Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Вера Федорова: «Профессия режиссера – моя жизнь»

В фильмографии режиссера документального кино более полусотни лент

Культура, 11:12, 21 марта 2017,
Слушать новость
Вера Федорова: «Профессия режиссера – моя жизнь». В фильмографии режиссера документального кино более полусотни лент.

досье

Вера Ивановна ФЕДОРОВА,

режиссер документального кино ГТРК «Регион-Тюмень», действительный член Евразийской академии телевидения и радио, почетный работник культуры и искусства области.

  • Родилась в Ялуторовске.
  • Окончила Тюменское училище искусств, ТюмГУ (исторический факультет), Московский институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. На телевидение пришла в 1990 году ассистентом режиссера. С 1993 года – режиссер ГТРК «Регион-Тюмень».
  • За 26 лет творческой деятельности сняла более 50 кинолент, многие из которых отмечены высокими наградами. Фильм «Бегство к истине» о ненецкой писательнице Анне Неркаги (2014 г.) – первое место в номинации «Традиции милосердия», Всероссийский телефестиваль, г. Ижевск, апрель 2015 г.; первое место на Всероссийском фестивале «Разум XXI века», г. Томск, май 2015 г.; первое место на межрегиональном фестивале «Православие и СМИ», г. Тобольск, 2015 г.
  • Цикл программ для детей «Зебра» («Безопасность на дорогах», 2008 г.) – первое место на фестивале «Я – человек», г. Оренбург, 2008 г., Гран-при фестиваля «Детектив-фест», г. Москва, 2009 г.
  • Наградами отмечен цикл кинолент «Герои России. Бессмертно». Фильм «Раушан Абдуллин. 08.08.2008» (2013 г.) – первое место на Всероссийском фестивале «Щит России», г. Пермь, 2013 г., за освещение темы, посвященной ветеранам боевых действий локальных войн. Авторы цикла фильмов получили межрегиональную премию «Итоги года Урала и Сибири – 2013 г.», победители в номинации «Социальный проект года» (золотая звезда). Цикл является совместным проектом Тюменского регионального отделения Национального благотворительного фонда и ГТРК «Регион-Тюмень». Фильм «Новогодняя ночь в Грозном» (2015 г.) из цикла «Герои России. Бессмертно» – Гран-при Первого Всероссийского фестиваля «Россия.doc.Кино», г. Тюмень, 2016 г.

Ее называют живой легендой тюменского телевидения, а на встречу пришла молодая красивая женщина – стремительная, обаятельная, открытая и чуточку ершистая. Режиссер документального кино Вера Федорова является действительным членом Евразийской академии телевидения и радио, почетным работником культуры и искусства области.

В фильмографии легенды, работающей в сложнейшем из жанров – кинодокументалистике, более полусотни лент. Это цикл киноочерков «Герои России. Бессмертно» и знаменитая «Сага о потерянном гении»  – о первом изобретателе электронного телевидения Борисе Грабовском, «Солнечный май Александра Аржиловского» и «Я вас любил» о композиторе Александре Алябьеве, телепередачи «Час для Вас» и популярные «Исторические прогулки», любимые «20 минут с Ириной Светловой» и «Зебра» для детей...

Ее почерк – умение понять, принять, полюбить человека и дойти до сути, возвысить жизнь до поэтических вершин и музыкальным ключиком открывать сердца. Многие фильмы удостоены высоких наград российских и международных фестивалей.

Сегодня Вера Федорова рассказывает о том, как рождаются режиссеры, о творчестве, жизни и любви.

«Давайте, Верочка, попробуем»

– Вера Ивановна, вы окончили училище искусств по классу баяна, затем учились в Тюменском государственном университете, закончив престижный исторический факультет. А когда девочке из Ялуторовска пришла мысль стать режиссером?

– Случайно. О такой профессии не мечтала. Почему баян? Когда-то в детстве мама потеряла меня на базаре и нашла рядом с гармонистом, которого я слушала, открыв рот. Пианино в нашу небольшую квартирку, наверное, не вместилось бы (улыбается). Поработав после училища полтора года в музыкальной школе, заскучала, несмотря на творческую работу. И тогда за компанию с подругой поступила на истфак Тюменского госуниверситета, хотя конкурс был немалый. Наверное, свою роль сыграла интуиция или нечто высшее, что ведет каждого человека. Затем вновь начались метания, поиски предназначения. Уже будучи экскурсоводом в краеведческом музее, осознала, что музей – тоже не мое.

