Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Светоч града на синей реке

Краевед Геннадий Крамор – явление уникальное и, может быть, единственное для города Ишима

Слушать новость
Светоч града на синей реке. Краевед Геннадий Крамор – явление уникальное и, может быть, единственное для города Ишима.

досье

Геннадий КРАМОР,

Краевед, фотограф, журналист.

  • Краевед (сфера интересов – история православия Сибири, провинциальная архитектура), методист по научно-просветительской деятельности культурного центра Ершова в Ишиме, заместитель директора по научной работе Ишимского историко-художественного музея, главный редактор альманаха «Коркина слобода», член редколлегии журнала «Конек-Горбунок».
  • Автор документальных фильмов («Ишим-ТВ») «Архитектура модерна ст. Ишим», «Ишим – остановка на крестном пути», «Быль о блаженном Геннадии». Автор статей в региональной и местной прессе, научных сборниках, четвертом томе «Тюменской энциклопедии» и «Ишимской энциклопедии». Автор-составитель серии буклетов по истории Приишимья, мини-альбомов «Ишим – мой город на синей реке», «ОБЪЕКТИВно об Ишиме».
  • Лауреат фестивалей «Тюменская пресса – 2006» (в номинации «Общественный корреспондент года»), «Православие и СМИ» (в номинации «Пресса») в 2007 г. Победитель конкурса «Гордость Тюменской области» в 2007 г.
  • Отмечен почетными грамотами главы города Ишима, Ишимской городской Думы.

Сам Геннадий Крамор шутит, называя себя ишимским Коньком-Горбунком. Легкая ирония, а тем паче самоирония, беспочвенной не бывает... Лучше его верстку, оформление и дизайн всех печатных изданий в Ишиме никто не выполнит. Прекрасный фотограф и журналист нередко являет поэтические и художественные грани таланта. Интересный лектор и экскурсовод на многие-многие исторические темы...

– Геннадий Андреевич, какое из увлечений для вас первично?

– Первичным назвал бы краеведение. Оно всеобъемлет исторические темы и не только. Кто-то в шутку назвал меня «главным краеведом города». Я подумал: а в этой шутке доля истины есть. Понял это после работы над «Ишимской энциклопедией», когда мне был предложен такой массив материала.

Во-вторых, работа редактора краеведческого альманаха расширяет тематический кругозор. Приходится вникать в различные темы, это очень хорошая практика.

– На каком этапе заинтересовались историей края?

– Мы  с Лидией Александровной (Сарафанникова, ишимский журналист, крае-вед. – Прим. авт.) разговаривали по телефону, я тогда был студентом нашего пединститута. Только мои первые краеведческие публикации появились в газете, она мне по телефону задает точно такой же вопрос... Ответил, что мама работала в аптеке на улице Ленина (в бывшем купеческом особняке Клыкова), там все интересно: старинные своды, стены, тяжелые калитки. Как-то так ей  и рассказал. Потом читаю статью, а там: «Он подходил к этому зданию и представлял, как на пролетке вылетает купец Клыков...» (смеется).

Сейчас, когда мне почти сорок лет, отвечу: историком и краеведом никогда не мечтал быть. Учился четыре года на учителя иностранных языков в пединституте, потом перевелся в Тюмень в институт культуры на культурологию. Опять не решился учиться на историка, наверное, зря... Хотя системный историк, думаю, из меня не получился бы. Краеведение – синтез разных направлений. Это  и литература, и искусство, и самое главное – сама жизнь. Мне сложно представить кандидата исторических наук, который таскает на себе наличники, стараясь их сохранить. Историк – больше теоретик, чем практик. Поэтому не скажу, что  о чем-то жалею...

Что касается того, откуда все началось... В благословенные советские времена на предприятиях часто давали путевки. Отец брал турпутевки по Союзу, и мы с ним вместе путешествовали по Золотому кольцу России и городам Средней Азии... С мамой ездили в Москву (когда мне лет десять было). Сейчас вспоминаю, что уже тогда садился рядом с экскурсоводом, доставал красную книжечку и что-то для себя отмечал, повергая экскурсовода в шок...

По всей видимости, предрасположенность к краеведению была, главное, вовремя ее вы-явили. Когда учился в пединституте, моим первым выступлением на конференции во время «Славянского хода» стал рассказ о восприятии станционной архитектуры. Первая поездка в архив состоялась, когда мне было 19 лет. Причем нет чтобы с ишимского начать, начал с омского. Жил там две недели, одну из которых у супругов Трибурт. Хозяин дома работал во время войны в Ишиме начальником локомотивного депо. От них узнал, как строился бронепоезд «Патриот»...

