Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Судьба семьи – в судьбе России

История Тюменского края глазами школьников

Слушать новость
Судьба семьи – в судьбе России. История Тюменского края глазами школьников.

Александр Вычугжанин,

член совета Тюменского регионального отделения Российского исторического общества, доктор
исторических наук

Окончание. Начало в № 60

Газета «Тюменская область сегодня» продолжает публиковать обзорные материалы по сочинениям школьников, посвященным грядущему 430-летию Тюмени. Напомним, что творческий конкурс, адресованный ученикам общеобразовательных учебных заведений, инициировали Тюменское региональное отделение Российского исторического общества и наше издание. В выдержках – рассказы тюменских ребят о городе, в котором они родились, о своих родных и близких людях.

Ребятам, которые не попали в тройку призеров, огорчаться не стоит. В любом случае они выполнили несколько важных задач: вписали в историю нашего края историю своей семьи; многие из участников по-новому взглянули на тех людей, с кем они общаются каждый день, или, напротив, добром вспомнили давно умерших предков, сумели достойно воздать уважение ныне живущим своим родственникам. Считается, добрые слова пожилым людям продлевают жизнь.

С этой задачей прекрасно справилась Валерия Смолина (11 класс, школа № 58, учитель Людмила Селиванова). Она не ограничилась сухим перечислением биографических данных своих близких, и добавила к каждой характеристике душевной теплоты.

Екатерина Рябова (11 класс, школа № 22, учитель Т. Ряполова) уже своим заголовком «Моя семья. На службе Отечеству» дает читателю посыл и о содержании, и своей авторской позиции. На четырех страницах текста она сумела представить боевую историю четырех поколений своей семьи по мужской линии – достойных воинов, прошедших с честью испытания во всех войнах XX столетия, которые выпали на долю нашей страны. И не случайно в этой семье фильм «Офицеры» – один из самых любимых.

Ирина Дружинина (9 класс, школа № 44, учитель Марина Семенова) интересное повествование о трудовых буднях трех поколений своей семьи завершает обоснованным выводом: «Я считаю, что мои бабушка с дедушкой и родители скромным, но необходимым трудом вносили и вносят свой вклад в развитие нашего любимого города. Так история моей семьи непрерывно связана с историей нашей Тюмени».

Саша Андреева (9 класс, школа № 42, учитель Ильсияр Харькова) предварила свое сочинение эпиграфом: «Это наша с тобою земля, это наша с тобой биография…» Человек, незнакомый с нашим городом, после прочтения сочинения почерпнет для себя немало интересного. Для специалиста по современной экономической истории Тюмени это также будет полезным чтением.

Иван Тимошенко (9 класс, школа № 32, руководитель клуба «Золотое сечение» Т. Михеева) историю своего рода проследил с XIX века. Молодому человеку хорошо удалось передать и драматичные страницы семейной биографии, и трудовые будни. Яркий представитель этого рода – его прадед Михаил Абросимов – для Ивана является образцом для подражания. Достаточно посмотреть на представленную в сочинении фотографию прадеда, чтобы согласиться с достоверностью представленного автором словесного портрета прадеда.

Софья Курбатова (11 класс, школа № 8, учитель Ирина Ушакова), осмысливая историю своей семьи, делает закономерный вывод: «Пусть мои родные не совершили какого-то яркого или выдающегося подвига, но военный период их жизни уже сам по себе – подвиг». Вместе с интересной фактологией Софья делает попытку философского осмысления истории своей семьи, и этот опыт можно признать удачным.

Работа Ильи Шмелева (9 класс, школа № 89, учитель Лилия Загайнова) представляет серьезное исследование об истории своего рода. Она выходит далеко за рамки школьного сочинения (не только по объему – 33 страницы), но  и по тщательности – добросовестный научный труд. Судьбы немцев, русских, башкир, корейцев, татар причудливо переплелись в этой семейной истории. Все драматичные события XX века, включая и освоение нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири, отразились в этой семейной биографии: сюжетов хватит не на один телевизионный сериал.