В материал, который снимаете, нужно влюбиться, иначе ничего не получится. Режиссер состоялся, если у него есть свой почерк, когда в каждом фильме трепещет его душа.

Вера Федорова

И вот появилась возможность устроиться на телевидение. А если ассистентом режиссера попробовать?.. И тут в душе что-то дрогнуло. Благодарна главному режиссеру телевидения Ирине Тужик. Ей понравилось, что  у меня есть база – музыкальное образование и университет, который оканчивала. «Давайте, Верочка, попробуем», – сказала она. Под свое крылышко меня взяли режиссеры Светлана Задорожная и Любовь Переплеткина, учили уму-разуму. Потом на моем пути случился Владимир Матросов (он недавно ушел из жизни). Всех люблю и помню.

Рождение режиссера

– Когда появился ваш первый фильм?

– Первый фильм «Поговорим о странностях любви» сделала в 1993 году с Надеждой Зенковой. Его можно назвать кино-поэмой – к стихам надо было подобрать ассоциативный ряд. Вообще поэтическое кино – сложнейший жанр, требующий создания образа: или ты его уловишь, или он тебе не дастся. Режиссер – это состояние души, жизненный опыт, владение ремеслом, понимание, чего ты хочешь. Плюс идея.

Еще одна работа – «Строфы и грезы» создана по письмам Марины Цветаевой вместе с Еленой Долгополовой. Фильм увидел на фестивале «Золотой бубен» в 1998 году в Ханты-Мансийске знаменитый российский режиссер Игорь Беляев, председатель жюри. Он стал моим учителем, благодаря ему  я состоялась. Лента в шестнадцать минут его зацепила. «Девочка моя, сколько вам лет? – спросил он. – Как можно в каждом кадре создать образ? Вы меня сразили!» И пригласил в Москву постигать науку документального кино.

Рассказывая о героях фильмов, входишь с ними в резонанс, и это удивительно. Их необыкновенные судьбы высвечивают в нас свет лые стороны, делают лучше, чище, выше.

Вера Федорова

Как говорил мой учитель, в материал, который снимаете, нужно влюбиться, иначе ничего не получится. Потом на монтажном столе, как скульптор, отсекаешь все лишнее. Работа над фильмом – это постоянное движение в гору, преодоление препятствий, и без драматургии его не будут смотреть. Режиссер состоялся, если у него есть свой почерк, когда в каждом фильме трепещет душа.

Кино – коллективное творчество: сценарий, режиссура, звукорежиссура, операторское мастерство. Не скажу, что  я сахар, но очень важно, чтобы команда понимала меня.

Любовь движет миром

– Кто они, ваши герои?

– Современники, но  в основном делаю портреты людей минувших веков – люблю жанр «фильм-портрет». Любой фильм о человеческой судьбе всегда драма, которая находит отклик в сердце, заставляет переживать, сочувствовать, сострадать, удивляться. Например, непростой жизненный путь тюменского поэта Александра Гришина, главного редактора журнала «Проталина». Лента родилась благодаря продюсеру, народному артисту России Владимиру Орлу. Вместе с Анатолием Омельчуком и заслуженной артисткой Ириной Бибеевой сделали кино про композитора Александра Алябьева, судьба которого потрясает. В основном помнят его «Соловья», но ведь он написал много музыкальных произведений, был героем 1812 года. Ко всему добавилась и любовная драма.

справка

■ Трилогия «Откровение от Анны» (сказание о ненецкой писательнице Анне Неркаги, 2002 г.) получила Гран-при на Международном фестивале «Спасти и сохранить» в Ханты-Мансийске в 2005 году. Автор Омельчук, режиссер Федорова, оператор Лыкасов, звукорежиссер Федоров.

