×
В социальных сетях
В печатной версии

XVII век породил 1917 год (часть шестая)

Продолжаем публикацию авторских размышлений на тему развития русского народа вместе с Татьяной Тепышевой.
Нестор летописец. Источник фото: ruvera.ru.

Продолжение, начало:

XVII век породил 1917 год (часть пятая)

XVII век породил 1917 год (часть четвертая)

XVII век породил 17 год (часть третья)

XVII век породил 17 год (часть вторая)

XVII век породил семнадцатый год

В храмах царской России,  на западной стороне, против алтаря, над дверями по обычаю находилась икона Страшного суда. Уходя после службы домой, последнее, что видели прихожане – эту икону,  служившую напоминанием им о том, что последнее слово в земной истории человечества будет за Богом.

В это же самое время корифеи исторической науки  Н.М. Карамзин (1766–1826), С.М. Соловьев (1820–1879), В.О. Ключевский  (1841–1911) в своих научных трудах, ставших классикой,  продолжали традицию, заложенную В.Н. Татищевым (1686–1750). Автор первого обобщающего труда по русской истории, он рассматривал ее как смену одних событий другими, когда одни  выступали как причина, а другие – как следствие. Казалось бы, парадокс:  в империи, где православие является государственной религией, ученые пишут свой взгляд на развитие событий в стране, в котором  главным двигателем истории сделался выдающийся человек. Влияние Бога на сотворенный Им мир не учитывалось.  Но таковы оказались последствия грандиозной цивилизационной катастрофы середины XVII века – секуляризации, обмирщения, когда Бог отодвигался на второй план.

Что уж говорить про атеистический XX век, когда всем «заправляли»  классики марксизма-ленинизма с их «железной» схемой истории как смены общественно-экономических формаций. Везде и всюду были развешаны плакаты-напоминание: «Наша цель – коммунизм», то есть такое общество, при котором  человек будет обладать максимумом материальных благ и жить  с максимальным социальным и бытовым комфортом.  И хотя обещанный рай на земле не случился, но когда в начале 90-х россиян снова поманили новым раем, на этот раз  «капиталистическим», ради которого даже развалили страну, доверчивые опять поверили. За что были жестоко наказаны…

Разумные же в сосредоточенной тишине научных кабинетов, мысленным взором охватывая тысячелетний русский путь, искали ответы на корневые вопросы жизни. Зачем явился в мир русский человек? Ради чего он освоил великие пространства Европы и Азии? Во имя каких целей объединил в одном государстве разные народы? Годы и годы  напряженной работы научной мысли наедине со Временем и Русской Землей помогли не только рассмотреть стратегическую русскую дорогу, но и то, когда мы с нее сбились.

Оказывается, давным-давно, в золотые дни детства, с которыми сравнивают период Киевской Руси, древнерусские мыслители, у которых было совсем иное знание о мире, уже знали ответы на многие из этих вопросов. Старательно, по послушанию, смиренные иноки записали их на страницах старинных книг.  До нас дошли осколки, не более 500 рукописей, созданных в домонгольское время. Но даже их оказалось достаточно, чтобы высветился духовный смысл истории Руси-России. 

Заглянув за плечо древнерусских авторов,  вдумчиво прочитаем текст глазами  самих книжников и мы.  Итак, христианское понимание истории Русской земли.

XI–XV века: «Господи, благослови!»

Свой профессиональный праздник российские историки отмечают 9 ноября – в день памяти преподобного Нестора Летописца (ок. 1054–1114), автора знаменитой «Повести временных лет». В отличие от своих потомков, коллег XVIII–XX веков, этот печерский монах, нетленные мощи  которого сегодня находятся в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской лавры, знал, что случайностей на земле не бывает.

Слово «летопись» происходит от древнерусского  слова «лето», что означает «год», «временных» – значит минувших.  Само название летописи объясняет, чему Нестор, признанный отец русской истории, посвятил последние 10 лет своей жизни: чтобы рассказать, «откуду есть пошла руская земля, кто въ Киеве нача первее княжити, и откуду руская земля стала есть». Но «Повесть временных лет» – это не просто перечисление фактов и дат в хронологическом порядке, фиксация «што ся здея в лето си». По мнению ряда исследователей (И.Н. Данилевского, А.Н. Ужанкова), древнерусская летопись – это перечень благих и злых дел, по которым Господь станет судить людей в день Страшного суда, то есть своеобразный отчет русского народа о своей земной жизни.

Не отрицая историческое значение летописи преподобного Нестора, важно учитывать, что это еще и жемчужина древнерусской литературы.  Кто сегодня не знает крылатых фраз, которыми Нестор описывал походы князя Святослава Игоревича: «Иду на вы!» или «Мертвые сраму не имут»! По выразительному определению академика Д.С. Лихачева, это литература одной темы и одного сюжета: спасение души. Мир для наших далеких предков делился на сакральный, небесный, как говорили в Древней Руси – «горний» и материальный, «дольний» – земной. Смысл земной (ограниченной во времени) жизни человека – приуготовление души к вечному бытию в небесной обители с Богом и праведниками. 

В результате того, что многие  поколения русских людей стремление к Царствию Небесному заменили поисками мифического «рая на земле», как изменялась душа народа и характер общества, мы знаем «не очень». Восстановить  эволюцию общественного сознания  может помочь  развитие отечественной литературы. Ибо что такое литература? Это отражение мировоззрения писателя. 

