Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Спектакль «Волшебное кольцо» Тюменский театр кукол решил с помощью геометрии

Тюменские «куклы» первыми начали новогодний марафон: уже 15 декабря на премьеру «Волшебное кольцо» в большой зал коллектив театра пригласил аудиторию нежного возраста – детсадовцев. Хотя новинка адресована зрителям от 0+, уверена, свой дневной запас смеха на ней не без удовольствия потратят солидные тети и дяди, которые могли и не смотреть – за редким случаем – очень классный советский мультфильм Леонида Носырева. Мультик мультиком, сказка, по которой он создан, сказкой, а тюменский спектакль – «продукт» иного плана.

Культура, 14:25, 18 декабря 2015, Ирина НИКИТИНА
Слушать новость
Спектакль «Волшебное кольцо» Тюменский театр кукол решил с помощью геометрии. Тюменские «куклы» первыми начали новогодний марафон: уже 15 декабря на премьеру «Волшебное кольцо» в большой зал коллектив театра пригласил аудиторию нежного возраста – детсадовцев. Хотя новинка адресована зрителям от 0+, уверена, свой дневной запас смеха на ней не без удовольствия потратят солидные тети и дяди, которые могли и не смотреть – за редким случаем – очень классный советский мультфильм Леонида Носырева. Мультик мультиком, сказка, по которой он создан, сказкой, а тюменский спектакль – «продукт» иного плана..

Конечно, в который раз отрабатывать полюбившийся многим творческим людям материал и стараться не повторить предшественников – сложная задача. Но вновь и вновь мастера берутся за то, что уже тысячу раз ставили до них. С «Волшебным кольцом» как  с писаной торбой долгое время ходил главный «провокатор» театра кукол – художник Сергей Перепелкин. Если помните: что ему вздумается изобразить, непременно изобразит и всех коллег заразит. Обычно первым перед его натиском сдается главреж Сергей Грязнов.

Правда, в последнем случае товарищи спорили: с каким материалом работать – есть два варианта без авторства, есть сказка Шергина, а есть платоновское, где русская народная речь так  и искрит совсем не стеснительными оборотами. В итоге остановились на Борисе Шергине. Правда, Сергей Грязнов, написавший инсценировку, заменил оригинальную концовку: здесь Ваня возвращает кольцо Скарапее, дочери змеиного царя, и решает жить своим трудом и умом. «Я поставил так много спектаклей о любви русского народа к халяве, что именно тут решил сделать по-другому», – заметил Сергей Анатольевич.

Если еще об отличиях, то это перевод сюжета из лета в зиму – к Новогодью же представление, а потому, отдав за кошку Маху, собаку Жужу и змеика шапку, валенки и тулуп, Ивану приходится несладко – одно дело травушку-муравушку босыми пятками топтать, другое – по сугробам бегать. Но как говорит главный герой своим новообретенным питомцам: «Вы ж не мерзнете!» Символ заколдованного кольца, круга проходит через всю постановку: он  в декорациях, танцах в резиновых калошах, народных песнях… «Вроде все идет нормально, но тут опять всплывает кольцо, а за этим – и испытания, а ведь всего лишь нужно вовремя остановиться», – резюмирует Сергей Перепелкин. В свой вариант известной сказки сценограф добавил пласт 60-х годов, который точно подчеркивает мотороллер (в оригинале – «машина на керосине») – о такой технике в середине прошлого века мечтал каждый молодой человек.

В рождении премьеры активно поучаствовал ансамбль «ЯромилЪ» Русланы Лосевой, старшего преподавателя кафедры народного пения Тюменского института культуры. Два месяца она наставляла актеров-кукольников, как петь традиционную песню, бытовавшую в Тюменской области. «Вначале мы учили оригинальные тексты, но позже по просьбе режиссера их пришлось упростить – самоходовский и старожильческий язык непонятен для маленьких детей. А вот структуру и манеру исполнения постарались выдержать», – рассказала Руслана Витальевна. Но когда царь-анпиратор слушает музыку по радио, звуковики включают кусочек настоящей песни «Як сяк мне до вечера дожить», записанной в Викуловском районе во время фольклорной экспедиции.

Добрый, поучительный и, конечно, волшебный спектакль получился. Если дети хотят приключений, то им в Тюменский театр кукол. Сюда же  и взрослым, которые жадны до северного колорита и говора с его «котейкой», «пинжаком с карманаʹми» и «аменинами».

кстати

■ Не успел Тюменский театр кукол по-серьезному зайти в новогоднюю кампанию, как главный художник Сергей Перепелкин уже придумывает новый спектакль. А вот какой, пока секрет!

Конечно, в который раз отрабатывать полюбившийся многим творческим людям материал и стараться не повторить предшественников – сложная задача. Но вновь и вновь мастера берутся за то, что уже тысячу раз ставили до них. С «Волшебным кольцом» как  с писаной торбой долгое время ходил главный «провокатор» театра кукол – художник Сергей Перепелкин. Если помните: что ему вздумается изобразить, непременно изобразит и всех коллег заразит. Обычно первым перед его натиском сдается главреж Сергей Грязнов.

Правда, в последнем случае товарищи спорили: с каким материалом работать – есть два варианта без авторства, есть сказка Шергина, а есть платоновское, где русская народная речь так  и искрит совсем не стеснительными оборотами. В итоге остановились на Борисе Шергине. Правда, Сергей Грязнов, написавший инсценировку, заменил оригинальную концовку: здесь Ваня возвращает кольцо Скарапее, дочери змеиного царя, и решает жить своим трудом и умом. «Я поставил так много спектаклей о любви русского народа к халяве, что именно тут решил сделать по-другому», – заметил Сергей Анатольевич.

Если еще об отличиях, то это перевод сюжета из лета в зиму – к Новогодью же представление, а потому, отдав за кошку Маху, собаку Жужу и змеика шапку, валенки и тулуп, Ивану приходится несладко – одно дело травушку-муравушку босыми пятками топтать, другое – по сугробам бегать. Но как говорит главный герой своим новообретенным питомцам: «Вы ж не мерзнете!» Символ заколдованного кольца, круга проходит через всю постановку: он  в декорациях, танцах в резиновых калошах, народных песнях… «Вроде все идет нормально, но тут опять всплывает кольцо, а за этим – и испытания, а ведь всего лишь нужно вовремя остановиться», – резюмирует Сергей Перепелкин. В свой вариант известной сказки сценограф добавил пласт 60-х годов, который точно подчеркивает мотороллер (в оригинале – «машина на керосине») – о такой технике в середине прошлого века мечтал каждый молодой человек.

В рождении премьеры активно поучаствовал ансамбль «ЯромилЪ» Русланы Лосевой, старшего преподавателя кафедры народного пения Тюменского института культуры. Два месяца она наставляла актеров-кукольников, как петь традиционную песню, бытовавшую в Тюменской области. «Вначале мы учили оригинальные тексты, но позже по просьбе режиссера их пришлось упростить – самоходовский и старожильческий язык непонятен для маленьких детей. А вот структуру и манеру исполнения постарались выдержать», – рассказала Руслана Витальевна. Но когда царь-анпиратор слушает музыку по радио, звуковики включают кусочек настоящей песни «Як сяк мне до вечера дожить», записанной в Викуловском районе во время фольклорной экспедиции.

Добрый, поучительный и, конечно, волшебный спектакль получился. Если дети хотят приключений, то им в Тюменский театр кукол. Сюда же  и взрослым, которые жадны до северного колорита и говора с его «котейкой», «пинжаком с карманаʹми» и «аменинами».

кстати

■ Не успел Тюменский театр кукол по-серьезному зайти в новогоднюю кампанию, как главный художник Сергей Перепелкин уже придумывает новый спектакль. А вот какой, пока секрет!