Рассказывая о героях фильмов, входишь с ними в резонанс. Их необыкновенные судьбы высвечивают в нас светлые стороны, делают лучше, чище, выше. Вот, например, киноактер Александр Аржиловский (фильм «Солнечный май Александра Аржиловского», сценарий написан вместе с Еленой Поддубной). Презентация кино вызвала большой отклик, многие плакали, от жалости к актеру рыдала моя подруга. Фильм будоражил души. Однажды седовласый мужчина принес мне  в аппаратную огромный букет роз – оказывается, он когда-то с Александром был  в пионерском лагере.

Или «Сага о потерянном гении», ставшая легендарной. Она рассказывает о первом изобретателе электронного телевидения Борисе Грабовском, родившемся в Тобольске. Этот город подарил человечеству столько гениев! Иван Трацевский долго работал над сценарием, мы его читали, «обминали», обсуждали визуальный ряд... В итоге вышел удачный научно-популярный фильм, получивший Гран-при Международного фестиваля «Золотой бубен» в Ханты-Мансийске в 2008 году и Гран-при фестиваля «Белые пятна истории Сибири» в 2009 году. Горжусь фильмом, думаю, и наша телерадиокомпания тоже.

С продюсером Лилией Цареградской, которой очень благодарна, сделали несколько кинолент. Это фильм про Григория Пирожникова «Исправник» и кино о тобольском губернаторе, почетном гражданине Тюмени Николае Гондатти (в городе одна из улиц носит его имя). Мы сидели в архивах Сургута и Тобольска, ездили в Китай и Хабаровск вместе с оператором – моим соратником, другом, оператором от «бога» Сергеем Лыкасовым – обладателем «ТЭФИ-Регион – 2016». Большое счастье для режиссера, когда оператор понимает и может выразить твои идеи, воплотить замысел. Доказательство тому – многие победы и награды, увенчавшие наш творческий союз.

Дорогу осилит идущий

– В советский период документальные фильмы довольно часто показывали по ТВ, в кинотеатрах перед началом сеанса. Вот вы  с командой поработали, вложили душу, а где можно увидеть все это богатство?

– На ТВ бывают презентации и повторы, но основная масса людей, особенно молодежь, «живет» в Интернете, будущее за ним. Некоторые ленты можно увидеть в Интернете на авторском сайте Веры Федоровой и Сергея Лыкасова: Ser-ver.site. Вообще региональное телевидение отличается любовью к зрителям, истории родного края. Мы стойко держимся на информационном поле благодаря руководителю ГТРК «Регион-Тюмень» Анатолию Омельчуку, без которого, наверное, документалистика не развивалась бы. Благодаря его неуемной энергии нас знают, мы участвуем во множестве фестивалей.

В свое время с Анатолием Константиновичем сделали немало фильмов. Один из них, который очень люблю, называется «Откровение от Анны» о ненецкой писательнице Анне Неркаги. Она – удивительная, космическая женщина, строгая, даже суровая, и если не примет, то съемки проводить бесполезно, но нам повезло.

– С кем еще сложился творческий союз?

– Долгое время работали вместе с Людмилой Лихотоп – талантливой и красивой журналисткой. Сделали несколько удачных фильмов, которые получили признание и за рубежом. Один из них – «Забвение Христа» о забытой опере композитора Антона Рубинштейна. За фильм Сергей Лыкасов вошел в тройку финалистов «ТЭФИ-Регион – 2004» в номинации «Оператор телепрограммы». С Людмилой работали и над циклом «Исторические прогулки», нередко во время съемок шалили, переодевались.

Работаю с молодыми журналистами. С Юлией Мурзабулатовой продолжаем цикл «Герои России. Бессмертно». С Юлией Марковой сняли фильм про старообрядцев.

Хороший творческий союз сложился с поэтессой и журналистом Еленой Поддубной и продюсером Татьяной Ивановой. Его итогом стал благотворительный проект «Мы с вами, люди» – отдельная жизненная стезя. Проект предполагает цикл фильмов о тюменцах, после знакомства с которыми жить, как прежде, невозможно. Первый фильм проекта «Музы не молчат» повествует о слепом музыканте-самородке Сергее Хрюкине. Его судьба едва ли оставит равнодушным. Очень хочется помочь нашему герою. Добрые люди вставили в квартире пластиковое окно, Анатолий Константинович купил ему магнитофон, другие помогают с лечением. Вот они, результаты работы творческой группы. Добавлю, что фильм участвовал в международном конкурсе «Альтернативная территория кино». Церемония награждения проходила в Санкт-Петербурге. Мы получили самую престижную награду – приз зрительских симпатий.

