×
В социальных сетях
В печатной версии

Как помочь первокласснику справиться со стрессом?

Первые учебные дни несут не только радости, но  и тревоги. Как помочь первокласснику справиться со стрессом, редакция спросила у тюменского психолога, автора книги «Азбука воспитания: от дошкольника до студента» Валентины Морозовой.
Фото Юрия Комолова.

– Валентина Николаевна, стресс от первых учебных нагрузок – это нормальное явление?

– С одной стороны, да. Новая непривычная ситуация требует мобилизации всех ресурсов организма. Возможны нервные перегрузки. Если ребенок не может адаптироваться к школе, вероятны даже проблемы со здоровьем: головные боли, боли в животе. Стресс может быть причиной нарушения школьных правил, агрессии, отказа заниматься или ходить в школу, отвечать учителю. С другой стороны, все родители посещали школу, все это пережили, справились. Давайте относиться к первому сентября как  к дню, открывающему перед ребенком новый путь развития. 

– Итак, что предпринять родителям первоклассника, чтобы минимизировать вредные последствия стресса?

– Самое первое, о чем нужно позаботиться, – об организации рабочего места новоиспеченного школьника, где он будет готовить уроки. А рядом пре-дусмотреть место для себя. Маловероятно, что первоклассник начнет сам делать домашнее задание. Навык формируется постепенно. Но быть рядом – не означает смотреть в тетрадку. Просто первое время нужно осуществлять контроль, потому что самоконтроль у ребенка вырабатывается не сразу. Присутствие родителей помогает ему собраться, не отвлекаться на игрушки. Как только заметите, что ребенок занимается делом, можно отодвинуться, но остаться в комнате. Задача – не брать полный контроль за жизнью взрослеющего человека, не выполнять за него домашнее задание, не собирать за него портфель, не заводить за него будильник, а быть помощником в трудную минуту. Для нас задания по программе первого класса очень простые, родители могут раздражаться, когда ребенок чего-то не понимает. Но малышу действительно сложно, он даже с трудом различает, где кончается одно слово и начинается другое. Можно договориться: «Пять минут думаешь сам, а потом посмотрим, что  у тебя получилось. Пробуй!» Дать возможность для самостоятельной интеллектуальной работы. Не нужно постоянно висеть над ним, не давайте советов сразу.

– Это касается письменных заданий. А как быть с устными?

– Многие задания позволяют сотрудничать с ребенком. Например, в процессе общения можно готовить ответы по предмету «Окружающий мир». Вместе собирать гербарий. Главное – не относиться к урокам как  к наказанию для родителей. Получение знаний дает ученику выход на новый уровень.

– Есть ли рекомендации по питанию первоклассника? Считается, что сладкое дает энергию мозгу.

– Сладостей у детей достаточно. Голова не страдает. А вот чего не хватает первокласснику в школе, так это движения. Он ограничен правилами поведения. Бегать на перемене не разрешается. Так что зависание у телевизора или компьютера дома – это не отдых. Пусть побегает, попрыгает, покувыркается. Помочь прибраться в комнате – лучший отдых, чем мультики. Родители должны позаботиться об организации разных видов деятельности. Спортивная нагрузка особенно нужна мальчикам. И обратите внимание: нельзя наказывать лишением движения!

– А как правильно наказывать?

– Смысл наказания – в научении, в исправлении ошибки, в выработке необходимого навыка. Если написал строчку небрежно, пусть напишет еще одну. Если лишить мультиков или прогулки, дети даже не смогут связать эти два явления. Бессмысленно демонстрировать родительскую силу лишением удовольствий. 

– Стоит ли отдавать первоклассника в кружки, студии, если он не успевает в школе?

– Считаю, что да, потому что хоть где-то он должен быть успешен. Тогда он может перенести это ощущение на учебную деятельность. Некоторым оценки не важны в принципе. Но каждому нужно, чтобы им восхищались. Должны появиться амбиции. Там, где ты успешен, твой ресурс.

– Некоторые родители не хотят, чтобы их сын или дочь общались с плохими, как они думают, сверстниками. А что вы посоветуете?

– Конечно, мы всегда учим детей, что хорошо, что плохо. Мы не сможем быть всегда рядом с ними. Я бы посоветовала сравнивать ребенка не  с другими детьми, а с ним самим. И тогда он будет верно выбирать себе товарищей. А чужих детей мы не можем воспитывать. 

– Неужели нельзя пригласить друзей ребенка к себе домой, покормить их, развлечь без разрешения их родителей?

– Все нужно делать в разумных пределах. Тем более мы учим детей правилам без-
опасности, например, не контактировать с незнакомыми взрослыми. Нужна золотая середина.

– А школьники других возрастов, как показывает практика, испытывают ли стресс в связи с началом учебного года?

– Стресс возможен всегда, когда появляются новые задачи. В первом классе ребенок должен принять правила общества, научиться самостоятельной деятельности. В среднем звене перед ним встает задача построения отношений. В старших классах формируется мировоззрение, происходит самоопределение.

Опубликовано: газета, № 159 (4450). 

Читать больше:

В первый класс пойдут 23 тысячи детей Тюменской области

Льготы на питание школьникам

901Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Вчера состоялся финал регионального этапа конкурса «Славим человека труда!» в номинации «Лучший инженер-программист».
С удовольствием представляем читателям стихи Владимира Шугли, почетного генерального консула Республики Беларусь в Российской Федерации в Тюмени.
Кевин Спенсер поделится опытом работы с пожилыми людьми.
Школьники соревновались в оказании первой помощи.
В Тюмени стартовал региональный этап конкурса профессионального мастерства «Славим человека труда!» УрФО в номинации «Лучший повар».
В течение дня температура атмосферного воздуха заметно повысится.
Опрос
Как вы проводите выходные зимой?
Активно провожу время (каток, лыжи, сноуборд и т.д.)
Рыбалка, охота, пикники на природе
Провожу время с семьей
Просто отдыхаю или высыпаюсь
Занимаюсь собственным любимым делом
У меня не бывает выходных
Стараюсь выйти куда угодно, лишь бы не сидеть дома (кино, театр, музеи, гости)