Не удержусь, приведу цитату из этого сочинения, подтвержденную не одним поколением этой семьи: «...Подобно тому, как дерево не может расти без корней, а дом – существовать без надежной опоры (фундамента), человек не может вырасти и развиваться как личность, не помня собственную личную историю – то наследство или багаж, который дан каждому при рождении». И делает закономерный вывод: «Наша семья за период своего существования показала, что человек способен развиваться, мыслить и творить вопреки всем испытаниям, что готовит ему жизнь».

Агате Казанцевой (9 класс, школа 89) повезло. Она слышала о боевых подвигах своего прадеда – Сергея Казанцева – от него самого. Свидетельства очевидца воспринимаются всегда ярче, чем кем-то написанный текст. И эти впечатления она смогла донести до читателя.

Елена Мусакаева (9 класс, школа № 89, учитель Лилия Загайнова) своему сочинению определила говорящее название: «Война и мир семьи Мусакаевых». Кратко, но очень достойно она сумела поведать, как история семьи вплетена в историю России на примере своих дедушки и бабушки.

Дмитрий Колганов (10 класс, школа № 32) свое сочинение разбил на две части: «Трактористка баба Аня» и «Все у нас от дедушки». В трех страничках молодому человеку замечательным русским языком удалось рассказать о самых авторитетных родных. Зрелое сочинение, главное настроение которого – социальный оптимизм. Особая оформительская примета – три смайлика в завершение.

Настя Тимошенко (11 класс, школа № 32, руководитель Т. Михеева). В первой строчке сочинения Настя признается, что не любит писать сочинения на заданную тему. Отступая от общепринятых канонов для подобных работ, она начинает сочинение разрозненными, казалось бы, мыслями. Но эти «мысли вслух» органично вписываются в учебное задание. Одна их них – своеобразная презентация работы: «…Моя семья – это семь «Я». Мама, папа, Вероника, Настя, Ваня, Маша, Антоша – ровно семь». Хороший язык, интересные образы. Нашелся образ и для любимого папы-пожарного: «У него очень трудная и опасная работа. Нужно спасать дома, людей, животных, много разных вещей, а огонь становится все злее и злее и пожирает все больше и больше. Если испугаешься огня, он тебя победит. Поэтому папа изо всех сил старается не испугаться и выйти победителем. Мы его зовем богатырем, побеждающим огненного дракона».

Несмотря на молодость, автор уже сформировала свою жизненную философию: «Папа, мама и  шестеро детей! Маленькое государство в огромном мире. Желаю моей семье благополучия и любви! Высокого духа и стремления в будущее! Не буду желать сундуки золота и серебра, ведь мы уже богаты: своими чистыми помыслами, честными взглядами на жизнь и святой простотой!»

Рамин Алыев (10 класс, школа № 8, учитель Ирина Ушакова) справедливо отмечает, что «перо легче сохи, но владеть им труднее». Симпатично его стремление проследить историю семьи как можно дальше, и при этом представить эту историю объективно. Как он сам пишет, «ведь мы не вправе высвечивать отдельные ее страницы, оставляя без внимания одни, недоговаривая о другом. Исторические факты взаимосвязаны. Только полная правда». Фрагмент сочинения, где он пишет, как приходит на место, где раньше был дом его предков и где осталась только посаженная ими березка, лучшая характеристика молодого человека: «В один из таких визитов дал обещание березке: «Обязательно найду своего без вести пропавшего прапрадеда! Ведь я ношу гордое звание поисковика!» Долгое время из-за минимальной информации о нем не мог ничего найти. Недавно мои труды были вознаграждены: «Красноармеец Шорохов Федосей Павлович окончил ускоренные курсы в Куйбышевском училище связи. Погиб в 1943 году в одном из боев за город-герой Тулу». Его место захоронения нам не известно. Верю в чудо, обязательно найду».

Настя Пантелеева (школа № 89) героем своего рассказа выбрала деда Василия, кадрового военного. Боевой дед до сих пор  в строю – активно сотрудничает с ветеранскими организациями.

