×
В социальных сетях
В печатной версии

Римские каникулы тюменского путешественника

Мы продолжаем публикацию замечательных рассказов о путешествиях Владимира Мефодьева, профессора кафедры медико-профилактического дела, доктора медицинских наук, академика, заслуженного деятеля науки и образования РАЕ.
Фото предоставлено Владимиром Мефодьевым.

«У некоторых городов, кроме звуков, общих для всех человеческих поселений, есть еще другие звуки, принадлежащие только одним... Каков же голос Рима? Мне кажется, что это шорох и плеск фонтанов».

Константин Паустовский

Италия раньше была запретной страной для простого туриста, можно было только мечтать о ней. Теперь же заходи в отделение туристического агентства - и тебе предложат не менее 10 маршрутов по Италии. Можно сразу же самолетом из московского аэропорта Домодедово вылететь в аэропорт Римини и очутиться в шумной Венеции, туристической Мекке, городе-легенде на берегу Венецианской лагуны Адриатического моря, история которого начинается с IX века...

Но я не люблю путешествовать самолетом. Сразу же из холодной Тюмени очутиться в Римини просто неприлично. Я выбрал уже испытанный способ путешествия по Европе: в прошлом году автобусным туром проехал 6000 км по маршруту Брест-Милан-Брест и он показался мне нисколько не утомительным.

И на этот раз я предпочел путешествовать в Италию автобусным туром.

Но до Италии была еще обновленная Москва, по которой я с удовольствием ходил ранним августовским утром, заметив про себя, что нет перед Кремлевским ансамблем слева привычного силуэта гостиницы «Москва»... До отправления поезда № 27 «Москва-Брест» было время посетить мой любимый музей на Волхонке. Ну, как было же не встретиться вновь и не попрощаться перед поездкой в Европу с моими любимыми импрессионистами? Время в Москве течет быстро, вот уже и посадка на поезд, отправляющийся с Белорусского вокзала к польской границе...

Наш гид - Алла Придорогина за полчаса до отправления поезда встретила туристов на праздничной платформе, где даже играл духовой оркестр... в честь Дня железнодорожника. Группа из 42 человек была быстро распределена по купе. Мне досталась компания из двух милых девушек и одного мужчины, моего ровестника. Последний оказался очень общительным, мы быстро познакомились и не тяготились друг другом...

Ранним утром на следующий день мы сели в свой автобус, в котором предстояло проехать по дорогам Европы 7000 км. Наш автобус - это почти дом на колесах. Удобные, регулируемые кресла, кондиционер, телевизор, два титана с кипятком и туалет на случай аварийной ситуации, что немаловажно. Остановки автобуса через каждые 2-3 часа, на которых можно размяться, покушать, на все дается 20-30 минут.

Дорога, дорога... В Западной Европе шутят, что в Польше плохие дороги, а в России вообще нет дорог. Хорошие дороги по европейским стандартам начинаются только в Германии.

Прибыли мы в Брест ранним утром, пожалуй, таким же как оно было 22 июня 1941 года, когда здесь рвались снаряды... А теперь тишина, сонная гладь реки Мухавец и вдалеке силуэт Брестской крепости, за которую отдали жизни сотни советских солдат, сковывая целую немецкую дивизию в течение месяца.                                                                              

И далее, как сказочный сон: воеводства, города, костелы, реки, поля - все красоты Мазовщины. Первым польским городом на нашем пути был Слюбиц, который встретил нас солнечным светом, роскошной зеленью. В придорожном кафе-ресторанчике угостились вкусными свиными ребрышками, рулетиками, отличным пивом.

Автобус бежит по автобану со скоростью 80-90 км в час. Больших расстояний не замечаешь, насколько красива природа вдоль трассы. Автобан огорожен забором, часть сетчатым, для того чтобы дикие животные не забегали на трассу. Через каждые 50 км есть съезды с магистрали, если нужно повернуть в тот или иной городок. Не дай бог, зазеваешься-тогда надо мчаться до следующего. Польша протянулась на 670 км с востока на запад, в ней 16 воеводств. Северная часть Польши, по которой мы едем,- край невысоких холмов, равнин, озер, которых насчитывается до 9 тысяч. Больше, чем в Финляндии. Главные реки Польши-тихая Висла и широкий Одер...

В Варшаву мы не заезжаем и дальше наш путь лежит по Германии. Германия - первая страна на нашем пути - член Шенгенского договора, и далее практически нет границ и таможенных досмотров. Любой житель свободно передвигается по Западной Европе. На всем пространстве Евросоюза действует единый внутренний рынок, осуществляется свободный оборот товаров и услуг. Известные фирмы Франции, Испании, Италии на фурах перевозят детали машин, которые собираются на местах.

На нашем пути только одна большая остановка - Дрезден, город основанный в 1216 году. В 19 веке Дрезден стал столицей королевства Саксония. Дрезден находится в 95 км от границы Германии с Польшей. Он насчитывает 300 тысяч населения, а старый город - небольшой.

Источник фото: travel.rambler.ru.

В центре его красивейшее здание оперы с прекрасной акустикой, превосходящей знаменитый театр Ла-Скала. На площади перед королевским дворцом настенное каменное панно, изображающее шествие королей.

Источник фото: www.royaltyguide.nl.

Это огромная мозаика, украшающая стену королевской резиденции, размером 100м в длину и 10м в ширину. Возглавляет шествие Август сильный, основатель династии Ветинов. Раньше эта фреска была расположена близко к берегу Эльбы и пришла в негодность от постоянной сырости. Мастера мейсенского фарфора изготовили 25 тысяч кусочков панно, большинство из которых сохранились, и теперь оно реставрировано.

Украшением главной площади Дрездена является и Католический собор, посвященный Деве Марии. За площадью расположен дворцово-парковый комплекс Цвингер, спланированный по типу Версаля. В XIX веке там проходили пышные придворные церемонии. На свадьбе наследника королевского престола и австрийской принцессы, например, присутствовало 60 тысяч гостей, которым не было тесно среди дворцов и фантанов.

