Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Доступная среда: комфортный город

В предыдущей публикации мы рассказывали вам о том, как сделать жилье комфортным для людей с ограниченными возможностями здоровья. Но комфортным может быть не только дом, но и район, и город. В этот раз мы поделимся финским опытом, сравним его с российским и тюменским.

Слушать новость
Доступная среда: комфортный город. В предыдущей публикации мы рассказывали вам о том, как сделать жилье комфортным для людей с ограниченными возможностями здоровья. Но комфортным может быть не только дом, но и район, и город. В этот раз мы поделимся финским опытом, сравним его с российским и тюменским..

Финляндия, одна из близких по климату для России стран, отличается серьезным прогрессом в области создания комфортной устойчивой городской среды. В основе целого ряда удачных проектов лежит эффективное сотрудничество архитекторов, строителей, органов власти и местных сообществ. Важную роль во взаимодействии играет применение новейших строительных материалов и инженерных систем.

Финский опыт

Власти Хельсинки, разрабатывая концепцию развития каждого района, приглашают к обсуждению проектов местных жителей. Важная задача – учесть мнения представителей разных социальных групп и разного возраста и найти устраивающие всех градостроительные решения. Особое внимание уделяется экологии – обсуждаются вопросы сбора и утилизации твердо-бытовых отходов, городского озеленения и ландшафтного дизайна.

В обсуждениях при проектировании городских территорий обязательно участвуют и дизайнеры: все в городе должно быть красиво. Но главное требование – согласно закону любой дом или любое публичное место должно быть доступным для людей с ограниченными возможностями.

Еще один из важных факторов, который имеют в виду рабочие группы во время обсуждения – функциональность городской среды, учитывающая постоянную нехватку времени у современных городских жителей. Так, при проектировании и строительстве района Хельсинки Арабиянранта были продуманы организация комфортной среды, транспортное планирование и даже ландшафтный дизайн.

В итоге городская инфраструктура стала абсолютно комфортной и доступной для всех, включая инвалидов. В городе часто организуются субботники, вечеринки и коллективные обсуждения для всех желающих. Главной целью таких собраний является объединение и воспитание коллективной ответственности людей. По инициативе жителей столичные власти разрабатывают и реализуют многие пилотные проекты с использованием инновационных технологий при инженерном обслуживании, содержании и технической эксплуатации объектов городской среды.

Например, во дворах устанавливаются «умные» контейнеры для мусора, которые имеют датчики, при заполнении сообщающие, что контейнеры необходимо заменить. Они передают в службу информацию и о необходимости ремонта. Причем, она находится в открытом доступе и может быть изучена и проверена любым инженером.

Для уменьшения количества пищевого мусора разработана программа сокращения пищевых отходов.

В столице Финляндии разработаны и действуют разнообразные программы социальной поддержки. Например, по программе «Хорошие соседи» поощряют жителей, оказывающих помощь другим. По программе безопасности детей установлены и передают информацию камеры видеонаблюдения за детскими площадками. Лифты снабжены датчиками, контролирующими состояние техники, и передают информацию в Интернет.

Кроме этого, есть кнопки вызова четырех операторов. Наличие в каждом лифте таких датчиков и связи с Интернетом – показатель безопасности для жителей Хельсинки. Современные технологии используются и при охране автомобилей. На парковках установлены датчики контроля за дистанцией, которые помогают легко ставить машины на свободные места. С помощью повсеместного внедрения разнообразных технических нововведений для создания комфортной среды жители и местные власти добились устойчивого развития города и повышения инвестиционной привлекательности территорий.

В результате такой целенаправленной работы за последние 40 лет ситуация с созданием доступной среды в Финляндии кардинально поменялась. Теперь инвалиды принимают активное участие в общественной жизни.

Между тем, городская среда в России тоже становится комфортной для людей с ограниченными возможностями – и часто при использовании европейского опыта.

Российский опыт

Одним из лучших российских городов по созданию доступной среды стал Сочи. XI Паралимпийские зимние игры, которые прошли с 7 по 16 марта 2014 года в Сочи, оставили яркий след в истории Паралимпийского движения и даже после завершения продолжают способствовать интеграции людей с инвалидностью в полноценную насыщенную жизнь общества. Важное наследие игр – развитие безбарьерной среды и изменение отношения в России к людям с инвалидностью. Изменения произошли отнюдь не только в сфере спорта. По долгосрочной целевой программе «Доступная среда в городе Сочи» учреждения культуры обеспечены специальными устройствами для получения информации инвалидами по зрению и с нарушением слуха.


КОМПЕТЕНТНО

Симо Вехмас (Simo P. Vehmas), профессор университета Хельсинки по исследованию проблем инвалидности:

– Люди с ограниченными возможностями в одной лодке с другими меньшинствами. Если у нас есть слишком строгие требования «нормальности», тогда существует опасность организовать общество таким образом, что оно будет только для так называемых «нормальных людей». Поэтому важно, что общество осознает, уважает и принимает непохожесть других. И не нужно пытаться всех впихнуть в какие-то роли. Это нормально – быть не совсем таким, как все.


