Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

В поисках Абалакской иконы

Известный историк и краевед Александр Петрушин поддерживает северную версию

Слушать новость
В поисках Абалакской иконы. Известный историк и краевед Александр Петрушин поддерживает северную версию.

Окончание. Начало читайте в ранее опубликованных материалах, по ссылкам ниже:

  1. Икона позвала в дорогу
  2. Пароход Омского правительства, нагруженный сокровищами, заходил в реку Тавду

Завершаем рассказ редакционной экспедиции в Тавду Свердловской области. Именно в этот город привели поиски чудотворной Абалакской иконы Божией Матери «Знамение». В предыдущем материале говорилось о том, что следы самой почитаемой иконы Урала и Сибири затерялись в годы гражданской войны.

Дорога ведет в Кошуки

По мнению краеведов и историков, образ утрачен в 1925–1927 годы. По одной из версий пароход Омского правительства (правительства адмирала Колчака), нагруженный сокровищами, среди которых должны были находиться иконы, заходил в реку Тавду. Известно, что адмирал дал команду беречь святыни. После телефонного разговора главного редактора газеты «Тюменская область сегодня» Александра Скорбенко и краеведа из Тавды Татьяны Макаровой тюменцы на двух редакционных машинах выехали в соседний регион. К экспедиции присоединились старший научный сотрудник Тюменского музея изобразительных искусств Ирина Мануйлова и начальник отдела организационной работы департамента информационной политики Александр Дударев.

После поселка Фабрика, что на окраине Тавды, дорога привела нас в село Кошуки, в храм во имя Святого Праведного Прокопия, Устюжского чудотворца. По пути сделали остановку – поклонились могилке девицы Анастасии Роман. До сих пор ходят слухи, что здесь якобы покоится скончавшаяся от болезни по дороге из Тобольска в Екатеринбург дочь царя Анастасия Романова. А может, в районе Кошуков заболевшую Анастасию подменили? Впрочем, легенды остаются легендами... А государь  Николай II и его семья, включая государыню Александру Федоровну, царевича Алексия, великих княжон Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию были зверски убиты в Екатеринбурге и позднее причислены к лику святых.

Надежда не оставляет

Табличка на храме в Кошуках гласит, что его построили в 1877 году. Тюменцев радушно встретили глава сельской администрации Вера Иванова и матушка Любовь, супруга протоиерея Владимира Панова, настоятеля храма. Члены экспедиции поклонились святыням храма, поставили свечи. Нас ожидала радость встречи с иконой Абалакской Божией Матери «Знамение». То, что это список, ни у кого сомнений не вызывало.

История обретения образа, как и других икон, типична. Когда отобранную церковь вернули верующим спустя шесть десятков лет, она была в руинах. Помогли восстановить ее прихожане, доб-рые неравнодушные люди, и настоятель храма Владимир Панов трудились с матушкой не покладая рук. Практически все, что в храме находится, собрано этими людьми. Установить, когда Абалакская икона появилась здесь, довольно сложно.

– Прошло уже четверть века, и бабушек, которые сохранили реликвии, к сожалению, нет в живых, – сказала матушка Любовь.

Она с душой, ярко и поэтично рассказала об истории села и распространении православной веры в этих краях, показала редкие фотоснимки. А еще матушка поведала удивительную историю Прокопия Устюжского, во имя которого освящен храм.

Это был богатый и знатный немецкий купец, живший в XIII веке. Однажды он прибыл на своем корабле в Новгород. Увидев русские храмы и красоту богослужений, согбенные спины монахов, он вернулся на корабль и за ночь переосмыслил свою жизнь. Наутро  пришел в монастырь и попросил объяснить суть православной веры. А потом продал корабль, рассчитался с командой, раздал деньги нищим и поменял кафтан на русскую простую рубаху... В XVI веке праведного Прокопия причислили к лику святых.

Итоги экспедиции в соседний регион таковы. Новая – тавдинская версия требует развития, дальнейших поисков, но учитывая, что списков Абалакской иконы великое множество, дело предстоит непростое. Конечно, может случиться и чудо – надежда нас не оставляет.

За помощью к эксперту

На вопрос, что делать, ответил Александр Петрушин – известный тюменский писатель, историк, краевед, полковник ФСБ в отставке, принимающий живое участие в поисках чудотворной иконы. Состоявшаяся экспедиция в Тавду – его подсказка.

