных сетях
В печатной версии

Константин Бажин рассказал о цифровой экономике

Редакция газеты «Тюменская область сегодня» провела цикл встреч «Прикосновение к будущему», посвященных развитию новых технологий в регионе. Первым гостем стал Константин Бажин – генеральный директор ООО «КБ-Информ».
Александр Скорбенко и Константин Бажин в студии || Фото Валерия БЫЧКОВА

– Константин, как вы понимаете термин «цифровая экономика»?

– Имеется много объяснений этого понятия. Я бы сказал, что цифровая экономика – это киберфизическая система, которая интегрально взаимодействует как  с виртуальной, так  и с физической частями окружающего нас мира. Суть ее  в том, что виртуальные явления – идеи, замыслы, технологии, в целом то, чего достигает человеческий интеллект, переводится в цифровой формат. И этот огромный массив данных, вся оцифрованная с помощью компьютеров информация становится производительной силой. Данная система обладает возможностью не только обеспечить предоставление потребителям необходимых для них товаров и услуг, но  и производить сами товары и услуги. 

– Ряд исследователей считает, что первый опыт развития цифровой экономики появился в Советском Союзе еще  в шестидесятые годы минувшего века, когда внедрялись основанные на компьютерных технологиях автоматические системы управления (АСУ). Вы согласны с таким утверждением?

– Это не совсем так. Действительно, была попытка активно внедрять АСУ  в производственную сферу и экономику Советского Союза. В чем-то этот опыт был успешным, хотя базировался на сравнительно небольшой мощности (по сравнению с сегодняшним днем) вычислительных систем. Однако задачей всего комплекса АСУ являлось повышение эффективности принятия управленческих решений. Потребителями АСУ, следовательно, являлись представители государственного управления, а не рядовые граждане.

Кардинальное отличие современной цифровой экономики в том, что  она является средством предоставления информации, товаров и услуг потребителю, то есть всем нам. Клиентоориентированность – один из основных признаков цифровой экономики. 

– За несколько минут до начала нашей беседы вы оплатили через Интернет платежное поручение на сайте «Госуслуги». Операция прошла успешно?

– Да, конечно. Кстати, сайт «Госуслуги» уже зарекомендовал себя как эффективный элемент цифровой экономики, его возможности все активнее используются жителями Тюменской области – и далеко не только представителями бизнеса. 

– В чем, на ваш взгляд, заключается новая парадигма для деятельности органов власти в связи с приближающимся «цифровым будущим»?

– На мой взгляд, государство в части предложения услуг целевой аудитории должно стремиться работать так же, как бизнес. Новая парадигма мышления в русле «цифровой экономики» состоит в том, что  процессы предоставления государственных услуг должны работать по-новому: уже не сам гражданин пытается получить от государства информацию или услугу, а само государство предлагает ему информацию, равно как  и возможность получить требуемые гражданином услуги. 

– Константин, к нашему разговору вы подготовили презентацию, в которой прогнозируете этапы развития искусственного интеллекта в странах с информационной экономикой. Что  в данном случае понимается под искусственным интеллектом и что готовит нам «цифровое будущее»?

– Прежде всего отмечу: когда мы говорим об искусственном интеллекте, надо понимать, что это не некий «сверхразум», способный автономно принимать решения – это прежде всего алгоритмы, модели, а также способность вычислительных систем учитывать массивы уже имеющейся информации. 

По моим прогнозам, системы, использующие искусственный интеллект, разовьются до такой степени, что будут способны самостоятельно обеспечить процесс закупки товаров и услуг для нужд государственных структур. Более того, искусственный интеллект получит способность не только построить без помощи человека и ввести в эксплуатацию то или иное здание, например, детский сад, но  и осуществить поиск и подготовку персонала для этого сада, а также комплектование детских групп.

– Это полностью исключит все теневые, коррупционные явления при госзакупках, предоставлении госуслуг – словом, все «теневые» факторы?