Алексей Липихин (7 класс, школа № 32, руководитель клуба «Золотое сечение» Т. Михеева) в сочинении «Мой прадед дошел до Берлина», рассказывая о своем прадеде Василии Буторине, подобрал удачные фотографии и документы. Цепляет внимание фрагмент сочинения: «...Солдатские письма-треугольники... Сколько их было написано в минуты кратких передышек? О чем тогда думал мой прадед, о чем мечтал, чего хотел больше всего?»

Максим Соколов (9 класс, школа 64, руководитель Татьяна Мухамедьярова) о своих героических предках поведал хорошим литературным языком. С любовью подобранные фотографии близких дополняют текст. Его размышления о необходимости деятельного сострадания к ветеранам полезно помнить каждому из нас повседневно. А его сожаление вместе с тем и оптимистично: «...В живых мне удалось застать только бабу Маню. Конечно, я ее плохо помню, но думаю, что ее энергетика и любовь успели наполнить меня жизненными силами».

Невольно вспоминается: «Наши павшие нас не оставят в беде, наши павшие как часовые...»

Вероника Соболенко (10 класс, школа № 19, руководитель Наталья Силачева) выбрала эпиграф к своему сочинению, который уместен и для любой другой работы на заданную тему: «История – это не учебник с буквами, а жизни людей, перешедшие в прошлое». В ее семейной истории – страницы ратных подвигов предков и не менее героические будни в тылу. А в повествовании о бабушке-враче Алле настолько романтичное представление о профессии медика, что врачи могут благодарно аплодировать этому умозаключению!

Алина Даутова (8 класс, школа № 12, руководитель Наталья Сафронова) историю своего рода начала с самого древнего промысла Тюмени – ямщицкого. Ее прадедушка, Асхат Айтбаков, который умер в столетнем возрасте в 2015 году, рассказал правнучке массу интересного и о боях, в которых принимал участие, и о трудах в мирные дни. Его жизнь – это еще одна страница в летопись Тюмени. Некоторые этапы его биографии – вопросы для пытливого ума Алины. К примеру, что это за операция – «корейские ворота»? Интернет об этом «молчит».

Не хотелось бы, но ради объективности должен сказать об аутсайдерах – их немного. Считаю, что это был их выбор. Фамилии называть не буду, ограничусь констатацией. Если в первом случае налицо отсутствие интереса к теме и, как следствие, прилежания, то во втором даже не знаю, чего больше – бесстыдства или недоумия. Поначалу сочинение произвело очень хорошее впечатление. Настолько хорошее, что даже решил для себя уточнить, кто автор процитированного в сочинении стихотворения. Каково же было мое изумление, когда интернетовский поисковик привел к написанному в Казахстане в 2013 году сочинению. Без всякой попытки что-либо изменить тюменская школьница скопировала половину сочинения!

Заниматься морализаторством не вижу смысла. Такой подход, если автор его не изменит, неизбежно приведет к жизненному краху. Пагубность этого пути прекрасно сознает Настя Тимошенко, которая в своем сочинении пишет: «Я хочу получить хорошее образование. Считаю, что добыча знаний должна быть честной, а не из Интернета».

К сожалению, все участники конкурса не использовали рекомендованный нами сайт Министерства обороны. Там можно найти сведения и о наградах своих близких, и о боевом пути частей, где они служили, и о местах захоронений павших бойцов. Думаю, у ребят, кому интересны ратные труды своих предков, это знакомство еще впереди.

В заключение своего крат-кого обзора хочется привести мысль одного из победителей конкурса, Артема Аристова: «...Оглядываясь на своих предков, очень хочется одного: чтобы мои потомки гордились мной и моими достижениями». Несмотря на молодость, Артем уже четко определил направление своего развития, и при его целеустремленности успех на этом пути ему будет обеспечен. Невольно вспоминаются слова Николая Островского, которые мы  в школе пятьдесят лет назад учили наизусть: «...Чтобы, оглянувшись назад, не жег позор за подленькое и мелочное прошлое». Они созвучны позиции Артема.