Конечно, Меккой для художников и любителей изобразительного искусства является комплекс музеев, расположенных на старинной площади Дрездена. Музей №1 -Дрезденская картинная галерея, где собраны уникальные полотна старых мастеров. Здесь можно увидеть всемирно известные картины Рафаэля, Тициана, Веронезе, Рубенса, Рембранта...

Источник фото: dresdenart.ru.

Больше всего туристов около «Сикстинской Мадонны» Рафаэля. Наш гид, бывшая москвичка, дала время всмотреться в это полотно и поведала о деталях, о которых нигде не прочтешь... Писать о «Сикстинской Мадонне» невозможно. Она производит впечатление чуда, которое остается в памяти на всю жизнь. После встречи с «Сикстинской Мадонной», как и со всеми великими творениями, хочется улыбаться, творить, и если это возможно, жить, долго, долго, чтобы увидеть вокруг всю красоту мира от картин Матисса до захода солнца над Тирренским морем...

Напротив музея старых мастеров вход в музей оружия, куда пропускают с билетами в Дрезденскую картинную галерею. В 3-х залах этого музея можно увидеть рыцарские доспехи, оружие времен крестовых походов.

В 17 часов мы садимся в автобус на театральной площади и наш путь лежит на юг в Баварию, затем в Италию через австрийские Альпы. От Дрездена до Венеции путь в 890 км мы преодолели за 14 часов, включая ночной переезд. По дороге встречаются ухоженные городки, чистые, зеленые. На холмах пасутся барашки, видны игрушечные домики селян. Идиллия!

Фото автора.

Венеция живописно расположена на 118 островах Венецианской лагуны, разделенных между собой 150 каналами, через которые переброшено почти 400 мостов. Особенно красив старый мост Риальто на Большом канале, где расположен оживленный торговый центр. Во время ливней и осенних штормов вода поднимается так высоко, что заливает городские площади и улицы, а туристы передвигаются по дощатым мосткам. Но нам повезло, погода была великолепной, ярко светило солнце, отражаясь в блеске золотистых куполов. Красивейшие здания вырастали прямо из воды. Узкие и зигзагообразные улочки островного города сплошь застроены домами, стоящими сплошной стеной вдоль каналов, через которые перекинуты пешеходные мостики с ажурными ограждениями. Плывущие в небе далекие зеленые облака, голубые кровли крыш неаполитанских строений над очень узкими улочками, как бы вырезанными из камня между высокими зеленоватыми от плесени стенами старых домов и царящим там полумраком даже в солнечно ослепительные дни.

Совершив прогулку по побережью лагуны наша группа посетила «запланированное» предприятие-мастерскую и магазин венецианского стекла. И мы не пожалели об этом, любуясь как мастер - стеклодув на наших глазах из расплавленной в раскаленной до 400°С в печи заготовки выдувал цветы, фигурки зверей, особенно поразила стеклянная лошадка с раскошной гривой. И все это делалось за считанные секунды, иначе стекло застынет. Здесь работают мастера - настоящие искусники.

В торговом зале нам представили коллекцию цветных стеклянных изделий. Венецианское стекло изготавливается, как нам пояснили, по особой технологии-краски добавляются внутрь заготовки, из которой затем выдувают разнообразные по цветовой гамме предметы. Тогда как по китайской, например, технологии стекло окрашивается снаружи. Изумрудные, розовые, малахитовые гарнитуры, наборы посуды, бижутерия. Не менее красивы и украшения из бисера. Многие из нас выбрали кулоны на серебристых цепочках, стоимость их не более 10 евро, а за пять предметов делается 20% скидка. Так что, кому придется покупать венецианские изделия из стекла, берите партиями на группу.

Затем было то, к чему стремятся все, кто приезжает в Венецию - получить удовольствие прокатиться на гондолах по каналу. Привлекает туристок красота тамошних гондольеров - высокие, с черными цвета вороньего крыла волосами, с черными глазами, медленными полными достоинства жестами, звучанием красивого голоса...

Фото автора.

В Венеции, говорят, надо кататься и целоваться на гондолах. Мы садимся в гондолу -большую лодку из лакированного дерева длиной примерно 6м и шириной 2м, в ней 8 сидений. Гондольер, вооруженный длинным шестом, стоит на корме и ведет гондолу сначала по узкому каналу, виртуозно отталкиваясь шестом или даже ногами от стен зданий вдоль канала и ловко лавирует между другими движущимися навстречу лодками. Прогулка занимает 30-40 минут с выходом на Большой канал и затем с возвращением к пристани. Гондольеры, бравые молодые люди в тельняшках и черных брюках, иногда, если у них хорошее настроение, а оно зависит от погоды, напевают что-то на своем языке. К сожалению, мы катались по каналам днем и услышать настоящую песню гондольеров не удалось. Но нам еще повезло. Другие группы, которые приезжали в Венецию в дождь, совсем не смогли покататься на гондолах - поднималась высокая волна и можно было промокнуть до нитки. Сами каналы небольшие по ширине, но довольно глубокие до 4-5м. Вода в них зеленовато-синяя, даже с несвежим запахом. Ведь дома стоят столетиями на деревянных сваях, которые естественно подвергаются гниению. Сами здания вдоль каналов довольно обветщалые, но повсюду видны следы реставрации.

Венеция, как и другие города Италии, - музей под открытым небом, настоящее архитектурное чудо. Знаменитые архитекторы и художники украшали этот город на протяжении столетий, начиная с 14-16 веков. Богато украшены здания церквей, инкрустированы часто цветными мраморами парадные фасады дворцов с ажурными галереями и узорными завершениями окон, которые отражаются в водах лагун и многочисленных каналов. Узкие улицы со сплошными рядами 3-4-х этажных домов придают городу причудливую и праздничную живописность. Радуют глаз легкие изогнутые линии мостов, заполненных туристами. Главная площадь (Пьянца Сан-Марко) имеет четырехугольную форму - обрамлена пятикуполным Собором Сан-Марко, который строился и обновлялся на протяжении  12 столетий. Над центральным    порталом возвышаются четыре бронзовых коня, привезенные в XIII веке из Константинополя, а изготовлены они в 4-3 веке до нашей эры. К Собору примыкают Старая библиотека и Дворец Дожей, где жили правители самостоятельной Венецианской республики до ее вхождения в Италию. С востока к Дворцу примыкает так называемый мост Вздохов, связывающий Дворец со зданием тюрьмы. Эта тюрьма знаменита тем, что здесь содержали полулегендарного героя Казанову, ему, единственному узнику, удалось убежать из этой тюрьмы. А на мосту когда-то вздыхали последний раз осужденные на казнь, направляясь к месту наказаний между двумя столбами. Венецианцы никогда не ходят между ними, это считается дурной приметой, И мы тоже по совету гида обходили это место казни стороной.

