×
В социальных сетях
В печатной версии

Гостем редакции стал легендарный журналист Иван Трацевский

Темами разговора с Иваном Степановичем стали четыре десятилетия в профессии, 60-летний юбилей тюменского телевидения, десятилетие знаменитого фильма «Сага о потерянном гении», секреты мастерства, открытия  и... пчеловодство.
За 40 лет работы в СМИ Иван Трацевский изучил каждый уголок Тюменской области || Фото Юрия Комолова.

Предлагаем читателям печатную версию беседы. 
Татьяна Тихонова:
– Иван Степанович, с чего начался ваш путь в профессию?

Иван Трацевский:
– Окончил факультет журналистики Уральского госуниверситета. Пошел туда в 1972 году после того, как не совсем удачно поступал во ВГИК на кинооператорский факультет. Представил на конкурс фотографии, набрал все баллы, но из 150 человек, отобранных по предварительному конкурсу, надо всего семь кинооператоров. Быстро сообразил, что нужно действовать в другом направлении (это называется интуицией). Лучшей профессии, чем репортер, не найти, поскольку хотел все время передвигаться, ездить. До этого целый год проработал на Свердловской киностудии научно-познавательных фильмов – отсюда моя тяга к кино, телевидению. Трудился в должности декоратора-постановщика. Довелось работать вместе с режиссером, лауреатом Государственной премии Ярополком Лапшиным на кинофильме «Приваловские миллионы». В свое время он снял фильм «Угрюм-река». Для меня тот период стал хорошей школой. Помню актеров – Леонида Кулагина, Людмилу Чурсину... А я был актером второго плана – иногда появлялся в графском облачении, во фраке, с усиками. Меня, семнадцатилетнего, старили лет до тридцати. Снимался также в игровых моментах научно-познавательных фильмов.

Я родом с Урала, из города Верхняя Салда, из рабочей семьи. На факультет журналистики поступил, выдержав немаленький конкурс в 14 человек на место. Уже на первом курсе дали место в фотолаборатории, пять лет специализировался как фотожурналист. Практику проходил в Тюмени, в газете «Тюменский комсомолец». Специально приехал сюда, ведь здесь же огромные стройки! Производственные практики проходил только в газетах – это «Тагильский рабочий», «Красноярский рабочий», «Звезда» во Владивостоке, ходил в Японское море с рыбаками... Публикации всегда были связаны с фотографиями.  Опыт пригодился, когда пригласили на телевидение, тогда это был «каменный век» ТВ. Делал фотоснимки, их демонстрировали на экране, а я сидел в студии и спокойно рассказывал. Помню, режиссеры вздохнули с облегчением: парень говорящий.

Маргарита Шаманенко:
– Тяжело было работать «вживую», ведь тогда не было ни видеомагнитофонов, ни мониторов?

Иван Трацевский:
– Необходима память: надо написать текст, расставить вешки, 3-4 позиции, затем финал,
а между ними говори все, что хочешь. Плюс творческое воображение. Когда выяснили, что я парень не без способностей, предложили поработать для программы «Время» центрального телевидения, и в 28 лет меня назначили старшим редактором в группе подготовки программ для Москвы. Но ведь я хотел быть кинооператором. Попросил кинопленку, снял сюжет на 47 секунд, 7 кадров и отправил в коробочке в Москву. Его показали. В итоге стал журналистом-кинооператором, «волком-одиночкой», покинув должность старшего редактора. Ездил с огромными кинокамерами, штативами много-много лет, пока не развалился Советский Союз. 
К слову, никогда не учился на кинооператорском факультете.

Татьяна Тихонова:
– Счастье вы обрели. Какова же его формула с вашей точки зрения?

Иван Трацевский:
– И счастье, и одна из больших трудостей – это перевести внутреннюю речь во внешнюю. Вот вы что-то прочитали или увидели, а как другим рассказать об этом интересно? Проблема касается и школьников. Мало того что ученик нервничает, когда его вызывают, он и сказать ничего не может. А если экзамены? Значит, нужна тренировка! Спасибо моей бабушке, она тренировала-воспитывала. Спрашивает: «В кино сходил? Про что  фильм?» Отвечаю: «Про любовь». – «Рассказывай!» И старательно слушала пятилетнего мальчугана. В жизни такой «тренаж» очень пригодился. Бабушка прочитала мне, шестилетнему, свой любимый роман «Граф Монте-Кристо», я ходил по бараку (в послевоенное время на Урале было немало политзаключенных) и рассказывал про графа Монте-Кристо и Мерседес. В седьмом классе излагал в бараке «Кому на Руси жить хорошо», за что получал конфеты и пряники. 

