Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Надежда, смирение и любовь

Духовные ценности – нравственная опора русского народа

Слушать новость
Надежда, смирение и любовь. Духовные ценности – нравственная опора русского народа.

Неведомая, непонятная, необъяснимая: о загадочной русской душе много написано. Что же оказало влияние на формирование русского национального характера? Писатель, публицист и общественный деятель Александр Солженицын когда-то верно заметил: «Русский человек не способен обходиться без сердечного общения с Богом». О русской духовности беседует с отцом Григорием Мансуровым, настоятелем храма в честь святителя Николая Чудотворца в селе Кулаково, председателем информационно-издательского отдела Тобольско-Тюменской митрополии.

– Государственные законы по большому счету строятся на христианских нормах: это  и ценность человеческой жизни, его свободы, равноправие мужчины и женщины. Многое, что для нас кажется сейчас естественным, 2000 лет назад было совсем иным. Если раньше женщина была бесправным существом, то сейчас ее положение существенно изменилось.


В христианской цивилизации не сразу, не революционно, но стало меняться отношение и к рабству. Рабство изжило себя не потому, что было неэффективно с экономической точки зрения. Как раз наоборот. Были мотивы христианского отношения к каждому человеку.


Однако возвращение к рабству вновь повторилось в западной католической цивилизации. В православной церкви такого не было. Даже тогда, когда осваивались бескрайние пространства России, то отношение к населяющим ее народам было другое. Поэтому наши современные законы строятся на принципиально важных христианских столпах.

Что касается веры, есть три степени отношения человека к Богу. Первая степень, когда человек исполняет заповеди Божьи, потому что боится попасть в ад, боится наказания Божьего. Это самая низшая степень любви к Богу. Вторая степень несколько другая: «Я буду служить Богу, потому что Он обещает мне Царствие Божие и райские блага». Человек, конечно, сам себе в этом никогда не признается, но  в целом его мотивация примерно такова. А третья, максимально высшая ступень – это когда ты служишь Богу, потому что Он Творец и Создатель, который любит тебя. Ты исполняешь Его заповеди, потому что ты не можешь их не исполнять, потому что этим ты обидишь Бога. И неважно, куда ты попадешь – в рай или ад. Ты служишь Ему не за что-то, а потому что Он – твой Бог.

То же самое можно сказать о любви детей к своим родителям. Любят их не потому, что конфетки дают или ремень достанут, если не будут слушаться. «Любовь не ищет своего».


Есть такой любопытный и и очень показательный для нашей страны факт, какой бы русский человек ни пришел на исповедь, пусть даже он не видит конкретно своих грехов, но почти никто, за редким исключением, не скажет о своей святости.


Он говорит: «Да, я грешен, я каюсь». Все-таки русскому христианству присуще смирение. И это уже многое значит. Потому что Бог гордым противится, а смиренным подает благодать. Немецкий историк и философ Освальд Шпенглер говорил: «Все русские – это ученики Достоевского, даже если они его никогда не читали». И добавлял, что русское христианство – это удел третьего тысячелетия. Это немец, который пишет о России в 1920-е годы, когда царит большевизм и истреб-ляется христианство. Вот что значит неистребимая христианская мощь русского народа.

Существует мнение, что люди, которые многого добились в жизни, хотят все больше и больше материальных благ. А факты показывают, что это не совсем так. Человек, который многого достиг, в определенный момент насыщается этим. Он побывал во многих странах, у него крутая машина и дом, жизнь в достатке. И он задает себе вопрос: «А что еще?» А больше ничего нет. Все есть, не  к чему стремиться. И он, попробовав, вкусив все радости жизни, говорит себе: «А я хочу большего, чего-то настоящего». Да, есть те, кто начинает молиться золотому тельцу. Но многие состоятельные люди приходят к Богу, к сожалению, как правило, через скорби, которые никого не минуют в этой жизни. И чем больше надеялся человек положиться на свое финансовое состояние, чем выше он поднялся, тем больнее ему падать, тем больнее осознавать, что даже при наличии денег он бессилен. Когда это происходит, человек начинает искать ответы на вопросы: «К чему это  я все делал? Зачем живу?» Есть латинская поговорка: memento mori – помни о смерти. На самом деле у нее есть продолжение: помни о смерти и ты спасешься. А русские святые говорили: помни последние дни твои и вовек не согрешишь. Если человек будет помнить о том, что ему умирать, он будет выстраивать свою жизнь по особому пути. Насколько бы ни приобрел человек материальных благ, он смертен, он немощен, от этого никуда не деться.


У русского человека есть плюс – если он крещеный и воспитывается в русской культуре и если что-нибудь в его жизни случается, он знает, куда идти, куда обратиться и где искать истину.


Одно дело общероссийская культура, другое – культура семейная, которая играет еще большую роль в жизни человека. Мама у меня была философом, и я с детства помню один казуистический вопрос: может ли Бог сотворить большой камень, который сам не сможет поднять? Если Он не может создать такой камень, значит Он не всемогущий. Если Он создаст такой камень, но не сможет его поднять, значит тоже не всемогущий. Когда я стал священником, то нашел ответ на этот вопрос. Бог создал такой камень. Это свободная личность ангелов и человека. Бог может спасти человека, если человек не хочет? Нет, не может. Но это не значит, что Он не всемогущий. Иначе он тогда нарушит свободную волю человека. Человека можно заставить делать что угодно. Но внутри он все равно свободен. Никто его не может заставить любить. Поэтому может ли Бог привести человека к себе, если он не любит Бога? Нет, не может. На то нам  и дана свободная воля, чтобы делать выбор самим.

Неведомая, непонятная, необъяснимая: о загадочной русской душе много написано. Что же оказало влияние на формирование русского национального характера? Писатель, публицист и общественный деятель Александр Солженицын когда-то верно заметил: «Русский человек не способен обходиться без сердечного общения с Богом». О русской духовности беседует с отцом Григорием Мансуровым, настоятелем храма в честь святителя Николая Чудотворца в селе Кулаково, председателем информационно-издательского отдела Тобольско-Тюменской митрополии.

– Государственные законы по большому счету строятся на христианских нормах: это  и ценность человеческой жизни, его свободы, равноправие мужчины и женщины. Многое, что для нас кажется сейчас естественным, 2000 лет назад было совсем иным. Если раньше женщина была бесправным существом, то сейчас ее положение существенно изменилось.


В христианской цивилизации не сразу, не революционно, но стало меняться отношение и к рабству. Рабство изжило себя не потому, что было неэффективно с экономической точки зрения. Как раз наоборот. Были мотивы христианского отношения к каждому человеку.


Однако возвращение к рабству вновь повторилось в западной католической цивилизации. В православной церкви такого не было. Даже тогда, когда осваивались бескрайние пространства России, то отношение к населяющим ее народам было другое. Поэтому наши современные законы строятся на принципиально важных христианских столпах.

Что касается веры, есть три степени отношения человека к Богу. Первая степень, когда человек исполняет заповеди Божьи, потому что боится попасть в ад, боится наказания Божьего. Это самая низшая степень любви к Богу. Вторая степень несколько другая: «Я буду служить Богу, потому что Он обещает мне Царствие Божие и райские блага». Человек, конечно, сам себе в этом никогда не признается, но  в целом его мотивация примерно такова. А третья, максимально высшая ступень – это когда ты служишь Богу, потому что Он Творец и Создатель, который любит тебя. Ты исполняешь Его заповеди, потому что ты не можешь их не исполнять, потому что этим ты обидишь Бога. И неважно, куда ты попадешь – в рай или ад. Ты служишь Ему не за что-то, а потому что Он – твой Бог.

То же самое можно сказать о любви детей к своим родителям. Любят их не потому, что конфетки дают или ремень достанут, если не будут слушаться. «Любовь не ищет своего».


Есть такой любопытный и и очень показательный для нашей страны факт, какой бы русский человек ни пришел на исповедь, пусть даже он не видит конкретно своих грехов, но почти никто, за редким исключением, не скажет о своей святости.


Он говорит: «Да, я грешен, я каюсь». Все-таки русскому христианству присуще смирение. И это уже многое значит. Потому что Бог гордым противится, а смиренным подает благодать. Немецкий историк и философ Освальд Шпенглер говорил: «Все русские – это ученики Достоевского, даже если они его никогда не читали». И добавлял, что русское христианство – это удел третьего тысячелетия. Это немец, который пишет о России в 1920-е годы, когда царит большевизм и истреб-ляется христианство. Вот что значит неистребимая христианская мощь русского народа.

Существует мнение, что люди, которые многого добились в жизни, хотят все больше и больше материальных благ. А факты показывают, что это не совсем так. Человек, который многого достиг, в определенный момент насыщается этим. Он побывал во многих странах, у него крутая машина и дом, жизнь в достатке. И он задает себе вопрос: «А что еще?» А больше ничего нет. Все есть, не  к чему стремиться. И он, попробовав, вкусив все радости жизни, говорит себе: «А я хочу большего, чего-то настоящего». Да, есть те, кто начинает молиться золотому тельцу. Но многие состоятельные люди приходят к Богу, к сожалению, как правило, через скорби, которые никого не минуют в этой жизни. И чем больше надеялся человек положиться на свое финансовое состояние, чем выше он поднялся, тем больнее ему падать, тем больнее осознавать, что даже при наличии денег он бессилен. Когда это происходит, человек начинает искать ответы на вопросы: «К чему это  я все делал? Зачем живу?» Есть латинская поговорка: memento mori – помни о смерти. На самом деле у нее есть продолжение: помни о смерти и ты спасешься. А русские святые говорили: помни последние дни твои и вовек не согрешишь. Если человек будет помнить о том, что ему умирать, он будет выстраивать свою жизнь по особому пути. Насколько бы ни приобрел человек материальных благ, он смертен, он немощен, от этого никуда не деться.


У русского человека есть плюс – если он крещеный и воспитывается в русской культуре и если что-нибудь в его жизни случается, он знает, куда идти, куда обратиться и где искать истину.


Одно дело общероссийская культура, другое – культура семейная, которая играет еще большую роль в жизни человека. Мама у меня была философом, и я с детства помню один казуистический вопрос: может ли Бог сотворить большой камень, который сам не сможет поднять? Если Он не может создать такой камень, значит Он не всемогущий. Если Он создаст такой камень, но не сможет его поднять, значит тоже не всемогущий. Когда я стал священником, то нашел ответ на этот вопрос. Бог создал такой камень. Это свободная личность ангелов и человека. Бог может спасти человека, если человек не хочет? Нет, не может. Но это не значит, что Он не всемогущий. Иначе он тогда нарушит свободную волю человека. Человека можно заставить делать что угодно. Но внутри он все равно свободен. Никто его не может заставить любить. Поэтому может ли Бог привести человека к себе, если он не любит Бога? Нет, не может. На то нам  и дана свободная воля, чтобы делать выбор самим.