×
В социальных сетях
В печатной версии

Ребенок в школе: инструкция по применению (продолжение)

Вне домашних стен детей поджидает немало сложностей. Помогите им решить их своевременно.
Кандидат психологических наук Галина Морева о школьной жизни детей знает все – она почти десять лет отработала в экспериментальной школе психологом || Фото Валерия БЫЧКОВА

Начало в № 51 от 28 марта

В редакции газеты «Тюменская область сегодня» состоялась прямая линия с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры общей и социальной психологии института психологии и педагогики Тюменского госуниверситета Галиной Моревой. 

Тема, которую в течение часа обсуждали журналисты, читатели и гостья: «Взаимодействие семьи и школы в вопросах воспитания». Синопсис содержательной беседы оказался таков: к ребенку невозможно подобрать инструкцию по эксплуатации, как  к техническому устройству (с общими правилами ухода и сервисной поддержкой); любой ребенок – индивидуальность, и общаться с ним нужно, воспринимая его цельной личностью, а в сложных ситуациях действовать по подсказке сердца. 

– Как взаимодействовать с агрессивными учениками, любителями ненормативной лексики? 

Любовь Дмитриевна, педагог, г. Тобольск (вопрос по электронной почте)

– Я бы предложила ребенку-сквернослову с его согласия записать речь на диктофон, а потом прослушать запись. Может, когда он услышит, как обычно разговаривает, начнет контролировать себя. Скорее всего, школьник, который употребляет ненормативную лексику, не знает, что за ней стоит – просто кому-то подражает, приобщается ко взрослому миру. Родитель, ну покажи своему чаду, как еще можно быть взрослым, не используя мат!

– Учить ребенка помогать старшим нужно лет с двух и, конечно, в семье. Когда дети видят, как их родители взаимодействуют, общаются  с бабушками-дедушками, коллегами, людьми на улице, они затем моделируют  это в своей жизни. В семь лет, увы, говорить на эту тему поздновато…

Галина  Морева, кандидат психологических наук

Что касается агрессии, то здесь необходима индивидуальная работа – нужно понять причины проявления злобы. Не секрет, что дети таким образом защищаются, а не специально желают сделать кому-то больно. В психологии есть понятие «референтный взрослый»: это тот человек, чье мнение авторитетно, принимается на веру. Как специалист я могу сколько угодно беседовать с агрессивным учеником, но послушает он только того, кто для него значим. 

– Дочь-второклассница отлично учится в школе, везде первая, но когда приходит время учить уроки дома, у нее начинается истерика. Мы понимаем, что она очень устает – тренировки в спортшколе, вторая смена в общеобразовательной школе, кружки и дополнительные занятия, но выработать режим нужно сейчас, потому что дальше будет еще сложнее.

– Психологи из группы Эльконина определили феномен «сформированная несостоятельность», который как раз заключается в том, что ребенок самостоятельно не выполняет домашних заданий.

В дошкольном возрасте, что бы чадо ни сделало, мы его хвалим, по головке гладим. Но вот дочь идет в школу, у нее что-то не получается с первого раза, а родители начинают сердиться: не стараешься. Странная ситуация: в прошлом году за все хвалили, в нынешнем только ругают, требуют немедленно повзрослеть. Тогда у ребенка и формируется «несостоятельность». Быть может, он боится, что сядет один за домашнее задание и наделает ошибок. Мы  и сами часто провоцируем такое поведение: «Без меня не приступай, вот приду, проверю и тогда перепишешь». 

Естественно, девочка, которая упоминается в вопросе, очень устает. Пересмотрите ее расписание. Вдохнуть-то вы ей даете, а вот выдохнуть – увы…

– Обсудим тему школьной «дедовщины». Она была раньше, есть и сейчас. Например, старшеклассники «прессуют» малышей – отбирают вкусности из буфета, деньги, еще  и пугают, что если нажалуются, вообще могут в школу не ходить…

– В таких случаях я за жесткость! Если мы узнали о подобной ситуации, следует начинать серьезную работу – с родителями и педагогами в первую очередь. А к ученику можно применить приемы сарказма: «Обидеть маленького несложно, а вот ты попробуй забери у учителя, старушки, больного. Это низкое поведение, проявление слабости и не самых лучших душевных качеств».

– Ребенок утром заявляет: не хочу сегодня в школу. Что делать?

Вера Кох, г. Тюмень (вопрос по электронной почте)

– Это довольно типичная ситуация, и чаще всего она связана с учителем.

Такая история: на уроке в классе все дети тянут руки. Учитель просит мальчика: «Ну скажи, Вова!» А он не знает, что сказать – тянет, потому что хочет, чтобы его заметили. Это «выученная беспомощность». Психологи отмечают, что именно в младшем школьном возрасте (когда не хочется в школу) вновь начинает проявляться психосоматика: это  и повышение температуры, и энурез.

