×
В печатной версии

XVII век породил 17 год (часть вторая)

Авторские размышления о пути русского народа от Татьяны Тепышевой.
Диорама из музея истории запорожского казачества «Последний бой Святослава». Автор Николай Овечкин.

Продолжение. Начало: XVII век породил семнадцатый год

Продолжаем разбирать уроки родной истории. Русский мыслитель Иван Ильин основной характерной особенностью тысячелетнего пути России считает трагизм ее истории. Со времен Киевской Руси Россия находится на «историческом сквозняке», поэтому образ «осажденной крепости» наиболее соответствует нашему бытию. Выбора не было: либо сражаться и отстаивать свою независимость, либо быть уничтоженными. 

Две трети своего исторического существования Россия вынуждена была воевать. Ее границы он переходил только тогда, когда терпеть коварство и жестокость соседей уже не хватало сил, потому что на богатую страну без конца зарились то  с Востока, то  с Запада. «Из века в век наша забота была не  о том, как лучше устроиться или как легче прожить, – делает вывод Ильин, – но лишь о том, чтобы вообще как-нибудь прожить, продержаться, выйти из очередной беды, одолеть очередную опасность: не как справедливость и счастье добыть, а как врага и несчастье избыть. И еще: как бы  в погоне за «облегчением» и «счастьем» не развязать всеобщую губительную смуту».

В год 350-летия Собора 1666-67 годов, на котором «вся русская история была отдана под суд», и 100-летия Октябрьского переворота (слово «революция» в переводе с французского – «переворот») эти слова одного из самых прозорливых мыслителей России звучат заветом.

862 год. Исторический рубеж русской цивилизации 

На заре нашей истории почти одновременно произошли три события, имеющие исключительное значение для дальнейшей судьбы Руси. На далеком севере уставшие от розни приильменские племена пригласили варягов, и это стало точкой отсчета начала русской государственности. На другом конце торгового пути «из варяг в греки» небольшая группа киевлян во главе с князьями Аскольдом и Диром крестилась. В результате этого первого, так называемого Фотиева крещения, на Русь в 866-867 годах был послан епископ и основана первая епархия «Росия», которая занимала одно из последних– 61-е место в списке епархий Константинопольской церкви. 

В это же время на юге, в Византии, произошла ослепительная культурная вспышка, имевшая не менее судьбоносное значение для нашей цивилизации. В 862 году к императору Михаилу III и патриарху Фотию прибыли послы от Моравского князя (современные земли Чехии и Словакии) Ростислава с просьбой дать их народу учителей и письменность. Великая Моравия входила в каноническое подчинение папе, поэтому богослужение и проповедь велись на латыни, которую славяне не знали и не могли понять православное вероучение.

Де-юре разделения церквей на восточную и римскую еще не произошло (драматический Великий Раскол, или Схизма, произойдет в 1054 году), но первые контуры непримиримых разногласий уже проступали. В Византии, где сохранялись традиции эпохи Вселенских соборов V–VI веков, считали, что для веры необходимо понимание. И если на улицах византийских городов среди мирян велись споры на тему догматики, этики, апологетики и прочих теологических дисциплин, то  в Риме утверждали, что богословие – тайная наука. Доступ к нему должен быть открыт только духовенству, знать и понимать Священное Писание – дело пастырей, а паства, словесные овцы, должны их слушаться и повиноваться.
Свой обычай читать Библию и совершать богослужение только на трех священных языках –еврейском, латинском и греческом – Рим объяснял Евангелием. На кресте, на котором был распят Христос, была прибита табличка с надписью Его вины: «Иисус Христос царь Иудейский» на этих трех языках. В Византии горячо возражали против этой так называемой «триязычной» ереси. В Константинополе недоумевали: повеление изготовить и прибить табличку исходило от Понтия Пилата; неужели он такой авторитет для христиан, что от него следует рассчитывать количество священных языков?!

В 863 году братья Константин (в монашестве Кирилл, 827–869 гг.) и Мефодий (ок. 820–885 гг.) создали первую славянскую азбуку и начали свою знаменитую моравскую миссию по просвещению славян на родном языке. 

Для русских, имена братьев Кирилла и Мефодия – не просто имена из учебников. Появление письменности в долгой эволюции человека не случайно считают одним из фундаментальных открытий, по значимости сравнимым разве что  с добыванием огня или выращиванием растений вместо их собирательства. Как слово устное стоит у истоков человечества: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», так  и слово письменное, книжное, стоит у истоков цивилизации.

Славянский язык, различаясь диалектами, долгое время оставался единым. Русские, болгары, поляки, чехи и сербы прекрасно понимали друг друга. Благодаря святым Кириллу и Мефодию наши предки, узнав «силу букв» родного языка, смогли определиться со взглядами на добро и зло.

Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия мы чтим и называем не крестителями, а просветителями. В ту пору, когда славянские народы выходили на сцену исторической жизни, крестить их было кому. А вот просвещать, делать богослужение доступным, чтобы крещение было во спасение – начало этому положили два великих брата, уроженцы нынешнего греческого города Салоники.

988 год. Конец «языческого пролога» Руси
В памяти народа отстаивается и сохраняется только достойное, значимость которого проверена временем. Именно к таким событиям относится зарождение русской государственности и изобретение славянской письменности. Но отсчет крещения Руси мы ведем не  с 860-х годов, хотя археологические раскопки и подтверждают существование в Киеве в конце IX веке христианского храма, а с 988 года.

Почему небольшие росточки, которые поднялись после первого, так называемого Фотиевого крещения, были стерты с лица земли? Почему время крещения для Русской земли при первых Рюриковичах еще не пришло? Ответ прост: слишком сильны еще были сторонники язычества и слишком слаба княжеская власть.

После смерти Рюрика в 879 году опекуном его малолетнего сына Игоря стал Олег. В 882 году он пошел в поход на Киев и, обманом выманив в стан переговоров Аскольда и Дира, коварно их убил. Объединив земли, подчиненные Новгороду и Киеву, князь Олег создал обширное, хотя еще  и не очень монолитное, Древнерусское государство. По сути, в Киеве при нем произошел переворот, язычество восторжествовало, христианство было вынуждено уйти в подполье. Но именно Олег, вошедший в историю под именем Вещий, то есть Мудрый, назвал Киев «матерью градам русским», что буквально соответствует дословному переводу греческой формулы «митрополия русская». Такой вот парадокс истории.

Князь Игорь (912–945 гг.) к христианству относился терпимо, поэтому в его правлении оно предстает уже заметной силой на Руси. В торговом договоре греков с русскими, датированным 944 годом, приводятся имена дружинников-христиан. Если первые Рюриковичи только воевали, расширяя границы государства, то жена Игоря, княгиня Ольга (945–969 гг.), первая правила, была хозяйкой русской земли. После гибели мужа, которого древляне убили за то, что он дважды пытался взять с них дань, Ольга жестоко отомстила его убийцам. Отправившись в 957 году в Константинополь по непонятной историкам причине (продлевать договор, заключенный Игорем, или искать выгодную партию подросшему сыну), русская княгиня приняла там христианство. 

Ее единственный сын, Святослав Игоревич (ок. 960–972 гг.), интереса к христианству не проявлял, считая его религией слабаков. На все просьбы матери креститься суровый воин отвечал, что дружина будет над ним смеяться. Самый гениальный из военачальников Руси-России, силой меча он собрал огромную по тем временам империю, которая простиралась от Новгорода, Белоозера до предгорий Кавказа и от Дуная до Волги.

После гибели Святослава между тремя его сыновьями началась кровавая междоусобица: старший Ярополк убил среднего Олега, Ярополка убил младший брат Владимир, ставший в 980 году новым киевским князем. Этот правнук Рюрика первый понял, что создать государство – еще полдела. Собранное мечом, оно силой меча и держалось, рассыпаясь при первом же поражении. Чтобы укрепить Русь изнутри, Владимир провел языческую реформу, воздвиг в Киеве капище с шестью главными языческими богами. Но «уравнение в правах» основных богов неба, земли и солнца ничего не дало – ни нового права, ни новых обычаев, ни нового общественного сознания. Только еще больше усилило вражду между племенами, потому что каждое считало, что именно их бог должен быть главным среди шести. 

Чтобы подчинить элиту, Владимир ввел человеческие жертвоприношения, принуждая отдавать в жертву Перуну по жребию юношей и девушек из знатных семей. В Киеве уже достаточно много было христиан, поэтому в июле 883 года жребий принести в жертву сына выпал на одного из них – Иоанна. Отец категорически отказался отдать своего ребенка, публично высмеяв деревянных языческих «богов». Разъяренная толпа киевлян тут же растерзала отца и сына. Летописи говорят, что  с этих пор Владимир задумался: за что отдал жизнь этот варяг?

История Крещения Руси через пять лет после последнего человеческого жертвоприношения языческим богам общеизвестна. 28-летний внук княгини Ольги с государственной мудростью выбирал веру не только для себя, как его бабка, самая известная женщина в русской истории, но  и для всего своего народа.

О том, как проходило крещение Руси, споры специалистов не утихают до сих пор. Кто-то утверждает, что насильно – князь залил кровью русские города и деревни, кто-то считает, что это была самая успешная государственная реформа в нашей истории. Разрешить вековой спор поможет подсказка, которая кроется в православном календаре.

О том, почему в одном месяце празднуется память святых – убиенного и его убийцы, читайте через неделю.*

Продолжение следует.

Опубликовано: газета, №43 (4334).


*Мнение автора серии публикаций может отличаться от мнения редакции.

Читать больше:

В Тюмени откроется серия выставок истории швейного производства

Альтернативный взгляд на февральскую революцию

196Просмотров
Комментариев

Читать далее

Совместные научные исследования будут проводить в области нефтехимии
Состоялось восьмое заседание Тюменской областной Думы VI созыва.
Владимир Якушев ответит на вопросы зрителей и расскажет о развитии региона в прямом эфире.
На помощь экономике Тюменской области должны прийти целевые модели партнерства бизнеса и власти.
Сблизиться с природой будет сложнее, - виной тому пожароопасный период.
Вопрос на контроле регионального правительства.
В составе тюменской делегации были представители трех партий.
В первую очередь люди обращаются за устной консультацией

Популярные статьи