Представленные на конкурс сочинения – это не просто хорошо выполненные домашние задания. Это человеческие документы, насыщенные уникальной информацией и добрыми чувствами. Ребят можно поздравить с главным призом: своими сочинениями они пополнили историю Тюмени, вписали туда своих близких. Организаторы планируют эти сочинения разместить на сайте газеты «Тюменская область сегодня», передать их  в фонд областного краеведческого музея и областного архива.

Газетные требования обязывают меня заканчивать свое «сочинение». По законам жанра представляю свой вывод:

«Удивительные судьбы, замечательные люди!»

Уже когда обзор был написан, получил отклик на сочинение Киры Осиповой из Санкт-Петербурга, от своей доброй знакомой, в прошлом работника одного из главных российских архивов – РГИА, блокадницы Агнессы Валентиновны Муктан:

«...О сочинении девочки. Конечно, девочка большая молодец. И растет она  в хорошей, здоровой, достойной семье. Старшее поколение – люди честно и правильно прошли свой жизненный путь и лучшие семейные и пат-риотические традиции передали своим потомкам. Честь и хвала им. На такие семьи равняться надо. Что касается самого блокадника – Владимира Сергеевича. Мы  с ним мало того что одногодки, но  и жили в одном районе Петроградском... Герои наши родители, дедушки и бабушки, хватившие лиха, ценой своих жизней спасшие нас. Так что вечная память и благодарность нашим родителям. И мы, их дети, по-моему, не посрамили их. И внуки, надеемся, не посрамят нас. Тема сочинения «История России в судьбах семьи» изложена на высшем уровне и в нужное время. Спасибо».

Такая оценка от человека, пережившего блокаду Ленинграда, дорогого стоит. Отношу ее ко всем участникам нашего проекта.

Я чужд политической конъюнктуры (с 1991 года не вступал ни  в какие партии), но справедливость требует сказать сердечное спасибо за поддержку этого проекта Андрею Артюхову, секретарю Тюменского регионального отделения партии «Единая Россия».

Читайте больше:

Научить любви к Родине

С любовью к малой родине

Создание тюменского многофункционального центра дает свои результаты

Александр Вычугжанин,

член совета Тюменского регионального отделения Российского исторического общества, доктор
исторических наук

Окончание. Начало в № 60

Газета «Тюменская область сегодня» продолжает публиковать обзорные материалы по сочинениям школьников, посвященным грядущему 430-летию Тюмени. Напомним, что творческий конкурс, адресованный ученикам общеобразовательных учебных заведений, инициировали Тюменское региональное отделение Российского исторического общества и наше издание. В выдержках – рассказы тюменских ребят о городе, в котором они родились, о своих родных и близких людях.

Ребятам, которые не попали в тройку призеров, огорчаться не стоит. В любом случае они выполнили несколько важных задач: вписали в историю нашего края историю своей семьи; многие из участников по-новому взглянули на тех людей, с кем они общаются каждый день, или, напротив, добром вспомнили давно умерших предков, сумели достойно воздать уважение ныне живущим своим родственникам. Считается, добрые слова пожилым людям продлевают жизнь.

С этой задачей прекрасно справилась Валерия Смолина (11 класс, школа № 58, учитель Людмила Селиванова). Она не ограничилась сухим перечислением биографических данных своих близких, и добавила к каждой характеристике душевной теплоты.

Екатерина Рябова (11 класс, школа № 22, учитель Т. Ряполова) уже своим заголовком «Моя семья. На службе Отечеству» дает читателю посыл и о содержании, и своей авторской позиции. На четырех страницах текста она сумела представить боевую историю четырех поколений своей семьи по мужской линии – достойных воинов, прошедших с честью испытания во всех войнах XX столетия, которые выпали на долю нашей страны. И не случайно в этой семье фильм «Офицеры» – один из самых любимых.

Ирина Дружинина (9 класс, школа № 44, учитель Марина Семенова) интересное повествование о трудовых буднях трех поколений своей семьи завершает обоснованным выводом: «Я считаю, что мои бабушка с дедушкой и родители скромным, но необходимым трудом вносили и вносят свой вклад в развитие нашего любимого города. Так история моей семьи непрерывно связана с историей нашей Тюмени».