На главной площади Венеции масса голубей, которых подкармливают туристы, и они охотно садятся на руки. Так и запечатляют людей и птиц снующие здесь фотографы. Прогулка по Венеции начинается с площади Святого Марка, вымощенной порфировыми и мраморными плитами. В центре площади 99-метровая Колокольня (Кампаниле-ди-Сан-Марко), по трем сторонам от нее - дворцы Прокурации и Ала (Крыло) Наполеоника, в углу Часовая Башня с отбивающими каждый час фигурами мавров, появляющихся на часах с XV века. На четвертой стороне площади главная достопримечательность города - Собор (Базилика) Святого Марка, в здании более 500 колонн, привезенных венецианцами с востока (по легенде - многие из них украшали когда-то одно из семи чудес света - Храм Артемиды в Эфесе). Центральный вход в Собор богато украшен скульптурами XIII-XIV веков, над крайней левой дверью - уникальная мозаика XIII века. Собор хранит полозолоченные фрески великих мастеров эпохи Возрождения. Напротив Собора через площадь Святого Марка в Крыле Наполеоника (Венеция в 1797 году были оккупированы наполеоновскими войсками) теперь художественно-исторический музей, где широко представлены творения мастеров венецианской школы живописи - Беллини, Карпаччо, Джорджоне, Тьеполо, Лотто, Тициана, Веронезе, Тинторетто.

Рядом с Собором Святого Марка «присоседился» архитектурный шедевр Дворец Дожей (Палаццо Дукале, XIV-XV веков). Это здание из белого и розового мрамора с 36-ю колоннами в нижней галерее и 71 колонной - в верхней. В главном помещении Дворца -Зале Большого Света - поражают необычные часы: их стрелки двигаются в обратную сторону по циферблату, разделенному на 24 часа. В соседнем зале Совета Десяти есть такие часы с традиционным движением стрелок, но механизм у обоих часов общий. Бывший ранее резиденцией правительства, теперь Дворей Дожей - выдающийся культурный центр, где собраны картины великих художников, среди них надо упомянуть Иеронима Босха. Но самое большое собрание венецианской живописи в Галерее Академии, где туристы любуются полотном «Буря» Джорджоне, «Чудо Св.Марка» Тинторетто, «Портрет дворянина» Лоренцо Лото. Из окон Дворца - музея Дожей открывается изумительный вид на море и острова.

В Венеции около 200 церквей, наиболее привлекательные из них - церковь Санта-Мария дей Мираколи, облицованная мрамором разных цветов; церковь Сан-Франческо делла Винья с классическими колокольнями и двумя замечательными росписями на тему «Мадонна с младенцем».

Уставшие и изрядно проголодавшиеся, мы по совету гида облюбовали одно из многочисленных кафе недалеко от площади Святого Марка. Там за 7-10 евро можно неплохо пообедать, чем мы и воспользовались. Это кафе самообслуживания, очередь двигается довольно быстро, столики стоят прямо на улице. Конечно, я выбрал первую в Италии пиццу «Маргарита». Потом гид нам рассказала по дороге в Неаполь, что по преданию к приезду в Неаполь королевы Маргариты местный кулинар, чтобы удивить высокую гостью, положил на обыкновенную лепешку сыр и помидоры. Вкушая эту бесхитростную еду, королева спросила, как она называется. Находчивая жена кулинара не растерялась: «Маргарита - в Вашу честь!» С тех пор любимой пиццей итальянцев является именно эта, королевская... Кроме того, есть пицца с грибами, сосисками, седлом барашка... Каждая провинция Италии (а их 95) имеет свой особенный рецепт приготовления этого блюда. Главное, что тесто должно быть очень тонкое (немного муки, немного воды, соли), а сверху можно положить, что угодно.

На севере Италии готовят котлету по итальянски: мясо не прокручивают, а отбивают и жарят на гриле. Популярны пирамиды из морепродуктов, каждый из них отваривается и красиво укладывается в определенном порядке. К ним варят макароны черного цвета (добавляют натуральный краситель - жидкость осьминога, выбрасываемую им в момент опасности, которую собирают в особые сосуды).

Конечно, попробовали знаменитое итальянское блюдо пасту (макароны в соусе), главное в котором очень вкусный соус. Позже уже в другом кафе ели супчик из рыбы и салаты из морепродуктов. В лагуне встречаются пресноводные и морские обитатели. Но морская рыба очень дорогая. Так что итальянцы довольствуются блюдами из пресноводных рыб. Раньше выловленную рыбу сушили на длительное хранение. Хозяйки высушенную рыбу размельчали в ступе, добавляли к ней воды и несколько ложек оливкового масла и получали пюре. В меню ресторанчиков есть дорогое блюдо пюре из трески, положенном на медальончик из хлеба. Стоит попробовать печень по-венециански: печень вымачивают в молоке, обжаривают с луком.