– Да, несомненно, это повысит прозрачность процессов. А избежать поставки некачественных услуг или товаров могут помочь рейтинги, подобные тем, которые ныне используются в крупнейших интернет-магазинах. 

– В вашей презентации есть следующий прогноз: «К 2019 году возможно открытие многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ), работающего без персонала». Насколько это возможно – появление такой полностью «автоматизированной» структуры практически через год? 

– Почему нет? В действительности это сегодняшняя реальность, поскольку имеются такие наработки в сфере цифровых технологий, как электронная подпись, распознавание по отпечаткам пальцев, радужке глаза, распознавание лиц. Любой гражданин в любое время суток сможет обратиться в такой МФЦ, система его идентифицирует и начнет выполнять, пусть и с дистанционно работающим человеком-оператором, процесс предоставления требуемой госуслуги. 

– На ваш взгляд, государственные и бизнес-структуры на сегодняшний момент идут вровень в русле развития цифровой экономики или один вынужден догонять другого?

– Конечно же, никто никого не догоняет. Приведу следующий пример: скажем, у меня есть возможность с установленного мобильного приложения на смартфоне или через МФЦ записаться на прием к врачу в государственную или частную клинику. Вопрос лишь в том, насколько я могу воспользоваться базой с  личными медицинскими данными и предоставить врачам разрешение их использовать. Наличие данной базы, возможность ее использования – вот что важно в данном случае, а вопрос моего выбора в том, кому их предоставить – врачам частной или государственной (муниципальной) клиники. Государственное законодательство должно способствовать возможности создания такой базы. 

– В одном из ваших интервью прозвучало такое высказывание: «Информация – оружие будущего. Гонка вооружений уже началась. Где наше место в новой системе координат?» Как бы вы сами ответили на этот вопрос? 

– Думаю, что все мы, и читатели газеты не исключение, видим приметы нового мира. Это  и геомет-рический рост массивов информации, и создание виртуальной реальности, появление криптовалюты – биткоина. Это другой мир, другая реальность. Не надо бояться новой реальности, надо умело встроиться в нее. Как только мы примем «правила игры» цифрового мира, то окажемся в числе ведущих государств в данной сфере. В нашей стране выстроена эффективная система информационной безопасности, однако вместе с тем для Российского государства очень важно активно строить архитектуру цифровых сервисов и государственных услуг, постоянно их совершенствовать, повышая качество. Тогда успех в «цифровом завтра» нам обеспечен. 

Подготовил Константин ЕЛИСЕЕВ

Опубликовано: газета №3(4538)

Читайте больше:

Тюменские инноваторы выполнили намеченные планы

Современные технологии помогают тюменцам контролировать торговцев

793Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Правительство России согласовало дополнительные меры по льготной ипотеке для семей с детьми. Об этом сообщила вице-премьер Татьяна Голикова.
Резидентами Тюменского технопарка стали более десяти иногородних компаний.
Площадь нового объекта составит 10 тысяч квадратных метров.
Открываются новые предприятия, число жителей составляет уже полтора миллиона человек.
С 2019 года надбавка к пенсии, которую выплачивают после 80 лет, составит 5334 рубля, сообщает Пенсионный фонд. Перерасчет доплаты произойдет автоматически.
Его строительство поддержало региональное Инвестиционное агентство.
За 2018 год общая добыча со всех месторождений области составила около 12,4 млн тонн.
Мусорная реформа стартовала в России 1 января 2019 года. В Тюменской области проблем с вывозом твердых коммунальных отходов в новогодние каникулы не возникло – все перевозчики исполняют свои обязательства.
Опрос
Какие важные события произошли в вашей жизни в 2018 году?
Рождение детей
Строительство дома
Покупка жилья
Смена работы
Поездка в путешествие
Приобретение автомобиля
Исполнение мечты
Другое
Популярные статьи