Древнерусская культура очень сильна была в «немом» искусстве — каменном зодчестве, от которого вышла архитектура и иконописи, фреске и мозаике, положивших начало светской живописи. За перо русские монахи, митрополиты и князья, «внуки Володимера», взялись тоже очень быстро. 25 марта 1038 года, в канун Пасхи,  священник Иоанн произнес проповедь по случаю освящения новопостроенной церкви Благовещения на Золотых воротах в Киеве. В 1051 году Иоанн станет первым митрополитом из русских Иларионом, а его проповедь, сказанную в 50-летний юбилей Крещения Руси и записанную письменно, мир знает как гениальное «Слово о законе и Благодати».

До середины XV века, когда развивался естественный ход русской жизни,  средневековый книжник был уверен, что книга создается  не по его хотению, но «соизволением и вдохновением духа Божия», поэтому перед работой обязательно  просил помощи: «Господи, благослови!».

Святоотеческий фундамент русской литературы

Русская литература — самая древняя в Европе, она старше и английской, и немецкой, и французской. За семь столетий, с XI по XVII век, она прошла путь от словесности до литературы нового времени, от символа к образу, от духовности к душевности. Исследователи выделяют три этапа в развитии мировоззрения  древнерусских авторов, а следовательно, и русского человека.

Со времени Крещения Руси до конца XV  века – это теоцентризм (от греческого «theos» – Бог), когда в центре мироздания  русского человека находился Творец, который не оставляет сотворенный им мир; с конца XV века по 40-е годы XVII века —  антропоцентризм, когда царь Вселенной уже человек, и в литературе обсуждается, каким он должен быть. XVII век стал кризисным, живая связь с Богом начинает разрываться, и в начале XVIII века происходит секуляризация русской культуры, в центре Вселенной уже «я», поэтому сегодня мы живем в жестоком мире эгоцентризма.                                                      

С середины XI века, как только русские книжники взяли в руки перо, а иконописцы кисти, и до конца XV века  творчество осмысливалось  как божественный акт. Древнерусский человек считал, что Бог из центра Вселенной  смотрит на человека. Этим объясняется  обратная перспектива в иконе и «скованное» перо древнерусского книжника, отсутствие художественного вымысла (он появится только в XVI веке). Про некоторые годы в летописи, например, записано – «не бысть ничего».  Еще одна особенность, изумляющая в древнерусской культуре, – анонимность многих произведений, наши далекие предки творили  не «славы ради».  До сих пор ученые бьются над тем, чтобы установить авторство гениального «Слова о полку Игореве».

Книжник считал, что сам по себе он ничего не сочинил, он лишь зафиксировал то, что ему открыл Бог. Он посредник.  Его авторское участие (и задание) заключалась в том, чтобы не исказить, а как можно более точно донести истину, почерпнутую им в Священном Писании или по Благодати (то, что открыл Бог). Церковнославянский язык почитали как священный, и древние книжники считали, что на нем можно писать только богооткровенные истины христианства. Если молитва для них являлась разговором человека с Богом, то  чтение книг – беседой Бога с человеком. 

Подавляющее большинство древнерусских писателей этого периода причислены к лику святых: митрополит Иларион, автор «Слова о законе и Благодати», игумен Федосий Печерский, автор «Поучений», епископ Кирилл Туровский, за свои проповеди прозванный русским Златоустом, князь Владимир Мономах, автор «Поучения детям», Нестор Летописец, автор «Повести временных лет» и «Жития  князей Бориса и Глеба». Получается, что в большей части древнерусская литература домосковского периода по сути своей является святоотеческой.

В XIV веке русский народ стал называть себя «хрестьани», а с конца XV века исчезают удельные князья, хозяином всего и вся становится «государь всея Руси».

О том, почему с XV века по 40-е годы XVII века  господствовала публицистика  и  на смену летописи резко пришли хроники, читайте в следующей публикации.

Читать больше:

Тюменские малыши попробовали солнце "на зуб"

Тюменские краеведы расскажут об архитектуре учебных заведений города

404Просмотров
Комментариев

Читать далее
Цикл бесед и выставок, посвященных 73-й годовщине со дня образования Тюменской области, проводит областная научная детская библиотека имени Лагунова.
На улице Розы Люксембург, что проходит вдоль тобольского холма, расположено много памятников архитектуры, но особо выделяется среди них красно-кирпичное здание римско-католического храма Пресвятой Троицы.
История о том, как сбываются мечты, если в них искренне верить.
Валерия Борисова из 15-ти лет своей жизни уже 12 выходит на сцену.
Изначально  фестиваль затевался бардовским в дополнение к уже существующим Грушинскому и многим его аналогам, но очень быстро стал пополняться многочисленными авторами любительской поэзии, которые вскоре из просто зрителей превратились в полноценных участников хотя бы потому, что то один, то другой исполнитель пел песни на их слова.
В течение 2016-17 учебного года воспитанники Ярковской детской музыкальной школы ездили на множество конкурсов и ни разу не возвращались без наград.
Вокалисты группы «От Афгана до Чечни» покоряют сердца земляков и поднимают дух патриотизма
Елена Половинкина и Мария Плотникова не только играют в фолк-группе, но и занимаются народными ремеслами и исторической реконструкцией