×
В социальных сетях
В печатной версии

Сибиряки дорогами побед: на крыльях победы

В годы войны Заводоуковский авиационный завод № 499 поставил на фронт свыше тысячи десантных планеров.
Цеха сборки и планер АМ-14.

22-23 июня по маршруту Тюмень – Червишево – Исетское – Слобода-Бешкиль – Ялуторовск – Заводоуковск пройдет экспедиция «Сибиряки: дорогами Побед». Ее организаторы – журналисты газеты «Тюменская область сегодня» в содружестве с советом ветеранов госбезопасности региона, федерацией велосипедного спорта Тюменской области, отделением «Сибирь-Запад» мотоклуба «Ночные волки», региональным отделением ДОСААФ и поисковым отрядом «Память сердца». Во второй день пути участники сделают остановку в Заводоуковске, где проведут уроки мужества и митинг.

В конце лета 1941 года фашисты приблизились к Воронежу. Но даже под бомбежками и обстрелами Воронежский авиазавод продолжал работу. Боевые самолеты Ил-2 сразу же отправлялись в воинские части. В начале сентября 1941 года было принято решение об эвакуации завода № 18 в окрестности города Куйбышева, а его ОКБ-31 на восток. Эшелон с оборудованием ОКБ завода прибыл на разъезд Заводоуковский в конце октября 1941 года. 

Сложная задача

Александра Москалева, руководившего ОКБ-31, назначили директором и главным конструктором авиационного завода № 499 в Заводоуковском поселке под Тюменью. Руководству предстояло решить сложную задачу – создать авиационный завод по выпуску десантных планеров для Красной армии. 

Еще перед войной Москалев разработал конструкцию десантной кабины ДК-12 и ДК-16 для установки на тяжелых бомбардировщиках ТБ-3. Спустя 12 дней после прибытия в Заводоуковск завод начал собирать первую продукцию – десантные кабины ДК-12, часть заготовок которых привезли с собой. Через некоторое время завод приступил к выпуску учебных планеров А-2, а впоследствии десантных планеров А-7 конструктора Антонова.

Неудачный полет БИ-2

После перевода в Заводоуковск конструкторская деятельность Москалева не прерывалась. В 1943 году Москалев, по доверенности Антонова, модернизировал семиместный десантный планер А-7 в четырнадцатиместный АМ-14. После успешного испытания в полете завод перешел на серийное производство этого планера. 

В этом же году ОКБ Москалева был разработан планер-бензовоз А-7, который был предназначен для дозаправки самолета-буксировщика с целью увеличения дальности. Горючее переливалось электрическим насосом по дюритовому шлангу, прикрепленному к буксировочному тросу.

В 1943 году деятельность Заводоуковского авиазавода была очень напряженной. В дополнение к выпуску планера АМ-14 ему поручили серийное производство первого ракетного истребителя ОКБ Болховитинова БИ-2 с жидкостным ракетным двигателем, заменившего свой прототип БИ-1. Завод изготовил партию из 30 планеров самолета. Испытания самолета проводились в свердловском аэропорту Кольцово, неподалеку от поселка Билимбай, в котором были изготовлены ракетные двигатели конструктора Исаева.
В одном из испытательных полетов самолет БИ-2 потерпел аварию, в результате которой погиб летчик-испытатель Григорий Бахчиванджи при попытке достичь максимальной скорости полета. Испытания были свернуты, производство БИ-2 прекращено. 30 планеров самолетов БИ-2, находившихся на заводе № 499, уничтожили.

Задание Сталина

В этот период ОКБ заводоуковского завода разработало проекты мотопланера САМ-28 на 21 пассажира. Кроме того, проводились государственные испытания штабно-связного самолета САМ-25, являвшегося одной из модификаций САМ-5-2бис.

В мае 1943 года завод получил срочное задание на изготовление 50 десантных планеров АМ-14 для переброски грузов в район Минска к осажденным карателями белорусским партизанам. Партизанские отряды своими боевыми операциями не давали покоя немецким захватчикам, причиняя им значительный урон. Кроме того, они отвлекали существенные силы от готовящейся немцами наступательной операции под Курском. Фашисты создали крупные, хорошо оснащенные отряды и приступили к уничтожению партизанских формирований. 

Срок выполнения заказа на планеры был очень жестким – 25 дней, а выполнение этого задания контролировалось лично Сталиным. С помощью этих планеров партизанов усилили горючим, вооружением, медикаментами и комсоставом. Операция удачно прошла под завесой высокой секретности и для немецких карателей оказалась неожиданной и разгромной.

За успешное выполнение задания Сталина директору завода № 499 Александру Москалеву вручили медаль «Партизану Отечественной войны» первой степени. Это небывалый случай награждения такой медалью в глубоком тылу. 

Разработанные Москалевым самолеты САМ-5-2бис участвовали в войне как связные и санитарные, а с 1943 года по заказу ВДВ выпускался самолет САМ-25, имевший более высокую скорость и грузоподъемность, поддерживавший связь с партизанами за линией фронта. 

Успехи Красной армии инициировали желание конструкторов завода подготовить к послевоенному времени гражданские самолеты, потребность в которых должна была резко возрасти. В ОКБ Москалева начали разработку гражданского пассажирского самолета САМ-27 на перевозку 22-х пассажиров со скоростью до 350 км/час. Самолет предназначался для эксплуатации на грунтовых аэродромах. 

В работе находился десантный планер САМ-23 на 22 десантника. Его строительство было закончено в начале 1945 года, он успешно прошел летные испытания и был принят для серийного выпуска. В планере могли разместиться танкетка или пушечное вооружение. Но окончившаяся война изменила все планы, и строительство планера потеряло смысл.

Деятельность авиационного завода № 499 оставила заметный след на Заводоуковской земле. На базе оставшихся цехов организовали новое производство, в настоящее время – Заводоуковский машиностроительный завод.

Опубликовано: газета, №104 (4395).

Читать больше:

Книги фонда «Возрождение Тобольска» известны от Москвы до Камчатки

Тюменский драмтеатр представит спектакли в Екатеринбурге

313Просмотров
Комментариев

Читать далее
В Пенсионном фонде РФ по Тюменской области назвали информацию о перерасчете пенсии за детей, рожденных до 1991 года, неточной.
В рамках проекта «Мои права» профессиональные юристы консультируют предпринимателей и рядовых обывателей жителей района.
Работой над мобильным приложением, ориентированным на помощь призывникам и их семьям занялись активисты программы «Достойный выбор».
В сквере шахматистов прошел спортивный праздник для детей, отдыхающих в летнем школьном лагере.
Центры занятости населения Тюменской области регулярно организуют профориентационные встречи.
Губернатор Владимир Якушев развеял опасения охотников.
Кульминацией празднования 73-й годовщины со дня образования области стало чествование земляков, прославивших своим трудом и поступками малую родину.
Обновленный аэропорт, строительство федерального центра по организации воздушного движения и новый вертодром дают уверенность в том, что Тюменская область уверенно становится на крыло.