Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Икона позвала в дорогу

"След" Абалакской иконы Божьей Матери "Знамение" нашелся на Урале

Слушать новость
Икона позвала в дорогу. "След" Абалакской иконы Божьей Матери "Знамение" нашелся на Урале.

Тайна Абалакской иконы Божией Матери «Знамение» не отпускает, она продолжает волновать, возобновлять поиски. Неужели самая почитаемая святыня Урала и Сибири исчезла бесследно? И хотя ее многочисленные списки можно встретить в храмах и монастырях Омска и Челябинска, Красноярска и Томска, Иркутска и Тюмени, историки, искусствоведы, краеведы, журналисты не теряют надежды найти первообраз и его первые копии.

Поиски святыни

Несколько лет назад поиски активизировались в рамках акции «Возвращение Абалакской иконы». Она инициирована на межрегиональном фестивале «Православие и СМИ» в Тобольске.

Чудотворная икона написана в 1637 году для церкви в селе Абалак под Тобольском. Вот что говорит о ней историк и краевед Евгений Панишев в книге «Тайны и загадки города Тобольска»: «Уже во время написания иконы стали происходить чудеса исцеления. Самым знаменитым чудом стало спасение жителей Тобольска от наводнения и голода летом 1665 года. С Абалакской иконы было выполнено множество списков, которые почитались как чудотворные. Один из самых почитаемых списков находился в Семипалатинске.

В XVII в. на иконе находилась золотая риза весом около 4,5 килограмма. В 1856 г. выполнена новая серебряная под золотом риза весом около 5 килограммов.

Долгое время считалось, что осенью 1919 г. отступающей белой армией икона была вывезена за границу. Однако она упомянута в описании имущества Абалакского Знаменского монастыря в 1925 году, но в описании 1927 г. уже не поминается. Следовательно, икона потерялась в период между 1925 и 1927 годами. Сейчас ведется активный поиск древней Абалакской иконы. В Абалаке прославился чудесами чудотворный список иконы, выполненный в XIX в. настоятельницей Иоанно-Введенского монастыря Августой».

Журналисты газеты «Тюменская область сегодня» во главе с главным редактором Александром Скорбенко незамедлительно включились в поиски святыни вместе с историками, краеведами, искусствоведами. В итоге появилось несколько версий нахождения иконы, о которых периодически шел рассказ на страницах газеты. Это китайский и австралийский следы, иркутская и томская гипотезы, европейская и, наконец, тобольская версии.

Церковь Прокопия Устюжского в Кошуках

И снова в путь

Еще одну зацепку о нахождении знаменитой чудотворной иконы дал тюменский историк Александр Петрушин, и журналисты не заставили себя долго ждать. Старт новых поисков начался с телефонного разговора главного редактора газеты «Тюменская область сегодня» Александра Скорбенко и Татьяны Макаровой – известного краеведа из г. Тавды Свердловской области, ранее депутата Тавдинской городской Думы, а ныне специалиста по связям с общественностью, отвечающей также за развитие туризма.

– Каким образом Абалакская икона оказалась в Свердловской области, вспомнить невозможно, но отдельный отрезок истории известен, – сказала Татьяна Павловна. – В 90-х годах казачий атаман Фролов получил благословение от священника Кошукской церкви на восстановление храма на окраине города Тавды. Казаки вложили много сил, чтобы обновить церковь. Потом обратились к жителям территории принести в храм иконы. Тогда и появилась эта икона. Откуда она взялась и кто ее принес – неизвестно, но то, что она старинная, точно. Ее размеры соответствуют утерянной иконе – около метра на 70 сантиметров. На деревянную основу нанесен меловой слой, на котором изображен сам образ. Стиль иконописи отличается от тавдинского. По словам Евгения Панишева, это должен быть XIX век. Поскольку она носит название Абалакской, то желательно получить благословение на поездку. По возможности пригласите с собой эксперта. В свое время пароход Омского правительства, о котором писал тюменский историк Александр Петрушин, приезжал в Тавду с ценностями. Известно, что Колчак давал команду сохранить святыни.

– Татьяна Павловна, на иконе изображена Мария Египетская? – уточняет Александр Скорбенко.

– Да, она у нас в белом одеянии, – слышим ответ по телефону. – С другой стороны, как и полагается, изображен Николай Чудотворец.

Главный редактор тут же дает распоряжение: получить благословение на поездку митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия, пригласить в поездку старшего научного сотрудника Тюменского музея изобразительных искусств Ирину Мануйлову.

Звоню в музей и приглашаю в интригующее путешествие Ирину Мануйлову, которая охотно согласилась. Получив благословение митрополита и заручившись поддержкой директора музея Елены Усольцевой, участники экспедиции отправились в путь на двух редакционных автомобилях.