– А к изучению истории православия Сибири как пришли?

– Современное краеведческое движение в городе было во многом связано с восстановлением Богоявленского собора – памятника архитектуры. Естественно, тогда игумен Евтихий участвовал в восстановлении. Так получилось, что  я подумал: надо же, священник и тоже краевед. Через краеведение к этой теме постепенно подошел. Заинтересовала потому, что тема церковной истории в Советском Союзе не приветствовалась и поэтому не развивалась... Тут органично слились мои интересы с изучением истории церковной архитектуры.

– Ваше научное исследование истории православия Сибири будет обобщено в каком-нибудь издании?

– Не раз думал о таком издании: как дать, в каком ракурсе? Дело в том, что материала накопилось много. Наверное, не меньше надо еще изучить, чтобы появилась какая-то картина. Проблема в дефиците времени. Востребованность получается в другом плане, приходится много заниматься другими темами... Мысли были. Ряд очерков по истории храмов Сибири и истории людей, связанных с этой проблемой, уже есть. Для «Ишимской энциклопедии» давал ряд статей. Хотелось бы, с одной стороны, сделать каталог храмов Приишимья. С другой стороны, интересно создать алфавит церковнослужителей Приишимья. Почему это востребовано? Потому что периодически приходят письма, люди интересуются своей историей. Опять же тема была полузапретной в советское время. Документы не сохранились. Если люди сейчас что-то пытаются найти, обращаются в архив или Ишимскую епархию, а помочь им фактически никто не может. В архиве находятся только документы советского периода, в епархии их нет вообще, так как она только что образована, а церковные архивы в принципе плохо сохраняются... Такой алфавит был бы необходим в генеалогическом плане...

– Расскажите, пожалуйста, о генеалогическом древе Ершова. Сколько «кровинок» разыскали?

– Работа по поиску потомков Ершова стала одной из главных наших задач изначально, когда мы были образованы как музей. Музей без связи с родственниками той персоналии, ради которой он создан, – странное явление... В прошлом году у нас прошел съезд потомков Ершова...

– Сколько их удалось собрать на Ишимской земле?

– Если скажем человек тридцать – не ошибемся. (Начали считать вместе, вспоминая знакомые до боли имена и ставшие родными города, где живут родственники Петра Павловича. – Прим. авт.)

На Украину съездили сами. Цель – поиск ершовского архива. Совершенно не ожидали, что застанем в здравии приемного сына Ольги Владимировны Ершовой, внучки поэта, Вадима Тимофеевича. Конечно, не по крови, а по духу его тоже можно назвать потомком Ершова. Он рассказал много историй, связанных с родом Ершова, которых, наверное, никто из ныне здравствующих родственников не помнит...

– Что объединяет потомков Ершова?

– Все знали, что они родственники Ершова, но этим не щеголяли. Много людей гуманитарной направленности: педагогов, журналистов. Русским фольклором увлекаются. Есть агроном...

– Какими раритетными находками обогатили фонды?

– Благодаря потомкам Ершова фонд обогатился фотографиями. Только Алла Ранская привезла в 2007-м свыше 30 семейных фотографий...

Найти сейчас ершовскую вещь было бы чудом. В провинции, к сожалению, культурные ценности сохраняются гораздо хуже, чем  в столице. В Санкт-Петербурге удалось найти некоторые вещи XIX века и прижизненные издания сказки в букинистических магазинах. Недавно приобрели номера «Тобольских губернских ведомостей» 1857-64 годов. Это ценное приобретение, так как подпись Ершова стоит в пяти номерах... Поездка на Украину оказалась результативной. Удалось привезти вещи, которые связаны с потомками Ершова – его сыном Владимиром и внучкой Ольгой. Впервые удалось выявить изображение Владимира.

– Над чем сейчас работаете?

– Планирую добраться до архива...

– А силы где черпаете?

– В семье. Дом, очаг, тепло и уют должны быть у каждого... Скучать не приходится... (Геннадий Андреевич – отец троих детей.)

– В людях какие качества цените?

– Честность, порядочность и умение прощать...

Читайте больше:

Педагог Наталья Курапова – о победах учеников на музыкальных фестивалях и конкурсах

Импортозамещение в музыкальном мире

Львица, которая играет в куклы

досье

Геннадий КРАМОР,

Краевед, фотограф, журналист.

