Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

«Он показал нам, как крута дорога в небо»

24 апреля исполняется 50 лет со дня гибели Владимира Комарова

Общество, 11:30, 24 апреля 2017,
Слушать новость
«Он показал нам, как крута дорога в небо». 24 апреля исполняется 50 лет со дня гибели Владимира Комарова.

Автор: Владимир МИРЕНСКИЙ

История отечественной космонавтики насчитывает немало ярких страниц, ставших достоянием всего человечества и предметом нашей национальной гордости. К сожалению, покорение космоса отмечено не только триумфальными достижениями. Были и неудачи, и, что самое ужасное, трагедии, о которых никогда нельзя забывать. К ним относится и полет космического корабля «Союз-1», во время которого погиб Владимир Комаров. 24 апреля исполняется 50 лет со дня той трагедии.

Идея создания нового ко-рабля, который должен сменить «Восток», родилась у главного конструктора Сергея Королева вскоре после полета Юрия Гагарина. Однако он не дожил до того дня, когда начались летные испытания «Союза». Сергей Павлович умер 14 января 1966 года. Преемником его стал Василий Мишин. Новый главный конструктор активизировал работу по космическому кораблю «Союз».

В середине 1966 года началось изготовление экспериментальных установок, появился электрический макет корабля. Осенью того же года начались летные испытания «Союза».

В середине марта 1967 года в ОКБ обсуждался вопрос о переходе к пилотируемым полетам на «Союзах». Абсолютное большинство – 10 человек из 11 присутствующих – поддержали предложение Мишина о проведении пилотируемого полета, после чего началась подготовка к его осуществлению.

Программа полета предусматривала пуск двух «Союзов». Первый должен был стартовать с одним космонавтом на борту, второй – через сутки – с экипажем из трех человек. Космонавтам следовало осуществить сближение кораблей и их стыковку, а затем – переход через открытый космос двух членов экипажа из второго корабля в первый и возвращение в нем на Землю.

После приема экзаменов были названы экипажи космических кораблей: «Союз-1» – командир Владимир Комаров, дублер – Юрий Гагарин, «Союз-2»  – командир Валерий Быковский, члены экипажа – Алексей Елисеев и Евгений Хрунов, их дублеры – Андриян Николаев, Валерий Кубасов и Виктор Горбатко.

Старт «Союза-1» состоялся в назначенное время 23 апреля 1967 года. Все три его ступени отработали отлично, и через 540 секунд космический корабль вышел на орбиту. Но вскоре начались неполадки – не раскрылась левая панель солнечной батареи. В результате этого «Союз-1» не мог получить достаточного количества энергетики, что ставило под сомнение возможность стыковки со вторым кораблем. Кроме того, не открылись дублирующая антенна телеметрической системы и козырек, защищающий датчик системы ориентации.

В связи с этим Государственная комиссия приняла решение об отмене старта «Союза-2». Утром 24 апреля Комаров получил команду о посадке. На 19-м витке «Союз-1» пошел на снижение. Вскоре по телеметрии прошла команда, сигнализирующая о том, что двигатель причаливания и ориентации не справился с возмущающим моментом из-за ассиметрии, создаваемой только одной панелью солнечной батареи. Вращение корабля набирало обороты и справиться с ним не удалось, в результате чего произошло спутывание строп парашютов. «Союз-1» приближался к Земле со скоростью почти 150 километров в час. Двигатель мягкой посадки не мог погасить столь стремительное падение. При ударе спускаемого аппарата о Землю его корпус развалился на части, внутри возник пожар. Спасатели с трудом извлекли останки космонавта.

Через несколько дней после трагедии Юрий Гагарин сказал: «Он показал нам, как крута дорога в космос. Мы научим летать «Союз». В этом я вижу наш долг перед Володей. Это отличный, умный корабль. Он будет летать». Дальнейшая история космонавтики подтвердила правоту слов Колумба Вселенной.

Опубликовано: газета №70(4361)

Читайте больше:

День авиации и космонавтики отмечается 12 апреля

Знаешь ли ты историю космонавтики?