Саша Андреева (9 класс, школа № 42, учитель Ильсияр Харькова) предварила свое сочинение эпиграфом: «Это наша с тобою земля, это наша с тобой биография…» Человек, незнакомый с нашим городом, после прочтения сочинения почерпнет для себя немало интересного. Для специалиста по современной экономической истории Тюмени это также будет полезным чтением.

Иван Тимошенко (9 класс, школа № 32, руководитель клуба «Золотое сечение» Т. Михеева) историю своего рода проследил с XIX века. Молодому человеку хорошо удалось передать и драматичные страницы семейной биографии, и трудовые будни. Яркий представитель этого рода – его прадед Михаил Абросимов – для Ивана является образцом для подражания. Достаточно посмотреть на представленную в сочинении фотографию прадеда, чтобы согласиться с достоверностью представленного автором словесного портрета прадеда.

Софья Курбатова (11 класс, школа № 8, учитель Ирина Ушакова), осмысливая историю своей семьи, делает закономерный вывод: «Пусть мои родные не совершили какого-то яркого или выдающегося подвига, но военный период их жизни уже сам по себе – подвиг». Вместе с интересной фактологией Софья делает попытку философского осмысления истории своей семьи, и этот опыт можно признать удачным.

Работа Ильи Шмелева (9 класс, школа № 89, учитель Лилия Загайнова) представляет серьезное исследование об истории своего рода. Она выходит далеко за рамки школьного сочинения (не только по объему – 33 страницы), но  и по тщательности – добросовестный научный труд. Судьбы немцев, русских, башкир, корейцев, татар причудливо переплелись в этой семейной истории. Все драматичные события XX века, включая и освоение нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири, отразились в этой семейной биографии: сюжетов хватит не на один телевизионный сериал.

Не удержусь, приведу цитату из этого сочинения, подтвержденную не одним поколением этой семьи: «...Подобно тому, как дерево не может расти без корней, а дом – существовать без надежной опоры (фундамента), человек не может вырасти и развиваться как личность, не помня собственную личную историю – то наследство или багаж, который дан каждому при рождении». И делает закономерный вывод: «Наша семья за период своего существования показала, что человек способен развиваться, мыслить и творить вопреки всем испытаниям, что готовит ему жизнь».

Агате Казанцевой (9 класс, школа 89) повезло. Она слышала о боевых подвигах своего прадеда – Сергея Казанцева – от него самого. Свидетельства очевидца воспринимаются всегда ярче, чем кем-то написанный текст. И эти впечатления она смогла донести до читателя.

Елена Мусакаева (9 класс, школа № 89, учитель Лилия Загайнова) своему сочинению определила говорящее название: «Война и мир семьи Мусакаевых». Кратко, но очень достойно она сумела поведать, как история семьи вплетена в историю России на примере своих дедушки и бабушки.

Дмитрий Колганов (10 класс, школа № 32) свое сочинение разбил на две части: «Трактористка баба Аня» и «Все у нас от дедушки». В трех страничках молодому человеку замечательным русским языком удалось рассказать о самых авторитетных родных. Зрелое сочинение, главное настроение которого – социальный оптимизм. Особая оформительская примета – три смайлика в завершение.

Настя Тимошенко (11 класс, школа № 32, руководитель Т. Михеева). В первой строчке сочинения Настя признается, что не любит писать сочинения на заданную тему. Отступая от общепринятых канонов для подобных работ, она начинает сочинение разрозненными, казалось бы, мыслями. Но эти «мысли вслух» органично вписываются в учебное задание. Одна их них – своеобразная презентация работы: «…Моя семья – это семь «Я». Мама, папа, Вероника, Настя, Ваня, Маша, Антоша – ровно семь». Хороший язык, интересные образы. Нашелся образ и для любимого папы-пожарного: «У него очень трудная и опасная работа. Нужно спасать дома, людей, животных, много разных вещей, а огонь становится все злее и злее и пожирает все больше и больше. Если испугаешься огня, он тебя победит. Поэтому папа изо всех сил старается не испугаться и выйти победителем. Мы его зовем богатырем, побеждающим огненного дракона».

Несмотря на молодость, автор уже сформировала свою жизненную философию: «Папа, мама и  шестеро детей! Маленькое государство в огромном мире. Желаю моей семье благополучия и любви! Высокого духа и стремления в будущее! Не буду желать сундуки золота и серебра, ведь мы уже богаты: своими чистыми помыслами, честными взглядами на жизнь и святой простотой!»

Рамин Алыев (10 класс, школа № 8, учитель Ирина Ушакова) справедливо отмечает, что «перо легче сохи, но владеть им труднее». Симпатично его стремление проследить историю семьи как можно дальше, и при этом представить эту историю объективно. Как он сам пишет, «ведь мы не вправе высвечивать отдельные ее страницы, оставляя без внимания одни, недоговаривая о другом. Исторические факты взаимосвязаны. Только полная правда». Фрагмент сочинения, где он пишет, как приходит на место, где раньше был дом его предков и где осталась только посаженная ими березка, лучшая характеристика молодого человека: «В один из таких визитов дал обещание березке: «Обязательно найду своего без вести пропавшего прапрадеда! Ведь я ношу гордое звание поисковика!» Долгое время из-за минимальной информации о нем не мог ничего найти. Недавно мои труды были вознаграждены: «Красноармеец Шорохов Федосей Павлович окончил ускоренные курсы в Куйбышевском училище связи. Погиб в 1943 году в одном из боев за город-герой Тулу». Его место захоронения нам не известно. Верю в чудо, обязательно найду».

Настя Пантелеева (школа № 89) героем своего рассказа выбрала деда Василия, кадрового военного. Боевой дед до сих пор  в строю – активно сотрудничает с ветеранскими организациями.

Алексей Липихин (7 класс, школа № 32, руководитель клуба «Золотое сечение» Т. Михеева) в сочинении «Мой прадед дошел до Берлина», рассказывая о своем прадеде Василии Буторине, подобрал удачные фотографии и документы. Цепляет внимание фрагмент сочинения: «...Солдатские письма-треугольники... Сколько их было написано в минуты кратких передышек? О чем тогда думал мой прадед, о чем мечтал, чего хотел больше всего?»

Максим Соколов (9 класс, школа 64, руководитель Татьяна Мухамедьярова) о своих героических предках поведал хорошим литературным языком. С любовью подобранные фотографии близких дополняют текст. Его размышления о необходимости деятельного сострадания к ветеранам полезно помнить каждому из нас повседневно. А его сожаление вместе с тем и оптимистично: «...В живых мне удалось застать только бабу Маню. Конечно, я ее плохо помню, но думаю, что ее энергетика и любовь успели наполнить меня жизненными силами».

Невольно вспоминается: «Наши павшие нас не оставят в беде, наши павшие как часовые...»

Вероника Соболенко (10 класс, школа № 19, руководитель Наталья Силачева) выбрала эпиграф к своему сочинению, который уместен и для любой другой работы на заданную тему: «История – это не учебник с буквами, а жизни людей, перешедшие в прошлое». В ее семейной истории – страницы ратных подвигов предков и не менее героические будни в тылу. А в повествовании о бабушке-враче Алле настолько романтичное представление о профессии медика, что врачи могут благодарно аплодировать этому умозаключению!

Алина Даутова (8 класс, школа № 12, руководитель Наталья Сафронова) историю своего рода начала с самого древнего промысла Тюмени – ямщицкого. Ее прадедушка, Асхат Айтбаков, который умер в столетнем возрасте в 2015 году, рассказал правнучке массу интересного и о боях, в которых принимал участие, и о трудах в мирные дни. Его жизнь – это еще одна страница в летопись Тюмени. Некоторые этапы его биографии – вопросы для пытливого ума Алины. К примеру, что это за операция – «корейские ворота»? Интернет об этом «молчит».

Не хотелось бы, но ради объективности должен сказать об аутсайдерах – их немного. Считаю, что это был их выбор. Фамилии называть не буду, ограничусь констатацией. Если в первом случае налицо отсутствие интереса к теме и, как следствие, прилежания, то во втором даже не знаю, чего больше – бесстыдства или недоумия. Поначалу сочинение произвело очень хорошее впечатление. Настолько хорошее, что даже решил для себя уточнить, кто автор процитированного в сочинении стихотворения. Каково же было мое изумление, когда интернетовский поисковик привел к написанному в Казахстане в 2013 году сочинению. Без всякой попытки что-либо изменить тюменская школьница скопировала половину сочинения!

Заниматься морализаторством не вижу смысла. Такой подход, если автор его не изменит, неизбежно приведет к жизненному краху. Пагубность этого пути прекрасно сознает Настя Тимошенко, которая в своем сочинении пишет: «Я хочу получить хорошее образование. Считаю, что добыча знаний должна быть честной, а не из Интернета».

К сожалению, все участники конкурса не использовали рекомендованный нами сайт Министерства обороны. Там можно найти сведения и о наградах своих близких, и о боевом пути частей, где они служили, и о местах захоронений павших бойцов. Думаю, у ребят, кому интересны ратные труды своих предков, это знакомство еще впереди.

В заключение своего крат-кого обзора хочется привести мысль одного из победителей конкурса, Артема Аристова: «...Оглядываясь на своих предков, очень хочется одного: чтобы мои потомки гордились мной и моими достижениями». Несмотря на молодость, Артем уже четко определил направление своего развития, и при его целеустремленности успех на этом пути ему будет обеспечен. Невольно вспоминаются слова Николая Островского, которые мы  в школе пятьдесят лет назад учили наизусть: «...Чтобы, оглянувшись назад, не жег позор за подленькое и мелочное прошлое». Они созвучны позиции Артема.

Представленные на конкурс сочинения – это не просто хорошо выполненные домашние задания. Это человеческие документы, насыщенные уникальной информацией и добрыми чувствами. Ребят можно поздравить с главным призом: своими сочинениями они пополнили историю Тюмени, вписали туда своих близких. Организаторы планируют эти сочинения разместить на сайте газеты «Тюменская область сегодня», передать их  в фонд областного краеведческого музея и областного архива.

Газетные требования обязывают меня заканчивать свое «сочинение». По законам жанра представляю свой вывод:

«Удивительные судьбы, замечательные люди!»

Уже когда обзор был написан, получил отклик на сочинение Киры Осиповой из Санкт-Петербурга, от своей доброй знакомой, в прошлом работника одного из главных российских архивов – РГИА, блокадницы Агнессы Валентиновны Муктан:

«...О сочинении девочки. Конечно, девочка большая молодец. И растет она  в хорошей, здоровой, достойной семье. Старшее поколение – люди честно и правильно прошли свой жизненный путь и лучшие семейные и пат-риотические традиции передали своим потомкам. Честь и хвала им. На такие семьи равняться надо. Что касается самого блокадника – Владимира Сергеевича. Мы  с ним мало того что одногодки, но  и жили в одном районе Петроградском... Герои наши родители, дедушки и бабушки, хватившие лиха, ценой своих жизней спасшие нас. Так что вечная память и благодарность нашим родителям. И мы, их дети, по-моему, не посрамили их. И внуки, надеемся, не посрамят нас. Тема сочинения «История России в судьбах семьи» изложена на высшем уровне и в нужное время. Спасибо».

Такая оценка от человека, пережившего блокаду Ленинграда, дорогого стоит. Отношу ее ко всем участникам нашего проекта.

Я чужд политической конъюнктуры (с 1991 года не вступал ни  в какие партии), но справедливость требует сказать сердечное спасибо за поддержку этого проекта Андрею Артюхову, секретарю Тюменского регионального отделения партии «Единая Россия».

Читайте больше:

Научить любви к Родине

С любовью к малой родине

Создание тюменского многофункционального центра дает свои результаты