– Какую роль отводите музыке?

– Она помогает создать образ. Конечно, для этого нужно прослушать немало произведений. Но, например, в фильме про Алябьева звучит только его музыка – необыкновенно красивая. К сожалению, она сохранилась в отрывках и дело за подвижником, который бы собрал ее. Добавлю, что свои фильмы озвучиваю сама, это проще, чем объяснять и давать задание другим. Кроме того, мне нравится это делать. Профессия режиссера – моя жизнь, не мыслю себя без нее, могу работать часами, ночами.

– Вера Ивановна, расскажите о планах.

– Дел и планов много, главное, успеть. Жаль, что  в сутках всего 24 часа (улыбается).

Блиц-опрос

– Ваше кредо?

– Быть самим собой, не лгать и не идти против себя.

– Ваше самое большое достижение в жизни?

– Мой любимый человек.

– Ваш любимый кинорежиссер?

– Их несколько: Тарковский, Гайдай, Рязанов, Меньшов, Лени Рифеншталь, Жан-Пьер Жене и другие.

– Ваш любимый кинофильм?

– Люблю фильмы о войне.

– Чем занимаетесь в свободное время?

– Посвящаю его семье, детям, у меня две дочери. Очень люблю читать. А еще нравится уборка, причем до блеска. Для меня важна эстетика.

– Отношение к транспорту?

– Обожаю водить машину.

– Какие цветы предпочитаете?

– Особенно нравятся ландыши и незабудки.

– Занимаетесь спортом?

– Люблю горные лыжи и йогу. Мы  с мужем горнолыжники. Отсюда любимое время года – зима.

– Готовите сами?

– Да, конечно, и с большим удовольствием, это тоже искусство, особенно потом – как это преподнести красиво!

– Какая музыка звучит у вас дома?

– Та, что передает радио «Победа».

– Пожелания читателям газеты?

– Любить жизнь, драматургом которой является сам человек. Не нужно винить других, если случились ошибки, надо идти дальше, ведь дорогу осилит идущий!

Подготовила: Маргарита ШАМАНЕНКО

Фото: Людмилы Борисовой, Сергея Лыкасова, Дианы Халиловой

досье

Вера Ивановна ФЕДОРОВА,

режиссер документального кино ГТРК «Регион-Тюмень», действительный член Евразийской академии телевидения и радио, почетный работник культуры и искусства области.

  • Родилась в Ялуторовске.
  • Окончила Тюменское училище искусств, ТюмГУ (исторический факультет), Московский институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. На телевидение пришла в 1990 году ассистентом режиссера. С 1993 года – режиссер ГТРК «Регион-Тюмень».
  • За 26 лет творческой деятельности сняла более 50 кинолент, многие из которых отмечены высокими наградами. Фильм «Бегство к истине» о ненецкой писательнице Анне Неркаги (2014 г.) – первое место в номинации «Традиции милосердия», Всероссийский телефестиваль, г. Ижевск, апрель 2015 г.; первое место на Всероссийском фестивале «Разум XXI века», г. Томск, май 2015 г.; первое место на межрегиональном фестивале «Православие и СМИ», г. Тобольск, 2015 г.
  • Цикл программ для детей «Зебра» («Безопасность на дорогах», 2008 г.) – первое место на фестивале «Я – человек», г. Оренбург, 2008 г., Гран-при фестиваля «Детектив-фест», г. Москва, 2009 г.
  • Наградами отмечен цикл кинолент «Герои России. Бессмертно». Фильм «Раушан Абдуллин. 08.08.2008» (2013 г.) – первое место на Всероссийском фестивале «Щит России», г. Пермь, 2013 г., за освещение темы, посвященной ветеранам боевых действий локальных войн. Авторы цикла фильмов получили межрегиональную премию «Итоги года Урала и Сибири – 2013 г.», победители в номинации «Социальный проект года» (золотая звезда). Цикл является совместным проектом Тюменского регионального отделения Национального благотворительного фонда и ГТРК «Регион-Тюмень». Фильм «Новогодняя ночь в Грозном» (2015 г.) из цикла «Герои России. Бессмертно» – Гран-при Первого Всероссийского фестиваля «Россия.doc.Кино», г. Тюмень, 2016 г.

Ее называют живой легендой тюменского телевидения, а на встречу пришла молодая красивая женщина – стремительная, обаятельная, открытая и чуточку ершистая. Режиссер документального кино Вера Федорова является действительным членом Евразийской академии телевидения и радио, почетным работником культуры и искусства области.

В фильмографии легенды, работающей в сложнейшем из жанров – кинодокументалистике, более полусотни лент. Это цикл киноочерков «Герои России. Бессмертно» и знаменитая «Сага о потерянном гении»  – о первом изобретателе электронного телевидения Борисе Грабовском, «Солнечный май Александра Аржиловского» и «Я вас любил» о композиторе Александре Алябьеве, телепередачи «Час для Вас» и популярные «Исторические прогулки», любимые «20 минут с Ириной Светловой» и «Зебра» для детей...

Ее почерк – умение понять, принять, полюбить человека и дойти до сути, возвысить жизнь до поэтических вершин и музыкальным ключиком открывать сердца. Многие фильмы удостоены высоких наград российских и международных фестивалей.

Сегодня Вера Федорова рассказывает о том, как рождаются режиссеры, о творчестве, жизни и любви.

«Давайте, Верочка, попробуем»

– Вера Ивановна, вы окончили училище искусств по классу баяна, затем учились в Тюменском государственном университете, закончив престижный исторический факультет. А когда девочке из Ялуторовска пришла мысль стать режиссером?

– Случайно. О такой профессии не мечтала. Почему баян? Когда-то в детстве мама потеряла меня на базаре и нашла рядом с гармонистом, которого я слушала, открыв рот. Пианино в нашу небольшую квартирку, наверное, не вместилось бы (улыбается). Поработав после училища полтора года в музыкальной школе, заскучала, несмотря на творческую работу. И тогда за компанию с подругой поступила на истфак Тюменского госуниверситета, хотя конкурс был немалый. Наверное, свою роль сыграла интуиция или нечто высшее, что ведет каждого человека. Затем вновь начались метания, поиски предназначения. Уже будучи экскурсоводом в краеведческом музее, осознала, что музей – тоже не мое.

В материал, который снимаете, нужно влюбиться, иначе ничего не получится. Режиссер состоялся, если у него есть свой почерк, когда в каждом фильме трепещет его душа.

Вера Федорова

И вот появилась возможность устроиться на телевидение. А если ассистентом режиссера попробовать?.. И тут в душе что-то дрогнуло. Благодарна главному режиссеру телевидения Ирине Тужик. Ей понравилось, что  у меня есть база – музыкальное образование и университет, который оканчивала. «Давайте, Верочка, попробуем», – сказала она. Под свое крылышко меня взяли режиссеры Светлана Задорожная и Любовь Переплеткина, учили уму-разуму. Потом на моем пути случился Владимир Матросов (он недавно ушел из жизни). Всех люблю и помню.

Рождение режиссера

– Когда появился ваш первый фильм?

– Первый фильм «Поговорим о странностях любви» сделала в 1993 году с Надеждой Зенковой. Его можно назвать кино-поэмой – к стихам надо было подобрать ассоциативный ряд. Вообще поэтическое кино – сложнейший жанр, требующий создания образа: или ты его уловишь, или он тебе не дастся. Режиссер – это состояние души, жизненный опыт, владение ремеслом, понимание, чего ты хочешь. Плюс идея.

Еще одна работа – «Строфы и грезы» создана по письмам Марины Цветаевой вместе с Еленой Долгополовой. Фильм увидел на фестивале «Золотой бубен» в 1998 году в Ханты-Мансийске знаменитый российский режиссер Игорь Беляев, председатель жюри. Он стал моим учителем, благодаря ему  я состоялась. Лента в шестнадцать минут его зацепила. «Девочка моя, сколько вам лет? – спросил он. – Как можно в каждом кадре создать образ? Вы меня сразили!» И пригласил в Москву постигать науку документального кино.

Рассказывая о героях фильмов, входишь с ними в резонанс, и это удивительно. Их необыкновенные судьбы высвечивают в нас свет лые стороны, делают лучше, чище, выше.

