×
В социальных сетях
В печатной версии

XVII век породил 17 год (часть третья)

Церковный раскол середины XVII века и переворот 1917 года – одни из самых «больных узлов» в истории России.
Православной вере князь Владимир учился вместе со своим народом || иллюстрация с сайта: hram-troicy.prihod.ru. Автор неизвестен.

Продолжение. Начало: 

XVII век породил семнадцатый год

XVII век породил 17 год (часть вторая)

Попытка «до предела» разобраться в их глубинной связи неизменно уводит в  туманные века Древней Руси. 

Исток истории русского народа лежит в монашеской келье. Над разломленной (раскрытой) книгой склонился чернец. Макая остро заточенное перо глухаря или тетерева в густые чернила из сажи (для крепости в них добавлена сосновая смола), он пишет на листе, лежащем на правом колене. Стоит ли удивляться приписке-жалобе безымянного писца на полях одной из древних, еще домонгольских книг: «Пишут два перста, а болит все тело».

Со смертью Святослава Игоревича в 972 году на Руси заканчивается период, когда единолично правил князь, сообщает Нестор Летописец. По завещанию отца киевский престол достался старшему сыну Ярополку, в древлянской земле «сидит» средний Олег, в Новгороде – младший Владимир. Несмотря на то что Владимир воспитывался наравне с братьями, в детстве его часто называли «робичич». Его мать, Малуша, была ключницей, то есть рабыней у бабки, княгини Ольги. От этого мальчишка приходил в ярость – так  в нем сказывался дух отца, великого воина. Поскольку Владимир был еще «детеск велми», то есть мал годами (родился он то ли  в 960, то ли в 962 году), правил за него дядя, Добрыня. Если верить летописцу – брат Малуши. 

Первая княжеская междоусобица Руси

Ярополк, пытаясь вновь объединить Русь, в 977 году пошел на древлянскую землю и присоединил ее к Киеву.

Получив известие о смерти среднего брата в бою, Владимир бежал «за море», к варягам. Наняв сильную дружину, через три года повзрослевший князь вернулся и отвоевал сначала Новгород, а затем по исторической оси Волхов-Днепр повторил путь князя Олега. 

Невдалеке лежало независимое Полоцкое княжество. Летописи молчат, каков был главный мотив, по которому Владимир «приворотил» в Полоцк – желание просватать красавицу Рогнеду или же стремление заполучить себе в союзники ее отца, князя Рогволода. Но Рогнеда отвергла предложение руки и сердца Владимира, причем теми самыми словами, которые с детства приводили его  в бешенство: «Не хочу розути «робичича»! Но хочу за Ярополка!» Дальнейшую трагедию летописец описал двумя словами – Владимир «взял силой» гордую княжну на глазах отца и матери. Говоря современным языком – изнасиловал, а затем убил ее родителей и двух братьев. Первая из шести жен Владимира, несчастная Рогнеда, стала матерью четырех его сыновей, в том числе Изяслава Полоцкого и Ярослава Мудрого. В Киеве Владимир выманил старшего брата на переговоры обманом. Едва Ярополк вошел в палату, как варяги подняли его на мечах. Так в 980 году Владимир стал единоличным правителем Руси. 

Русь крепла. Интересы развивающегося государства требовали не только его единства, одного великого князя во главе, но и введения монотеистической религии. Язычество себя исчерпало. На догосударственной стадии оно довольно успешно справлялось с задачей устроения лада жизни. Но образование государства всегда связано с возвышением определенных социальных слоев и одних племен над другими. Поднимаясь «по карьерной лестнице», они начинали возвышать своих богов, которым поклонялись. Оскорбившись за своих богов, другие племена начинали бунтовать...

Во времена правнука Рюрика для Руси наступили времена исторического распутья. Князь Владимир стал выбирать веру. 

986 год. «Испытание» вер

Государственная мудрость Владимира подсказывала, что его выбор определит судьбу Руси на века. Поэтому сначала он провел дипломатическую подготовку, как бы мы сейчас сказали, лично встретился и поговорил с миссионерами разных религий. Представители Волжской Булгарии предлагали князю ислам, соседней Хазарии – иудейство, «немьци от Рима» – западное христианство, послы от Византии – восточное. Дальнейшее хорошо известно из школьных уроков истории. Правда, отказ от исламизации Руси связан совсем не  с любовью русского князя к свинине и вину. Проблема была гораздо глубже и серьезней, считают современные исследователи. Ислам подразумевал глубочайшую перестройку жизни и быта Руси на совершенно чуждый и непонятный большинству населения лад. Хотя, как свидетельствуют сохранившиеся документы, исламом при дворе Владимира интересовались всерьез. Даже из Хорезма приезжал имам. За отказом принять иудейство тоже стояли политические причины. Святослав разгромил Хазарское государство, добил его, кстати, сам Владимир. О каком уж тут принятии иудейства могла быть речь. Хотя ответ прозвучал вполне толерантно. «Немьци от Рима» услышали из уст Владимира то же, что  и во времена великой Ольги. 

