Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Железные дороги Виктора Фролова

Виктор Пантелеймонович Фролов – один из ближайших соратников Дмитрия Коротчаева. Прибыл в Тюмень в статусе главного инженера управления в сентябре 1965 года во главе оперативной группы для подготовки передислокации строителей из Абакана на сооружение новой железной дороги Тюмень – район Сургута.

Слушать новость
Железные дороги Виктора Фролова. Виктор Пантелеймонович Фролов – один из ближайших соратников Дмитрия Коротчаева. Прибыл в Тюмень в статусе главного инженера управления в сентябре 1965 года во главе оперативной группы для подготовки передислокации строителей из Абакана на сооружение новой железной дороги Тюмень – район Сургута..

досье

Виктор Пантелеймонович Фролов

  • Родился 11 октября 1932 года в городе Елец Липецкой области, там же окончил железнодорожный техникум, в 1955 году – Московский институт инженеров железнодорожного транспорта.
  • Трудовую деятельность начал в Челябинской области, затем 25 лет отдал двум легендарным стройкам: Абакан – Тайшет и Тюмень – Сургут – Новый Уренгой.
  • В 1955–1965 годах – прораб, главный инженер, начальник поезда Горем-38, г. Абакан.
  • В 1965–1980 годах – главный инженер, заместитель начальника управления строительства «Тюменьстройпуть», г. Тюмень.
  • В 1980–1985 годах – управляющий трестом «Казтранстрой», г. Казань.
  • В 1985–2003 годах – управляющий трестом «Донбасстранстрой», г. Донецк.
  • За большой личный вклад в строительство железных дорог, важнейших строек Сибири награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовую доблесть», другими медалями. Удостоен высокого звания «Заслуженный строитель Российской Федерации», «Почетный транспортный строитель», академик Академии строительства Украины.

Благодаря его настойчивости и организаторским способностям прибывающие специалисты оперативно размещались во временном жилье и приступали к работе.

К 50-летию с начала строительства железных дорог Тюмень – Тобольск – Сургут – Новый Уренгой – Ямбург

Губернатор Тюменской области Владимир Якушев и председатель областной Думы Сергей Корепанов приняли предложение областного совета ветеранов, общественного фонда им. Муравленко и транспортных строителей о проведении в 2016 году масштабного мероприятия, посвященного 50-летию с начала строительства железнодорожных магистралей Западной Сибири. Железные дороги от Тюмени до Ямбурга стали основным фактором в формировании величайшего проекта XX века – создания Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Менее чем за три пятилетки на севере области возникли новые города, благодаря надежному транспортному сообщению коренным образом изменилась социально-экономическая жизнь региона. Цикл материалов, посвященный легендарным строителям железных дорог, открываем рассказом о Викторе Фролове, ближайшем соратнике, главном инженере и заместителе начальника управления «Тюменьстройпуть» Дмитрия Коротчаева.

Под его непосредственным руководством заключались договоры с автохозяйствами Тюменской, Курганской областей, техника направлялась на объекты в Мазурово, Кортымскую, Тобольск, Сузгун. Он добивался дополнительных поставок заводами щитовых домов и организовывал их сборку.

Ускоренными темпами

Активный и контактный инженер и организатор, быстрый в движении, подтянутый, он производил впечатление строевого командира, умеющего расположить к себе людей, терпеливо выслушать собеседника независимо от ранга, поражал своей компетентностью.


Он был одним из немногих, кто умел просчитать экономическую целесообразность принимаемых решений, а потому сразу стал связующим звеном между руководством управления и органами власти области – обкомом партии, облисполкомом.


Это позволило быстро и оперативно передислоцировать тысячные строительные коллективы со стройки Абакан – Тайшет на тюменский плацдарм.

Обустройство новых строительно-монтажных поездов велось ускоренными темпами. Уже  в начале 1966 года, то есть через три месяца, приступили к строительству участка Тюмень – Тобольск. Стройка получила статус ударной комсомольской, создан комсомольский штаб. Коротчаев и Фролов поддерживали инициативу молодежи. Трудности первого этапа только закалили и сплотили всех участников, и в 1967 году первый поезд пришел к берегам Иртыша.

Под руководством Виктора Фролова строился аэропорт Рощино, железнодорожный вокзал в Тюмени, он умело координировал работу, объекты сдавались досрочно и с хорошим качеством.

В начале 1966 года наш СМП-280 передали в состав управления «Тюменьстройпуть» из треста «Свердловсктранстрой». Строительно-монтажному поезду исполнилось десять лет, он был одним из лучших строительных подразделений в городе Тюмени. Здание аэропорта, железнодорожный вокзал, жилые дома и школы, объекты судостроительного и судоремонтного заводов – визитная карточка нашего поезда. В 1966 году Тюменскому авиаотряду, располагавшемуся в Плеханово, мы возводили два 64-квартирных дома. Авиация области переживала бурный период развития, росло число вертолетного и авиапарка, жилья катастрофически не хватало. Руководство города и области было сильно этим озабочено.

В октябре один из домов был подведен под крышу и готовился к отделке в зимнее время. В плане ввода его не было, но  в один из вечеров объект посетил заведующий отделом строительства Тюменского обкома партии Пушкарев. Он дотошно интересовался возможностью досрочного ввода этого дома в эксплуатацию. Я тогда работал прорабом и объяснил Пушкареву, при каких условиях можно сдать дом для заселения: добавить на объект отделочников и найти дополнительные материальные ресурсы, ибо  к дому не  подведено тепло, так как в плане ввода его не было.

С хорошей оценкой

Продолжение разговора состоялось с Виктором Фроловым, который на следующее утро посетил объект и дал команду подготовить все расчеты для досрочной сдачи дома в эксплуатацию. Короче, назвался груздем – полезай в кузов, проявил инициативу – реализуй сказанное.

Расчеты были сделаны, проверены в производственном отделе строительно-монтажного поезда и представлены Фролову. О состоявшемся решении он сообщил командиру Плехановского авиаотряда Джугашвили и попросил конкретной помощи по подаче тепла в дом. У каждого подъезда поставили тепловые агрегаты, дом утеплили и начали отделку. Моя задача была организовать полноценную двухсменную работу.

Из Тобольска командировали знаменитую бригаду Ивана Мариненкова. Работало в ней 30 человек, все молодые девушки и женщины. Подробно обсудили вопросы, начиная от размещения в строящемся доме и организации работы в две смены. Разместились они на втором этаже, а когда поштукатурили и побелили два верхних, переселились туда. Меня поразила неприхотливость молодежи, ответственность за порученную работу и высокий профессиональный уровень. В другие подъезды дома подключили передовые бригады Антонины Пуриной и Ирмы Маркер.

Морозы стали усиливаться, в квартиры поставили угольные горелки, что потребовало усиления контроля за соблюдением техники безопасности, особенно в ночное время.


Правильная организация работ, соревнование между бригадами принесло свои плоды: в декабре дом предъявили госкомиссии и сдали в эксплуатацию с хорошей оценкой.


В январе дом заселили. Приятно было видеть радость новоселов и светящиеся глаза Ивана Семеновича Мариненкова, будущего Героя Социалистического Труда, достойного воспитанника Виктора Фролова.

Для меня это стало первой серьезной проверкой в сложных условиях сибирской зимы. Приобретенный опыт в будущем помог организовать и отдельные мастерские, и прорабские отделочные участки в зависимости от производственных условий и в полной мере применить их при работе в Сургуте.

Так я попал в поле зрения обкома партии и Фролова. Через полтора года меня пригласили в отдел строительства обкома партии. Начался новый виток работы. Но связи с бывшими коллегами не прекратились. Часто доводилось обращаться к Фролову, и всегда я получал четкий и квалифицированный ответ. Его отличало глубокое знание технологий строительного производства: транспортного, промышленного, жилищно-гражданского. Он был своим среди дорожников, механизаторов, проектировщиков и многочисленных субподрядчиков, а их насчитывалось более сорока. Его ценили за широкую эрудицию, редкое умение отстаивать интересы транспортных строителей.

По итогам пятилетки многие транспортные строители были представлены к государственным наградам. Виктору Пантелеймоновичу вручен орден Трудового Красного Знамени.

На малой родине

Строительству железных дорог в Тюменской области он отдал более пятнадцати лет. Именно он разглядел способности и талант будущих великих тюменских транспортных строителей: О.М. Шапошника, М.М. Бороданова, Н.П. Доровских, А.Г. Грязева. Все они, выходцы из Горем-38, стали надежными заместителями главного строителя Дмитрия Ивановича Коротчаева.

В 1980 году Фролова назначили управляющим трестом «Казтрансстрой», где он подтвердил свой уровень и был удостоен звания «Заcлуженный строитель Российской Федерации».

С июля 1985 года и до последних дней жизни он возглавлял трест «Донбасстрансстрой». Донецкая железная дорога была одной из самых насыщенных в Советском Союзе, работать там всегда было непросто. Фролов проработал там почти 18 лет.

Донбасс для меня – малая родина, где прошли детство и юность. Я приезжал туда к родителям, школьным друзьям, и конечно же, встречался с Фроловым.


Наша последняя встреча состоялась осенью 2002 года. Обменялись новостями, а на следующий день поехали на базу отдыха треста на берегу Азовского моря. Погода стояла осенняя, погожая, солнечная и приветливая, а море спокойное и располагающее к отдыху. На моей памяти это первый и последний случай, когда Фролов позволил себе отдых во время рабочей недели.


Местные рыбаки угостили нас рыбой, обед мы приготовили сами, а затем не было конца воспоминаниям. В завершение провели шахматный турнир – шахматы он очень уважал, как  и многие руководители «Тюменьстройпути».

Менее чем через полгода, в День защитника Отечества – 23 февраля 2003 года, Виктор Пантелеймонович скоропостижно ушел из жизни. Похоронили его  в Донецке и, как мне передали, на прощание с ним приехали представители всех строймонтажных поездов и предприятий треста. Так его соратники и коллеги отдали дань признания заслуг далеко не ординарному руководителю школы Минтрансстроя.

Далеко не каждому дано прожить такую яркую и наполненную жизнь, не изменить свою жизненную философию, отношение к коллегам и стране во время триумфа и в тревожные времена развала великой державы.

Александр ЧИНЧЕВИЧ, вице-президент общественного фонда им. Виктора Муравленк

Читайте больше:

Ветеран из Каскары Борис Юдин рассказал о страшной войне, участником которой он был

Светоч града на синей реке

На Дельфийских играх Валерия Федорец выйдет в образах Лизы и Раймонды

досье

Виктор Пантелеймонович Фролов

  • Родился 11 октября 1932 года в городе Елец Липецкой области, там же окончил железнодорожный техникум, в 1955 году – Московский институт инженеров железнодорожного транспорта.
  • Трудовую деятельность начал в Челябинской области, затем 25 лет отдал двум легендарным стройкам: Абакан – Тайшет и Тюмень – Сургут – Новый Уренгой.
  • В 1955–1965 годах – прораб, главный инженер, начальник поезда Горем-38, г. Абакан.
  • В 1965–1980 годах – главный инженер, заместитель начальника управления строительства «Тюменьстройпуть», г. Тюмень.
  • В 1980–1985 годах – управляющий трестом «Казтранстрой», г. Казань.
  • В 1985–2003 годах – управляющий трестом «Донбасстранстрой», г. Донецк.
  • За большой личный вклад в строительство железных дорог, важнейших строек Сибири награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовую доблесть», другими медалями. Удостоен высокого звания «Заслуженный строитель Российской Федерации», «Почетный транспортный строитель», академик Академии строительства Украины.

Благодаря его настойчивости и организаторским способностям прибывающие специалисты оперативно размещались во временном жилье и приступали к работе.

К 50-летию с начала строительства железных дорог Тюмень – Тобольск – Сургут – Новый Уренгой – Ямбург

Губернатор Тюменской области Владимир Якушев и председатель областной Думы Сергей Корепанов приняли предложение областного совета ветеранов, общественного фонда им. Муравленко и транспортных строителей о проведении в 2016 году масштабного мероприятия, посвященного 50-летию с начала строительства железнодорожных магистралей Западной Сибири. Железные дороги от Тюмени до Ямбурга стали основным фактором в формировании величайшего проекта XX века – создания Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Менее чем за три пятилетки на севере области возникли новые города, благодаря надежному транспортному сообщению коренным образом изменилась социально-экономическая жизнь региона. Цикл материалов, посвященный легендарным строителям железных дорог, открываем рассказом о Викторе Фролове, ближайшем соратнике, главном инженере и заместителе начальника управления «Тюменьстройпуть» Дмитрия Коротчаева.

Под его непосредственным руководством заключались договоры с автохозяйствами Тюменской, Курганской областей, техника направлялась на объекты в Мазурово, Кортымскую, Тобольск, Сузгун. Он добивался дополнительных поставок заводами щитовых домов и организовывал их сборку.

Ускоренными темпами

Активный и контактный инженер и организатор, быстрый в движении, подтянутый, он производил впечатление строевого командира, умеющего расположить к себе людей, терпеливо выслушать собеседника независимо от ранга, поражал своей компетентностью.


Он был одним из немногих, кто умел просчитать экономическую целесообразность принимаемых решений, а потому сразу стал связующим звеном между руководством управления и органами власти области – обкомом партии, облисполкомом.


Это позволило быстро и оперативно передислоцировать тысячные строительные коллективы со стройки Абакан – Тайшет на тюменский плацдарм.

Обустройство новых строительно-монтажных поездов велось ускоренными темпами. Уже  в начале 1966 года, то есть через три месяца, приступили к строительству участка Тюмень – Тобольск. Стройка получила статус ударной комсомольской, создан комсомольский штаб. Коротчаев и Фролов поддерживали инициативу молодежи. Трудности первого этапа только закалили и сплотили всех участников, и в 1967 году первый поезд пришел к берегам Иртыша.

Под руководством Виктора Фролова строился аэропорт Рощино, железнодорожный вокзал в Тюмени, он умело координировал работу, объекты сдавались досрочно и с хорошим качеством.

В начале 1966 года наш СМП-280 передали в состав управления «Тюменьстройпуть» из треста «Свердловсктранстрой». Строительно-монтажному поезду исполнилось десять лет, он был одним из лучших строительных подразделений в городе Тюмени. Здание аэропорта, железнодорожный вокзал, жилые дома и школы, объекты судостроительного и судоремонтного заводов – визитная карточка нашего поезда. В 1966 году Тюменскому авиаотряду, располагавшемуся в Плеханово, мы возводили два 64-квартирных дома. Авиация области переживала бурный период развития, росло число вертолетного и авиапарка, жилья катастрофически не хватало. Руководство города и области было сильно этим озабочено.

В октябре один из домов был подведен под крышу и готовился к отделке в зимнее время. В плане ввода его не было, но  в один из вечеров объект посетил заведующий отделом строительства Тюменского обкома партии Пушкарев. Он дотошно интересовался возможностью досрочного ввода этого дома в эксплуатацию. Я тогда работал прорабом и объяснил Пушкареву, при каких условиях можно сдать дом для заселения: добавить на объект отделочников и найти дополнительные материальные ресурсы, ибо  к дому не  подведено тепло, так как в плане ввода его не было.

С хорошей оценкой

Продолжение разговора состоялось с Виктором Фроловым, который на следующее утро посетил объект и дал команду подготовить все расчеты для досрочной сдачи дома в эксплуатацию. Короче, назвался груздем – полезай в кузов, проявил инициативу – реализуй сказанное.

Расчеты были сделаны, проверены в производственном отделе строительно-монтажного поезда и представлены Фролову. О состоявшемся решении он сообщил командиру Плехановского авиаотряда Джугашвили и попросил конкретной помощи по подаче тепла в дом. У каждого подъезда поставили тепловые агрегаты, дом утеплили и начали отделку. Моя задача была организовать полноценную двухсменную работу.

Из Тобольска командировали знаменитую бригаду Ивана Мариненкова. Работало в ней 30 человек, все молодые девушки и женщины. Подробно обсудили вопросы, начиная от размещения в строящемся доме и организации работы в две смены. Разместились они на втором этаже, а когда поштукатурили и побелили два верхних, переселились туда. Меня поразила неприхотливость молодежи, ответственность за порученную работу и высокий профессиональный уровень. В другие подъезды дома подключили передовые бригады Антонины Пуриной и Ирмы Маркер.

