×
В социальных сетях
В печатной версии

Тюменский регион внедряет инклюзивное образование

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России в конце прошлого века: в 1991 году в Москве по инициативе Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации открыли школу инклюзивного образования «Ковчег».
Елена Кашкарова || Фото из архива Елены Кашкаровой

А с осени 1992 года началась реализация проекта «Интеграция лиц  с ограниченными возможностями здоровья», в результате которой в одиннадцати регионах страны были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов.

После подписания в 2008 году Конвенции ООН «О правах инвалидов», в которой говорится, что  в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека, методика «включенного образования» стала внедряться повсеместно. О том, как обстоят дела с обучением детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах, мы поговорили с автором проекта «Создавая будущее», депутатом Тюменской областной Думы Еленой Кашкаровой.

– Елена Витальевна, почему вы уделяете столько внимания просвещению горожан о внедрении инклюзивного образования? В обществе еще существуют мифы на его счет?

– Действительно, в проекте «Создавая будущее» на 2017 год выделен отдельный блок по принятию в обществе инклюзивного образования. Его включение продиктовано временем. Мы провели опрос среди 350 родителей и с сожалением выяснили, что больше 50 процентов не знают, что такое инклюзия. А это означает, что  в случае появления в окружении их детей, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, реакция может быть непредсказуема и не всегда адекватно соответствовать ситуации. Поэтому мы просто обязаны работать в направлении просвещения родителей, педагогов, детей и подростков. Чем меньше будет непонимания и недосказанности, тем легче пройдет адаптация всех участников процесса. Проект «Создавая будущее» нацелен на работу с семьей,  в первую очередь с родителями, потому что для детей именно отношение родителей к тому или иному вопросу является образцом для подражания. Все страхи, переживания, непринятие родителями очень быстро перенимаются детьми. Если хотим решить какую-либо проблему, снять напряженность, то  и работать должны сначала с родителями. Когда взрослые получат ответы на волнующие их вопросы, они сами сумеют спокойно, в комфортной домашней обстановке, где ребенок проводит большую часть времени, правильно донести эту информацию до детей. 

– Если перечислить основные проблемы, которые волнуют родителей детей, у которых в группе или классе есть ребенок с ограниченными возможностями, то какие они?

– Снижение внимания педагогов к обычным детям, так как особый ребенок требует зачастую больше внимания к себе; непринятие ребенка-инвалида здоровыми детьми; «копирование» поведения особого ребенка с ментальными нарушениями; «заразность» некоторых заболеваний; отсутствие у педагогов квалификаций должного уровня для работы с такими детьми. Безусловно, это проблемы, но  к счастью, все они решаемы. 

– Инклюзивное образование внедряется по всей стране. Можно ли говорить о регионах-лидерах и какое место в этом процессе занимает Тюменская область?

– Тюменская область – экспериментальная площадка. Наш регион один из первых в России вошел в эту программу и показывает отличные результаты. Например, в 2017 году тюменский сад  № 133 признали одним из лучших в России в номинации «За развитие инклюзивных технологий и авторские методики обучения». Опыт по обучению и адаптации особых детей в школе № 70 г. Тюмени признан одним из самых успешных в стране, школа заняла второе место в номинации «Лучшая инклюзивная школа России». Этим нужно гордиться. 

– Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для того, чтобы инклюзивное образование внедрялось как можно более деликатно и дети с обеих сторон чувствовали себя комфортно в школах?

– Мы  в большинстве своем консерваторы. Все новое вызывает недоверие. Как  я уже сказала выше: нужно методично работать со всеми участниками процесса инклюзивного обучения – детьми, родителями, педагогами. Формы работы могут быть разными – лекции, семинары, тренинги, мастер-классы, игры. Нужен активный диалог, в первую очередь, со стороны родителей – как здоровых детей, так  и детей с особенностями развития. Ну и, безусловно, большая нагрузка ложится на школьных психологов, учителей и руководителей. Их желание и умение строить эти отношения играют огромную роль.

– Чего в рамках проекта «Создавая будущее» вам удалось достичь в вопросе просветительской деятельности об инклюзии? Какие задачи ставите на следующий год?

– Нацелены на максимальное распространение информации об инклюзии, разъяснение сложностей и плюсов, которые она дает. Той информации, которая даст «пищу» для ума, для размышлений и обсуждений. Текущий год был очень насыщен событиями, мероприятиями и конкурсами, семинарами и конференциями. Проведено 30 мероприятий, в которых приняло участие более восьми тысяч человек. В 2018 году в проекте «Создавая будущее» появятся новые направления по профилактике социального сиротства. Большое внимание уделим работе с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию, а также замещающим семьям. По основным направлениям проекта взаимодействие продолжится. Нас ждет много интересного!

Опубликовано: газета №238(4529)

Читайте больше:

Тюменские отличники побывали на необычном приеме у мэра

Губернаторская елка собрала в Тюмени 900 талантливых ребят со всего региона

620Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
О том, как поступить на агронома, рассказал директор Анатолий Игловиков.
Первыми «путевку в жизнь» получили выпускники Многопрофильного колледжа ТИУ.
Об особенностях обучения в вузе нам продолжает рассказывать Елена Бойко, ректор государственного аграрного университета Северного Зауралья.
Отбор участников курса будет проведен по результатам онлайн-теста.
Для Елены Бойко, ректора государственного аграрного университета Северного Зауралья, лето – горячая пора.
Опрос
Как часто вам удается читать печатные издания (газеты, журналы)?
Каждый день
Несколько раз в неделю
Несколько раз в месяц
Не читаю