А вот рассказ греческого философа о своей вере заставил Владимира задуматься. Воспитанный бабкой христианкой, он не мог не мучиться тем, что пролил кровь родного брата. Не давала ему покоя и смерть христиан Феодора с сыном Иоанном. Сделав личный выбор, князь Владимир решил не торопиться. Посоветовавшись с дружиной и старейшинами, он послал десять «добрых и смысленных мужей» объехать соседние страны, ибо «вера не только от слышания, но  и от видения». Вернувшись, «разведчики» рассказали о своих впечатлениях. Летописец свидетельствует, что при выборе веры наши предки оказали доверие красоте как свидетельству истины. Но варяжская кровь воина и дух отца, языческая гордость не позволяли русскому князю просить греков крестить его самого и его страну. Он решил веру «завоевать».

Вскоре случай представился. В 80-е годы X века Византию штормило. Полководец Варда Фока поднял восстание, от которого подножие византийского трона зашаталось. Положение становилось отчаянным, а союзников у братьев-соправителей Василия II и Константина VIII не было. Чтобы удержать трон, братья обратились за помощью к князю Руси. Неожиданный «поклон» гордых и высокомерных ромеев, византийских императоров, был лестным для Владимира. Он обещал помочь, но при условии, что братья выдадут за него замуж сестру, принцессу Анну. Весной 988 года шеститысячный отряд русских подавил восстание мятежного полководца, но обещанного вознаграждения – руки Анны – Владимир не дождался. Тогда он решил взять обещанное силой. После долгой осады завладел форпостом Византии в Крыму – Херсонесом (территория современного Севастополя) и пригрозил: если Анна не выйдет за него замуж, он двинет свою дружину на Константинополь и «прибьет щит» на воротах столицы империи, как это делали до него дед и отец. Вскоре пришел жесткий ответ: перед свадьбой Владимир должен креститься. 

Был я зверь, стал человек

Обратно в Киев войско во главе с князем Владимиром, в крещении Василием, и его женой Анной вернулось с хоругвями, сверкающими на солнце иконами и целым штатом херсонских священников. Отпус-тив всех жен  и сотни наложниц из гарема, которые жили в пригородных селах, Владимир первым делом крестил своих детей. Затем приказал «опрокинуть» идолов и объявил киевлянам, чтобы завтра они пришли крес-титься. 1 августа (14 по н. ст.) 988 года в теплых водах Днепра, навсегда ставшего главной русской рекой, нашим Иорданом, киевляне омыли свои грехи, крестясь во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Подняв взор к небу, Владимир громко молился: «Творец неба и земли! Благослови сих новых чад Твоих; дай им познать Тебя, Бога истинного; утверди в них веру правую. Будь мне помощию в искушениях зла. Да восхвалю достойно имя Твое!». 

Прошло всего пять лет со дня последнего человеческого жертвоприношения, совершенного в Киеве по приказу князя. На месте гибели первых русских мучеников за Христа Владимир приказал построить храм. Этот жест покаяния Крестителя Руси, который с сокрушением говорил о себе «был я зверь, стал человек», вошел в историю как Десятинный храм – на его возведение он пожертвовал десятину из своей княжеской казны. Язычники верили в «видимых» богов, и чтобы христианство устояло, «прижилось», нужен был пример веры в Бога невидимого. Промысел Божий, великий режиссер и драматург нашей жизни, не случайно выбрал на роль Крестителя Руси Владимира-Волка, как его звали до крещения. Крестившись, он не просто надел крестик и стал жить как прежде. На глазах изумленных киевлян произошло чудо – глубинное преображение души прежнего жестокого, сластолюбивого, коварного убийцы родного брата. Владимир-христианин помогал не только тем, кто приходил к нему за помощью, но даже отыскивал несчастных, опасаясь, что «немощные и больные не дойдут до двора». 

Вере князь Владимир-Василий учился вместе со своим народом, заповедь «не убий», например, понял буквально. Он начал щадить жизни убийц, наказывая их только денежными штрафами. 

25 июля православные празднуют память мучеников Феодора варяга и сына его Иоанна, а 28 июля – великого князя Владимира. Грешника, преобразившегося в крещении настолько, что даже современники признали его святым, прозвав ласковым князем, Красным Солнышком.

Продолжение следует.

295Просмотров
Комментариев

Читать далее
Площадь Победы в Ялуторовске покорили артисты уличного театра. Этот жанр давно процветает в европейских городах, обрел он прописку и в Тюмени, а вот ялуторовчане познакомились с ним впервые.
Межрегиональный конкурс репортажной фотографии «Памяти Александра Ефремова» пройдет в конце июля уже в 16-й раз (и во второй раз – в формате фестиваля репортажной фотографии «Сибирьфотофест-Тобол»).
Объявлен сбор средств на короткометражку.
Тур будет представлен в середине сентября в Москве на выставке Минкульта.
В год 431-го дня рождения Тюмени мероприятие у литературно-краеведческого центра и на площади Солнца пройдет в третий раз  и вновь позовет горожан и гостей приятно и с пользой провести 29 июля.
Реставрация под руководством тюменской художницы Марии Волковой продолжалась неделю.