Вера Федорова

Как говорил мой учитель, в материал, который снимаете, нужно влюбиться, иначе ничего не получится. Потом на монтажном столе, как скульптор, отсекаешь все лишнее. Работа над фильмом – это постоянное движение в гору, преодоление препятствий, и без драматургии его не будут смотреть. Режиссер состоялся, если у него есть свой почерк, когда в каждом фильме трепещет душа.

Кино – коллективное творчество: сценарий, режиссура, звукорежиссура, операторское мастерство. Не скажу, что  я сахар, но очень важно, чтобы команда понимала меня.

Любовь движет миром

– Кто они, ваши герои?

– Современники, но  в основном делаю портреты людей минувших веков – люблю жанр «фильм-портрет». Любой фильм о человеческой судьбе всегда драма, которая находит отклик в сердце, заставляет переживать, сочувствовать, сострадать, удивляться. Например, непростой жизненный путь тюменского поэта Александра Гришина, главного редактора журнала «Проталина». Лента родилась благодаря продюсеру, народному артисту России Владимиру Орлу. Вместе с Анатолием Омельчуком и заслуженной артисткой Ириной Бибеевой сделали кино про композитора Александра Алябьева, судьба которого потрясает. В основном помнят его «Соловья», но ведь он написал много музыкальных произведений, был героем 1812 года. Ко всему добавилась и любовная драма.

справка

■ Трилогия «Откровение от Анны» (сказание о ненецкой писательнице Анне Неркаги, 2002 г.) получила Гран-при на Международном фестивале «Спасти и сохранить» в Ханты-Мансийске в 2005 году. Автор Омельчук, режиссер Федорова, оператор Лыкасов, звукорежиссер Федоров.

Рассказывая о героях фильмов, входишь с ними в резонанс. Их необыкновенные судьбы высвечивают в нас светлые стороны, делают лучше, чище, выше. Вот, например, киноактер Александр Аржиловский (фильм «Солнечный май Александра Аржиловского», сценарий написан вместе с Еленой Поддубной). Презентация кино вызвала большой отклик, многие плакали, от жалости к актеру рыдала моя подруга. Фильм будоражил души. Однажды седовласый мужчина принес мне  в аппаратную огромный букет роз – оказывается, он когда-то с Александром был  в пионерском лагере.

Или «Сага о потерянном гении», ставшая легендарной. Она рассказывает о первом изобретателе электронного телевидения Борисе Грабовском, родившемся в Тобольске. Этот город подарил человечеству столько гениев! Иван Трацевский долго работал над сценарием, мы его читали, «обминали», обсуждали визуальный ряд... В итоге вышел удачный научно-популярный фильм, получивший Гран-при Международного фестиваля «Золотой бубен» в Ханты-Мансийске в 2008 году и Гран-при фестиваля «Белые пятна истории Сибири» в 2009 году. Горжусь фильмом, думаю, и наша телерадиокомпания тоже.

С продюсером Лилией Цареградской, которой очень благодарна, сделали несколько кинолент. Это фильм про Григория Пирожникова «Исправник» и кино о тобольском губернаторе, почетном гражданине Тюмени Николае Гондатти (в городе одна из улиц носит его имя). Мы сидели в архивах Сургута и Тобольска, ездили в Китай и Хабаровск вместе с оператором – моим соратником, другом, оператором от «бога» Сергеем Лыкасовым – обладателем «ТЭФИ-Регион – 2016». Большое счастье для режиссера, когда оператор понимает и может выразить твои идеи, воплотить замысел. Доказательство тому – многие победы и награды, увенчавшие наш творческий союз.

Дорогу осилит идущий

– В советский период документальные фильмы довольно часто показывали по ТВ, в кинотеатрах перед началом сеанса. Вот вы  с командой поработали, вложили душу, а где можно увидеть все это богатство?

– На ТВ бывают презентации и повторы, но основная масса людей, особенно молодежь, «живет» в Интернете, будущее за ним. Некоторые ленты можно увидеть в Интернете на авторском сайте Веры Федоровой и Сергея Лыкасова: Ser-ver.site. Вообще региональное телевидение отличается любовью к зрителям, истории родного края. Мы стойко держимся на информационном поле благодаря руководителю ГТРК «Регион-Тюмень» Анатолию Омельчуку, без которого, наверное, документалистика не развивалась бы. Благодаря его неуемной энергии нас знают, мы участвуем во множестве фестивалей.