Автор: Владимир МИРЕНСКИЙ

История отечественной космонавтики насчитывает немало ярких страниц, ставших достоянием всего человечества и предметом нашей национальной гордости. К сожалению, покорение космоса отмечено не только триумфальными достижениями. Были и неудачи, и, что самое ужасное, трагедии, о которых никогда нельзя забывать. К ним относится и полет космического корабля «Союз-1», во время которого погиб Владимир Комаров. 24 апреля исполняется 50 лет со дня той трагедии.

Идея создания нового ко-рабля, который должен сменить «Восток», родилась у главного конструктора Сергея Королева вскоре после полета Юрия Гагарина. Однако он не дожил до того дня, когда начались летные испытания «Союза». Сергей Павлович умер 14 января 1966 года. Преемником его стал Василий Мишин. Новый главный конструктор активизировал работу по космическому кораблю «Союз».

В середине 1966 года началось изготовление экспериментальных установок, появился электрический макет корабля. Осенью того же года начались летные испытания «Союза».

В середине марта 1967 года в ОКБ обсуждался вопрос о переходе к пилотируемым полетам на «Союзах». Абсолютное большинство – 10 человек из 11 присутствующих – поддержали предложение Мишина о проведении пилотируемого полета, после чего началась подготовка к его осуществлению.

Программа полета предусматривала пуск двух «Союзов». Первый должен был стартовать с одним космонавтом на борту, второй – через сутки – с экипажем из трех человек. Космонавтам следовало осуществить сближение кораблей и их стыковку, а затем – переход через открытый космос двух членов экипажа из второго корабля в первый и возвращение в нем на Землю.

После приема экзаменов были названы экипажи космических кораблей: «Союз-1» – командир Владимир Комаров, дублер – Юрий Гагарин, «Союз-2»  – командир Валерий Быковский, члены экипажа – Алексей Елисеев и Евгений Хрунов, их дублеры – Андриян Николаев, Валерий Кубасов и Виктор Горбатко.

Старт «Союза-1» состоялся в назначенное время 23 апреля 1967 года. Все три его ступени отработали отлично, и через 540 секунд космический корабль вышел на орбиту. Но вскоре начались неполадки – не раскрылась левая панель солнечной батареи. В результате этого «Союз-1» не мог получить достаточного количества энергетики, что ставило под сомнение возможность стыковки со вторым кораблем. Кроме того, не открылись дублирующая антенна телеметрической системы и козырек, защищающий датчик системы ориентации.

В связи с этим Государственная комиссия приняла решение об отмене старта «Союза-2». Утром 24 апреля Комаров получил команду о посадке. На 19-м витке «Союз-1» пошел на снижение. Вскоре по телеметрии прошла команда, сигнализирующая о том, что двигатель причаливания и ориентации не справился с возмущающим моментом из-за ассиметрии, создаваемой только одной панелью солнечной батареи. Вращение корабля набирало обороты и справиться с ним не удалось, в результате чего произошло спутывание строп парашютов. «Союз-1» приближался к Земле со скоростью почти 150 километров в час. Двигатель мягкой посадки не мог погасить столь стремительное падение. При ударе спускаемого аппарата о Землю его корпус развалился на части, внутри возник пожар. Спасатели с трудом извлекли останки космонавта.

Через несколько дней после трагедии Юрий Гагарин сказал: «Он показал нам, как крута дорога в космос. Мы научим летать «Союз». В этом я вижу наш долг перед Володей. Это отличный, умный корабль. Он будет летать». Дальнейшая история космонавтики подтвердила правоту слов Колумба Вселенной.

Опубликовано: газета №70(4361)

Читайте больше:

День авиации и космонавтики отмечается 12 апреля

Знаешь ли ты историю космонавтики?



Александр Моор и Владимир Якушев пообщались с жителями Ишима, чьи дома попадают в зону вероятного подтопления

17 апреля

Как районы и города Тюменской области готовятся к паводку: главное

16 апреля