В Тюменском драмтеатре представили современную новинку «Грязнуля»
Чтоб не пересечься с наступающим на пятки молодежным фестивалем «Театральная революция», генеральный прогон нового спектакля Тюменская «драма» оформила заранее, за что ей спасибо и поклон.
Оценить финальную репетицию (сдачу, как говорят) из зала петербургский режиссер Роман Габриа, славно поработавший в нашем городе в октябре прошлого года на лабораторных эскизах (три получасовых презентации не выбрали, а его «Грязнулю» решили продвинуть до полноценной малоформатной постановки), не решился. Говорит, что его время придет на… втором премьерном показе вместе с рядовыми зрителями – не журналистами. А мы посмотрели, и в разболевшейся голове теперь такое…
Реально непонятно: как довольно консервативные тюменцы в большинстве проголосовали за столь специфичный материал, долго ли спектакль (нам говорят – не драматургия, а просто текст) будет жить в репертуаре ТБДТ, зачем самим актерам был нужен этот нарыв и надрыв?
...Смотрели в напряжении. Ждали объяснения. Вот, сейчас это будет?! Нет, не то. Но где-то вертится на языке, под ногами, а все не можешь ухватить сути, а потому чувствуешь свою беспомощность: переели театра, замылился глаз – на современную пьесу уже не отзывается. Объяснение дал Габриа после прогона: «Это история про сестру и брата. Он называл ее грязнулей, а ведь и сам недалеко ушел. Сейчас детское обзывательство можно применить почти к каждому – от нашего грубого общения с родными нечистые разводы остаются повсюду: на столе, под столом, в ванной».
Главная роль – сходящего с ума офисного работника Макса – у Андрея Волошенко. Его сестру Таньку играет Диана Быстрицкая. Ритм (громко, часто, свирепо) задают Антипин, Белозерских, Гутманис, Безбородова, Казакова, Карцева, Терешина. Скажу сразу: расслабиться не придется – вы будете морщиться и морщить мозг, думать, даже сквозь раздражение: ну почему наш быт, жизнь наша такая вся рваная, суетливая, как несъедобный каштан, до сердцевины которого не добраться.
Театральный эскиз «Грязнуля», за который Габриа получил лучшие голоса, был всего на полчаса. Премьера – на 40 минут больше: форму, признается молодой режиссер, ему в течение последнего месяца диктовал текст и ничто другое. Автора пьесы белоруса Констатина Стешика привезти в Тюмень не удалось, но он легко помогал издалека, дописывая новые диалоги. Что-то вышло, что-то родилось – не жесткое по конструкции, а с возможностью для актеров жонглировать эмоциями.
– Трудно предположить, как в конечном итоге отнесется зритель (даже для Питера это сложно), но история в любом случае человеческая, – подытожил постановщик.
Габриа говорит, что все жанры хороши, кроме скучного. Поэтому следующее, за что он возьмется в ТБДТ, будет классическим материалом. Ну а классика для нас съедобна!
Читайте также:
В Тюмени пройдет VI международный фестиваль «Театральная революция»