Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Юрий Давыдов соберет в Тюмени «золотой» состав рок-группы «Зодчие»

Юрий Давыдов, лидер самой веселой рок-группы Советского Союза «Зодчие», соберет в Тюмени «золотой» состав

Культура, 12:48, 23 февраля 2017,
Слушать новость
Юрий Давыдов соберет в Тюмени «золотой» состав рок-группы «Зодчие». Юрий Давыдов, лидер самой веселой рок-группы Советского Союза «Зодчие», соберет в Тюмени «золотой» состав.

Всем, кто придет в филармонию 25 февраля на концерт легендарной группы «Зодчие», обещают удивительное путешествие во времени: из нового 2017-го в старенький 1986-й.

Первый за 30 лет публичный, то есть афишный выход в «золотом» составе (Анохин, Белоносов, Гордеев, Давыдов, Лоза, Носачев, Сюткин, Шевченко) пройдет именно на тюменской сцене – той самой, на которой эти ребята не только чудили в годы Союза, а взрослели, набирались опыта, буйно «расцветали». Двухчасовое рандеву с «Зодчими» посвящено недавнему 60-летию Давыдова. О том, как жили и творили московские парни в «стране комаров и мошек», в преддверии концерта рассказал сам Юрий Николаевич.

Закрепиться в области

– Москонцерт и Ленконцерт были не резиновые – там сидели корифеи сцены, а начинающим коллективам рекомендовалось закрепиться за какой-нибудь областной филармонией. В начале 80-х участники любительской группы «Зодчие» окончили институты (мы все инженеры) и получили предложение… из Тюмени. Город тогда звучал и звенел: нефть, газ, новые поселки, города! И сюда как раз требовался молодой, здоровый коллектив, который бы развлекал героев-первопроходцев. Сначала испугались, а потом решились. Почему испугались? Нам было хорошо в своем статусе – одна из популярных любительских рок-групп – и в столице Родины: в поездки зарубежные выбирались, по телевизору светились, по радио крутили наши песни… – вспоминает Давыдов.

Первый концерт как представители Тюменской филармонии «Зодчие» дали в Ярково, в деревянном Доме культуры. Потом поехали в Тобольск. Примерно половину года парни жили дома, в Москве, вторую половину колесили по северам и сдавали экзамены в местном училище искусств – петь на профессиональной сцене инженерам разрешалось после получения соответствующих корочек.

– Первый состав, с которым приехали в Тюмень, удержать, увы, не удалось – через год часть ребят ушла. Все банально: тяжелые бытовые условия, вместо огромных залов, о которых мечтали, – бараки в поселках вахтовиков, ну максимум ДК  в Сургуте.

Ушли те, кто оказался слабее. Кто остался, продолжал строить карьеру.

...И запрещенный Лоза

– О том, что солистом будет Юрий Лоза, и речи не шло: он должен был привезти нам свои песни для исполнения и уехать обратно. Ведь где мы, а где Лоза после группы «Интеграл»?! Решили показать гостю Тюменскую область. Чтоб жизнь медом не казалась, отправили его  в Надым. Закончилось то путешествие дракой с нашим гитаристом Колей Кольцовым. Наутро в «знак протеста» Кольцов отказался выходить на сцену, зато вместо него вышел Лоза. Вот так он попал к нам в команду! – продолжает рассказ Давыдов.

Дальше история еще круче. Лоза числился в «черных списках» за некоторые композиции. В Тюмени его «спрятали» под девичьей фамилией матери Савич. Для песни «Плот», тоже запрещенной, для подстраховки придумали другие слова.

– У нас был человечек, который перед концертом внимательно из-за кулис разглядывал зал на случай «а нет ли кого подозрительного, невеселого?». Если такой зритель обнаруживался, мы убирали волосы в хвосты и пели другое – «правильное».

Когда в команду пожаловал Валерий Сюткин, состав «Зодчих» был уже намного сильнее.

Протеже европейских взглядов

Им для «Зодчих» стал Фарман Салманов, первооткрыватель нефти в Сибири, начальник Главтюменьгеологии.

– 1985 год был страшным. В «Комсомолке» вышла статья «Барбаросса рок-н-ролла», в которой автор Филинов возмущался по поводу музыкальных вкусов молодежи. После статьи вышел приказ оставить в СССР со всеми ее республиками лишь 30 вокально-инструментальных ансамблей. Тогда задрожали и серьезные коллективы… Помню, первым программу сдавал «Ариэль». Не сдал… – история от Давыдова становится остросюжетной.

В Тюмени под личной защитой Салманова «Зодчие» оказались в безопасности.

– Как-то после концерта Фарман Курбанович зашел в гримерку, поинтересовался делами. Мы своей бедой и поделились: мол, давят на коллектив высшие власти. Он попросил заглянуть к нему на следующий день. Заглянули – в кабинете уже сидела инициативная группа и готовила письмо министру культуры от «двухсоттысячного отряда тюменских геологов» с таким провокационным посылом: «Стране нужна нефть? Закрывайте кого угодно, только не «Зодчих»!». После ухода Андропова и Черненко репрессии пошли на спад. К 40-летию Победы мы сделали 40-минутную композицию с кинохроникой, так сказать, прошли экзамен и дальше уже творили, что хотели – никто не лез в нашу музыку.

Последнее путешествие

После презентации в «Утренней почте» «Итальянских пародий» группа попала в лучи настоящей славы и в 86-м была признана лучшей из пяти самых популярных в Союзе. Правда, пробиться за границу, даже в Монголию, не получалось: прописаны музыканты в Москве, месяцами работают в Тюмени – нестыковка по бумагам.

– Выступали как-то в Рязани. После концерта подошли к нам руководители Рязанской филармонии. Поспрашивали о том о сем и предложили остаться, пообещав выезды за кордон – главное, чтоб мы исправно «кормили» огромный хор. Так  и решились!

А там недолго оставалось до развала «Зодчих». Но расходились звезды без скандалов. Лоза занялся сольной карьерой. Сюткин удачно попал в «Браво».

– Мы по-прежнему нежно любим друг друга и с теплотой вспоминаем именно Тюмень, в которой взрослели. Разве забудешь, как  в минус 45 приходилось выгружать аппаратуру под работающими винтами вертолета? Каждый метр филармонии пропитан нашим потом! Я и сейчас могу с закрытыми глазами нарисовать карту Тюменской области 1986 года.

Планы на конец февраля

После побега в Рязань вновь в наших краях Юрий Давыдов оказался 24 года спустя.

– Помню, прилетел тогда ночью и сразу пошел пешком любимым маршрутом: от филармонии к «Востоку». Шел  и не верил: неужели это тот самый город с чистой душой и грязной обувью? Так все изменилось! С 2013 года приезжаю каждое лето – мы играем в Тобольске в футбол, а вырученные средства перечисляем на лечение детей.

Будущим летом Давыдов и его соратники планируют сыграть два матча – в Тобольске и Тюмени. Кроме того, он собирается дать концерт в поддержку сгоревшего театра-теремка в духовной столице Сибири и памятника Гавриила Абдулова, отца Александра Абдулова, который начинал на этой старинной сцене. А в конце февраля, на звездном концерте в филармонии, состоится еще  и презентация книги «Зодчие. Хроники одной группы» – сейчас работа над ней завершается в Тюменском Доме печати.

– «Зодчие» не собираются воссоединяться: выступим только из уважения к нашей молодости!

Кроме авторов-исполнителей Лозы и Сюткина, композитора, продюсера, футболиста Давыдова приедут преподаватель Геннадий Гордеев, Александр Шевченко (лидер группы «Дежа вю», успешный автор-композитор – писал песни для Алсу), Валерий Анохин (бессменный исполнитель роли Христа в спектакле театра имени Моссовета), Борис Носачев (лидер группы «Мистерия-Буфф»), Александр Белоносов (сейчас работает у Скляра). Все побросали дела, отпросились и готовы зажечь так, как зажигали в 80-х: весело, со вкусом и азартом.