После утоления голода все были не прочь прогуляться по магазинчикам на улочках вдоль каналов, где можно было увидеть традиционные венецианские товары - стекло, кружева, карнавальные маски... Самая дешевая маска стоит 15-20 евро, хотя она сделана из клейной бумаги и навряд ли сохранит свою форму при длительных переездах... Кстати, первыми в Венеции надели маски врачи, которые боролись за жизнь людей во время многочисленных эпидемий чумы в городе на воде. Затем стали закрывать лица за 40 дней до Пасхи ряженые. И только в эпоху Ренессанса маска стала неизменным атрибутом веселых карнавалов. Венецианский карнавал по традициям напоминает нашу масленицу. Карнавальные маски и костюмы передавались из поколения в поколение. Венецианцы очень бережливы, ведь природа им ничего не дала, все было привезено с материка. Даже строительный материал при разрушении домов использовался снова на постройку...

Солнце клонится к вечеру и мы с грустью прощаемся с необыкновенным городом на воде. В 19 часов мы отправляемся на пристань, где кораблик привозит нас на материк к автобусу, который уже стал нашим родным домом. Отправляемся мы к отрогам Аппенинов, где нас ждал отдых в отеле на пути в Пизу, город в центральной части Италии области Тоскана.

Фото автора.

Ни один итальянец не скажет, что он из Италии. Жители этой страны так и не слились в единую нацию. Каждая провинция Италии живет по своим законам. Север и Юг - две противоположности. Север хотел бы отделиться от Юга, чтобы не кормить «бездельников» - южан, ведь 60% молодых людей в южных областях Италии не работают в сфере производства, а на жизнь зарабатывают торговлей, в том числе и наркотиками. На Севере, например в Милане, всегда есть работа на многочисленных заводах, предприятиях, в офисах. Итальянцы умеют радоваться жизни - счастье это и хорошая погода, и хорошая семья.

На пути в Тосканию мы любовались оливковыми деревьями, которые растут на холмах. У олив крупная крона и листья серебристого цвета. А плоды - это совершенно не тот продукт, что мы видим в наших магазинах. Оливки сбивают с деревьев досками, прессуют и получается прозрачная зеленая жидкость. Оливковое масло первичного отжима - имеет зеленый цвет. То, что нам выдают за оливковое масло - это вторичный отжим, залитый любым растительным маслом.

Вдоль дорог можно видеть пинии - морские сосны, у которых кора имеет форму веера; олеандры, усыпанные белыми, розовыми, малиновыми цветами; платаны, чинары, их называют бесстыдницами, так они сбрасывают кору; кипарисы - символ домовитости и загробной жизни - двух видов: развесистые женские особи и высокие и стройные - мужские.

Склоны холмов засажены виноградниками. Здесь растет особый сорт винограда - кьянти, который поливают минеральной водой. Из него готовят знаменитое сухое красное вино. Отличительными признаками марочного вина является изображение черного петуха на крышке. Сейчас во всех странах можно купить кьянти, но это часто подделка, так как на миллионы бутылок, выпускаемого в мире вина, не хватит винограда сорта кьянти, собираемого в Тоскании. Нам удалось попробовать настоящего кьянти, оно имеет приятный насыщенный вкус. Вино впитало в себя всё солнце долины полноводной реки Арно, а близко расположенное море благотворно влияет на климат этой провинции. Почва здесь самая плодородная.

Вся кухня в Тоскании готовится на оливковом масле. Здесь можно отведать разнообразные виды паст - макаронные изделия с разными заправками. Например, лозанья, приготовленная из теста, переложенного сыром и мясом; или пьято - второе блюдо из мяса или рыбы с овощными гарнирами, заправленное оливковым маслом и взбрызнутое лимонным соком. Оливковое масло стоит на столиках в любом кафе. На десерт предлагают мороженое с добавлением фруктов. Во время обеда пьют вино. Вино наливают в графин, остужают, оно должно «отдохнуть», вот тогда можно насладиться его букетом...

Вечером ужин в итальянских семьях длится долго, не менее 1 часа. Итальянцы не боятся есть на ночь. Употребив сытный ужин, утром предпочитают легкий завтрак -очень крепкий кофе - экспрессо и сок, и ничего кроме. Второй завтрак в Италии в 10-11 часов, на который предпочитают кофе - капучино со сбитыми сливками и легкие круасаны... Обед в 13 часов - съел тарелку пасты - и сыт!

В Италии немного образованных людей. В университете учатся 10 лет. У родителей молодежи есть мечта, чтобы их ребенок попал работать в какую-нибудь компанию, был сыт и ходил в красивом костюме. «Ничего не делать»,- самое лучшее занятие на свете для итальянских молодых людей. Видимо, красота природы, мягкий климат расслабляют, молодежь не прилагает много усилий, чтобы сделать карьеру. Семьи в Италии самые крепкие, разводов мало - 1 развод на 2000 браков. Женятся обычно поздно, чтобы проверить чувства. А если не повезет в семейной жизни, бракоразводный процесс длится от 3 до 8 лет и стоит 10 тысяч евро. Закон всегда на стороне женщины. Муж все оставляет семье. Но тем не менее, обладая горячим темпераментом, мужчина порхает как бабочка от одной красивой женщины к еще более красивой. Из каждого наслаждения он рвет свой цветок. В Италии мужчины улыбаются даже незнакомым женщинам, говорят комлементы.

Вдоль автобана 2-3-х этажные кирпичные дома, а на меловых холмах - оливковые рощи... Любуясь плюшевыми холмами Тоскании, воспетыми художниками, мы приближались к городу Пизе, раскинувшемуся по обоим берегам реки Арно, имеющей выход в море. На парапете моста над Арно, по которому лорд Байрон, будучи сосланным в Пизу, гарцевал каждое утро на своем прекрасном скакуне, мы любовались течением реки, несущей в своем светлом потоке отражение серебристых облаков в древнем небе Пизы. Знакомство с городом началось с его самого известного места - Площади Чудес (Piazza dei xiracoli).

Гармоничностью пропорций и изяществом декора выделяется соборный комплекс в Пизе. У этой площади есть официальное название - Соборная, на которой одно за одним появляются здания Собора Домю, затем Баптистерия (крестильня), Кампанила (Падающая башня) и, наконец, Кампосанто, монументальное кладбище. Все они построены в новом романо-пизанском стиле. Ограждают площадь зубчатые крепостные стены Башни Святой Марии. Здесь же привлекают внимание Львиные ворота (Порта дель Леоне), названные так по мраморной статуе льва.

За оградой находится кладбище Кампосанто и величественные новые ворота (Порта Нуова) с тремя проемами. И, наконец, знаменитая, известная всем по школьным учебникам Падающая (Пизанская) Башня. С изначальным наклоном до 3-его уровня, она имеет 8 этажей. Башня построена из мрамора, инкрустирована разными по цвету кусочками этой породы.

Первый камень в основание пизанской Башни был заложен согласно надписи на камне 9 августа 1773 года. Её создатель продемонстрировал определенное мужество и незаурядные знания при сооружении башни. Существует несколько версий по поводу наклона Башни. Одно из них утверждает, что Башня с самого начала строилась наклонной, ибо её архитектор Вельгельм Инсбурунский хотел таким образом отомстить природе, которая произвела его на свет горбатым. Согласно другой версии, наклон Башни, был якобы, был вызван самим архитектором, не получившим вовремя свою зарплату (ну, прямо Россия конца XX века).

Проблема наклона Башни, а, следовательно, и ее сохранения возникла уже на этапе строительства. Еще в 1298 году была создана первая комиссия экспертов, затем следующая, но и по сей день эта проблема не решена. Сейчас она отклонилась на 5м от вертикальной оси. Палагают, что она упадет окончательно к 2200 году. Кто знает, может этот «физический дефект» Башни и не стоит устранять? (а, достаточно, стабилизировать). Кстати, в Италии вообще много наклонных башен, и это связано со смещением в верхних слоях почвы. На четыре градуса удалось специалистам выровнять наклон Башни, для чего под фундаментом выбирали землю. Но наклон еще довольно большой. Почва здесь не устойчива, рядом находится судоходная река Арно.

Объявлен конкурс на лучший проект сохранения Пизанской башни. Самым удачным считается пристройка мраморной руки. Туристы фотографируются на фоне башни, поддерживая ее левой рукой.

Архитектура города Пизы отличается ажурностью, многоярусными арками, сочетанием черного и белого мрамора. Одной из достопримечательностей города является крытое кладбище Кампосанто, куда туристов пускают за умеренную плату. Но мы предпочли обойти на площади многочисленные магазинчики, где среди сувениров майки, фартуки с изображением Пизанской башни. Многочисленные художники быстро рисуют туристов на фоне Кампанилы за 15 евро.

Возвышающаяся на площади Падающая Башня сделала Пизу знаменитой на весь мир. На площади в Пизе везде стоят туристы с вытянутыми руками, будто упирались ладонями в воздух - это они позируют для фотографии, поддерживая падающую башню. Мы поднялись на башню и оттуда любовались рощами, морем внизу, блестящей морской рябью, горной цепью Альп, белых от снега. Это тосканский край!

На ночлег мы остановились в курортном городке Монтекатини близ Флоренции. Это уютный, компактный туристический центр, на улицах оживленно, многолюдно. Свет, фонтаны, музыка. Обилие магазинчиков, работающих допоздна.

Если Италию называют садом Европы, то Флоренция - это цветок Тоскании. Город основан в 1 веке н.э. на месте прусского поселения римлянами.

Фото автора.

В 14-16 веках Флоренция стала ведущим центром Возрождения. Крупнейшими представителями Ренессанса были Данте, Петрарка, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Большинство зданий Флоренции, создавших ей славу города музея, были построены в эпоху Возрождения. До сих пор сохранились древние узкие, каждый дом на которых шедевр архитектуры. Туристов поначалу охватывает «синдром Стендаля». Как говорит предание, когда Стендаль впервые приехал во Флоренцию, то у него «улетала крыша». На главной площади города (Пьяцца дела Сеньория) от памятника великому Данте и Собора Святого Креста (Санта Кроче), где место захоронений великих льрдей Рафаэля, Микеланджело, Галилея, Виктора Иммануила II, первого короля объединенной Италии. Великий ученый Галилео Галилей после суда инквизиции находился во Флоренции под домашним арестом до конца своих дней. Им была построена обсерватория, которая действует и поныне и известна всем астрономам мира. Во время экскурсии по центру города, обрамленному рекой Арно, мы посмотрели некоторые здания, создавшие славу городу-музею - баптистерий Сан-Джованни постройка 13 века;

бронзовые двери (райские), собор Санта-Мария дель Фьоре с двойным куполом самый высокий во Флоренции. На Соборной площади (Пьянцца дель Дуомо) расположены Кафедральный Собор, Колоконя Джотто и Баптистерий, образующие ансамбль из белого, зеленого и розового мрамора. Его строили долгие годы разные архитекторы. Купол возведен по аналогии с римским Пантеоном: между внутренним и аужным куполами находится лестница, по которой мы поднимались наверх и посмотрели великолепный вид города. Под самым куполом укреплен большой полый медный шар, сверкающий в лучах солнца. Для желающих подняться на купол нужно знать, что восхождение очень тяжело (лифта нет) и спускаешься долго-долго.

Мы посетили рынок, на котором стоит фигурка золотого поросенка (Порчеллино). Туристы его гладят, трут ему нос и бросают монетку в прорезь на удачу. Если все-таки не повезет, значит плохо гладили пяточок! На рынке можно купить сувениры из кожи, шерсти, красивые красные шарфы. Здесь уместно «рядиться», просить скидку («сконто»). Лучше спрашивать цену по-итальянски - «Кванта коста?», чем сразу располагаешь к себе продавца.

Конечно, объектом нашего внимания была знаменитая художественная галерея Уффици. Обилие картин и скульптур наиболее ярких художников 15-16 веков делает коллекцию этого собрания самой привлекательной в Италии. Здесь можно увидеть полотна Рафаэля с их классически ярким рисунком и гармонией композиции. Поражает жизненная динамика и чувств героев картин Джорджоне и Тициана. А психологизм и мягкая одухотворенность картин Леонардо да Винчи вырастает из тончайшей игры воздушной светотени («Благовещение»). Здесь, представлено наилучшее произведение Боттичелли «Рождение Венеры», «Мадонна с гранатом». А рядом в другом зале - драматическая сила образов скульптур Микельанджело с выразительностью их напряженных форм.

