×
В социальных сетях
В печатной версии

Владимир Хотиненко: "Тюменский край для меня - вторая родина"

В культурной жизни региона произошло знаменательное событие – известный российский режиссер Владимир Хотиненко посетил областную столицу.
Владимир Хотиненко. Фото Евгения Шарова.

Творческий киновечер прошел в концертно-танцевальном зале «Золотые ворота Сибири». Прославленный сценарист, лауреат престижных кинопремий показал тюменцам на большом экране фильм «Наследники», вышедший в 2015 году, рассказал, как впервые в детстве пострадал за творчество, и объяснил, откуда у режиссера интерес к Октябрьской революции. Перед показом киноленты журналистам удалось пообщаться с народным артистом России. 

Известный неизвестный Парвус

– Сайт «Кинопоиск.ру» утверждает, что следующий ваш фильм выйдет в 2019 году...
– Если все будет хорошо, то в 2017 году. И не просто так, а к столетию Великой Октябрьской социалистической революции. Вполне возможно, называться он будет «Меморандум Парвуса».
– Это историческая картина? будет основана на реальных событиях?
– Абсолютно. Однако не стоит забывать, что художественного кино не бывает без вымысла.
– Кто такой Парвус в истории революции?
– В этом-то все и дело. Это был человек, который приложил много усилий для того, чтобы организовать революцию. Это он организовал тот самый поезд, который привез тело Владимира Ильича Ленина на тюменский вокзал. Это был фантастически интересный человек. Чтобы не было о нем однозначного представления: он же, например, в 1903 году, условно говоря, «вывез» пьесу Горького «Ночлежка» в Германию. Немцы ее ставили. Это было одно из самых успешных его «предприятий», на котором он заработал кучу денег. У него был договор: часть отдать Горькому, часть – большевикам на революцию, часть – себе. Он все взял себе. Невероятный человек, о котором мало что известно.
– Владимир Иванович, почему выбрали для своей картины именно 1917 год, революцию? Чем эта тема так заинтересовала?
– Во-первых, всякий юбилей вызывает живой интерес в происходящем. Во-вторых, это событие имеет такое грандиозное значение в истории государства Российского, что умолчать нельзя, что ничего этого не было. Без того, чтобы не понять, что тогда произошло нечто очень важное, нечто из ряда вон выходящее, не получится извлечь какие-то уроки. Это событие меня интересует как резонирующее с современностью.
– Как вы нашли материал, о котором никто не знает?
– Вообще про Парвуса, про его роль в революции, узнали только тогда, когда достали немецкие архивы после Второй мировой войны. Он был блестяще образованным человеком, знал пять языков, и Ленин в ссылке в Шушенском просил, чтобы ему присылали статьи и книжки Парвуса. При этом он был авантюристом. Заняться этим материалом меня сподвигла инициатива российского канала. Мне предложили сценарий, который я сейчас доделываю, переделываю, переписываю.
– Это будет телевизионное кино?
– Восемь серий, а может, и фильм сделаю. Посмотрим, как будет получаться материал.

Подводить итоги еще рано

– Владимир Иванович, как проходит для вас Год кино? Насколько удалось реализовать все задуманное?
– Год кино – это когда семена высаживают. Плоды должны будем увидеть позже. В этом году по сравнению с предыдущими запустили много дебютов. Судить о результатах надо в следующем году, потому что кино делается как минимум год. Тогда можно будет подводить итоги, а пока рано. Можно только констатировать, что запустили много молодежных проектов, на периферии открыли киноклубы и кинотеатры.  
– Вы говорите, что много дается шансов проявить себя молодым кинорежиссерам. Вы работаете с ними?
– У меня много разных мастерских – во ВГИКе, на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Несут свои работы и режиссеры, и композиторы. Просто физически не хватает времени рассмотреть каждую из них, не знаю, когда до этого дойдут руки. Положу на стол, забуду, человека оскорблю тем самым, обижу. Хотя каждый раз думаешь: может, здесь скрыто то самое зерно.
– Вы много снимали тюменского актера Леонида Окунева. Он в вашей команде сейчас не значится?
– Он значится в нашей команде всегда. Он в труппе моего театра. А роль не всегда находится. Не всегда находится и для Маковецкого, для Миронова, для Балуева. Давно уже не снимал Нину Усатову. Иногда бывает так, что в сценарии нет роли для каких-то конкретных актеров. Мы ищем для них роли. Может, найдем.

