Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Как правильно применять ограничительные меры по отношению к детям

В Госдуме РФ рассматривают закон, разрешающий применение физической силы, если оно не наносит увечий и вреда здоровью, в том числе ребенка. Вроде как хотят заменить уголовное наказание административным. Что по этому поводу думают психологи? Они поддерживают необходимость наказаний?

Общество, 13:18, 12 февраля 2017,
Слушать новость
Как правильно применять ограничительные меры по отношению к детям. В Госдуме РФ рассматривают закон, разрешающий применение физической силы, если оно не наносит увечий и вреда здоровью, в том числе ребенка. Вроде как хотят заменить уголовное наказание административным. Что по этому поводу думают психологи? Они поддерживают необходимость наказаний?.

Отвечает психолог тюменского детского сада № 183 Венера Семихина:

– Наказывать ребенка можно и нужно. Поощрение и наказание – без этих двух составляющих воспитание невозможно. Всегда нужно признать заслугу малыша и похвалить, а если вышел за рамки установленных правил – пресекать. Только следует помнить, что правила эти  в каждом коллективе – семье, классе, детсадовской группе – должны быть заранее оговорены. И им, заметьте, должны следовать все члены данного сообщества! А не так, что мыть тарелку и заправлять за собой постель должен только Петя, а папе не обязательно.

Меняю подзатыльники на суровый взгляд

К сожалению, законы, принятые ранее, практически не оставили педагогам выбора мер по поддержанию дисциплины в коллективе: даже присаживание на стул расценивалось как ущемление прав и свобод маленького гражданина. В семье выбор мер наказания обширнее. Предварительно объясните своему чаду, за что он наказан, но впоследствии не стоит возвращаться к этой теме и весь день укорять его  в содеянном.

Чем можно наказывать

  1. Присаживанием на стул – то есть временным ограничением свободы передвижения.
  2. Суровым взглядом.
  3. Изменением тембра голоса.
  4. Прекращением общения на непродолжительное время.
  5. Лишением ребенка сладостей, времени просмот-ра мультфильмов – в общем, того, что он любит в повседневности.
  6. Подростков можно лишать прогулок с друзьями, однако для детей младшего возраста эта мера не эффективна, ведь для них пребывание на воздухе – воп-рос здоровья.

Для начала надо определить для себя, почему вы собираетесь наказать ребенка: или он действительно сделал что-то плохое, или просто вы не в духе, а он своей выходкой еще подлил масла в огонь. Никогда не стыдно извиниться перед чадом за свой срыв, аргументировать, почему в данный момент вы так разозлилась: например, очень болит голова, а сын или дочь громко включили музыку.

Физическому насилию – категорическое нет!

Под словом «наказание» я не подразумеваю побои. Бить малыша категорически запрещено! Учеными доказано, что шлепки и подзатыльники обрывают связь с ребенком. Взрослые демонстрируют свою силу над беззащитным существом и совершенно не думают о том, что эта сила может бумерангом вернуться к ним через десяток лет.

Конечно, некоторые читатели могут возразить: мол, телесное наказание – это часть национального менталитета: у нас и розгами пороли, и на горох ставили. Россия – суровый край, где  в больших патриархальных семьях все подчинялись слову отца.

Согласна, многие новомодные законы – это подражание Европе, и то, что хорошо немцу или британцу, вряд ли будет столь же эффективно для русского человека. И все же телес-ные наказания – это пережитки прошлого. Теперь в нашем арсенале есть научные труды, но увы, многим современным родителям не хватает знаний основ педагогики. Так, зачастую ребенок «получает» не за реальный проступок, а потому, что взрослый раздражен и вымещает на маленьком переполняющий его негатив.

Наказание, соразмерное проступку

Именно так советуют поступать педагоги и психологи. За небольшую провинность можно просто пожурить. В противном случае для ребенка наказание войдет в привычку и перестанет быть действенной мерой.

За что действительно стоит наказывать

  1. Если он преднамеренно нарушает установленные в коллективе правила.

Поймите, знать правила и четкие границы дозволенного ребенку необходимо – ему так проще жить и адаптироваться в обществе.

  1. Если он причиняет кому-то боль или наносит крупный материальный ущерб, например ломает мебель, – опять же сознательно.

Момент осознанности действий очень важен. Прежде чем выбирать меру пресечения, разберитесь, сделал он это злонамеренно или же случайно, по неосторожности. Может, он просто исследовал предмет? Тогда наказывать точно нельзя! Тем самым мы его обидим, унизим и отобьем охоту к познавательной деятельности.

Часто путем провокации малыш просто стремится привлечь к себе внимание близких, которого ему не хватает. Современные родители много работают либо просто не умеют и не хотят общаться со своим чадом. И вот ребенок утром начинает очень долго собираться в детский сад  и получает за это по мягкому месту, но лучше не становится: он начинает истерично плакать, взрослые бросаются его одевать и успокаивать. Сценарий сработал – он окружен вниманием, как  и хотел.

Когда нельзя наказывать

  1. Если в поступке ребенка нет злого умысла.

То есть он причинил боль или сломал вещь по неосторожности.

  1. Если ребенок болеет.

Нельзя ставить ребенка в угол – именно в углах скапливается отрицательная энергия.

Не устраивайте чаду «публичную порку»: наказание должно проходить без свидетелей, пускай даже это члены семьи!

Наказывать нужно здесь и сейчас: не стоит за утреннюю провинность отчитывать ребенка вечером.

Не забывайте следить за собой

Психологи выделают определенную группу детей, которые чаще других не подчиняются, а следовательно, подвергаются наказаниям. Прежде всего это дети с различными диагнозами: гиперактивные, агрессивные – способные причинить боль животному или близким людям; тревожные, которые постоянно канючат и выводят из себя.

