«Евангелие» Достоевского привезли в Тюмень
Да, это именно то Евангелие, которое прошло с великим писателем путь от Тобольской Тюрьмы до смертного одра. То, на котором Федор Михайлович оставил 1500 пометок – оттисков ногтя (потому что каторжанину нельзя было иметь письменных принадлежностей) и загибов уголков страниц. Это то Евангелие, которое было у него в изголовье на каторге и перед смертью. Это книга, из которой жена зачитала ему последние услышанные классиком строчки и отметила их… «Не удерживай меня», прочитала она. «Значит, я сегодня умру», ответил писатель.
Уникальное издание реликвии в литературно-краеведческом центре представил председатель общественного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадий Елфимов. Вместе с Российской государственной библиотекой (где и хранится реликвия) Фонд выступил издателем.
Аркадий Елфимов – удивительный рассказчик. Небольшой, но полностью заполненный зал литературно-краеведческого центра в полной тишине внимал истории жизни Достоевского, начиная с расстрела кружка петрашевцев, гражданской казни, помилования, до каторги и ссылки…
История эта переплетается с судьбой декабристов. В первую очередь, с их женами. Именно Наталья Дмитриевна Фонвизина стала инициатором заботы о сосланных декабристов. Из ее рук Достоевский получил главную книгу своей жизни. Сам писатель потом вспоминал, что именно эти женщины поддержали его самого и петрашевцев в самое трудное время их жизни.
Напомним, что до этого «Евангелие» Достоевского было представлено в Москве и Санкт-Петербурге.
- Наша российская история – это время славы и восторга, как писал Пушкин, - начинает свой рассказ Аркадий Елфимов. – И тоже самое можно сказать о истории нашего региона… Именно Тобольск сыграл в жизни Достоевского уникальную роль. Не получи он этой книги, то ещё неизвестно, что было бы с писателем, с его мировоззрением за те четыре года, которые он провел на каторге. Ведь ему там не разрешали ни читать, ни писать, позволили только взять собой эту святую книгу. Все его произведения, всю его жизнь невозможно теперь изучать без этого Евангелия…
В комплект издания входят несколько книг. Это копия самого Евангелия с восстановленной (после неаккуратной советской реставрации) обложкой, это комментарии к отметкам Достоевского, огромный сборник цитат и отсылок (два полутома по обе стороны от основной книги), работы исследователей творчества классика – их комментарии, предисловие издателя и так называемая «тюремная тетрадь» Достоевского, куда он записал сленг и говоры сокамерников. Эту тетрадь, написанную им в госпитале, сохранил кто-то из персонала тюремной больницы.
Основной научный труд в этом издании принадлежит профессору Борису Тихомирову. Специалисты еще недавно считали такое издание невозможным. А Елфимов, проработав с присущим ему упорством над ним несколько лет, издал не просто книги, а произведения искусства.
Сами книги находятся в деревянном ящике, символизирующем тюрьму и каторгу. Да, издание дорогое, но сейчас ведется работа над электронной версией, благодаря которой каждый желающий сможет «полистать» пропитанные потом и кровью каторги страницы, сможет найти параллели в творчестве писателя с этим, можно сказать, пожизненным Евангелием Достоевского, благодаря титаническому труду, проделанному всеми, кто приложил руку к рождению этих книг.
– Когда на Западе люди спрашивают, что такое Россия, им отвечают – это Достоевский и Толстой, – завершает выступление перед публикой Аркадий Елфимов.
А знаем ли мы сами все уголки огромной вселенной Достоевского? Теперь у нас есть возможность заглянуть в самый ее центр, в духовные искания русского классика.
Читайте также: