Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Тюменский корреспондент Русского географического общества

Тюменским историкам и всем, кто считает себя краеведом, хорошо известно имя Николая Абрамова, активно сотрудничавшего с Русским географическим обществом и даже удостоенного за эту деятельность золотой медали общества.

Слушать новость
Тюменский корреспондент Русского географического общества. Тюменским историкам и всем, кто считает себя краеведом, хорошо известно имя Николая Абрамова, активно сотрудничавшего с Русским географическим обществом и даже удостоенного за эту деятельность золотой медали общества..

Но имелся еще один историк-любитель в Тюмени, чьи труды благосклонно были приняты в Русском географическом обществе. Его имя неизвестно не только тюменцам, но и большинству профессиональных историков. Во время своих исторических изысканий мне посчастливилось в архиве Русского географического общества встретить рукопись с многообещающим названием: «Исторический очерк Сибирской истории. В отношении основания города Тюмени с его подчиненными окрестностями».


Автор подписался очень скромно – Федор Васильевич Бузолин, гражданин города Тюмени. Дата рукописи – 19 февраля 1852 г., позволяет предположить, что в своих записках он руководствовался не только архивными источниками и опубликованными материалами, но и устными преданиями. Как раз в это время (с 24 февраля 1851 г. по апрель 1853 г.) в Тюмени служил смотрителем Тюменского уездного училища Николай Абрамов, и два любителя отечественной истории, скорее всего, были знакомы. Известно также, что Абрамов начал сотрудничать с Русским географическим обществом с 1846 г. Учитывая известность Абрамова, вполне возможно, что он и дал благословение на труды Бузолина.


В основном материал Бузолина не содержит новой информации для современного читателя, но интересен взгляд нашего коллеги на историю Тюмени из середины XIX века: « Вступление . Не говоря о всех последствиях, которые храброго завоевателя Сибири Ермака Тимофеевича поставили наряду великих героев, и не распространяясь о тех причинах, которые из простого казака – облекшего себя преступлением против Отечества, подвигнули его к предприятиям: жертвовать собою или оправдать перед Российским престолом своего гения, столь долго хранящегося между превратностей его жизни. Это дело писателей пространной Сибирской истории. Мне принадлежит один родной мой город Тюмень, и я из любви к нему, как колыбели моего детства, скажу, что основание его лежит частью на том месте, где была древняя столица Ханов Чинги-Тура, и ныне называется Царевым Городищем.

Начальное основание города Тюмени . Несчастная смерть Ермака значительно потрясла места подвигов его. Сибирь оставалась сиротою с потерею сего отважного воина и, кажется, готова была подпасть первобытному своему состоянию; но с успехом принятых начал российских завоеваний в стране, дотоле неведомой и отделенной неизменным хребтом Уральских гор, не довлел характеру русских оставаться навсегда потерянным. Новые военные экспедиции из стрельцов и казаков под предводительством двух воевод: Василия Сукина и Ивана Мяснова с письменным головой Чулковым поспешили в пределы Сибири, и оставляя цель завоевания главного города Искера 29-го июля 1586 года, остановились при реке Туре близ прежней столицы Чингис-Туры, где, оградившись по течению рек земляным валом, построили острог, вверх к устью впадающей в Туру речки Тюменки заложили деревянный городок о четырех стенах, который с утверждением Российской державы, населяясь более и более, наконец, составился многолюдным и первым в Сибири военным городом...

...Развитие торговли и население бухарцев. Желание оставить в прочной подчиненности новопокоренных подданных и усилить торговую промышленность между пришедшими поселиться россиянами с иностранными народами в 1596 году последовал Высочайший Указ: чтобы с приходимых караванов с татарами не брать никакой пошлины и торговым при них людям оказывать приличное уважение и поощрительную благодарность на будущее их гостевое прибытие. Следствие этой милостивой приветливости было таково: что из племени бухарцев 77 мужского пола душ с женами своими добровольно остались в пределах Сибири и основали поблизости к городу Тюмени на приобретенных ими через покупку у крестьян землях особые юрты под названием Ново-Шабалиных, Ембаевских и Тураевских. Образ жизни этих вольных пришельцев, трудолюбие их и оборотливость в торговых делах всегда должны заслуживать примерную признательность. Многие из них составили себе значительные капиталы и сохранили оные до настоящего времени между потомства своего, дошедшего со времени поселения до 1 300 мужского пола душ».

Интересным является свидетельство Бузолина о последствиях страшного пожара 1697 г.: «...Спасшиеся жители, лишившиеся всего своего достояния, долго скитались без всякого приюта и имели с семействами своими единственное убежище в построенных наскоро за чертою города земляных и других бедных хижинах.


Причины основания из среды городских жителей разных особых деревень.

Положение, с давних времен основанное, производить в городах постройку домов с отличием от сельских, потерпевшим от пожара разорение жителей г. Тюмени не дозволило всем строиться во внутренней черте; в особенности ямщики, быв ограниченнее прочих своим состоянием, немногие остались на прежних местах по заречью Тюменки, но большая часть из них заселилась на станциях по тракту к г. Тобольску, а три семейства: Плеханова, Марилово и Утяшево, построились в окрестностях Тюмени в недальних между собою расстояниях на пашнях.


Это случайное выбытие семейств, наконец, сделалось прочною оседлостью и из трех фамилий их впоследствии составились многолюдные деревни, и ныне существующие налицо под теми же названиями, какие имели первые оных основатели. Подобно сему: из одного или из двух семейств составленному селению принадлежит подгородная слобода Решетникова. Старожилы оной рассказывают, что предки их были родные, два брата, бежавшие из владений Строганова, собственно от неимения на платеж, сбора денег по одному алтыну с души, и что они каждый имели у себя во осьми сынов и пришли к городу Тюмени поселиться, прежде, нежели кто-либо был из российских переходцев, кроме военных людей. А ныне слобода Решетникова только от двух братьев составила народность более 100 душ мужского пола, не включая в это число перешедших из племени их в Тюменское купечество около 10 душ, семейства имеют постоянную промышленность от кожевенных заводов и других работ, приличных мещанскому званию».

Ценным представляется свидетельство Бузолина (судя по всему – очевидца) о посещении Тюмени наследником цесаревичем Александром ( в последующем – Александром II) 31 мая 1837 г.: «... Внезапный звон колоколов во всех городских церквях, наконец, возвестил народу Высочайшее прибытие. Все встрепенулись. Одушевление и радостный восторг овладели чувствами подданных, смешанные крики заглушали всю природу и представляли невыразимую картину мятущейся волны! Русские приветствовали Его Высочество торжественным Ура! А татары и бухарцы, скидывая с себя тюбетейки (аракчины) и бросая их на землю, кричали: Алла! Алла!»

Так кем же был этот забытый нами тюменский историк? С помощью работников областного архива Елены Барышевой и Натальи Галян удалось выяснить, что Федор Бузолин перешел в мещанское сословие из крестьян. В бытность его писарем в Созоновской волости «за неправильное засвидетельствование приговора о найме рекрута» по решению губернского суда в 1827 г. был наказан батогами 20 ударами. В декабре 1873 г. он уже возвращается в Тюмень из ссылки из Восточной Сибири, но при этом является пожизненным членом Императорского общества восстановления христианства на Кавказе (имеет право ношения серебряного креста Святой Нины) и действительным членом Миссионерского Православного общества. Непростая биография.

При всем обилии уже изданной краеведческой литературы краткая информация от Василия Бузолина внимательному читателю дает немалую пищу для размышления, а современным краеведам – новые направления исследований.

Александр ВЫЧУГЖАНИН, член совета Тюменского регионального отделения РИО

Читайте больше:

Банкнота «Уральской республики»

Тюменско-тобольские ямы

Первая мировая в судьбах сибиряков. Преданная победа

Но имелся еще один историк-любитель в Тюмени, чьи труды благосклонно были приняты в Русском географическом обществе. Его имя неизвестно не только тюменцам, но и большинству профессиональных историков. Во время своих исторических изысканий мне посчастливилось в архиве Русского географического общества встретить рукопись с многообещающим названием: «Исторический очерк Сибирской истории. В отношении основания города Тюмени с его подчиненными окрестностями».


Автор подписался очень скромно – Федор Васильевич Бузолин, гражданин города Тюмени. Дата рукописи – 19 февраля 1852 г., позволяет предположить, что в своих записках он руководствовался не только архивными источниками и опубликованными материалами, но и устными преданиями. Как раз в это время (с 24 февраля 1851 г. по апрель 1853 г.) в Тюмени служил смотрителем Тюменского уездного училища Николай Абрамов, и два любителя отечественной истории, скорее всего, были знакомы. Известно также, что Абрамов начал сотрудничать с Русским географическим обществом с 1846 г. Учитывая известность Абрамова, вполне возможно, что он и дал благословение на труды Бузолина.


В основном материал Бузолина не содержит новой информации для современного читателя, но интересен взгляд нашего коллеги на историю Тюмени из середины XIX века: « Вступление . Не говоря о всех последствиях, которые храброго завоевателя Сибири Ермака Тимофеевича поставили наряду великих героев, и не распространяясь о тех причинах, которые из простого казака – облекшего себя преступлением против Отечества, подвигнули его к предприятиям: жертвовать собою или оправдать перед Российским престолом своего гения, столь долго хранящегося между превратностей его жизни. Это дело писателей пространной Сибирской истории. Мне принадлежит один родной мой город Тюмень, и я из любви к нему, как колыбели моего детства, скажу, что основание его лежит частью на том месте, где была древняя столица Ханов Чинги-Тура, и ныне называется Царевым Городищем.

Начальное основание города Тюмени . Несчастная смерть Ермака значительно потрясла места подвигов его. Сибирь оставалась сиротою с потерею сего отважного воина и, кажется, готова была подпасть первобытному своему состоянию; но с успехом принятых начал российских завоеваний в стране, дотоле неведомой и отделенной неизменным хребтом Уральских гор, не довлел характеру русских оставаться навсегда потерянным. Новые военные экспедиции из стрельцов и казаков под предводительством двух воевод: Василия Сукина и Ивана Мяснова с письменным головой Чулковым поспешили в пределы Сибири, и оставляя цель завоевания главного города Искера 29-го июля 1586 года, остановились при реке Туре близ прежней столицы Чингис-Туры, где, оградившись по течению рек земляным валом, построили острог, вверх к устью впадающей в Туру речки Тюменки заложили деревянный городок о четырех стенах, который с утверждением Российской державы, населяясь более и более, наконец, составился многолюдным и первым в Сибири военным городом...

...Развитие торговли и население бухарцев. Желание оставить в прочной подчиненности новопокоренных подданных и усилить торговую промышленность между пришедшими поселиться россиянами с иностранными народами в 1596 году последовал Высочайший Указ: чтобы с приходимых караванов с татарами не брать никакой пошлины и торговым при них людям оказывать приличное уважение и поощрительную благодарность на будущее их гостевое прибытие. Следствие этой милостивой приветливости было таково: что из племени бухарцев 77 мужского пола душ с женами своими добровольно остались в пределах Сибири и основали поблизости к городу Тюмени на приобретенных ими через покупку у крестьян землях особые юрты под названием Ново-Шабалиных, Ембаевских и Тураевских. Образ жизни этих вольных пришельцев, трудолюбие их и оборотливость в торговых делах всегда должны заслуживать примерную признательность. Многие из них составили себе значительные капиталы и сохранили оные до настоящего времени между потомства своего, дошедшего со времени поселения до 1 300 мужского пола душ».

Интересным является свидетельство Бузолина о последствиях страшного пожара 1697 г.: «...Спасшиеся жители, лишившиеся всего своего достояния, долго скитались без всякого приюта и имели с семействами своими единственное убежище в построенных наскоро за чертою города земляных и других бедных хижинах.


Причины основания из среды городских жителей разных особых деревень.

Положение, с давних времен основанное, производить в городах постройку домов с отличием от сельских, потерпевшим от пожара разорение жителей г. Тюмени не дозволило всем строиться во внутренней черте; в особенности ямщики, быв ограниченнее прочих своим состоянием, немногие остались на прежних местах по заречью Тюменки, но большая часть из них заселилась на станциях по тракту к г. Тобольску, а три семейства: Плеханова, Марилово и Утяшево, построились в окрестностях Тюмени в недальних между собою расстояниях на пашнях.


Это случайное выбытие семейств, наконец, сделалось прочною оседлостью и из трех фамилий их впоследствии составились многолюдные деревни, и ныне существующие налицо под теми же названиями, какие имели первые оных основатели. Подобно сему: из одного или из двух семейств составленному селению принадлежит подгородная слобода Решетникова. Старожилы оной рассказывают, что предки их были родные, два брата, бежавшие из владений Строганова, собственно от неимения на платеж, сбора денег по одному алтыну с души, и что они каждый имели у себя во осьми сынов и пришли к городу Тюмени поселиться, прежде, нежели кто-либо был из российских переходцев, кроме военных людей. А ныне слобода Решетникова только от двух братьев составила народность более 100 душ мужского пола, не включая в это число перешедших из племени их в Тюменское купечество около 10 душ, семейства имеют постоянную промышленность от кожевенных заводов и других работ, приличных мещанскому званию».

Ценным представляется свидетельство Бузолина (судя по всему – очевидца) о посещении Тюмени наследником цесаревичем Александром ( в последующем – Александром II) 31 мая 1837 г.: «... Внезапный звон колоколов во всех городских церквях, наконец, возвестил народу Высочайшее прибытие. Все встрепенулись. Одушевление и радостный восторг овладели чувствами подданных, смешанные крики заглушали всю природу и представляли невыразимую картину мятущейся волны! Русские приветствовали Его Высочество торжественным Ура! А татары и бухарцы, скидывая с себя тюбетейки (аракчины) и бросая их на землю, кричали: Алла! Алла!»

Так кем же был этот забытый нами тюменский историк? С помощью работников областного архива Елены Барышевой и Натальи Галян удалось выяснить, что Федор Бузолин перешел в мещанское сословие из крестьян. В бытность его писарем в Созоновской волости «за неправильное засвидетельствование приговора о найме рекрута» по решению губернского суда в 1827 г. был наказан батогами 20 ударами. В декабре 1873 г. он уже возвращается в Тюмень из ссылки из Восточной Сибири, но при этом является пожизненным членом Императорского общества восстановления христианства на Кавказе (имеет право ношения серебряного креста Святой Нины) и действительным членом Миссионерского Православного общества. Непростая биография.

При всем обилии уже изданной краеведческой литературы краткая информация от Василия Бузолина внимательному читателю дает немалую пищу для размышления, а современным краеведам – новые направления исследований.

Александр ВЫЧУГЖАНИН, член совета Тюменского регионального отделения РИО

Читайте больше:

Банкнота «Уральской республики»

Тюменско-тобольские ямы

Первая мировая в судьбах сибиряков. Преданная победа