Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Тюменско-тобольские ямы

Спешу успокоить отвечающих за состояние дорожного хозяйства в области – речь пойдет о других ямах. 

Слушать новость
Тюменско-тобольские ямы. Спешу успокоить отвечающих за состояние дорожного хозяйства в области – речь пойдет о других ямах. .

Издавна получившие права гражданства в русском языке слова «ям» и «ямщик» происходят от татарских слов «дзям» – дорога, и «ям-чи» – проводник. Ямская повинность существовала в России как государственная для сельского и городского населения. Благодаря этой повинности обеспечивались перевозки представителей власти и государственных грузов.

Первый тюменский промысел – ямской – был  и самым тяжелым.

Тюменский историк-любитель Василий Бузолин в 1852 году писал: «Со времени укрепления города Тюмени и основания в оном воеводской канцелярии встречающуюся потребность в перевозе тяжестей и посылаемых по делам службы чиновников исполняли татары; но по необходимости их  в этой повинности, а более потому, что умножением народонаселения и по отношениям возводимых вновь городов усилились и путевые сообщения. Они нашли себя не  в состоянии исполнять сего с успехом и просили у правительства облегчения. Вследствие чего в 1601 г. переведены российские ямщики и начально были водворены внутри городского управления, потом, найдя себя удаленными от данных им во владение хлебопахотных полей и сенных покосов, они  в 1605 г. выселились за речку Тюменку и основали особую Ямскую Слободу».

Современный историк, работник областного архива Елена Барышева существенно дополняет эту информацию. В слободе – первой в Сибири – поселилось 50 ямщиков. В любую погоду, по бездорожью исполняли они государеву повинность. Особенно тяжко было в те годы, когда случался падеж лошадей. Тяготы ямщицкой жизни отразились в фольклоре: «В распутицу ямщина сразу в пух разорит». Не менее тяжелым был  и быт. Поговорка «Бранится как ямщичка» (ямщичка – жена или дочь ямщика) красноречиво свидетельствует о грубости нравов в этой среде. В результате даже привыкшие с терпением переносить тяготы ямщики не выдерживали и, бросая дворы и пашни, бежали куда глаза глядят. Через 20 лет  в слободе осталось только 26 дворов.

В 1624 г. правительство вынуждено было возложить гоньбу на татар подгорной Ленской волости, но  и этой силы хватило ненадолго. В 1629 г. городской воевода сообщал в Москву, что татары обнищали и скоро разбегутся. В итоге штат ямщиков увеличили до 100 человек, повысили оклады, земли и дворы освободили от налогов. Эти нововведения ненадолго облегчили жизнь ямщиков. Почти через 100 лет – в 1709 г. – они отрядили из своей среды «бить челом» государю «об всяких ямских нуждах».

На карте Сибири начала XVIII в. встречаются забытые в настоящее время названия – Самаровский, Демьянский ямы. Все это – форпосты освоения Сибири, без которых мирное триумфальное шествие к Тихому океану было бы невозможно. В топонимике Тюмени от тех уже былинных времен сохранилось название – улица Ямская. Если случится такое чудо, что давно вынашиваемая идея городских властей о создании пешеходной зоны по улице Дзержинского будет реализована, то подвиги ямской службы Тюмени должны быть там непременно представлены.

Издавна получившие права гражданства в русском языке слова «ям» и «ямщик» происходят от татарских слов «дзям» – дорога, и «ям-чи» – проводник. Ямская повинность существовала в России как государственная для сельского и городского населения. Благодаря этой повинности обеспечивались перевозки представителей власти и государственных грузов.

Первый тюменский промысел – ямской – был  и самым тяжелым.

Тюменский историк-любитель Василий Бузолин в 1852 году писал: «Со времени укрепления города Тюмени и основания в оном воеводской канцелярии встречающуюся потребность в перевозе тяжестей и посылаемых по делам службы чиновников исполняли татары; но по необходимости их  в этой повинности, а более потому, что умножением народонаселения и по отношениям возводимых вновь городов усилились и путевые сообщения. Они нашли себя не  в состоянии исполнять сего с успехом и просили у правительства облегчения. Вследствие чего в 1601 г. переведены российские ямщики и начально были водворены внутри городского управления, потом, найдя себя удаленными от данных им во владение хлебопахотных полей и сенных покосов, они  в 1605 г. выселились за речку Тюменку и основали особую Ямскую Слободу».

Современный историк, работник областного архива Елена Барышева существенно дополняет эту информацию. В слободе – первой в Сибири – поселилось 50 ямщиков. В любую погоду, по бездорожью исполняли они государеву повинность. Особенно тяжко было в те годы, когда случался падеж лошадей. Тяготы ямщицкой жизни отразились в фольклоре: «В распутицу ямщина сразу в пух разорит». Не менее тяжелым был  и быт. Поговорка «Бранится как ямщичка» (ямщичка – жена или дочь ямщика) красноречиво свидетельствует о грубости нравов в этой среде. В результате даже привыкшие с терпением переносить тяготы ямщики не выдерживали и, бросая дворы и пашни, бежали куда глаза глядят. Через 20 лет  в слободе осталось только 26 дворов.

В 1624 г. правительство вынуждено было возложить гоньбу на татар подгорной Ленской волости, но  и этой силы хватило ненадолго. В 1629 г. городской воевода сообщал в Москву, что татары обнищали и скоро разбегутся. В итоге штат ямщиков увеличили до 100 человек, повысили оклады, земли и дворы освободили от налогов. Эти нововведения ненадолго облегчили жизнь ямщиков. Почти через 100 лет – в 1709 г. – они отрядили из своей среды «бить челом» государю «об всяких ямских нуждах».

На карте Сибири начала XVIII в. встречаются забытые в настоящее время названия – Самаровский, Демьянский ямы. Все это – форпосты освоения Сибири, без которых мирное триумфальное шествие к Тихому океану было бы невозможно. В топонимике Тюмени от тех уже былинных времен сохранилось название – улица Ямская. Если случится такое чудо, что давно вынашиваемая идея городских властей о создании пешеходной зоны по улице Дзержинского будет реализована, то подвиги ямской службы Тюмени должны быть там непременно представлены.