Когда человек читает книги, он тренируется, расшифровывая слова, складывая их во фразы, предложения, в текст, начинает видеть мысли и чувства людей, которых уже нет в живых. То есть мозг переводит информацию с букв и вызывает чувства. Главнейшее правило для родителей – воспитывать у детей любовь к чтению.  А вот телевидение, на котором работаю, не учит ребенка разговаривать. 

Наталья Худорожкова:
– Иван Степанович, вас считают едва ли не единственным в регионе сценаристом – создателем научно-познавательных телефильмов и сюжетов. С чего началось увлечение
наукой?

Иван Трацевский:
– Когда приехал в Тюмень, чтобы сделать репортаж, группа ученых-физиков индустриального института повела меня в подвал, чтобы показать чудо. Они взяли металлическую пластинку, положили на платформу и... как жахнут кувалдой. Потом вставили  пластинку в компьютерное устройство и спрашивают: видишь цифры? Потом еще жахнули кувалдой по пластинке. Цифры стали другими. Оказывается, металл запоминает силу удара. Говорю: ну и что? Отвечают: это же открытие! Мне пояснили, что если пластинку положить, например, в космический аппарат или подводную лодку на обшивку, тогда будем знать, какое давление испытывает корпус. 

Скомкайте лист бумаги, и он сразу начнет разгибаться – материал помнит заложенную в нем информацию на температуру, на сжатие. Загадка памяти! Изобретение, которое применяют во всем мире, родилось в Тюмени. С тех пор задумался, а почему бы не рассказывать о тайнах науки. Мне интересна реализация возможностей памяти. Изобретение телевизоров – приборов, запоминающих не только изображение, но и звук, стало гигантским прорывом в технологиях. Очередным этапом развития ТВ может стать синтезирование запаха. 

Основой разума всех живых существ является способность к сохранению и передаче информации. Чтобы двигаться вперед, надо изучать окружающий мир.  Мы все имеем одну матрицу памяти. Как только эта идея пришла, я стал создавать фильмы. О тайне памяти рассказывал не напрямую. Вот, например, пчелы, передающие гигантский объем информации. Их мозг, величиной с маковое зернышко, подобен своеобразному микропроцессору, запоминающему запах, цвет, расстояние и – самое главное – передающему информацию. 

Кстати, человечество шагнуло вперед благодаря разделению труда, используя те или иные способности человека к запоминанию. Вот и секрет успехов школьника кроется в том, как в нем развили способности к памяти, творческому воображению. Изучая поведение пчел, пришли к открытиям. Детей, отстающих в развитии, надо кормить растительным белком – кедровыми, грецкими орехами, которые ускоряют движение нейронов мозга. Секрет ума надо искать в питании и тренировках, усложняя задания. Почему детей с рождения учат рисовать и пояснять нарисованное? Это первые шаги к переводу внутренней речи во внешнюю. Детьми нужно заниматься. Важно, чтобы взрослые, особенно мужчины, были рядом. Отцы учат детей искусству экономики, рациональности, а матери любят сердцем.

Маргарита Шаманенко:
– Иван Степанович, вы автор фильмов об изобретателях радио и телевидения Попове, Маркони, Грабовском. Какие приемы, секреты использовали, чтобы доступно рассказать о научных открытиях зрителям, в большинстве своем дилетантам?

Иван Трацевский:
– Понять мысль гения – каторжный труд. Это понял, когда поставили задачу снять фильм о том, как семнадцатилетнему Борису Грабовскому, родившемуся в Тобольске в начале ХХ века, пришла идея передавать информацию на расстоянии. Причем у него не было специального образования – он изучал в кружке радиодело. Вспомните азбуку Морзе – там человек приподнимает и опускает рычаг. А можно ли сделать процесс автоматическим? Парень придумал создавать изображение на экране из электронных точек (электронный коммутатор). Впоследствии идею украли.
Мне надо было понять его, ведь я гуманитарий, понять, как летит электрон, найти образ. 
В современных телевизорах 1 200 строк, а первые приемники имели всего 35 строк, поэтому изображение было мутным. Передача энергии без проводов на расстояние – это следующий шаг, работы в данном направлении ведутся. 

