×
В социальных сетях
В печатной версии

В поисках Абалакской иконы

Известный историк и краевед Александр Петрушин поддерживает северную версию
участники экспедиции рядом со списком Абалакской иконы Божией Матери в храме в Кошуках || Фото Юрия КОМОЛОВА

Окончание. Начало читайте в ранее опубликованных материалах, по ссылкам ниже: 

  1. Икона позвала в дорогу
  2. Пароход Омского правительства, нагруженный сокровищами, заходил в реку Тавду

Завершаем рассказ редакционной экспедиции в Тавду Свердловской области. Именно в этот город привели поиски чудотворной Абалакской иконы Божией Матери «Знамение». В предыдущем материале говорилось о том, что следы самой почитаемой иконы Урала и Сибири затерялись в годы гражданской войны. 

Дорога ведет в Кошуки

По мнению краеведов и историков, образ утрачен в 1925–1927 годы. По одной из версий пароход Омского правительства (правительства адмирала Колчака), нагруженный сокровищами, среди которых должны были находиться иконы, заходил в реку Тавду. Известно, что адмирал дал команду беречь святыни. После телефонного разговора главного редактора газеты «Тюменская область сегодня» Александра Скорбенко и краеведа из Тавды Татьяны Макаровой тюменцы на двух редакционных машинах выехали в соседний регион. К экспедиции присоединились старший научный сотрудник Тюменского музея изобразительных искусств Ирина Мануйлова и начальник отдела организационной работы департамента информационной политики Александр Дударев. 

После поселка Фабрика, что на окраине Тавды, дорога привела нас в село Кошуки, в храм во имя Святого Праведного Прокопия, Устюжского чудотворца. По пути сделали остановку – поклонились могилке девицы Анастасии Роман. До сих пор ходят слухи, что здесь якобы покоится скончавшаяся от болезни по дороге из Тобольска в Екатеринбург дочь царя Анастасия Романова. А может, в районе Кошуков заболевшую Анастасию подменили? Впрочем, легенды остаются легендами... А государь  Николай II и его семья, включая государыню Александру Федоровну, царевича Алексия, великих княжон Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию были зверски убиты в Екатеринбурге и позднее причислены к лику святых. 

Надежда не оставляет

Табличка на храме в Кошуках гласит, что его построили в 1877 году. Тюменцев радушно встретили глава сельской администрации Вера Иванова и матушка Любовь, супруга протоиерея Владимира Панова, настоятеля храма. Члены экспедиции поклонились святыням храма, поставили свечи. Нас ожидала радость встречи с иконой Абалакской Божией Матери «Знамение». То, что это список, ни у кого сомнений не вызывало. 

История обретения образа, как и других икон, типична. Когда отобранную церковь вернули верующим спустя шесть десятков лет, она была в руинах. Помогли восстановить ее прихожане, доб-рые неравнодушные люди, и настоятель храма Владимир Панов трудились с матушкой не покладая рук. Практически все, что в храме находится, собрано этими людьми. Установить, когда Абалакская икона появилась здесь, довольно сложно. 

– Прошло уже четверть века, и бабушек, которые сохранили реликвии, к сожалению, нет в живых, – сказала матушка Любовь. 

Она с душой, ярко и поэтично рассказала об истории села и распространении православной веры в этих краях, показала редкие фотоснимки. А еще матушка поведала удивительную историю Прокопия Устюжского, во имя которого освящен храм. 

Это был богатый и знатный немецкий купец, живший в XIII веке. Однажды он прибыл на своем корабле в Новгород. Увидев русские храмы и красоту богослужений, согбенные спины монахов, он вернулся на корабль и за ночь переосмыслил свою жизнь. Наутро  пришел в монастырь и попросил объяснить суть православной веры. А потом продал корабль, рассчитался с командой, раздал деньги нищим и поменял кафтан на русскую простую рубаху... В XVI веке праведного Прокопия причислили к лику святых. 

Итоги экспедиции в соседний регион таковы. Новая – тавдинская версия требует развития, дальнейших поисков, но учитывая, что списков Абалакской иконы великое множество, дело предстоит непростое. Конечно, может случиться и чудо – надежда нас не оставляет.

За помощью к эксперту

На вопрос, что делать, ответил Александр Петрушин – известный тюменский писатель, историк, краевед, полковник ФСБ в отставке, принимающий живое участие в поисках чудотворной иконы. Состоявшаяся экспедиция в Тавду – его подсказка. 

– Отрабатываем разные версии, и считаю это правильным, – сказал он. – Существовала австралийская версия – мы ее проверили и закрыли. Теперь появилась очередная версия, которую как историк поддерживаю. Дело в том, что во время гражданской войны эвакуационные пути шли по рекам Тоболу и Тавде, которая впадает в Тобол. Поэтому не исключаю, что каким-то образом при эвакуации могли захватить и Абалакскую икону. Маршрут был таков: Тобольск, у села Бачелино поворот на реку Тавду до пристани Каратунка, а дальше – по железной дороге. Конечно, это тоже надо или подтвердить, или опровергнуть, хотя я больше склоняюсь к северной версии. Ее суть такова. Белые дважды оставляли Тобольск. Первый раз красные взяли город в сентябре 1919 года, но потом белые сосредоточили силы, в том числе речного флота, и отбили Тобольск. Во второй раз красные взяли его окончательно 23 октября того же года, но ранее уже прошла эвакуация церковных ценностей (соответствующие документы с подтверждениями участников у меня есть). Караван пошел на север в сторону Сургута, а далее предполагалось идти в Томск. Но стояла ранняя зима, Обь быстро сковало льдом, и огромный речной караван застрял в районе села Тундрино Сургутского уезда. Часть ценностей сгрузили и спрятали в тайниках, перемещали. Где могла всплыть наша икона – вопрос, требующий проверки.

Вместе с тем некоторые исследователи считают, что Абалакская икона исчезла в период с 1925 по 1927 год. Александр Антонович  тоже не исключает такую версию. Он рассказал, что, когда занимался Западно-Сибирским крестьянским восстанием (ему, кстати, исполняется в этом году 95 лет), Тобольск был в руках повстанцев с 23 февраля по 8 апреля 1921 года, потом они отошли на север. Настораживает один факт: 25 февраля там прошли выборы. В период гражданской войны они, пожалуй, были единственными. Избрали временный крестьянско-городской совет, и в здании тобольского театра прошло его первое заседание, во время которого в зал внесли икону Абалакской Божией Матери. Александр Петрушин назвал еще две версии: когда началось движение льда, повстанцы могли взять икону с собой, по другой – спрятали образ в Тобольске, в Знаменском монастыре, где, несомненно, есть двойные стены и двойные комнаты. 

Итак, поиски святыни Урала и Сибири продолжаются.

Читайте больше:

Православные тюменцы готовятся к празднику Пасхи

Тюменцы побывают на тематических экскурсиях

Яйца к православной Пасхе в Тюмени можно купить по специальной цене

1476Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
В Тюменском драмтеатре экспонируются акварели художника Марии Волынских «Ультрамарин».
В фойе большого зала Тюменского драматического театра состоялось открытие выставки карикатур известного тюменского художника Евгения Крана.
Премьера спектакля «Русская народная почта» по пьесе Олега Богаева «Комната смеха для одинокого пенсионера» состоялась на сцене Молодежного театра «Ангажемент» имени Виктора Загоруйко.
На сцене концертного зала имени Юрия Гуляева состоялся концерт солистов Академии молодых певцов Мариинского театра - сопрано Анжелики Минасовой и тенора Александра Трофимова.
22 февраля с 11.00 до 12.00 отвечать на культурные вопросы обозревателя Ирины Никитиной будет директор Тюменского театра кукол Василий Пустыльников. Телефон студии прямого эфира: (3452) 39-94-14.
Выставка «Так рождается сказка» открылась в институте культуры.
Торжественное мероприятие состоится 21 февраля во Дворце культуры им. В. И. Муравленко (ул. Осипенко, 1). Начало в 15 часов.
Опрос
Нужно ли юношам готовиться к военной службе?
Обязательно, иначе в армии будет трудно
На военной службе всему быстро научат
Да, если они намерены выбрать военную профессию
Подготовка нужна, ведь каждый мужчина обязан отслужить в армии
Считаю, что военная служба должна быть добровольной