×
В социальных сетях
В печатной версии

Уж небо обещанием дышало…

Главный источник вдохновения для художника Александра Павлова – мир вокруг
Художник Александр Павлов в своей мастерской || Фото Юрия КОМОЛОВА

В начале марта телефон «спиликал» смс-кой: «Привез из деревни весну и настроение!». Раз так, скорей в городскую мастерскую Александра Павлова, который для меня – не просто заслуженный художник России, а единомышленник во всем, что касается творчества. Его интересно слушать, а то, что говорит, над чем размышляет, тут же вызывает похожую по силе эмоциональную волну. Все доступно и понятно. Все созвучно. А его «рабочий кабинет» в свердловской деревеньке Васенино – и впрямь «дом солнца», ведь именно там наш герой пишет удивительные картины, которые «вскормлены» самой природой. 

Встреча у мольберта

За несколько минувших лет Павлов сделал чудесные выставки в Будапеште (причем дважды), Праге, Вене, Лиссабоне, Мадриде, Риме, Париже… В ноябре прошлого года 40 проверенных временем и зрителем картин, 40 завершенных и состоявшихся «историй» увидели и оценили гости музыкального фестиваля Дениса Мацуева, в рамках которого художник провел традиционную персональную выставку в Тюменской филармонии. Для самого Александра Николаевича именно это событие стало серьезным испытанием и большим праздником одновременно – это и экспозиция, и рождение Тюменского симфонического оркестра. 

– Сотрудничество с Денисом Мацуевым – не для галочки. Это многолетний проект, объединяющий музыку и живопись. Судьба свела нас вместе в одно время и в одном пространстве – и сейчас продолжаем работать, обсуждать, что будет через год, через два… Законы искусства где-то одинаковы, поэтому тем, кто приходит в филармонию на концерты во время фестиваля, так понятны простые лирические пейзажи и натюрморты – у тюменцев они вызывают огромный эмоциональный всплеск, питают новой энергией, – поделился мнением мастер.

Картина «Июньский полдень» || Художник Александр ПАВЛОВ

Сейчас, спустя почти четыре месяца после большой выставки в филармонии, Павлов полон идей, сил, настроения. Какие-то давние картины переносит ближе к свету, а какие-то, недавно рожденные, убирает подальше – чтобы всерьез заскучать по ним. Пишет, как сам отмечает, более активно и осознанно, анализирует уже готовое. Вердикт таков: 2015-й был удачным в появлении новых работ. Того же хочется от года текущего. 

«В таежных урманах» с насыщенным серебром и мощью зимнего леса, «Ожидание» с предчувствием скорой встречи с чем-то понятным, с кем-то родным, «Ратное поле», на котором ельник в тумане как богатырская дружина, а в предвечернем небе «творится» военное действие, «Туман. Вечный сон» – просто любимая работа, потому что туман – загадка и тайна в мире живых, «Теплая весна»… Это все из последнего, когда «из ничего пытался сделать нечто» – цитирую дословно. Нечто получилось! Все, что я вижу, – словно из моего детсадовского и школьного времени, из бердюжских и армизонских мест. «Раньше, в детстве, было ощущение, что весь мир – наш. Дышалось по-другому», – вторит Александр Николаевич. 

Экскурсия от мастера

Как делал не раз, Павлов подробно рассказывает о нескольких работах, вспоминает истории, связанные с их предчувствованием и рождением. 

«Дом солнца». Это зимний ельник. Ветви тяжелые, как будто набухли от прежней сырости. Позади – словно свет от затухающего костра двенадцати месяцев из сказки. 

– Думал, как же написать его. А когда после выпавшего снега вновь вернулся на это место, каждое дерево оказалось словно прорисованным. И мощь появилась, и ажур! Нужно было просто понять, как собрать все в холст, уловить пограничное состояние между днем и ночью, когда уходит тепло и приходит холод.

Размер холста художник выбрал солидный! Чтоб показать красоту приближающихся сумерек во всей красе, позволить зрителям рассмотреть все детали. 

«Весна-красна». Это ощущение приближающейся Пасхи, с игрой синего и красного на подтаивающем снегу, с отблеском лучей на маковках храма, с ощущением пронзительного совершенства. 

– Раньше я больше писал лето и осень. Но в начале двухтысячных по-настоящему открыл весну, познакомился с просыпающимся сибирским лесом. Друзья охотились, а я гулял, впитывал, делал наброски… Рядом с Васенино у оврага протекает речка. Она питается родниками. Зимой промерзает до дна, но родники не засыпают – вода сочится под промороженной глыбой и где-то даже выплескивается на ее поверхность. В сильные морозы все это еще больше замерзает и получается идеальный каток, который облюбовали мои внуки. Это как раз то место, где рождалась картина.

Есть весны теплые, но серые. У Павлова весна яркая, когда в мощную «команду» объединились красный, синий, белый, золотой цвета. Все бурлит, шумит, трепещет, дает тени на снегу и возвращает в небо ультрафиолетовое настроение. Это настолько мощный холст, что перехватывает дыхание и вместо тирады слов одно только «Вот это да-а-а-а».

«Июньский полдень» – единство леса, луга, полевых цветов. 

– Здесь нет никакой интриги, красивых деревьев, реки с отражениями. Цветы – и не цветы, а почти сорняки – тысячелистник, клевер… Где деталь, за которую зацепиться? Но глазам – хорошо. От этюда потихоньку продвигаюсь в сторону большого холста. Наполняется плоскость, появляется впечатление. 

Этот пейзаж многим покажется знакомым – потому что детство, проведенное в деревне и его окрестностях, у всех советских детей было примерно одинаковым. Летом – непременно в лес за клубникой, костяникой, шиповником, боярышником, вишней и скромным, но ароматным букетиком из неприхотливой растительности. 

...Как уже сказала, Александр Павлов полон творческого порыва. Думает продолжать направление, заданное картиной «Весна-красна», будет завершать несколько летних пейзажей. Готовит холсты. Наконец дошел до оформления этюдов, которые мне кажутся еще более выразительными, чем большие работы. Хочет, чтобы все, к чему прикасалась кисть, не было случайным. Проверяется это на выставках, куда приходит отзывчивый и внимательный зритель. Пусть таких встреч в судьбе мастера будет больше.

Читайте больше: 

Тюменскую киноленту представят на фестивале в Челябинске

Французские документалисты работают в Тобольске

Первые весенние бабочки появились в Тюмени

1535Просмотров

досье

Александр ПАВЛОВ,

заслуженный художник России

■ Родился 9 мая 1951 года в селе Дмитриевское Ивановской области.

■ С 1966 по 1970 год учился в Ивановском художественном училище – у педагога Калашникова, ученика художника Осмеркина.

■ С 1974 по 1977 год в качестве вольнослушателя искусству рисунка и живописи учился в Академии художеств Ленинграда у ведущих мастеров-педагогов Непринцева, Орешникова, Серебрянного, Зайцева.

■ В 1977 году принят в молодежное объединение Союза художников СССР.

■ В Тюмени живет с 1977 года. Работал в Тюменском отделении Художественного фонда РСФСР. Как живописец совершенствовался в Домах творчества Союза художников СССР, творческих командировках по стране.

■ Окончил художественно-графический факультет Нижнетагильского пединститута.

■ В 1990 году вступил в Союз художников СССР.

■ В 1997 году в Москве вышел подарочный календарь «Цветы России» с репродукциями работ художника – его признали лучшим изданием года.

■ В 2001-2004 годах выставки Павлова с успехом прошли в Тюменском музее изобразительных искусств, в музее изобразительных искусств города Когалыма, в Сургутской художественной галерее.

■ В 2003 году в рамках празднования 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга в одном из исторических залов Васильевского острова работала выставка тюменского мастера.

■ В 2006 году с большим успехом выставка Павлова прошла в залах Государственного Русского музея. Шесть картин тюменца приобрели в фонды Русского музея.

■ В 2007-2015 годах художник показал свои работы в лучших музеях России и нескольких столицах Европы.

■ Является последовательным продолжателем классической русской школы живописи.

Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
По городу разгуливала афишная тумба.
Литературное объединение «Вдохновение» действует в Казанском районе много лет. Справедливости ради надо сказать, что иногда его деятельность на время замирала, потом возрождалась с новой силой.
В четверг, 20 сентября, в 12.00 в прямом эфире передачи «Литературные четверги» гостем студии будет руководитель литературного объединения Казанского района Галина Абронина.
В режиме нон-стоп на открытии прошли спектакли «Птицы», «Ревизор» и «Симфония неспокойной ночи», акустический фестиваль, лаунж-зона с электронной музыкой, выставка современных художников «Отлично» в фойе театра.
В Ишиме состоялся благотворительный концерт в фонд помощи Егора Бабыкина «Город добрых надежд».
В прямом эфире «Тюменской области творчества» 20 сентября в 15.00 – основатель нового стиля в живописи.

досье

Александр ПАВЛОВ,

заслуженный художник России

■ Родился 9 мая 1951 года в селе Дмитриевское Ивановской области.

■ С 1966 по 1970 год учился в Ивановском художественном училище – у педагога Калашникова, ученика художника Осмеркина.

■ С 1974 по 1977 год в качестве вольнослушателя искусству рисунка и живописи учился в Академии художеств Ленинграда у ведущих мастеров-педагогов Непринцева, Орешникова, Серебрянного, Зайцева.

■ В 1977 году принят в молодежное объединение Союза художников СССР.

■ В Тюмени живет с 1977 года. Работал в Тюменском отделении Художественного фонда РСФСР. Как живописец совершенствовался в Домах творчества Союза художников СССР, творческих командировках по стране.

■ Окончил художественно-графический факультет Нижнетагильского пединститута.

■ В 1990 году вступил в Союз художников СССР.

■ В 1997 году в Москве вышел подарочный календарь «Цветы России» с репродукциями работ художника – его признали лучшим изданием года.

■ В 2001-2004 годах выставки Павлова с успехом прошли в Тюменском музее изобразительных искусств, в музее изобразительных искусств города Когалыма, в Сургутской художественной галерее.

■ В 2003 году в рамках празднования 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга в одном из исторических залов Васильевского острова работала выставка тюменского мастера.

■ В 2006 году с большим успехом выставка Павлова прошла в залах Государственного Русского музея. Шесть картин тюменца приобрели в фонды Русского музея.

■ В 2007-2015 годах художник показал свои работы в лучших музеях России и нескольких столицах Европы.

■ Является последовательным продолжателем классической русской школы живописи.

Опрос
Что я больше всего любил (а) в детском садике?
Сончас
Прогулки, физкультуру и зарядку на площадке
Детсадовскую еду
Дополнительные кружки
Утренники
Работу на садичном огороде
Популярные статьи