Добавлю: то, чем занимаюсь – это любительство. Давно пришел к выводу – все, что делаешь из-под палки, редко удается. Стремиться надо к тому, чего душа просит. Я – журналист и по образованию, и по призванию, поэтому работать легко. 

Татьяна Тихонова:
– За что вы любите родной край?

Иван Трацевский:
– За что люблю? Вы не поверите – за гигантский тектонический разлом. Все реки – это разлом земной коры. Уральские горы – тоже разлом. Этот кусок планеты когда-то давно опустился на дно мирового океана. Бушевали вулканы, гибли динозавры... Потом все вернулось обратно. Вода ушла, выросли леса...  Процесс повторялся, но в последний раз, когда платформа не дошла (видимо, не хватило энергии в недрах планеты), образовалась Западно-Сибирская низменность. Сюда стекли песок, глина, золото и т.д. Ученые доказывают: там, где есть тектонические разломы, находятся самые богатые территории в мире. Вот пример: когда снимал сюжет про домостроение, мне сказали, что у нас столько глины, что если ее перевести в коттеджи, каждому жителю планеты можно построить дом площадью 450 квадратных метров. А торф? Мы же ходим по несметным богатствам! Вместе с нанотехнологиями здесь можно делать чудеса! Делайте вложения в изобретения, и вам цены не будет. 

Маргарита Шаманенко:
– Фильм «Сага о потерянном гении», рассказывающий о Борисе Грабовском, имел огромный успех. Голова не закружилась? 

Иван Трацевский:
– Конечно, закружилась. У фильма много наград. Одну из них получил в Ливадийском дворце в Ялте, там, где в свое время были Рузвельт, Сталин и Черчилль. Еще одну награду вручили в Ханты-Мансийске на международном фестивале «Золотой бубен». В конкурсе участвовало 450 работ из 35 стран мира. Спрашивали меня: как ты видишь эти электроны? Мы, работники телевидения, с трудом представляем, как все это работает, а ты рассказал. И почему в нашей стране изобретение Грабовского никто не понял? 

Татьяна Тихонова:
– Газета «Тюменская область сегодня» пишет о многих интересных людях. О ком вы могли бы предложить рассказать?

Иван Трацевский:
– О Германе Губанове, академике Российской академии естествознания и Международной академии экологической реконструкции. Он возглавлял опытную лабораторию в институте Северного Зауралья в поселке Московском и, к сожалению, уже ушел из жизни. Ученый проводил эксперименты о том, как жидкости в сочетании с травами влияют на организм, разгадывал тайны рецептов бальзамов монахов из Тобольска. У него была идея заложить под Тюменью аптекарский сад, но ее не удалось реализовать. Вообще люди делятся на две категории: те, что строят, и те, что строят из себя. Мне более симпатична первая категория. 
Кстати, благотворное влияние на организм оказывают и пчелы – они обладают биополем здорового человека.  

Маргарита Шаманенко: 
– У вас графские корни. Гордитесь, помните или это мешает в жизни? А может, обязывает? 

Иван Трацевский:
– Память для того дана человеку, чтобы помнить. Решил повторить своих дедов и попробовал себя в качестве предпринимателя. Выиграл областной конкурс, построил пчеловодческие комплексы. Больше десяти лет был предпринимателем и понял, что я все-таки журналист. Опыт предков подсказывает: если хочешь преуспеть, занимайся делом, которое по душе. 

Опубликовано: газета, № 150 (4441).

Читать больше:

Победители конкурса «Гордость Тюменской области-2017» получили награды

Прямая линия: спросите о работе врача

211Просмотров
Комментариев

Читать далее
Его приурочили ко Всемирному фестивалю молодежи и студентов.
Вопрос вынесут на обсуждение общественной комиссии.
В субботу, 23 сентября, жители Ялуторовска и гости города смогут стать участниками военно-исторического фестиваля «Огненные версты».
Десятки булок оказались в канаве.
Корректировка регионального бюджета, внесение поправок в Устав Тюменской области и еще сорок вопросов предстояло обсудить парламентариям на прошедшем вчера одиннадцатом заседании Тюменской областной Думы. 
Региональное правительство окажет поддержку в решении их проблем.