  • Краевед (сфера интересов – история православия Сибири, провинциальная архитектура), методист по научно-просветительской деятельности культурного центра Ершова в Ишиме, заместитель директора по научной работе Ишимского историко-художественного музея, главный редактор альманаха «Коркина слобода», член редколлегии журнала «Конек-Горбунок».
  • Автор документальных фильмов («Ишим-ТВ») «Архитектура модерна ст. Ишим», «Ишим – остановка на крестном пути», «Быль о блаженном Геннадии». Автор статей в региональной и местной прессе, научных сборниках, четвертом томе «Тюменской энциклопедии» и «Ишимской энциклопедии». Автор-составитель серии буклетов по истории Приишимья, мини-альбомов «Ишим – мой город на синей реке», «ОБЪЕКТИВно об Ишиме».
  • Лауреат фестивалей «Тюменская пресса – 2006» (в номинации «Общественный корреспондент года»), «Православие и СМИ» (в номинации «Пресса») в 2007 г. Победитель конкурса «Гордость Тюменской области» в 2007 г.
  • Отмечен почетными грамотами главы города Ишима, Ишимской городской Думы.

Сам Геннадий Крамор шутит, называя себя ишимским Коньком-Горбунком. Легкая ирония, а тем паче самоирония, беспочвенной не бывает... Лучше его верстку, оформление и дизайн всех печатных изданий в Ишиме никто не выполнит. Прекрасный фотограф и журналист нередко являет поэтические и художественные грани таланта. Интересный лектор и экскурсовод на многие-многие исторические темы...

– Геннадий Андреевич, какое из увлечений для вас первично?

– Первичным назвал бы краеведение. Оно всеобъемлет исторические темы и не только. Кто-то в шутку назвал меня «главным краеведом города». Я подумал: а в этой шутке доля истины есть. Понял это после работы над «Ишимской энциклопедией», когда мне был предложен такой массив материала.

Во-вторых, работа редактора краеведческого альманаха расширяет тематический кругозор. Приходится вникать в различные темы, это очень хорошая практика.

– На каком этапе заинтересовались историей края?

– Мы  с Лидией Александровной (Сарафанникова, ишимский журналист, крае-вед. – Прим. авт.) разговаривали по телефону, я тогда был студентом нашего пединститута. Только мои первые краеведческие публикации появились в газете, она мне по телефону задает точно такой же вопрос... Ответил, что мама работала в аптеке на улице Ленина (в бывшем купеческом особняке Клыкова), там все интересно: старинные своды, стены, тяжелые калитки. Как-то так ей  и рассказал. Потом читаю статью, а там: «Он подходил к этому зданию и представлял, как на пролетке вылетает купец Клыков...» (смеется).

Сейчас, когда мне почти сорок лет, отвечу: историком и краеведом никогда не мечтал быть. Учился четыре года на учителя иностранных языков в пединституте, потом перевелся в Тюмень в институт культуры на культурологию. Опять не решился учиться на историка, наверное, зря... Хотя системный историк, думаю, из меня не получился бы. Краеведение – синтез разных направлений. Это  и литература, и искусство, и самое главное – сама жизнь. Мне сложно представить кандидата исторических наук, который таскает на себе наличники, стараясь их сохранить. Историк – больше теоретик, чем практик. Поэтому не скажу, что  о чем-то жалею...

Что касается того, откуда все началось... В благословенные советские времена на предприятиях часто давали путевки. Отец брал турпутевки по Союзу, и мы с ним вместе путешествовали по Золотому кольцу России и городам Средней Азии... С мамой ездили в Москву (когда мне лет десять было). Сейчас вспоминаю, что уже тогда садился рядом с экскурсоводом, доставал красную книжечку и что-то для себя отмечал, повергая экскурсовода в шок...

По всей видимости, предрасположенность к краеведению была, главное, вовремя ее вы-явили. Когда учился в пединституте, моим первым выступлением на конференции во время «Славянского хода» стал рассказ о восприятии станционной архитектуры. Первая поездка в архив состоялась, когда мне было 19 лет. Причем нет чтобы с ишимского начать, начал с омского. Жил там две недели, одну из которых у супругов Трибурт. Хозяин дома работал во время войны в Ишиме начальником локомотивного депо. От них узнал, как строился бронепоезд «Патриот»...

