Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

События 30-летней давности болью отзываются в сердцах чернобыльцев

Большое удовольствие – разговаривать с интересным человеком. Именно из этих людей Александр Сазанов, ветеран тюменской гражданской  авиации,  ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС и  последствий землетрясения в Армении, участник войны в Афганистане. Мы встретились впервые именно для написания данной публикации.

Слушать новость
События 30-летней давности болью отзываются в сердцах чернобыльцев. Большое удовольствие – разговаривать с интересным человеком. Именно из этих людей Александр Сазанов, ветеран тюменской гражданской  авиации,  ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС и  последствий землетрясения в Армении, участник войны в Афганистане. Мы встретились впервые именно для написания данной публикации..

Всю нашу встречу я восхищалась им. Александр Алексеевич был разным, порой  шутил как мальчишка, каламбурил. Говорили просто и непринужденно, как давние знакомые, о простых вещах, политике, любви, но как только заходил разговор  о чернобыльской катастрофе, он отшучивался: «Какой я герой. Вот ребята из моего экипажа... Юрий Девятов, Виталий  Кошуков,  Виктор  Мотовилов,  Анатолий Мещариков – настоящие герои. О каждом можно написать отдельную книгу, но не успели – чернобыльский атом забрал их жизни». В память о них Александр Алексеевич согласился вспомнить события тридцатилетней давности.

Александр Сазанов родом из маленькой глухой деревеньки в Тверской области. Самолеты видел только высоко в небе, о летной карьере не  мечтал. После окончания  десятилетки поступил в зооветеринарный техникум, но проучился там до зимы, поскольку в деканате отказали в получении стипендии, основание «семья зажиточная» – имела корову. Пришлось грамотному молодому человеку  устроиться разнорабочим в  туберкулезный санаторий. Здесь трудолюбивого и ответственного паренька заметили и перевели в снабженцы.

– Работа была интересная, но мечтал о другой профессии – художника. Уж очень любил рисовать, – вспоминает Сазанов.

Поступил в  художественно-ремесленное училище. На последних курсах стал «за компанию» посещать аэроклуб. В 1962 году приступил к самостоятельным полетам на Як-18. Здесь небо впервые потянуло к себе, да так сильно, что отпустило только через тридцать лет – на заслуженный отдых.

После окончания летного училища в Рязанской области получил направление в город Свердловск, где находилось Уральское управление гражданской авиации.

– В те времена в Тюмени базировалась его отдельная авиа-группа,  – вспоминает ветеран гражданской авиации. – Зато самые современные самолеты находились именно здесь. За короткий период освоил несколько типов самолетов. В 1979 году стал командиром  экипажа Ил-76. Доставляли  различные грузы на Тюменский Север. Бывало, порой до нескольких посадок в сутки совершали.

27 апреля 1986 года, то есть на второй день после катастрофы на Чернобыльской АЭС, экипаж Сазанова находился в ведомственной гостинице поселка Рощино. Стоит отметить, что официальное сообщение об аварии  было сделано лишь 2 мая. Страна радостно праздновала Первомай.

– Получили задание лететь в Свердловск, а далее – согласно новому распоряжению. Обычное дело для резервного экипажа, – вспоминает ликвидатор катастрофы на Чернобыльской АЭС. – Загрузились свинцом... и в Киев. Пролетая над Чернобыльской АЭС, заметили клубы дыма. Тут же сообщили о пожаре. Экипаж поблагодарили за бдительность.

Потом они совершили еще три рейса, прежде чем узнали об аварии на Чернобыльской АЭС. В четвертый рейс по маршруту  Тюмень – Челябинск – Борисполь собирались без лишней суеты, хотя напряжение чувствовалось. В уральский город прибыли ночью. К самолету  подогнали огромный радиоуправляемый бульдозер или робот-бульдозер с маркой ЧТЗ на радиаторе. Казалось, что эта двадцатитонная машина не войдет в салон, обязательно ковшом зацепится. Сделали замеры, с обеих сторон небольшой зазор, не более десяти-двенадцати сантиметров. С загрузкой  на отлично справились бортоператоры Леонид Травкин, Виктор Дерушев и водитель бульдозера Михаил Чибышев. Полет прошел нормально. Через два с половиной часа приземлились в Борисполе. Начались рабочие будни. Вместе с ними в Чернобыль летали и другие тюменские экипажи, в том числе Михаила Миглеева и  Анатолия  Плешакова.

– О масштабах катастрофы и последствиях знали не больше, чем все остальные жители большой страны СССР, – говорит Александр Алексеевич. – О страшной лучевой болезни нам вообще было неведомо.

Тюменские экипажи добросовестно два месяца доставляли в Чернобыль различные грузы, в основном строительные материалы,  технику и … клей из Казани, которым пытались заглушить четвертый энергоблок АЭС. Его прямо горячим разливали в бочки и доставляли на борт самолета. За время полета он не успевал остыть.

