Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Под грифом «секретно»: тайны прошлого: к столетию ВЧК-КГБ-ФСБ

Наш постоянный читатель и внештатный корреспондент газеты «Тюменская область сегодня» Николай Зензин продолжает публикацию своих заметок о предстоящем 20 декабря 2017 года 100-летии со дня образования органов государственной безопасности России.

Общество, 14:16, 19 декабря 2017,
Слушать новость
Под грифом «секретно»: тайны прошлого: к столетию ВЧК-КГБ-ФСБ. Наш постоянный читатель и внештатный корреспондент газеты «Тюменская область сегодня» Николай Зензин продолжает публикацию своих заметок о предстоящем 20 декабря 2017 года 100-летии со дня образования органов государственной безопасности России..

В июне этого года появилась его книга «Чекистами не рождаются», посвященная важному юбилею.

Тюменская чрезвычайная

До 1919 года на территории Тюменского края существовала Тобольская губерния. После переноса из города Тобольска в Тюмень губернского центра здесь 15 сентября 1919 года была создана Тюменская губернская чрезвычайная комиссия. Первым председателем Тюменской губчека назначили нашего земляка Степана Комольцева. Он являлся членом Российской Коммунистической партии большевиков, после революции возглавлял партийную организацию города Ялуторовска.

В августе 1920 года тюменским чекистам от омских коллег стало известно о существовании в городах Ишиме, Ялуторовске и Тюмени ячеек Омского белогвардейского подпольного центра. В городе Омске центр возглавлял подполковник колчаковской армии Драчук. Он имел тесные связи, получал инструкции, финансовую и оружейную поддержку от бывшего царского генерала Хорвата и казачьего атамана Семенова, окопавшихся за границей и создавших в китайском городе Харбине антисоветскую организацию «Дальневосточный комитет защиты Родины и Учредительного собрания».

Тюменской ячейкой Омского белогвардейского центра руководили Питухин, заместитель начальника милиции города Тюмени, и Косарева, как ни странно, секретарь Тюменской губчека. Дело в том, что первые органы милиции и ВЧК формировались оперативно, на ходу, по-этому в них иногда попадали случайные люди. С учетом ситуации к разработке Питухина и Косаревой был допущен очень узкий круг самых опытных оперативников, все мероприятия тщательно планировались и проводились с особой конспирацией. Работа велась в тесном контакте с омскими чекистами. Общими усилиями было установлено, что зарубежные лидеры – генерал Хорват и атаман Семенов, их омский пособник Драчук – рассчитывали совершить в основных сибирских губернских центрах контрреволюционный переворот, перекрыть движение по Транссибирской железнодорожной магистрали и отрезать Сибирь от Урала и Москвы. Тюмень и Омск они считали наиболее важными звеньями в своей преступной схеме. Однако омские и тюменские чекисты сумели сорвать враждебный замысел харбинских заговорщиков.

После смерти 21 января 1924 года создателя советского государства Владимира Ленина, а затем 20 июля 1926 года руководителя НКВД Феликса Дзержинского в правящей верхушке партии произошел раскол. Встав во главе страны, Иосиф Сталин организует последовательную борьбу со своими оппонентами, активно используя при этом самое острое оружие пролетариата – органы госбезопасности. Причем начиналась эта борьба по инициативе верхних эшелонов партии в Москве, постепенно опускаясь до областного и районного уровней. Волевые решения руководства партии и НКВД приводили к нарушениям социалистической законности и массовым репрессиям. Что касается чекистов областных подразделений, в том числе и Тюменского, 1937-1938 годы стали для них годами сурового произвола. Преступные приказы и указания по усилению борьбы с «врагами народа», задания по увеличению числа арестов шли напрямую из Наркомата внутренних дел страны. Те из чекистов, кто осмеливался не выполнять эти незаконные приказы или выполнял недостаточно рьяно, сами подвергались преследованию и арестам. В целом всей системе органов государственной безопасности страны за эти годы тоже был нанесен огромный ущерб, тысячи опытных, преданных Родине чекистов были уничтожены или изгнаны со своей службы.