Опубликовано: газета №30(4321)

Читайте больше:

Шестая театральная революция получила статус европейской

В Ишиме работает грандиозный художественный проект

Всем, кто придет в филармонию 25 февраля на концерт легендарной группы «Зодчие», обещают удивительное путешествие во времени: из нового 2017-го в старенький 1986-й.

Первый за 30 лет публичный, то есть афишный выход в «золотом» составе (Анохин, Белоносов, Гордеев, Давыдов, Лоза, Носачев, Сюткин, Шевченко) пройдет именно на тюменской сцене – той самой, на которой эти ребята не только чудили в годы Союза, а взрослели, набирались опыта, буйно «расцветали». Двухчасовое рандеву с «Зодчими» посвящено недавнему 60-летию Давыдова. О том, как жили и творили московские парни в «стране комаров и мошек», в преддверии концерта рассказал сам Юрий Николаевич.

Закрепиться в области

– Москонцерт и Ленконцерт были не резиновые – там сидели корифеи сцены, а начинающим коллективам рекомендовалось закрепиться за какой-нибудь областной филармонией. В начале 80-х участники любительской группы «Зодчие» окончили институты (мы все инженеры) и получили предложение… из Тюмени. Город тогда звучал и звенел: нефть, газ, новые поселки, города! И сюда как раз требовался молодой, здоровый коллектив, который бы развлекал героев-первопроходцев. Сначала испугались, а потом решились. Почему испугались? Нам было хорошо в своем статусе – одна из популярных любительских рок-групп – и в столице Родины: в поездки зарубежные выбирались, по телевизору светились, по радио крутили наши песни… – вспоминает Давыдов.

Первый концерт как представители Тюменской филармонии «Зодчие» дали в Ярково, в деревянном Доме культуры. Потом поехали в Тобольск. Примерно половину года парни жили дома, в Москве, вторую половину колесили по северам и сдавали экзамены в местном училище искусств – петь на профессиональной сцене инженерам разрешалось после получения соответствующих корочек.

– Первый состав, с которым приехали в Тюмень, удержать, увы, не удалось – через год часть ребят ушла. Все банально: тяжелые бытовые условия, вместо огромных залов, о которых мечтали, – бараки в поселках вахтовиков, ну максимум ДК  в Сургуте.

Ушли те, кто оказался слабее. Кто остался, продолжал строить карьеру.

...И запрещенный Лоза

– О том, что солистом будет Юрий Лоза, и речи не шло: он должен был привезти нам свои песни для исполнения и уехать обратно. Ведь где мы, а где Лоза после группы «Интеграл»?! Решили показать гостю Тюменскую область. Чтоб жизнь медом не казалась, отправили его  в Надым. Закончилось то путешествие дракой с нашим гитаристом Колей Кольцовым. Наутро в «знак протеста» Кольцов отказался выходить на сцену, зато вместо него вышел Лоза. Вот так он попал к нам в команду! – продолжает рассказ Давыдов.

Дальше история еще круче. Лоза числился в «черных списках» за некоторые композиции. В Тюмени его «спрятали» под девичьей фамилией матери Савич. Для песни «Плот», тоже запрещенной, для подстраховки придумали другие слова.

– У нас был человечек, который перед концертом внимательно из-за кулис разглядывал зал на случай «а нет ли кого подозрительного, невеселого?». Если такой зритель обнаруживался, мы убирали волосы в хвосты и пели другое – «правильное».

Когда в команду пожаловал Валерий Сюткин, состав «Зодчих» был уже намного сильнее.

Протеже европейских взглядов

Им для «Зодчих» стал Фарман Салманов, первооткрыватель нефти в Сибири, начальник Главтюменьгеологии.

– 1985 год был страшным. В «Комсомолке» вышла статья «Барбаросса рок-н-ролла», в которой автор Филинов возмущался по поводу музыкальных вкусов молодежи. После статьи вышел приказ оставить в СССР со всеми ее республиками лишь 30 вокально-инструментальных ансамблей. Тогда задрожали и серьезные коллективы… Помню, первым программу сдавал «Ариэль». Не сдал… – история от Давыдова становится остросюжетной.

В Тюмени под личной защитой Салманова «Зодчие» оказались в безопасности.

– Как-то после концерта Фарман Курбанович зашел в гримерку, поинтересовался делами. Мы своей бедой и поделились: мол, давят на коллектив высшие власти. Он попросил заглянуть к нему на следующий день. Заглянули – в кабинете уже сидела инициативная группа и готовила письмо министру культуры от «двухсоттысячного отряда тюменских геологов» с таким провокационным посылом: «Стране нужна нефть? Закрывайте кого угодно, только не «Зодчих»!». После ухода Андропова и Черненко репрессии пошли на спад. К 40-летию Победы мы сделали 40-минутную композицию с кинохроникой, так сказать, прошли экзамен и дальше уже творили, что хотели – никто не лез в нашу музыку.

Последнее путешествие

После презентации в «Утренней почте» «Итальянских пародий» группа попала в лучи настоящей славы и в 86-м была признана лучшей из пяти самых популярных в Союзе. Правда, пробиться за границу, даже в Монголию, не получалось: прописаны музыканты в Москве, месяцами работают в Тюмени – нестыковка по бумагам.

– Выступали как-то в Рязани. После концерта подошли к нам руководители Рязанской филармонии. Поспрашивали о том о сем и предложили остаться, пообещав выезды за кордон – главное, чтоб мы исправно «кормили» огромный хор. Так  и решились!

А там недолго оставалось до развала «Зодчих». Но расходились звезды без скандалов. Лоза занялся сольной карьерой. Сюткин удачно попал в «Браво».

– Мы по-прежнему нежно любим друг друга и с теплотой вспоминаем именно Тюмень, в которой взрослели. Разве забудешь, как  в минус 45 приходилось выгружать аппаратуру под работающими винтами вертолета? Каждый метр филармонии пропитан нашим потом! Я и сейчас могу с закрытыми глазами нарисовать карту Тюменской области 1986 года.

Планы на конец февраля

После побега в Рязань вновь в наших краях Юрий Давыдов оказался 24 года спустя.

– Помню, прилетел тогда ночью и сразу пошел пешком любимым маршрутом: от филармонии к «Востоку». Шел  и не верил: неужели это тот самый город с чистой душой и грязной обувью? Так все изменилось! С 2013 года приезжаю каждое лето – мы играем в Тобольске в футбол, а вырученные средства перечисляем на лечение детей.

Будущим летом Давыдов и его соратники планируют сыграть два матча – в Тобольске и Тюмени. Кроме того, он собирается дать концерт в поддержку сгоревшего театра-теремка в духовной столице Сибири и памятника Гавриила Абдулова, отца Александра Абдулова, который начинал на этой старинной сцене. А в конце февраля, на звездном концерте в филармонии, состоится еще  и презентация книги «Зодчие. Хроники одной группы» – сейчас работа над ней завершается в Тюменском Доме печати.

– «Зодчие» не собираются воссоединяться: выступим только из уважения к нашей молодости!

Кроме авторов-исполнителей Лозы и Сюткина, композитора, продюсера, футболиста Давыдова приедут преподаватель Геннадий Гордеев, Александр Шевченко (лидер группы «Дежа вю», успешный автор-композитор – писал песни для Алсу), Валерий Анохин (бессменный исполнитель роли Христа в спектакле театра имени Моссовета), Борис Носачев (лидер группы «Мистерия-Буфф»), Александр Белоносов (сейчас работает у Скляра). Все побросали дела, отпросились и готовы зажечь так, как зажигали в 80-х: весело, со вкусом и азартом.

Опубликовано: газета №30(4321)

Читайте больше:

Шестая театральная революция получила статус европейской

В Ишиме работает грандиозный художественный проект