– Но идти нужно! Как родитель я не могу сказать: не хочешь – не ходи. 

– Предварительно поговорите с учителем, спросите, как  у ребенка дела в учебе, в классе. С самим ребенком говорите, настраивайте его на позитивную волну, но заранее, с вечера, а не прямо перед выходом из дома.

Не ищите виноватых, выясните, почему ребенку плохо. 

– Вы говорите, что родителям нужно интересоваться, как ребенку в школе, но есть и другая крайность – когда родители из школы не выходят, сидят на уроках, все протоколируют…

– Если исключить какую-то патологию, то, скорее всего, у таких родителей масса свободного времени и желание в чем-то уличить педагога. Наверное, в такой ситуации учителя должны мягко доказать, что постоянное нахождение родителей в школе не самым лучшим образом влияет на учебный процесс, что многие ученики недовольны, а их ребенок получает психологическую травму. 

– Как вы относитесь к кинопедагогике, когда учителя используют отрывки из фильмов во время уроков?

– Замечательно отношусь, если в этой практике нет навязывания: «только так  и никак иначе».

– У учителя начальных классов есть любимчики – это мало скрывается от других учеников, все родители в курсе. Любимчикам делают поблажки, везде продвигают, выбирают в качестве участников на конкурсы, а остальные ребята остаются в тени.

Василиса Торопова, г. Тюмень (вопрос по электронной почте) 

– Такой педагог совершенно не прав! Пусть любит на здоровье (все мы люди), но не показывает другим детям. Учитель не понимает, что  в первую очередь вредит ученикам, которых выделяет в классе. Вроде бы хочет показать остальным, как нужно учиться, с кого брать пример, но на «выскочку» точно обрушится и обида, и даже гнев ребят. Да  и любимчикам в будущей жизни будет очень трудно без постоянной похвалы.

– Что делать, если ребенок двенадцати лет не любит школу, при этом учится хорошо?

Татьяна (вопрос по Интернету во время онлайн-трансляции)

– Нужно понять причину.

В подростковом возрасте в отличниках и хорошистах остаются дети, у которых хороший интеллектуальный потенциал или очень требовательные родители. 

Чего хочет ребенок в 12 лет? Продемонстрировать свое «я». Вероятно, он не может этого сделать, например, потому что физически отстает в развитии и над ним смеются возмужавшие одноклассники. Вероятно, с учителем напряженные отношения. Поговорите с ребенком, посетите школу. 

– Ребенок начинает обманывать: в школе – учителей, дома – родителей. Какой разговор с ним провести?

– Нужно смотреть, какой у обманщика возраст: маленький ребенок всего лишь фантазирует, взрослый, когда обманывает, боится наказания, хочет получить поощрение, какую-то выгоду. Расскажите ему  о том, что вы как родитель почувствовали, когда узнали об обмане.

– Тема школьного воровства: в раздевалке из карманов, в классе из портфеля. Что должны предпринять учителя, школьные психологи, родители?

– Во-первых, не давайте ребенку с собой больших денег, а сами деньги, телефоны и прочие ценные вещи учите забирать из карманов. Если у меня в бассейне из шкафчика украли телефон, сейчас в бассейн телефон не беру! В каждом классе нужно провести серьезный разговор: что такое воровство, что ты хочешь доказать, когда воруешь…

– Как же воспитывать детей, чтобы они получились хорошими, добрыми, ответственными людьми в будущем?

– Ничего нового не скажу: свои проекции относительно будущего сыновей и дочерей убирайте подальше, просто любите своих детей, искренне желайте, чтобы они были счастливы. Это не значит, что нужно потакать всем желаниям. Идите не на поводу у ребенка, а вместе с ребенком!

Опубликовано: газета №54(4345)

Читайте больше:

Ребенок в школе: инструкция по применению

18 тюменских школьников уехали в Новосибирск

884Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
По всей стране в ноябре пройдёт этнографический диктант.
Тюмень вновь радует горожан теплым солнцем.
Знаковым событием для комсомольцев ХХ века стало открытие памятника «Молодым созидателям земли Тюменской». Вспоминаю конкурс работ архитекторов, претендовавших на его разработку.
Настасью Самбурскую видели на рынке "Михайловском".
На минувшей неделе в адрес редакции поступило 36 письменных и устных обращений читателей.
«Целины» в это лето было предостаточно: Якутия, Ямал, Тюмень, Урал, Крым, Краснодар и даже Бангладеш. Подвести итоги в мультицентре «Моя территория» собралось около двух десятков студентов.
Опрос
Что я больше всего любил (а) в детском садике?
Сончас
Прогулки, физкультуру и зарядку на площадке
Детсадовскую еду
Дополнительные кружки
Утренники
Работу на садичном огороде
Популярные статьи