Чтобы в вашей семье не возникало дилеммы, наказывать или нет, следите за собой, ведь дети всегда копируют поведение взрослых.

Опубликовано: газета №23(4314)

Читайте больше:

Тюменцы могут помочь детям с ДЦП и синдромом Дауна

Знакомьтесь, «Тюменские непоседы»!

Отвечает психолог тюменского детского сада № 183 Венера Семихина:

– Наказывать ребенка можно и нужно. Поощрение и наказание – без этих двух составляющих воспитание невозможно. Всегда нужно признать заслугу малыша и похвалить, а если вышел за рамки установленных правил – пресекать. Только следует помнить, что правила эти  в каждом коллективе – семье, классе, детсадовской группе – должны быть заранее оговорены. И им, заметьте, должны следовать все члены данного сообщества! А не так, что мыть тарелку и заправлять за собой постель должен только Петя, а папе не обязательно.

Меняю подзатыльники на суровый взгляд

К сожалению, законы, принятые ранее, практически не оставили педагогам выбора мер по поддержанию дисциплины в коллективе: даже присаживание на стул расценивалось как ущемление прав и свобод маленького гражданина. В семье выбор мер наказания обширнее. Предварительно объясните своему чаду, за что он наказан, но впоследствии не стоит возвращаться к этой теме и весь день укорять его  в содеянном.

Чем можно наказывать

  1. Присаживанием на стул – то есть временным ограничением свободы передвижения.
  2. Суровым взглядом.
  3. Изменением тембра голоса.
  4. Прекращением общения на непродолжительное время.
  5. Лишением ребенка сладостей, времени просмот-ра мультфильмов – в общем, того, что он любит в повседневности.
  6. Подростков можно лишать прогулок с друзьями, однако для детей младшего возраста эта мера не эффективна, ведь для них пребывание на воздухе – воп-рос здоровья.

Для начала надо определить для себя, почему вы собираетесь наказать ребенка: или он действительно сделал что-то плохое, или просто вы не в духе, а он своей выходкой еще подлил масла в огонь. Никогда не стыдно извиниться перед чадом за свой срыв, аргументировать, почему в данный момент вы так разозлилась: например, очень болит голова, а сын или дочь громко включили музыку.

Физическому насилию – категорическое нет!

Под словом «наказание» я не подразумеваю побои. Бить малыша категорически запрещено! Учеными доказано, что шлепки и подзатыльники обрывают связь с ребенком. Взрослые демонстрируют свою силу над беззащитным существом и совершенно не думают о том, что эта сила может бумерангом вернуться к ним через десяток лет.

Конечно, некоторые читатели могут возразить: мол, телесное наказание – это часть национального менталитета: у нас и розгами пороли, и на горох ставили. Россия – суровый край, где  в больших патриархальных семьях все подчинялись слову отца.

Согласна, многие новомодные законы – это подражание Европе, и то, что хорошо немцу или британцу, вряд ли будет столь же эффективно для русского человека. И все же телес-ные наказания – это пережитки прошлого. Теперь в нашем арсенале есть научные труды, но увы, многим современным родителям не хватает знаний основ педагогики. Так, зачастую ребенок «получает» не за реальный проступок, а потому, что взрослый раздражен и вымещает на маленьком переполняющий его негатив.

Наказание, соразмерное проступку

Именно так советуют поступать педагоги и психологи. За небольшую провинность можно просто пожурить. В противном случае для ребенка наказание войдет в привычку и перестанет быть действенной мерой.

За что действительно стоит наказывать

  1. Если он преднамеренно нарушает установленные в коллективе правила.

Поймите, знать правила и четкие границы дозволенного ребенку необходимо – ему так проще жить и адаптироваться в обществе.

  1. Если он причиняет кому-то боль или наносит крупный материальный ущерб, например ломает мебель, – опять же сознательно.

Момент осознанности действий очень важен. Прежде чем выбирать меру пресечения, разберитесь, сделал он это злонамеренно или же случайно, по неосторожности. Может, он просто исследовал предмет? Тогда наказывать точно нельзя! Тем самым мы его обидим, унизим и отобьем охоту к познавательной деятельности.

Часто путем провокации малыш просто стремится привлечь к себе внимание близких, которого ему не хватает. Современные родители много работают либо просто не умеют и не хотят общаться со своим чадом. И вот ребенок утром начинает очень долго собираться в детский сад  и получает за это по мягкому месту, но лучше не становится: он начинает истерично плакать, взрослые бросаются его одевать и успокаивать. Сценарий сработал – он окружен вниманием, как  и хотел.

Когда нельзя наказывать

  1. Если в поступке ребенка нет злого умысла.

То есть он причинил боль или сломал вещь по неосторожности.

  1. Если ребенок болеет.

Нельзя ставить ребенка в угол – именно в углах скапливается отрицательная энергия.

Не устраивайте чаду «публичную порку»: наказание должно проходить без свидетелей, пускай даже это члены семьи!

Наказывать нужно здесь и сейчас: не стоит за утреннюю провинность отчитывать ребенка вечером.

Не забывайте следить за собой

Психологи выделают определенную группу детей, которые чаще других не подчиняются, а следовательно, подвергаются наказаниям. Прежде всего это дети с различными диагнозами: гиперактивные, агрессивные – способные причинить боль животному или близким людям; тревожные, которые постоянно канючат и выводят из себя.

Чтобы в вашей семье не возникало дилеммы, наказывать или нет, следите за собой, ведь дети всегда копируют поведение взрослых.

Опубликовано: газета №23(4314)

Читайте больше:

Тюменцы могут помочь детям с ДЦП и синдромом Дауна

Знакомьтесь, «Тюменские непоседы»!