Поддержаны спортивные учреждения города Сочи по адаптивной подготовке инвалидов – приобретен специализированный инвентарь и оборудование. Выполнены работы по обеспечению доступности пешеходных путей движения для маломобильных групп населения. Сегодня все городские образовательные учреждения, входящие в зону международного гостеприимства, соответствуют требованиям нормативных документов по обеспечению доступности для маломобильных групп граждан.

Разработана и действует электронная карта «Сочи без барьеров», на которую нанесены социально значимые объекты инфраструктуры города, с обозначением уровня доступности объекта для маломобильных групп населения, описанием и фотоснимками.

Тюменский опыт

В Тюмени многое делается для того, чтобы областная столица стала комфортной для всех. Как рассказала председатель Тюменской областной организации Всероссийского общества слепых Галина Тунгусова, после подписания Конвенции о правах инвалидов люди с ограниченными возможностями видят реальные дела в формировании доступной среды в регионе.

Областные и городские власти идут навстречу и делают доступными для инвалидов по зрению общественный транспорт и городскую инфраструктуру. Становятся доступными для всех категорий населения и социально значимые здания.

– В 2014 году в районе компактного проживания слабовидящих людей на улицах Мельничной, Котовского, Холодильной и 50 лет Октября реализован проект «Доступный город», – рассказала Галина Тунгусова. – В нем участвует 15 социально значимых учреждений – аптеки, магазины, библиотека, театр, поликлиника.

44 тотально слепых инвалида по зрению получили устройства, которые синхронизируются с устройствами, установленными на этих учреждениях. Кроме того, к системе подключен автобус, следующий по первому маршруту. Когда инвалид по зрению подходит к учреждению, за 10-15 метров до него он слышит сигнал и получает полную информацию от названия до часов работы. Такой же сигнал и сведения о маршруте слышит обладатель устройства перед тем, как к остановке подъезжает автобус.

Совместно с департаментом транспорта успешно идет работа по установке специальных звуковых светофоров. Продумывают участники и схемы размещения тактильных наземных указателей. Такие дорожки необходимы для безопасного движения инвалидов по зрению. Например, обсуждается вопрос создания непрерывных путей движения в районе компактного проживания.

От редакции

Приглашаем читателей к разговору о том, как сделать Тюмень городом, комфортным для всех. Как сделать областной центр еще более удобным для проживания, еще более безопасным и красивым? Приглашаем экспертов к обсуждению поставленных вопросов. Призываем молодых и пожилых людей поделиться мнениями по поводу поставленных проблем. Размышления и предложения отправляйте на адрес tyumentoday@mail.ru с пометкой «Доступная среда».

Финляндия, одна из близких по климату для России стран, отличается серьезным прогрессом в области создания комфортной устойчивой городской среды. В основе целого ряда удачных проектов лежит эффективное сотрудничество архитекторов, строителей, органов власти и местных сообществ. Важную роль во взаимодействии играет применение новейших строительных материалов и инженерных систем.

Финский опыт

Власти Хельсинки, разрабатывая концепцию развития каждого района, приглашают к обсуждению проектов местных жителей. Важная задача – учесть мнения представителей разных социальных групп и разного возраста и найти устраивающие всех градостроительные решения. Особое внимание уделяется экологии – обсуждаются вопросы сбора и утилизации твердо-бытовых отходов, городского озеленения и ландшафтного дизайна.

В обсуждениях при проектировании городских территорий обязательно участвуют и дизайнеры: все в городе должно быть красиво. Но главное требование – согласно закону любой дом или любое публичное место должно быть доступным для людей с ограниченными возможностями.

Еще один из важных факторов, который имеют в виду рабочие группы во время обсуждения – функциональность городской среды, учитывающая постоянную нехватку времени у современных городских жителей. Так, при проектировании и строительстве района Хельсинки Арабиянранта были продуманы организация комфортной среды, транспортное планирование и даже ландшафтный дизайн.

В итоге городская инфраструктура стала абсолютно комфортной и доступной для всех, включая инвалидов. В городе часто организуются субботники, вечеринки и коллективные обсуждения для всех желающих. Главной целью таких собраний является объединение и воспитание коллективной ответственности людей. По инициативе жителей столичные власти разрабатывают и реализуют многие пилотные проекты с использованием инновационных технологий при инженерном обслуживании, содержании и технической эксплуатации объектов городской среды.

Например, во дворах устанавливаются «умные» контейнеры для мусора, которые имеют датчики, при заполнении сообщающие, что контейнеры необходимо заменить. Они передают в службу информацию и о необходимости ремонта. Причем, она находится в открытом доступе и может быть изучена и проверена любым инженером.

Для уменьшения количества пищевого мусора разработана программа сокращения пищевых отходов.

В столице Финляндии разработаны и действуют разнообразные программы социальной поддержки. Например, по программе «Хорошие соседи» поощряют жителей, оказывающих помощь другим. По программе безопасности детей установлены и передают информацию камеры видеонаблюдения за детскими площадками. Лифты снабжены датчиками, контролирующими состояние техники, и передают информацию в Интернет.

Кроме этого, есть кнопки вызова четырех операторов. Наличие в каждом лифте таких датчиков и связи с Интернетом – показатель безопасности для жителей Хельсинки. Современные технологии используются и при охране автомобилей. На парковках установлены датчики контроля за дистанцией, которые помогают легко ставить машины на свободные места. С помощью повсеместного внедрения разнообразных технических нововведений для создания комфортной среды жители и местные власти добились устойчивого развития города и повышения инвестиционной привлекательности территорий.

В результате такой целенаправленной работы за последние 40 лет ситуация с созданием доступной среды в Финляндии кардинально поменялась. Теперь инвалиды принимают активное участие в общественной жизни.

Между тем, городская среда в России тоже становится комфортной для людей с ограниченными возможностями – и часто при использовании европейского опыта.

Российский опыт

Одним из лучших российских городов по созданию доступной среды стал Сочи. XI Паралимпийские зимние игры, которые прошли с 7 по 16 марта 2014 года в Сочи, оставили яркий след в истории Паралимпийского движения и даже после завершения продолжают способствовать интеграции людей с инвалидностью в полноценную насыщенную жизнь общества. Важное наследие игр – развитие безбарьерной среды и изменение отношения в России к людям с инвалидностью. Изменения произошли отнюдь не только в сфере спорта. По долгосрочной целевой программе «Доступная среда в городе Сочи» учреждения культуры обеспечены специальными устройствами для получения информации инвалидами по зрению и с нарушением слуха.


КОМПЕТЕНТНО

Симо Вехмас (Simo P. Vehmas), профессор университета Хельсинки по исследованию проблем инвалидности:

– Люди с ограниченными возможностями в одной лодке с другими меньшинствами. Если у нас есть слишком строгие требования «нормальности», тогда существует опасность организовать общество таким образом, что оно будет только для так называемых «нормальных людей». Поэтому важно, что общество осознает, уважает и принимает непохожесть других. И не нужно пытаться всех впихнуть в какие-то роли. Это нормально – быть не совсем таким, как все.


Поддержаны спортивные учреждения города Сочи по адаптивной подготовке инвалидов – приобретен специализированный инвентарь и оборудование. Выполнены работы по обеспечению доступности пешеходных путей движения для маломобильных групп населения. Сегодня все городские образовательные учреждения, входящие в зону международного гостеприимства, соответствуют требованиям нормативных документов по обеспечению доступности для маломобильных групп граждан.

Разработана и действует электронная карта «Сочи без барьеров», на которую нанесены социально значимые объекты инфраструктуры города, с обозначением уровня доступности объекта для маломобильных групп населения, описанием и фотоснимками.

Тюменский опыт

В Тюмени многое делается для того, чтобы областная столица стала комфортной для всех. Как рассказала председатель Тюменской областной организации Всероссийского общества слепых Галина Тунгусова, после подписания Конвенции о правах инвалидов люди с ограниченными возможностями видят реальные дела в формировании доступной среды в регионе.

Областные и городские власти идут навстречу и делают доступными для инвалидов по зрению общественный транспорт и городскую инфраструктуру. Становятся доступными для всех категорий населения и социально значимые здания.

– В 2014 году в районе компактного проживания слабовидящих людей на улицах Мельничной, Котовского, Холодильной и 50 лет Октября реализован проект «Доступный город», – рассказала Галина Тунгусова. – В нем участвует 15 социально значимых учреждений – аптеки, магазины, библиотека, театр, поликлиника.

44 тотально слепых инвалида по зрению получили устройства, которые синхронизируются с устройствами, установленными на этих учреждениях. Кроме того, к системе подключен автобус, следующий по первому маршруту. Когда инвалид по зрению подходит к учреждению, за 10-15 метров до него он слышит сигнал и получает полную информацию от названия до часов работы. Такой же сигнал и сведения о маршруте слышит обладатель устройства перед тем, как к остановке подъезжает автобус.

Совместно с департаментом транспорта успешно идет работа по установке специальных звуковых светофоров. Продумывают участники и схемы размещения тактильных наземных указателей. Такие дорожки необходимы для безопасного движения инвалидов по зрению. Например, обсуждается вопрос создания непрерывных путей движения в районе компактного проживания.

От редакции

Приглашаем читателей к разговору о том, как сделать Тюмень городом, комфортным для всех. Как сделать областной центр еще более удобным для проживания, еще более безопасным и красивым? Приглашаем экспертов к обсуждению поставленных вопросов. Призываем молодых и пожилых людей поделиться мнениями по поводу поставленных проблем. Размышления и предложения отправляйте на адрес tyumentoday@mail.ru с пометкой «Доступная среда».



Следователи задержали 45-летнего тюменца, который дважды пырнул ножом в грудь родственника

29 марта

В Тюменской области детский сад выплатит компенсацию за черепно-мозговую травму 6-летней девочки

29 марта