– Отрабатываем разные версии, и считаю это правильным, – сказал он. – Существовала австралийская версия – мы ее проверили и закрыли. Теперь появилась очередная версия, которую как историк поддерживаю. Дело в том, что во время гражданской войны эвакуационные пути шли по рекам Тоболу и Тавде, которая впадает в Тобол. Поэтому не исключаю, что каким-то образом при эвакуации могли захватить и Абалакскую икону. Маршрут был таков: Тобольск, у села Бачелино поворот на реку Тавду до пристани Каратунка, а дальше – по железной дороге. Конечно, это тоже надо или подтвердить, или опровергнуть, хотя я больше склоняюсь к северной версии. Ее суть такова. Белые дважды оставляли Тобольск. Первый раз красные взяли город в сентябре 1919 года, но потом белые сосредоточили силы, в том числе речного флота, и отбили Тобольск. Во второй раз красные взяли его окончательно 23 октября того же года, но ранее уже прошла эвакуация церковных ценностей (соответствующие документы с подтверждениями участников у меня есть). Караван пошел на север в сторону Сургута, а далее предполагалось идти в Томск. Но стояла ранняя зима, Обь быстро сковало льдом, и огромный речной караван застрял в районе села Тундрино Сургутского уезда. Часть ценностей сгрузили и спрятали в тайниках, перемещали. Где могла всплыть наша икона – вопрос, требующий проверки.

Вместе с тем некоторые исследователи считают, что Абалакская икона исчезла в период с 1925 по 1927 год. Александр Антонович  тоже не исключает такую версию. Он рассказал, что, когда занимался Западно-Сибирским крестьянским восстанием (ему, кстати, исполняется в этом году 95 лет), Тобольск был в руках повстанцев с 23 февраля по 8 апреля 1921 года, потом они отошли на север. Настораживает один факт: 25 февраля там прошли выборы. В период гражданской войны они, пожалуй, были единственными. Избрали временный крестьянско-городской совет, и в здании тобольского театра прошло его первое заседание, во время которого в зал внесли икону Абалакской Божией Матери. Александр Петрушин назвал еще две версии: когда началось движение льда, повстанцы могли взять икону с собой, по другой – спрятали образ в Тобольске, в Знаменском монастыре, где, несомненно, есть двойные стены и двойные комнаты.

Итак, поиски святыни Урала и Сибири продолжаются.

Читайте больше:

Православные тюменцы готовятся к празднику Пасхи

Тюменцы побывают на тематических экскурсиях

Яйца к православной Пасхе в Тюмени можно купить по специальной цене

Окончание. Начало читайте в ранее опубликованных материалах, по ссылкам ниже:

  1. Икона позвала в дорогу
  2. Пароход Омского правительства, нагруженный сокровищами, заходил в реку Тавду

Завершаем рассказ редакционной экспедиции в Тавду Свердловской области. Именно в этот город привели поиски чудотворной Абалакской иконы Божией Матери «Знамение». В предыдущем материале говорилось о том, что следы самой почитаемой иконы Урала и Сибири затерялись в годы гражданской войны.

Дорога ведет в Кошуки

По мнению краеведов и историков, образ утрачен в 1925–1927 годы. По одной из версий пароход Омского правительства (правительства адмирала Колчака), нагруженный сокровищами, среди которых должны были находиться иконы, заходил в реку Тавду. Известно, что адмирал дал команду беречь святыни. После телефонного разговора главного редактора газеты «Тюменская область сегодня» Александра Скорбенко и краеведа из Тавды Татьяны Макаровой тюменцы на двух редакционных машинах выехали в соседний регион. К экспедиции присоединились старший научный сотрудник Тюменского музея изобразительных искусств Ирина Мануйлова и начальник отдела организационной работы департамента информационной политики Александр Дударев.

После поселка Фабрика, что на окраине Тавды, дорога привела нас в село Кошуки, в храм во имя Святого Праведного Прокопия, Устюжского чудотворца. По пути сделали остановку – поклонились могилке девицы Анастасии Роман. До сих пор ходят слухи, что здесь якобы покоится скончавшаяся от болезни по дороге из Тобольска в Екатеринбург дочь царя Анастасия Романова. А может, в районе Кошуков заболевшую Анастасию подменили? Впрочем, легенды остаются легендами... А государь  Николай II и его семья, включая государыню Александру Федоровну, царевича Алексия, великих княжон Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию были зверски убиты в Екатеринбурге и позднее причислены к лику святых.

Надежда не оставляет

Табличка на храме в Кошуках гласит, что его построили в 1877 году. Тюменцев радушно встретили глава сельской администрации Вера Иванова и матушка Любовь, супруга протоиерея Владимира Панова, настоятеля храма. Члены экспедиции поклонились святыням храма, поставили свечи. Нас ожидала радость встречи с иконой Абалакской Божией Матери «Знамение». То, что это список, ни у кого сомнений не вызывало.