Продолжение следует

Тайна Абалакской иконы Божией Матери «Знамение» не отпускает, она продолжает волновать, возобновлять поиски. Неужели самая почитаемая святыня Урала и Сибири исчезла бесследно? И хотя ее многочисленные списки можно встретить в храмах и монастырях Омска и Челябинска, Красноярска и Томска, Иркутска и Тюмени, историки, искусствоведы, краеведы, журналисты не теряют надежды найти первообраз и его первые копии.

Поиски святыни

Несколько лет назад поиски активизировались в рамках акции «Возвращение Абалакской иконы». Она инициирована на межрегиональном фестивале «Православие и СМИ» в Тобольске.

Чудотворная икона написана в 1637 году для церкви в селе Абалак под Тобольском. Вот что говорит о ней историк и краевед Евгений Панишев в книге «Тайны и загадки города Тобольска»: «Уже во время написания иконы стали происходить чудеса исцеления. Самым знаменитым чудом стало спасение жителей Тобольска от наводнения и голода летом 1665 года. С Абалакской иконы было выполнено множество списков, которые почитались как чудотворные. Один из самых почитаемых списков находился в Семипалатинске.

В XVII в. на иконе находилась золотая риза весом около 4,5 килограмма. В 1856 г. выполнена новая серебряная под золотом риза весом около 5 килограммов.

Долгое время считалось, что осенью 1919 г. отступающей белой армией икона была вывезена за границу. Однако она упомянута в описании имущества Абалакского Знаменского монастыря в 1925 году, но в описании 1927 г. уже не поминается. Следовательно, икона потерялась в период между 1925 и 1927 годами. Сейчас ведется активный поиск древней Абалакской иконы. В Абалаке прославился чудесами чудотворный список иконы, выполненный в XIX в. настоятельницей Иоанно-Введенского монастыря Августой».

Журналисты газеты «Тюменская область сегодня» во главе с главным редактором Александром Скорбенко незамедлительно включились в поиски святыни вместе с историками, краеведами, искусствоведами. В итоге появилось несколько версий нахождения иконы, о которых периодически шел рассказ на страницах газеты. Это китайский и австралийский следы, иркутская и томская гипотезы, европейская и, наконец, тобольская версии.

Церковь Прокопия Устюжского в Кошуках

И снова в путь

Еще одну зацепку о нахождении знаменитой чудотворной иконы дал тюменский историк Александр Петрушин, и журналисты не заставили себя долго ждать. Старт новых поисков начался с телефонного разговора главного редактора газеты «Тюменская область сегодня» Александра Скорбенко и Татьяны Макаровой – известного краеведа из г. Тавды Свердловской области, ранее депутата Тавдинской городской Думы, а ныне специалиста по связям с общественностью, отвечающей также за развитие туризма.

– Каким образом Абалакская икона оказалась в Свердловской области, вспомнить невозможно, но отдельный отрезок истории известен, – сказала Татьяна Павловна. – В 90-х годах казачий атаман Фролов получил благословение от священника Кошукской церкви на восстановление храма на окраине города Тавды. Казаки вложили много сил, чтобы обновить церковь. Потом обратились к жителям территории принести в храм иконы. Тогда и появилась эта икона. Откуда она взялась и кто ее принес – неизвестно, но то, что она старинная, точно. Ее размеры соответствуют утерянной иконе – около метра на 70 сантиметров. На деревянную основу нанесен меловой слой, на котором изображен сам образ. Стиль иконописи отличается от тавдинского. По словам Евгения Панишева, это должен быть XIX век. Поскольку она носит название Абалакской, то желательно получить благословение на поездку. По возможности пригласите с собой эксперта. В свое время пароход Омского правительства, о котором писал тюменский историк Александр Петрушин, приезжал в Тавду с ценностями. Известно, что Колчак давал команду сохранить святыни.

– Татьяна Павловна, на иконе изображена Мария Египетская? – уточняет Александр Скорбенко.

– Да, она у нас в белом одеянии, – слышим ответ по телефону. – С другой стороны, как и полагается, изображен Николай Чудотворец.

Главный редактор тут же дает распоряжение: получить благословение на поездку митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия, пригласить в поездку старшего научного сотрудника Тюменского музея изобразительных искусств Ирину Мануйлову.

Звоню в музей и приглашаю в интригующее путешествие Ирину Мануйлову, которая охотно согласилась. Получив благословение митрополита и заручившись поддержкой директора музея Елены Усольцевой, участники экспедиции отправились в путь на двух редакционных автомобилях.

Продолжение следует