– А к изучению истории православия Сибири как пришли?

– Современное краеведческое движение в городе было во многом связано с восстановлением Богоявленского собора – памятника архитектуры. Естественно, тогда игумен Евтихий участвовал в восстановлении. Так получилось, что  я подумал: надо же, священник и тоже краевед. Через краеведение к этой теме постепенно подошел. Заинтересовала потому, что тема церковной истории в Советском Союзе не приветствовалась и поэтому не развивалась... Тут органично слились мои интересы с изучением истории церковной архитектуры.

– Ваше научное исследование истории православия Сибири будет обобщено в каком-нибудь издании?

– Не раз думал о таком издании: как дать, в каком ракурсе? Дело в том, что материала накопилось много. Наверное, не меньше надо еще изучить, чтобы появилась какая-то картина. Проблема в дефиците времени. Востребованность получается в другом плане, приходится много заниматься другими темами... Мысли были. Ряд очерков по истории храмов Сибири и истории людей, связанных с этой проблемой, уже есть. Для «Ишимской энциклопедии» давал ряд статей. Хотелось бы, с одной стороны, сделать каталог храмов Приишимья. С другой стороны, интересно создать алфавит церковнослужителей Приишимья. Почему это востребовано? Потому что периодически приходят письма, люди интересуются своей историей. Опять же тема была полузапретной в советское время. Документы не сохранились. Если люди сейчас что-то пытаются найти, обращаются в архив или Ишимскую епархию, а помочь им фактически никто не может. В архиве находятся только документы советского периода, в епархии их нет вообще, так как она только что образована, а церковные архивы в принципе плохо сохраняются... Такой алфавит был бы необходим в генеалогическом плане...

– Расскажите, пожалуйста, о генеалогическом древе Ершова. Сколько «кровинок» разыскали?

– Работа по поиску потомков Ершова стала одной из главных наших задач изначально, когда мы были образованы как музей. Музей без связи с родственниками той персоналии, ради которой он создан, – странное явление... В прошлом году у нас прошел съезд потомков Ершова...

– Сколько их удалось собрать на Ишимской земле?

– Если скажем человек тридцать – не ошибемся. (Начали считать вместе, вспоминая знакомые до боли имена и ставшие родными города, где живут родственники Петра Павловича. – Прим. авт.)

На Украину съездили сами. Цель – поиск ершовского архива. Совершенно не ожидали, что застанем в здравии приемного сына Ольги Владимировны Ершовой, внучки поэта, Вадима Тимофеевича. Конечно, не по крови, а по духу его тоже можно назвать потомком Ершова. Он рассказал много историй, связанных с родом Ершова, которых, наверное, никто из ныне здравствующих родственников не помнит...

– Что объединяет потомков Ершова?

– Все знали, что они родственники Ершова, но этим не щеголяли. Много людей гуманитарной направленности: педагогов, журналистов. Русским фольклором увлекаются. Есть агроном...

– Какими раритетными находками обогатили фонды?

– Благодаря потомкам Ершова фонд обогатился фотографиями. Только Алла Ранская привезла в 2007-м свыше 30 семейных фотографий...

Найти сейчас ершовскую вещь было бы чудом. В провинции, к сожалению, культурные ценности сохраняются гораздо хуже, чем  в столице. В Санкт-Петербурге удалось найти некоторые вещи XIX века и прижизненные издания сказки в букинистических магазинах. Недавно приобрели номера «Тобольских губернских ведомостей» 1857-64 годов. Это ценное приобретение, так как подпись Ершова стоит в пяти номерах... Поездка на Украину оказалась результативной. Удалось привезти вещи, которые связаны с потомками Ершова – его сыном Владимиром и внучкой Ольгой. Впервые удалось выявить изображение Владимира.

– Над чем сейчас работаете?

– Планирую добраться до архива...

– А силы где черпаете?

– В семье. Дом, очаг, тепло и уют должны быть у каждого... Скучать не приходится... (Геннадий Андреевич – отец троих детей.)

– В людях какие качества цените?

– Честность, порядочность и умение прощать...

Читайте больше:

Педагог Наталья Курапова – о победах учеников на музыкальных фестивалях и конкурсах

Импортозамещение в музыкальном мире

Львица, которая играет в куклы



В Тюмени 29 марта ожидается резкое похолодание и снегопад

29 марта

Тюменские члены Ассамблеи народов России приобрели для бойцов СВО необходимое оборудование

28 марта