Уже к лету 1939 года Европа стояла на пороге Второй мировой войны. В условиях быстрого осложнения международной обстановки и усиления опасности военного нападения на Советский Союз состоявшийся в 1939 году XVIII съезд коммунистической партии и затем Политбюро ЦК ВКП(б) принимают срочные меры по усилению органов госбезопасности, направляют на работу в органы большой отряд молодых, проверенных коммунистов. Происходит реорганизация некоторых важных оперативных звеньев, пересматривается и усиливается контрразведывательная работа, острие которой перенаправляется с поиска внутренних врагов на выявление внешних угроз со стороны разведок противника.

Именно в это время по партийному набору, после окончания спецшколы НКВД в Москве, приходит на оперативную работу в разведывательное управление центра наш земляк из села Ожогино Павел Фитин. А 26 февраля 1941 года его назначают начальником управления. Война стала серьезным испытанием для внешней разведки страны. В сложных условиях военного времени, рискуя жизнью, разведчики добывали важнейшую информацию о замыслах германского командования и его союзников и полностью обеспечивали ею руководство страны и Государственный Комитет Обороны. Павел Фитин и его команда внесли большой вклад в дело победы советского народа над фашистской Германией.

Война и чекисты

Летом 1941 года, после внезапного нападения фашистской Германии на Советский Союз, Красная армия отступала, теряя территорию, аэродромы, самолеты и танки, а главное – тысячи и тысячи своих солдат и офицеров. О причинах неудачного начала войны написано много. Но в 2016 году появилась еще одна версия этих событий, автором которой стал чекист Леонид Решетников, кандидат исторических наук, генерал-лейтенант службы внешней разведки. По его мнению, Красная армия, все наши военные не были готовы к войне психологически. Сталин и руководство страны внушали народу, что Германия на нас не нападет.

Но в эти же самые дни у западных границ страны происходила невиданная и очень опасная концентрация немецких войск. 17 июня 1941 года, за пять дней до войны, наш земляк, начальник службы внешней разведки генерал Павел Фитин, доложил лично Сталину, что из берлинской резидентуры от надежного агента поступило срочное сообщение о том, что Гитлер принял окончательное решение напасть на СССР 22 июня 1941 года. Сталин сообщение назвал дезинформацией и оставил без внимания. Но война 22 июня все-таки началась, и это стало сильнейшим личным ударом для Иосифа Сталина.

С началом Великой Отечественной войны решением Политбюро ЦК ВКП(б) и советского правительства в конце лета 1941 года на Урал и в Сибирь были полностью или частично переведены руководящий и административный состав Народных комиссариатов вооружения, связи, среднего (оборонного) машиностроения вместе с основными заводами. В город Тюмень из центральных районов страны в общей сложности было эвакуировано около 20 предприятий, в том числе оборонных.   Группа тюменских чекистов во главе с начальником управления Козовым добровольцами ушла на фронт. Оставшиеся в городе оперативные работники с июня 1941 года перешли на военный режим служебной деятельности. В их функции входило выявление и ликвидация разведывательно-диверсионных акций противника, ограждение военных и промышленных объектов, объектов железнодорожного транспорта и линий связи от подрывных действий шпионов, диверсантов и других враждебных элементов. Чекисты обеспечивали сохранность государственной и военной тайны, боролись с антисоветской пропагандой, пресекали распространение враждебных листовок и негативных слухов. Все это позволило удержать в позитивном русле экономическую и политическую жизнь города Тюмени и районов в экстремальных условиях военного времени.

Немало наших земляков, уцелевших в этой неимоверно трудной и кровопролитной войне, возвратившись в Тюмень, пришли в первые послевоенные годы в Тюменское управление госбезопасности. В общей сложности 84 сотрудника в различных званиях, от прапорщика до полковника, служили почти во всех горрайаппаратах и в областном управлении НКВД.

Управление было создано 19 августа 1944 года, одновременно с образованием Тюменской области и, конечно же, нуждалось в опытных кадрах. И это были лучшие во всех отношениях, образцовые чекисты, имевшие бесценный опыт фронтовой и зафронтовой работы, в том числе в подразделениях военной контрразведки СМЕРШ. Именно они и стали кадровой основой вновь созданного управления НКВД. Они щедро передавали приходившим в управление молодым оперработникам свой колоссальный военный и чекистский опыт и сумели подготовить себе достойную смену. Память о них увековечена навсегда, все их имена золотыми буквами отчеканены на мемориальном знаке, подаренном властями города тюменским чекистам к 70-летию управления и открытом 20 августа 2014 года на улице Орджоникидзе, 56а, рядом с исторической башней, в которой размещается клуб имени Дзержинского, основанный чекистами еще в 1966 году.