Нельзя не посетить, будучи во Флоренции, Капеллу Медичи в церкви Сан Лоренцо. Здесь находятся подлинники знаменитых скульптур Микеланджело, всемирно известный Давид, гробницы герцогов Джулиани и Лоренцо Медичи (их мраморные копии можно увидеть в Москве в музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина на Волхонке). Тревога и беспокойство воплощено в овеяных поэтическим ореолом фигур Утра, Вечера, Дня и Ночи.

Колоссальная статуя Давида, ее совершенная копия стоит на площади рядом с галерей Уффици, воссоздает тип ренессансовского героя. Гиганские размеры Давида - наглядное пластическое соответствие титанической мощи человека. Ярко выражен в «Давиде» и своеобразный «духовный атлетизм», где волевое начало проявляется с такой концентрированной силой, чего мы не находим в героических образах античной классики.

В прогулке по Флоренции нас застал настоящий ливень. Но он быстро прошел и снова выглянуло солнце. Легкие облака плыли над вымытыми дождем крышами Флоренции, нетяжелое гипсовое небо, местами потрескавшееся как небо на фресках одной из церквей дель Кармине.

По дороге между Флоренцией и Римом на расстоянии 60 км до столицы страны мы посетили Сиену - маленький городок, с горным воздухом в области Тоскания, тем не менее в нем много банков и банкиров. Предприимчивые сиенцы с давних пор, используя свое географическое положение, стали брать дань с приезжающих в столицу Италии и разбогатели.

Сиена привлекательна скачками на необъезженных лошадях, которые проводятся здесь в июле и сентябре. Центральная площадь города Кампо похожа на перевернутую раковину, разделенную на девять частей, где проходят скачки. Там же встречают Рождество и Новый год. Под уклон в центр ее стекает дождевая вода, которой раньше пользовались. Сейчас здесь сооружен фонтан Гаетта. Наездниками были приезжие в Сиену, а лошади - местные. Они находились в секретном дворе «Палео». Всадники делали 12   кругов   (даже   без   всадника,   если   он   не  удержался).   Скачки   посвящаются покровительнице города Деве Марии. Перед скачками проходит 2-х часовой парад участников в средневековых костюмах и с оружием. Толпы жителей Сиены приветствуют гостей.  

Жители города Сиены открытые, доброжелательные, в отличие от язвительных, высокомерных флорентийцев, о которых иногда говорят, как и вообще о тосканцах: «небо в глазах, преисподняя на устах». Сиенцы же имеют большое сердце, как на воротах города. Примечательна в городе вокруг центральной площади башня «Толстуха» - высокая часовня. В магазинах с эмблемой в виде черного петуха продают настоящее «Кьянти». Это красное сухое вино незаменимо к мясным блюдам.

В Сиене есть такой обычай: если в округе рождается ребенок, то в центре городка вывешивается флаг, извещающий об этом важном событии.

От Сиены недалеко море. По преданию Сиена основана племянниками Ромула и Рэма в 953г. до н.э. Дети после убийства отца убежали в два города Сиену и Пизу. В гербе Сиены волчица на колонне рядом с кафедральным Собором на вершине горы, напоминающим Соборы в Пизе и Флоренции в стиле готики, инкрустирован мрамором с горизонтальными черно-белыми полосками. Сиена расположена на холмах. Некогда она была могущественной, но затем попала под власть Флоренции. На трех холмах возведена мощная крепостная стена.

Некоторые из башен в городе «обезглавлены», т.к. верхнюю их часть разбирали из-за того, что ни одно из зданий не должно быть выше здания муниципалитета. Сейчас в этих башнях живут люди.

Последний переезд на пути в вечный город - Рим. Перед глазами вставали оливковые рощи, вечнозеленые сосны и бушующие цветами поляны. Далеко у самого горизонта виднелись темно-зеленые холмы, а между ними простиралась зеленая долина, заросшая серебристыми оливами, виноградом и высокими свечками кипарисов. Один из них на переднем плане напоминал высеченную из малахита свечу, устремленную в небо. И наконец курортный городок Ансоу на берегу Терренского моря в 40 км от Рима. Сюда мы приехали, когда уже темнело. И наскоро переодевшись устремились к морю. Воздух был чистым сладким на вкус, легкий, насыщенный запахом соли, с моря доносился болезненный крик чаек. А как светят по ночам морские волны? А когда взошла луна, то дорожка фосфорического света пересекала черный бархат моря до самого горизонта. Поднявшись по лестнице с берега моря к отелю мы увидели бассейн, наполненный морской водой. Бассейн ночью, подсвеченный подводными лампами, напоминал огромный голубой бриллиант, лежащий на темном бархате ночи, а небо было усыпано мириадами поблескивающих звезд. Вокруг почти не слышан был рокот волн. Рано утром автобус повез в Ватикан, так надо было успеть к открытию этого музея в 8-30 утра. На пути в Рим платановая аллея, вокруг многоуровневые дороги вокруг холмов. Кипарисы. Застройка вдоль дорог средней высоты. Балкончики все в цветах. Приближаемся к парку, в нём множество пальмовых деревьев. Рим расположен на семи холмах. Их можно пересчитать - вот Палатинский, который когда-то окружала стена, воздвигнутая Ромулом; Капитолийский, Квиринал, Экквилини. На одном из них Ватикано - расположено государство в государстве - Ватикан. Здесь казнили первого апостола Христа Петра. На месте его захоронения стоит Собор Святого Петра, главное сооружение Ватикана (страны в стране).

Вот мы уже в Риме, столице Италии, а когда-то столице сильной империи на берегах Среднеземного моря. « О, Рим, ты целый мир!», - увидев его, восклицал Гете. И с ним нельзя не согласиться. Здесь есть, что посмотреть, и чем полюбоваться. Мы въехали в Рим через арку Порта - ди - Сан - Себастьяно, проехали по узкой улочке, между высокими красными стенами, мимо могилы Сципиона, разгромившего в 2002г. Ганнибала при Заме. Мы проехали перед термами Каракаллы и чудовищной громадой серых развалин с зелеными островками пиний, кипарисов, выехали к Палатинскому холму, согнувшемуся   под тяжестью Дворца Цезарей, поднялись по Триумфальной улице, и вдруг перед нами выросла величественная громада Колизея в стороне Форума и Капитолийского Хомма. Его сразу узнали - круглое, огромное, местами, разрушенное сооружение. Но впечатление от величественной громады просто потрясающее! Преходим границу Ватикана. Чтобы поближе разглядеть Собор, затем посетили музей Ватикана. Ватика - это грандиозный архитектурный комплекс, где культовые, дворцовые и крепостные сооружения сочетаются с произведениями садово-паркового искусства. Торжественным входом в Ватикан служит обрамленная колоннадами из 288 колонн и 40 статуй овальная площадь Святого Петра. Колоннады ведут к крупнейшему католическому храму мира - Собору святого Петра, высота которого достигает 132,5 м. В интерьере Собора мраморное «Оплакивание Христа».

Микеланджело, бронзовый балдахин, кафедра и надгробия работы Бернини. Дворцовый ансамбль Ватикана, построенный в основном в 15-16 веках, включают капеллу Николая V, апартаменты Борджа, Сикстинскую капеллу с фресками Микеланджело, Перуджино, Боттичелли, капелла Паолина с фресками Микеланджело, Лоджии и Станцы (залы), расписанные Рафаэлем и его учениками. В залах Дворца так многолюдно, столько туристов из разных стран стремятся увидеть эти шедевры искусства, что двигаться приходиться только в одном направлении от парадного входа во дворец (Скала Реджа) до выхода по боковым лестницам. На осмотр дается 20-30 минут и за это время гид, связь с которым поддерживается через микрофон, успевает прокомментировать окружающую нас туристов красоту.

Второй день экскурсии был посвящен фонтанам и площадям Рима. Автобус довез нас до станции метро Термини, а затем мы добирались в течение 15 минут подземкой до станции Лауретино. Мы ехали в электричке чистые, умытые, сытые после плотного завтрака в отеле, среди римской толпы скромно одетых, а порой грязных, в лохмотьях детей. Вокруг нас говорили на всех языках и диалектах мира. Путешествуя пешком от Колизея, мы достигли Триумфальной арки, увидели древние руины Римского Форума, где остатки дворца императора Цезаря, раскопки продолжаются до сих пор. И видели старую Алиеву дорогу. Камни. Старые, древние, стертые. Колеи от колес в камне. Вдоль этой дороги были распяты спартаковцы. А рядом с античным Рим периода Возрождения и Барокко. На площади Венеции полюбовались на красивейший памятник с Вечным огнем и почетным караулом, теряющимся среди гигантских скульптур. Там возвышается беломраморное здание, на крыше которого конный памятник королю Викториану, объединившему Италию. На соседней площади расположены правительственные здания, здесь художники пишут портреты желающих, выставляют свои картины. Впечатляет памятник Деве Марии на испанской площади. Это очень высокая колонна, на вершине которой статуя Девы, в правой руке ее венок из живых (не каменных!) цветов. Этот венок в знак особого поклонения ей преподносят ежегодно 8 декабря - в день непорочного зачатия Девы Марии. Сам папа Римский непременный участник этой церемонии. Гуляя по центру Рима, пройдя дворцы знатных Римских семейств Валентине и Минианелли, мы попадаем в квартал художников и писателей. На одном из домов этого квартала вдруг обнаруживаешь мемориальную доску, увековечившая имя Гоголя, который жил здесь в 40-х годах XIX века, писал свои знаменитые «Мертвые души»... От небольшого фонтанчика «Лодчонка» мы выходим к знаменитому в Риме фонтану di Trevi с ансамблем великолепных скульптур, символизирующих «водяные» божества. Здесь особенно много туристов и каждый стремится кинуть монету (обязательно через правое плечо) и, обернувшись увидеть, как она падает. Тогда обязательно вернешься на это место. Как мне нравится Рим, когда светит солнце! Не город, а прямо веселый базар, все продается на улицах - фрукты, и овощи, и цветы. Выставляют свои работы уличные художники. Целые уличные выставки. Представляю, каково им с их картинами, когда начинается дождь. В этом городе дожди особенные, они возникают внезапно, обрушиваются ливнем на город. Мы спасались от такого ливня под козырьком парадной. Но как прекрасен Рим ночью! В этом мы убедились, совершив самостоятельное ночное путешествие в Вечный город. С вершины холма, когда пожар заката погас, Рим казался одновременно сумрачным и приветливым в зеленой прозрачности вечера. Огромное зеленое облако повисло над куполами,   башнями,   колоннами   и   крышами,   украшенными   многочисленными мраморными статуями. Здесь же выросли высокие белые стены первых римских домов. Ночью шелест фонтанов громче.

Неаполь самый загадочный город Европы, единственный город античного мира, не погибший как Троя или Вавилон. Есть старинное народное поверье, что божество, покровитель Неаполя, время от времени топит город, потрясает Землю, рушит замки, дворцы и хижины, сжигает в огненных потоках людей. Оно вершитель его судьбы, но есть ангел-хранитель своего народа. Двигаясь от фонтана к фонтану, свернули на античной via del Tritone. И здесь мы увидели статую мифического героя Лаокоона. Его нашли без руки и приделали новую, а Микеланджело посмотрел и сказал, что рука должна держать змею не сверху, а сзади, за головой. А потом через столетие нашли эту настоящую руку - и оказалось все именно так! А как прекрасно Микеланджело в античной скульптуре изобразил страдание на лице отца, на глазах которого погибает его сын, это же навеки схваченное в камне чувство... Присаживаемся на перила железной ограды вокруг колонны Марка Аврелия. На барельефах римляни побеждают сарматов, а наверху апостол Павел с мечом. Никого у фонтана Баркаччо. Никого у Треви. Последний фонтан фонтанов, адмирал, флагман, ведет фонтанную флотилию по каменному застывшему морю. Ночью никто не бросает через плечо монету, мол держи перевозчик коз, волков и капустных кочанов, теперь за тобой должок.

Неаполь с населением 1,3 миллиона жителей расположен на холмах в области Кампания. О жителях города ходят легенды. Неаполитанец непредсказуем. Так, он встает утром с намерением пойти на работу, но находит затем массу причин, чтобы не сделать этого. Жители Неаполя очень эмоциональные, при разговоре они постоянно жестикулируют, кажется без жестов они не могут сказать ни слова... Центром города является площадь муниципалитета и плебисцита. Здесь же расположен первый театр мира - оперы и балета. Сохранилась сторожевая башня, ворота старого города, основанного греками в 8 веке до н.э. У морского вокзала можно видеть черный обелиск - памятник покровителю города Святому Яну арию. К морскому вокзалу и порту прилегает парк. Далее тянутся новые кварталы, построенные в стиле конструктивизма. На главной площади города королевский дворец, окруженный парком. Королевский неаполитанский дворец построен в блестящей испанской манере - тяжелое испанское барокко, но и здесь видно изящество и ощущается дух Италии с фресками Помпеи, извлеченными из под пепла и земли Бурбонами. В живописи и орнаменте видны истоки танцев амуров, усталых Геркулесов... В двери врезаны большие зеркала, отсвечивающие голубизной, бросающие синюю морскую тень на розовые женские тела с прекрасных фресок Помпеи.

На углу площади кафе «Гамбриус», где бывали Хемингуей и Шаляпин. Привлекает внимание торговый центр «Пассаж», перед которым выложен из цветных камушков круг со знаками зодиака. Многие туристы опускаются на колено, или даже ложатся на сектор со своим знаком. Моему Льву я преклонил колено. В центре площади Вен дика Крис огромная статуя Иисуса и Доминика в честь Спасителя жителей города от эпидемии холеры в 18 веке.

В парке Королевского дворца узнаваемая по Санкт-Петербургу скульптурная группа Клодта «Укрощение коня», оказывается это подарок русского императора Николая I и его супруги Александры Федоровны. 

У подножия Везувия расположен мужской монастырь, обитатели которого наблюдают за вулканом, который начал просыпаться. Везувий виден с дороги в дымке. Облака, освещенные солнцем, задевают его вершину. Склоны вулкана покрыты лесом. Если подниматься по склонам, можно увидеть куски лавы на дороге - черные, блестящие камни.

После беглого знакомства с Неаполем автобус привез нас в морской порт, откуда мы поплыли на остров Капри, расположенный на юге Неаполитанского залива. Русским туристам он интересен тем, что здесь жил Максим Горький (в 1906-1913 г.г.), а в 1908г. и 1910 г. его посещал В.И.Ленин, который дольше двух недель там жить не мог. Здесь существовала «отколовшаяся» от болыневитской партии школа отзовистов (во главе с А.А. Богдановым), издавшая свою газету « Вперед». Скалистый остров возвышается глыбой в заливе Тирренского моря. На высоте 300 м, куда ведет вьющаяся серпантином дорога, на террасе расположен туристский комплекс с магазинами, ресторанами. В одном из ресторанчиков нас вкусно покормили, а в магазине рядом мы приобрели разлитый в оригинальные   флаконы   -   местный   ликер   (лимонелла).   Любимым   лакомством неаполитанцев, кстати, являются таралли - это бублики из сладкого теста, хрустящие и пахнущие, знаменитые на весь Неаполь, когда бублик погружается на деревянной лопате в раскаленное жерло печи. Вокруг возгласы итальянцев, в переводе нашего гида звучат примерно так: «Вот тарелли! Ах, золотые красавцы - тарелли!». Спустившись на микроавтобусе к пристани, у нас было время искупаться в Неаполитанском заливе, с прозрачно синей водой. Возвращались в Неаполь вечером. Был закат, и море понемногу становилось вишневого цвета. Внизу с высоты скал вода медленно загоралась ярким коралловым цветом, окрашивая небеса в пурпурный цвет. Горная гряда острова Капри зеленым мраморным серпом выступала далеко в море, склоны невысоких гор были покрыты цитрусовыми садами и умирающее солнце било в них своими косыми, усталыми лучами, высекая из апельсинов золоченые тени, а из лимонов - холод, свинцовый отблеск. Вдали, на горизонте, маячит остров Капри нежного фиолетового цвета, а море кажется звенящим серебром на фоне бледного пейзажа. Мы успели посмотреть и ночной Неаполь, освещенный полным диском золотистой луны с темнеющим на горизонте телом Везувия... Похожий на отполированную дождями и ветром кость, бледный призрак Везувия стоял на горизонте одинокий и голый среди бесконечного неба без единого облачка. Понемногу он озаряется таинственным розовым пламенем, будто сокровенный огонь из жерла вулкана пробивается через жесткую кору его лавы. Это длилось до тех пор, пока луна не взломала край его кратера и не поднялась сияющая, спокойная, удивительно древняя в голубоватом сумраке вечера. После ночного отдыха в отеле, наш путь лежал на Север, к австрийским Альпам, германским городам Нюрбергу и Дрездену, через польские земли к Бресту и Москве. Ариведэче, Италия.

До новой встречи.

Владимир Мефодьев.
 

716Просмотров
Комментариев

Читать далее

В администрации города озвучили ближайшие планы
Туристический маршрут проложили по Гилевской роще.
У нового продукта пока нет аналогов в России.
Круизный лайнер отправился в КНДР из Владивостока.
Три четверти сибиряков не готово к изменам.
О том, что прогулки по Обь-Иртышскому бассейну способны дать второе дыхание туристической отрасли, рассказала депутат Тамара Казанцева.
Полакомиться разносолами можно будет в июле
Мы выехали из Тюмени в десятом часу утра. 100 километров – расстояние небольшое, но долгие светофоры внесли коррективы – в Заводоуковск прибыли примерно через полтора часа.

Популярные статьи