История обретения образа, как и других икон, типична. Когда отобранную церковь вернули верующим спустя шесть десятков лет, она была в руинах. Помогли восстановить ее прихожане, доб-рые неравнодушные люди, и настоятель храма Владимир Панов трудились с матушкой не покладая рук. Практически все, что в храме находится, собрано этими людьми. Установить, когда Абалакская икона появилась здесь, довольно сложно.

– Прошло уже четверть века, и бабушек, которые сохранили реликвии, к сожалению, нет в живых, – сказала матушка Любовь.

Она с душой, ярко и поэтично рассказала об истории села и распространении православной веры в этих краях, показала редкие фотоснимки. А еще матушка поведала удивительную историю Прокопия Устюжского, во имя которого освящен храм.

Это был богатый и знатный немецкий купец, живший в XIII веке. Однажды он прибыл на своем корабле в Новгород. Увидев русские храмы и красоту богослужений, согбенные спины монахов, он вернулся на корабль и за ночь переосмыслил свою жизнь. Наутро  пришел в монастырь и попросил объяснить суть православной веры. А потом продал корабль, рассчитался с командой, раздал деньги нищим и поменял кафтан на русскую простую рубаху... В XVI веке праведного Прокопия причислили к лику святых.

Итоги экспедиции в соседний регион таковы. Новая – тавдинская версия требует развития, дальнейших поисков, но учитывая, что списков Абалакской иконы великое множество, дело предстоит непростое. Конечно, может случиться и чудо – надежда нас не оставляет.

За помощью к эксперту

На вопрос, что делать, ответил Александр Петрушин – известный тюменский писатель, историк, краевед, полковник ФСБ в отставке, принимающий живое участие в поисках чудотворной иконы. Состоявшаяся экспедиция в Тавду – его подсказка.

– Отрабатываем разные версии, и считаю это правильным, – сказал он. – Существовала австралийская версия – мы ее проверили и закрыли. Теперь появилась очередная версия, которую как историк поддерживаю. Дело в том, что во время гражданской войны эвакуационные пути шли по рекам Тоболу и Тавде, которая впадает в Тобол. Поэтому не исключаю, что каким-то образом при эвакуации могли захватить и Абалакскую икону. Маршрут был таков: Тобольск, у села Бачелино поворот на реку Тавду до пристани Каратунка, а дальше – по железной дороге. Конечно, это тоже надо или подтвердить, или опровергнуть, хотя я больше склоняюсь к северной версии. Ее суть такова. Белые дважды оставляли Тобольск. Первый раз красные взяли город в сентябре 1919 года, но потом белые сосредоточили силы, в том числе речного флота, и отбили Тобольск. Во второй раз красные взяли его окончательно 23 октября того же года, но ранее уже прошла эвакуация церковных ценностей (соответствующие документы с подтверждениями участников у меня есть). Караван пошел на север в сторону Сургута, а далее предполагалось идти в Томск. Но стояла ранняя зима, Обь быстро сковало льдом, и огромный речной караван застрял в районе села Тундрино Сургутского уезда. Часть ценностей сгрузили и спрятали в тайниках, перемещали. Где могла всплыть наша икона – вопрос, требующий проверки.

Вместе с тем некоторые исследователи считают, что Абалакская икона исчезла в период с 1925 по 1927 год. Александр Антонович  тоже не исключает такую версию. Он рассказал, что, когда занимался Западно-Сибирским крестьянским восстанием (ему, кстати, исполняется в этом году 95 лет), Тобольск был в руках повстанцев с 23 февраля по 8 апреля 1921 года, потом они отошли на север. Настораживает один факт: 25 февраля там прошли выборы. В период гражданской войны они, пожалуй, были единственными. Избрали временный крестьянско-городской совет, и в здании тобольского театра прошло его первое заседание, во время которого в зал внесли икону Абалакской Божией Матери. Александр Петрушин назвал еще две версии: когда началось движение льда, повстанцы могли взять икону с собой, по другой – спрятали образ в Тобольске, в Знаменском монастыре, где, несомненно, есть двойные стены и двойные комнаты.

Итак, поиски святыни Урала и Сибири продолжаются.

Читайте больше:

Православные тюменцы готовятся к празднику Пасхи

Тюменцы побывают на тематических экскурсиях

Яйца к православной Пасхе в Тюмени можно купить по специальной цене