В свое время с Анатолием Константиновичем сделали немало фильмов. Один из них, который очень люблю, называется «Откровение от Анны» о ненецкой писательнице Анне Неркаги. Она – удивительная, космическая женщина, строгая, даже суровая, и если не примет, то съемки проводить бесполезно, но нам повезло.

– С кем еще сложился творческий союз?

– Долгое время работали вместе с Людмилой Лихотоп – талантливой и красивой журналисткой. Сделали несколько удачных фильмов, которые получили признание и за рубежом. Один из них – «Забвение Христа» о забытой опере композитора Антона Рубинштейна. За фильм Сергей Лыкасов вошел в тройку финалистов «ТЭФИ-Регион – 2004» в номинации «Оператор телепрограммы». С Людмилой работали и над циклом «Исторические прогулки», нередко во время съемок шалили, переодевались.

Работаю с молодыми журналистами. С Юлией Мурзабулатовой продолжаем цикл «Герои России. Бессмертно». С Юлией Марковой сняли фильм про старообрядцев.

Хороший творческий союз сложился с поэтессой и журналистом Еленой Поддубной и продюсером Татьяной Ивановой. Его итогом стал благотворительный проект «Мы с вами, люди» – отдельная жизненная стезя. Проект предполагает цикл фильмов о тюменцах, после знакомства с которыми жить, как прежде, невозможно. Первый фильм проекта «Музы не молчат» повествует о слепом музыканте-самородке Сергее Хрюкине. Его судьба едва ли оставит равнодушным. Очень хочется помочь нашему герою. Добрые люди вставили в квартире пластиковое окно, Анатолий Константинович купил ему магнитофон, другие помогают с лечением. Вот они, результаты работы творческой группы. Добавлю, что фильм участвовал в международном конкурсе «Альтернативная территория кино». Церемония награждения проходила в Санкт-Петербурге. Мы получили самую престижную награду – приз зрительских симпатий.

– Какую роль отводите музыке?

– Она помогает создать образ. Конечно, для этого нужно прослушать немало произведений. Но, например, в фильме про Алябьева звучит только его музыка – необыкновенно красивая. К сожалению, она сохранилась в отрывках и дело за подвижником, который бы собрал ее. Добавлю, что свои фильмы озвучиваю сама, это проще, чем объяснять и давать задание другим. Кроме того, мне нравится это делать. Профессия режиссера – моя жизнь, не мыслю себя без нее, могу работать часами, ночами.

– Вера Ивановна, расскажите о планах.

– Дел и планов много, главное, успеть. Жаль, что  в сутках всего 24 часа (улыбается).

Блиц-опрос

– Ваше кредо?

– Быть самим собой, не лгать и не идти против себя.

– Ваше самое большое достижение в жизни?

– Мой любимый человек.

– Ваш любимый кинорежиссер?

– Их несколько: Тарковский, Гайдай, Рязанов, Меньшов, Лени Рифеншталь, Жан-Пьер Жене и другие.

– Ваш любимый кинофильм?

– Люблю фильмы о войне.

– Чем занимаетесь в свободное время?

– Посвящаю его семье, детям, у меня две дочери. Очень люблю читать. А еще нравится уборка, причем до блеска. Для меня важна эстетика.

– Отношение к транспорту?

– Обожаю водить машину.

– Какие цветы предпочитаете?

– Особенно нравятся ландыши и незабудки.

– Занимаетесь спортом?

– Люблю горные лыжи и йогу. Мы  с мужем горнолыжники. Отсюда любимое время года – зима.

– Готовите сами?

– Да, конечно, и с большим удовольствием, это тоже искусство, особенно потом – как это преподнести красиво!

– Какая музыка звучит у вас дома?

– Та, что передает радио «Победа».

– Пожелания читателям газеты?

– Любить жизнь, драматургом которой является сам человек. Не нужно винить других, если случились ошибки, надо идти дальше, ведь дорогу осилит идущий!

Подготовила: Маргарита ШАМАНЕНКО

Фото: Людмилы Борисовой, Сергея Лыкасова, Дианы Халиловой