Морозы стали усиливаться, в квартиры поставили угольные горелки, что потребовало усиления контроля за соблюдением техники безопасности, особенно в ночное время.


Правильная организация работ, соревнование между бригадами принесло свои плоды: в декабре дом предъявили госкомиссии и сдали в эксплуатацию с хорошей оценкой.


В январе дом заселили. Приятно было видеть радость новоселов и светящиеся глаза Ивана Семеновича Мариненкова, будущего Героя Социалистического Труда, достойного воспитанника Виктора Фролова.

Для меня это стало первой серьезной проверкой в сложных условиях сибирской зимы. Приобретенный опыт в будущем помог организовать и отдельные мастерские, и прорабские отделочные участки в зависимости от производственных условий и в полной мере применить их при работе в Сургуте.

Так я попал в поле зрения обкома партии и Фролова. Через полтора года меня пригласили в отдел строительства обкома партии. Начался новый виток работы. Но связи с бывшими коллегами не прекратились. Часто доводилось обращаться к Фролову, и всегда я получал четкий и квалифицированный ответ. Его отличало глубокое знание технологий строительного производства: транспортного, промышленного, жилищно-гражданского. Он был своим среди дорожников, механизаторов, проектировщиков и многочисленных субподрядчиков, а их насчитывалось более сорока. Его ценили за широкую эрудицию, редкое умение отстаивать интересы транспортных строителей.

По итогам пятилетки многие транспортные строители были представлены к государственным наградам. Виктору Пантелеймоновичу вручен орден Трудового Красного Знамени.

На малой родине

Строительству железных дорог в Тюменской области он отдал более пятнадцати лет. Именно он разглядел способности и талант будущих великих тюменских транспортных строителей: О.М. Шапошника, М.М. Бороданова, Н.П. Доровских, А.Г. Грязева. Все они, выходцы из Горем-38, стали надежными заместителями главного строителя Дмитрия Ивановича Коротчаева.

В 1980 году Фролова назначили управляющим трестом «Казтрансстрой», где он подтвердил свой уровень и был удостоен звания «Заcлуженный строитель Российской Федерации».

С июля 1985 года и до последних дней жизни он возглавлял трест «Донбасстрансстрой». Донецкая железная дорога была одной из самых насыщенных в Советском Союзе, работать там всегда было непросто. Фролов проработал там почти 18 лет.

Донбасс для меня – малая родина, где прошли детство и юность. Я приезжал туда к родителям, школьным друзьям, и конечно же, встречался с Фроловым.


Наша последняя встреча состоялась осенью 2002 года. Обменялись новостями, а на следующий день поехали на базу отдыха треста на берегу Азовского моря. Погода стояла осенняя, погожая, солнечная и приветливая, а море спокойное и располагающее к отдыху. На моей памяти это первый и последний случай, когда Фролов позволил себе отдых во время рабочей недели.


Местные рыбаки угостили нас рыбой, обед мы приготовили сами, а затем не было конца воспоминаниям. В завершение провели шахматный турнир – шахматы он очень уважал, как  и многие руководители «Тюменьстройпути».

Менее чем через полгода, в День защитника Отечества – 23 февраля 2003 года, Виктор Пантелеймонович скоропостижно ушел из жизни. Похоронили его  в Донецке и, как мне передали, на прощание с ним приехали представители всех строймонтажных поездов и предприятий треста. Так его соратники и коллеги отдали дань признания заслуг далеко не ординарному руководителю школы Минтрансстроя.

Далеко не каждому дано прожить такую яркую и наполненную жизнь, не изменить свою жизненную философию, отношение к коллегам и стране во время триумфа и в тревожные времена развала великой державы.

Александр ЧИНЧЕВИЧ, вице-президент общественного фонда им. Виктора Муравленк

Читайте больше:

Ветеран из Каскары Борис Юдин рассказал о страшной войне, участником которой он был

Светоч града на синей реке

На Дельфийских играх Валерия Федорец выйдет в образах Лизы и Раймонды



В районах Тюменской области продолжают укреплять дамбы

23 апреля

В Тюменской области впервые реализуют образовательный проект «Многодетная мама-предприниматель»

23 апреля