«Я врун был жуткий»

– Если вернуться к вашему детству, были ли «режиссерские наклонности» у будущего сценариста?
–  Я врун был жуткий. Любил сочинять всякие истории.  У меня есть гениальная фотография с фингалом под глазом из пионерского лагеря. Мне там лет двенадцать. Пятьдесят лет прошло, а я помню детали этого происшествия. Во время тихого часа рассказывал истории, и меня поймали на каком-то вранье, посадили фингал. Вот так впервые пострадал за творчество. Инициативным был всегда. Для режиссуры инициативность – дело очень важное. Важно собрать коллектив. Кино – искусство коллективное. Хотя, конечно, в детстве о режиссуре и помыслить не мог. Прыгал в высоту, хотел стать летчиком, космонавтом... В голову не могло взбрести, что стану заниматься кино. Сейчас страшно подумать, что было, если бы я не занялся этим никогда.
– У вас же архитектурное образование?
– Архитектурное, которым очень горжусь. Вообще считаю, что архитектурное образование – ключевое. Надо сначала его получить, а потом решать, как реализовать себя в жизни.
– Ваше появление в Тюмени неожиданно для вас? Вы первый раз в нашем городе?
– Довольно условная неожиданность. Свердловск рядом: я ведь окончил Свердловский архитектурный институт. Этот край для меня никакая не неожиданность, не экзотика, а вторая родина. Учась в архитектурном, много раз ездили на так называемую тогда «халтуру» по разным городам.  Это была творческая работа: делали мозаики, оформляли мебель, попутно зарабатывали деньги.

– Был ли ДК или клуб, где вы приложили руку как архитектор?
– В Сургуте есть. Не знаю, существует ли сейчас гостиница «Нефтяник». В 1973 году  это была единственная большая приличная новая гостиница. Может быть, там даже сохранились элементы интерьера. 
– Обращаясь к вашему фильму «Наследники», можно узнать – вы  верующий человек?
– Я воцерковленный человек. Крестился в 1980 году, когда еще это было фактически опасно. Понял тогда, что если не крещусь, пропаду. Никто мне этого не внушал, не агитировал. Просто было внутреннее ощущение такое. Если вам человек говорит: «Я верующий», это всегда сложно и неоднозначно. Мне иногда кажется, что я на сегодняшний день дальше от цели, чем тогда, когда я только первый раз вошел в храм.

Владимир Иванович ХОТИНЕНКО, известный российский режиссер. 
Родился 20 января 1952 года в г. Славгороде Алтайского края. 
После окончания школы год работал художником-конструктором на Павлодарском тракторном заводе, затем служил в армии. 
В 1976 году с отличием окончил Свердловский архитектурный институт. 
В 1978–1982 годах – художник-постановщик Свердловской киностудии. 
В 1981 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская Никиты Михалкова). Работал ассистентом режиссера у Никиты Михалкова на фильмах «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Пять вечеров», «Родня». Режиссерским дебютом Хотиненко стал фильм «Один и без оружия», который он снял в паре с П. Фархутдиновым в 1984 году. 
Среди его работ – одни из наиболее ярких кинокартин 90-х – «Зеркало для героя» и «Мусульманин».

Отметим, что встреча с Владимиром Хотиненко стала возможна благодаря компании 

Опубликовано: газета, №238 (4284).

Читать больше:

Под Тобольском строят декорации к фильму "Тобол"

Танцевальный флэшмоб состоится накануне Нового года в Ялуторовске

906Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
На сцене концертного зала имени Юрия Гуляева 19 октября состоялся концерт Московского государственного академического симфонического оркестра (МГАСО) под управлением Народного артиста России Павла Когана. 
Местный бомонд проведет вечер в стиле Ильфа и Петрова.
В городе проходит X Международный театральный молодежный фестиваль.
В планах у общественников – конференции, форумы, конкурсы.
В концертном зале имени Юрия Гуляева Тюменской филармонии состоялся концерт «Космос. Музыка. Человек». 
Горожан познакомят с новинками итальянского кино.
В областном центре стартовал фестиваль творчества «Вдохновение».
Обмен осуществится в рамках работы регионального музейно-просветительского объединения.