×
В социальных сетях
В печатной версии

В Музей Распутина передали портрет императора Николая II

"События столетней давности по-прежнему вызывают бурные дискуссии в обществе", - считает Александр Вычугжанин, автор материала, который мы предлагаем на суд нашим читателям.
Фото Сергея Кузнецова.

Одна из активно обсуждаемых тем – личность последнего императора Николая II. Споры эти представляются бесконечными, но одна вещь совершенно очевидна: очень много лжи вылито на последнего российского самодержца.

Достаточно вспомнить ставшие уже бесспорными факты. Справедливо считается, что старт февральской смуте 1917 года был дан выступлением лидера кадетов Павла Милюкова. Профессор Милюков в знаменитой речи 1 нояб-ря 1916 года в Государственной Думе поддержал широко распространявшуюся версию об усилиях царицы-«немки» склонить императора к заключению сепаратного мира с Германией. В качестве источника он использовал немецкие газеты (а те вбрасывали лживую информацию с подачи пропагандистского отдела немецкого Генштаба). Заключил он свою речь эффектной фразой: «Что это, глупость или измена?» Проведенное впоследствии Чрезвычайной следственной комиссией (созданной Временным правительством) расследование не выявило никаких подтверждений этим слухам, которые широко распространялись газетами либеральной направленности с целью опорочить репутацию императрицы Александры Федоровны. Такова же цена была и активно распространя-емым слухам об интимной связи царицы и Григория Распутина.

Не меньше споров вызывает и личность Григория Ефимовича Распутина. И он был убит так же беззаконно, как царская семья.

Ярким примером извращений исторических фактов являются памятные людям моего возраста фильм «Агония» и роман Пикуля «Нечистая сила». Когда-то, чтобы прочитать этот роман, в библиотеках стояли целые очереди.

Мистическим образом судьба Николая II связана с нашим краем. В июле 1891 года будущий император посетил Тобольск, в частности губернский музей, где принял на себя обязанности почетного попечителя музея. Вечером 31 июля 1917 года, уже будучи под арестом, он со всей семьей проездом в Тобольск прибыл в Тюмень. К этому времени уже был убит уроженец села Покровского Тобольской губернии Григорий Распутин, которого с царской семьей связывала его способность облегчать страдания тяжело больного наследника Алексея.

Известно, что зять Распутина во время заточения царской семьи в Тобольске предпринимал попытки к ее освобождению, но безуспешно.

Следует вспомнить и то, что на обратном пути из Тобольска в Тюмень император и императрица останавливались в Покровском для перемены лошадей. Случайно перепрягание лошадей происходило как раз напротив дома Распутина. (Случайность ли это?!)

Что им вспоминалось? Предсказание Распутина: не будет меня, не станет и вас?! Или же то, что именно Распутин был одним из инициаторов канонизации Иоанна Тобольского, последнего из тех праведников, которых канонизировали при Николае II? 

Уже многие годы музей Распутина в селе Покровском Тюменской области, созданный по инициативе и трудами супругов Смирновых, Марины и Владимира, подлинных энтузиастов, стремится дать правдивое освещение событиям столетней давности. В связи с этим инициатива участника фонда, основателя филумизма, единственного художника в мире,
работающего в этой технике живописи, Игоря Владимировича Рязанцева от имени фонда «Ветеран нефтегазстроя» передать в дар музею Распутина свое произведение «Портрет Николая II» решает две задачи. Во-первых, пополняет фонд музея достойным экспонатом, украсит его экспозицию. Во-вторых, качественно, в необычно выполненной манере портрет императора станет для кого-то из посетителей стимулом в изучении истории Отечества. Творческую манеру художника отличает не только уникальная техника, но  и стремление донести до зрителя духовный мир своих героев. Тот, кто видел выполненный художником портрет Распутина, наверняка согласится с тем, что наш земляк представлен в образе человека, ничего общего не имеющего с теми лживыми представлениями, которыми нас  в не столь давние времена упорно потчевали. На портрете изображен человек, со всей очевидностью далекий от каких-то мирских сиюминутных страстей, а благословляющая рука красноречиво свидетельствует о том, что он молится за каждого зрителя. Таково мое прочтение этой исторической личности художником Игорем Рязанцевым. И мне очень приятно, что Игорь Владимирович подтвердил правильность понимания его творческого замысла.

Портрет Николая II удалось увидеть в присутствии художника. И мне радостно, что моя мгновенная реакция на изображение также не противоречит авторской версии.

Несомненно, следует поздравить художника с очередной творческой удачей. Главное, что могу сказать, – художнику удалось создать то, что называют художественной правдой.

Первое впечатление: совершенно очевидно, что художник Рязанцев постарался глубоко проникнуть во внутренний мир последнего российского императора. В произведении присутствуют по технике исполнения и портретный жанр, и иконописная манера. Но если это портрет, то на какой временной промежуток?! Но это и не совсем икона, хотя совершенно очевидно, что на манеру выполнения портрета повлияло решение о канонизации Николая II. Более того, когда художник обратил внимание на такую деталь, как широкое черное обрамление по периметру изображения, то это уже не требует каких-то дополнительных комментариев.

Интересно было сопоставить свои впечатления с участниками встречи – с кем удалось переговорить. Виталий Аксенов: «Взгляд пронзающий». Камиль Ахмедов: «Особое внимание обращают глаза императора». В связи с этим сразу же вспомнилось выражение «Глаза – зеркало души». Что касается императора Николая II, то многие современники отмечали его «лучистый взгляд». Но то – при жизни. Здесь же человек, переживший страдания поистине библейские. И это нашло отражение в картине. При этом тот же Камиль Ахмедов отмечает, что, несмотря на очевидную печать страдания, портрет не производит гнетущего впечатления. Вполне возможно, благодаря необычной цветовой гамме. Она создает праздничное впечатление. Рискну утверждать – это дань художника прославлению святого. 

Читал я, и не раз, о святом праведном многострадальном Иове. Известно, что Николай II предрекал сам себе такую же судьбу. На мой взгляд, впервые удалось в портрете Николая II
передать связь с этой библейской притчей. Не надо обладать большим воображением, чтобы выделить яркие детали картины. Казалось бы, взгляд императора обращен в свой внутренний мир. И это вполне объяснимо – Николай II был высокодуховным человеком. Не случайно существует легенда, что он хотел уйти в монахи. Но при внимательном рассмотрении очевидно и то, что взгляд устремлен вдаль. Сразу вспоминается Высоцкий: «Чтобы видеть дальше и вернее – нужно посмотреть поверх голов...» Но верным представляется и мнение, что канонизированный святой видит то, что нам неведомо. Это уже взгляд сквозь столетия. 

Когда эти свои экспресс-впечатления выложил художнику – он согласился. Но вот как такого эффекта достичь – тайна сия велика есть...

Сам художник больше предпочитает говорить о такой детали, как борода. Поведал, что искал такой образ четыре месяца. На мой взгляд, не зря старался. Борода эта сразу отсылает к древнерусской традиции. Вспомнился костюмированный бал  в Зимнем дворце 1903 года. Тогда вся знать Российской империи обязана была явиться на маскарад в костюмах допет-ровского времени. Далеко-далеко этот маскарад выходил за пределы придворной забавы.

Обращение к традициям допет-ровского времени – это  в первую очередь восстановление 
патриаршества!

Известно множество порт-ретов последнего российского императора. Самый знаменитый – прижизненный кисти Валентина Серова, лучшего портретиста России начала XX века. Эта работа получила всемирную известность. Не сомневаюсь, что такая же судьба уготована работе и нашего земляка художника Игоря Рязанцева. Кстати, он единственный из России приглашен со своими работами на всемирную выставку картин в Лувр, один из самых знаменитых музеев мира. 

Особое значение этот дар приобретает в связи с тем, что  в настоящее время намечен новый туристический маршрут «Царский путь». Предполагается, что маршрут будет продвигать Тобольск как туристическую площадку в зимнее время. Основные точки маршрута: Тюмень, Тобольск, Иевлево, Борки, Покровское, Екатеринбург.

Поддержка фондом «Ветеран нефтегазстроя» такой инициативы – это и поощрение патриотических традиций как  в искусстве, так и в меценатстве, и желание внести и свой вклад в прославление нашего края.

И еще один символичный момент: мероприятие проходило в день основания Царскосельского лицея. Это учебное заведение готовило для России управленческую элиту и дало много ярких имен нашей культуре. Самый знаменитый среди воспитанников – поэт Александр Пушкин. Но вряд ли кто сейчас вспомнит девиз этого лицея. Звучит он так: «Для общей пользы». Я уже не первый раз встречаюсь с уважаемым Виталием Михайловичем Аксеновым на проводимых фондом мероприятиях, и могу сказать, что организованы они блестяще! А его мотивация, по моему глубокому убеждению, именно такова: он делает все для общей пользы. Как  и все собравшиеся 19 октября в зале отеля «Евразия» – художники Игорь Рязанцев и Александр Павлов, музейщики Марина и Владимир Смирновы, управленец Андрей Голоус, издатель Сергей Дикк, меценаты Виктор Рябков и Геннадий Торопов, ветераны нефтегазстроя. Без всякого пафоса – труды всех собравшихся направлены на пользу народа российского. 

Дай Бог здоровья Виталию Михайловичу и его соработникам по фонду! 

Александр ВЫЧУГЖАНИН, доктор исторических наук, член Российского исторического общества, лауреат премии Союза писателей России «Имперская культура» имени Эдуарда Володина.

Опубликовано: №199 (4490).

Читать больше:

В Тюмени создан оперативный штаб для борьбы со снегом

Тюменскому областному телевидению исполнилось 60 лет

331Просмотров
Комментариев

Читать далее
Соревнования пройдут на базе физико-математической школы.
В конце прошлой недели в Тюменском индустриальном университете прошел 48-часовой форум разработчиков «умных» систем и технологий.
Накануне государственного праздника в институте государства и права ТюмГУ царила предэкзаменационная атмосфера. Лекции, зачеты, защиты магистерских диссертаций, сессия...
В 60 городах России стартует акция "Правовой диктант". Тюменцы также примут участие в этом мероприятии.
Медали чемпионата получили 102 молодых профессионала.
7 декабря в учебном центре Федеральной противопожарной службы прошел конкурс профессионального мастерства «Славим человека труда!» Уральского федерального округа в Тюменской области в номинации «Лучший пожарный».