Николай ЗЕНЗИН, полковник ФСБ в отставке

Продолжение следует

Опубликовано: газета №235(4526)

Читайте больше:

Уличные художники замаскировали кирпичную кладку под бревенчатый сруб

Тюменцев проверят на знание истории Отечества

В июне этого года появилась его книга «Чекистами не рождаются», посвященная важному юбилею.

Тюменская чрезвычайная

До 1919 года на территории Тюменского края существовала Тобольская губерния. После переноса из города Тобольска в Тюмень губернского центра здесь 15 сентября 1919 года была создана Тюменская губернская чрезвычайная комиссия. Первым председателем Тюменской губчека назначили нашего земляка Степана Комольцева. Он являлся членом Российской Коммунистической партии большевиков, после революции возглавлял партийную организацию города Ялуторовска.

В августе 1920 года тюменским чекистам от омских коллег стало известно о существовании в городах Ишиме, Ялуторовске и Тюмени ячеек Омского белогвардейского подпольного центра. В городе Омске центр возглавлял подполковник колчаковской армии Драчук. Он имел тесные связи, получал инструкции, финансовую и оружейную поддержку от бывшего царского генерала Хорвата и казачьего атамана Семенова, окопавшихся за границей и создавших в китайском городе Харбине антисоветскую организацию «Дальневосточный комитет защиты Родины и Учредительного собрания».

Тюменской ячейкой Омского белогвардейского центра руководили Питухин, заместитель начальника милиции города Тюмени, и Косарева, как ни странно, секретарь Тюменской губчека. Дело в том, что первые органы милиции и ВЧК формировались оперативно, на ходу, по-этому в них иногда попадали случайные люди. С учетом ситуации к разработке Питухина и Косаревой был допущен очень узкий круг самых опытных оперативников, все мероприятия тщательно планировались и проводились с особой конспирацией. Работа велась в тесном контакте с омскими чекистами. Общими усилиями было установлено, что зарубежные лидеры – генерал Хорват и атаман Семенов, их омский пособник Драчук – рассчитывали совершить в основных сибирских губернских центрах контрреволюционный переворот, перекрыть движение по Транссибирской железнодорожной магистрали и отрезать Сибирь от Урала и Москвы. Тюмень и Омск они считали наиболее важными звеньями в своей преступной схеме. Однако омские и тюменские чекисты сумели сорвать враждебный замысел харбинских заговорщиков.

После смерти 21 января 1924 года создателя советского государства Владимира Ленина, а затем 20 июля 1926 года руководителя НКВД Феликса Дзержинского в правящей верхушке партии произошел раскол. Встав во главе страны, Иосиф Сталин организует последовательную борьбу со своими оппонентами, активно используя при этом самое острое оружие пролетариата – органы госбезопасности. Причем начиналась эта борьба по инициативе верхних эшелонов партии в Москве, постепенно опускаясь до областного и районного уровней. Волевые решения руководства партии и НКВД приводили к нарушениям социалистической законности и массовым репрессиям. Что касается чекистов областных подразделений, в том числе и Тюменского, 1937-1938 годы стали для них годами сурового произвола. Преступные приказы и указания по усилению борьбы с «врагами народа», задания по увеличению числа арестов шли напрямую из Наркомата внутренних дел страны. Те из чекистов, кто осмеливался не выполнять эти незаконные приказы или выполнял недостаточно рьяно, сами подвергались преследованию и арестам. В целом всей системе органов государственной безопасности страны за эти годы тоже был нанесен огромный ущерб, тысячи опытных, преданных Родине чекистов были уничтожены или изгнаны со своей службы.

Уже к лету 1939 года Европа стояла на пороге Второй мировой войны. В условиях быстрого осложнения международной обстановки и усиления опасности военного нападения на Советский Союз состоявшийся в 1939 году XVIII съезд коммунистической партии и затем Политбюро ЦК ВКП(б) принимают срочные меры по усилению органов госбезопасности, направляют на работу в органы большой отряд молодых, проверенных коммунистов. Происходит реорганизация некоторых важных оперативных звеньев, пересматривается и усиливается контрразведывательная работа, острие которой перенаправляется с поиска внутренних врагов на выявление внешних угроз со стороны разведок противника.

Именно в это время по партийному набору, после окончания спецшколы НКВД в Москве, приходит на оперативную работу в разведывательное управление центра наш земляк из села Ожогино Павел Фитин. А 26 февраля 1941 года его назначают начальником управления. Война стала серьезным испытанием для внешней разведки страны. В сложных условиях военного времени, рискуя жизнью, разведчики добывали важнейшую информацию о замыслах германского командования и его союзников и полностью обеспечивали ею руководство страны и Государственный Комитет Обороны. Павел Фитин и его команда внесли большой вклад в дело победы советского народа над фашистской Германией.

Война и чекисты

Летом 1941 года, после внезапного нападения фашистской Германии на Советский Союз, Красная армия отступала, теряя территорию, аэродромы, самолеты и танки, а главное – тысячи и тысячи своих солдат и офицеров. О причинах неудачного начала войны написано много. Но в 2016 году появилась еще одна версия этих событий, автором которой стал чекист Леонид Решетников, кандидат исторических наук, генерал-лейтенант службы внешней разведки. По его мнению, Красная армия, все наши военные не были готовы к войне психологически. Сталин и руководство страны внушали народу, что Германия на нас не нападет.

Но в эти же самые дни у западных границ страны происходила невиданная и очень опасная концентрация немецких войск. 17 июня 1941 года, за пять дней до войны, наш земляк, начальник службы внешней разведки генерал Павел Фитин, доложил лично Сталину, что из берлинской резидентуры от надежного агента поступило срочное сообщение о том, что Гитлер принял окончательное решение напасть на СССР 22 июня 1941 года. Сталин сообщение назвал дезинформацией и оставил без внимания. Но война 22 июня все-таки началась, и это стало сильнейшим личным ударом для Иосифа Сталина.

С началом Великой Отечественной войны решением Политбюро ЦК ВКП(б) и советского правительства в конце лета 1941 года на Урал и в Сибирь были полностью или частично переведены руководящий и административный состав Народных комиссариатов вооружения, связи, среднего (оборонного) машиностроения вместе с основными заводами. В город Тюмень из центральных районов страны в общей сложности было эвакуировано около 20 предприятий, в том числе оборонных.   Группа тюменских чекистов во главе с начальником управления Козовым добровольцами ушла на фронт. Оставшиеся в городе оперативные работники с июня 1941 года перешли на военный режим служебной деятельности. В их функции входило выявление и ликвидация разведывательно-диверсионных акций противника, ограждение военных и промышленных объектов, объектов железнодорожного транспорта и линий связи от подрывных действий шпионов, диверсантов и других враждебных элементов. Чекисты обеспечивали сохранность государственной и военной тайны, боролись с антисоветской пропагандой, пресекали распространение враждебных листовок и негативных слухов. Все это позволило удержать в позитивном русле экономическую и политическую жизнь города Тюмени и районов в экстремальных условиях военного времени.

Немало наших земляков, уцелевших в этой неимоверно трудной и кровопролитной войне, возвратившись в Тюмень, пришли в первые послевоенные годы в Тюменское управление госбезопасности. В общей сложности 84 сотрудника в различных званиях, от прапорщика до полковника, служили почти во всех горрайаппаратах и в областном управлении НКВД.

Управление было создано 19 августа 1944 года, одновременно с образованием Тюменской области и, конечно же, нуждалось в опытных кадрах. И это были лучшие во всех отношениях, образцовые чекисты, имевшие бесценный опыт фронтовой и зафронтовой работы, в том числе в подразделениях военной контрразведки СМЕРШ. Именно они и стали кадровой основой вновь созданного управления НКВД. Они щедро передавали приходившим в управление молодым оперработникам свой колоссальный военный и чекистский опыт и сумели подготовить себе достойную смену. Память о них увековечена навсегда, все их имена золотыми буквами отчеканены на мемориальном знаке, подаренном властями города тюменским чекистам к 70-летию управления и открытом 20 августа 2014 года на улице Орджоникидзе, 56а, рядом с исторической башней, в которой размещается клуб имени Дзержинского, основанный чекистами еще в 1966 году.

Николай ЗЕНЗИН, полковник ФСБ в отставке

Продолжение следует

Опубликовано: газета №235(4526)

Читайте больше:

Уличные художники замаскировали кирпичную кладку под бревенчатый сруб

Тюменцев проверят на знание истории Отечества