Благодаря своевременной ликвидации аварии удалось избежать второго взрыва, более мощного, чем первый. По данным ученых, он превратил бы большую часть Украины, Беларуси  и России в радиоактивную пустошь.

В декабре 1986 года командира экипажа Ил-76 наградили  орденом «Знак Почета» и выдали  удостоверение ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС.

Всю нашу встречу я восхищалась им. Александр Алексеевич был разным, порой  шутил как мальчишка, каламбурил. Говорили просто и непринужденно, как давние знакомые, о простых вещах, политике, любви, но как только заходил разговор  о чернобыльской катастрофе, он отшучивался: «Какой я герой. Вот ребята из моего экипажа... Юрий Девятов, Виталий  Кошуков,  Виктор  Мотовилов,  Анатолий Мещариков – настоящие герои. О каждом можно написать отдельную книгу, но не успели – чернобыльский атом забрал их жизни». В память о них Александр Алексеевич согласился вспомнить события тридцатилетней давности.

Александр Сазанов родом из маленькой глухой деревеньки в Тверской области. Самолеты видел только высоко в небе, о летной карьере не  мечтал. После окончания  десятилетки поступил в зооветеринарный техникум, но проучился там до зимы, поскольку в деканате отказали в получении стипендии, основание «семья зажиточная» – имела корову. Пришлось грамотному молодому человеку  устроиться разнорабочим в  туберкулезный санаторий. Здесь трудолюбивого и ответственного паренька заметили и перевели в снабженцы.

– Работа была интересная, но мечтал о другой профессии – художника. Уж очень любил рисовать, – вспоминает Сазанов.

Поступил в  художественно-ремесленное училище. На последних курсах стал «за компанию» посещать аэроклуб. В 1962 году приступил к самостоятельным полетам на Як-18. Здесь небо впервые потянуло к себе, да так сильно, что отпустило только через тридцать лет – на заслуженный отдых.

После окончания летного училища в Рязанской области получил направление в город Свердловск, где находилось Уральское управление гражданской авиации.

– В те времена в Тюмени базировалась его отдельная авиа-группа,  – вспоминает ветеран гражданской авиации. – Зато самые современные самолеты находились именно здесь. За короткий период освоил несколько типов самолетов. В 1979 году стал командиром  экипажа Ил-76. Доставляли  различные грузы на Тюменский Север. Бывало, порой до нескольких посадок в сутки совершали.

27 апреля 1986 года, то есть на второй день после катастрофы на Чернобыльской АЭС, экипаж Сазанова находился в ведомственной гостинице поселка Рощино. Стоит отметить, что официальное сообщение об аварии  было сделано лишь 2 мая. Страна радостно праздновала Первомай.

– Получили задание лететь в Свердловск, а далее – согласно новому распоряжению. Обычное дело для резервного экипажа, – вспоминает ликвидатор катастрофы на Чернобыльской АЭС. – Загрузились свинцом... и в Киев. Пролетая над Чернобыльской АЭС, заметили клубы дыма. Тут же сообщили о пожаре. Экипаж поблагодарили за бдительность.

Потом они совершили еще три рейса, прежде чем узнали об аварии на Чернобыльской АЭС. В четвертый рейс по маршруту  Тюмень – Челябинск – Борисполь собирались без лишней суеты, хотя напряжение чувствовалось. В уральский город прибыли ночью. К самолету  подогнали огромный радиоуправляемый бульдозер или робот-бульдозер с маркой ЧТЗ на радиаторе. Казалось, что эта двадцатитонная машина не войдет в салон, обязательно ковшом зацепится. Сделали замеры, с обеих сторон небольшой зазор, не более десяти-двенадцати сантиметров. С загрузкой  на отлично справились бортоператоры Леонид Травкин, Виктор Дерушев и водитель бульдозера Михаил Чибышев. Полет прошел нормально. Через два с половиной часа приземлились в Борисполе. Начались рабочие будни. Вместе с ними в Чернобыль летали и другие тюменские экипажи, в том числе Михаила Миглеева и  Анатолия  Плешакова.

– О масштабах катастрофы и последствиях знали не больше, чем все остальные жители большой страны СССР, – говорит Александр Алексеевич. – О страшной лучевой болезни нам вообще было неведомо.

Тюменские экипажи добросовестно два месяца доставляли в Чернобыль различные грузы, в основном строительные материалы,  технику и … клей из Казани, которым пытались заглушить четвертый энергоблок АЭС. Его прямо горячим разливали в бочки и доставляли на борт самолета. За время полета он не успевал остыть.

Благодаря своевременной ликвидации аварии удалось избежать второго взрыва, более мощного, чем первый. По данным ученых, он превратил бы большую часть Украины, Беларуси  и России в радиоактивную пустошь.

В декабре 1986 года командира экипажа Ил-76 наградили  орденом «Знак Почета» и выдали  удостоверение ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС.