Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

К 99-летию со дня смерти Григория Распутина: Распутины – Юсуповы – Сибирь

Российское дворянство складывалось из многих этносов. И европейских, и азиатских. Большое число русских дворянских родов восходит к выходцам из Казанского, Крымского, Сибирского ханств и Ногайской орды. Среди них знаменитые своими заслугами перед Отечеством и большой ролью в развитии русской культуры – князья Мещерские, Нарышкины, Тургеневы, Тимирязевы, графы Языковы, Ростопчины, Апраксины.

Культура, 17:00, 15 декабря 2015, Марина СМИРНОВА
Слушать новость
К 99-летию со дня смерти Григория Распутина: Распутины – Юсуповы – Сибирь. Российское дворянство складывалось из многих этносов. И европейских, и азиатских. Большое число русских дворянских родов восходит к выходцам из Казанского, Крымского, Сибирского ханств и Ногайской орды. Среди них знаменитые своими заслугами перед Отечеством и большой ролью в развитии русской культуры – князья Мещерские, Нарышкины, Тургеневы, Тимирязевы, графы Языковы, Ростопчины, Апраксины..

История древнего рода Юсуповых уходит корнями в средневековье и ведет родословную от пророка Мухаммеда.

Родоначальник рода Юсуповых Юсуф- Мурза – хан Ногайской орды. Он дружил с самим Иоанном Грозным. Одна из дочерей Юсуфа стала женой сибирского хана Кучума.

Так предки Юсуповых впервые появились в Сибири. Впоследствии и его внук Ак-Мурза тоже был женат уже на дочери Кучума. То есть с XVI века род Юсуповых тесно связан с Сибирью.

Скульптура

Портрет Феликса Юсупова,

работа Валентина Серова

Через какое-то время этот край станет местом ссылки для некоторых представителей рода Юсуповых. Так, княжна Прасковья Юсупова, дочь князя Григория Юсупова, сподвижника Пет-ра Первого, закончит свои дни  в Сибири не по своей воле. Она являлась одной из тех женщин новой Петровской Руси, которые еще помнили Петра Великого, но которым было суждено пережить после него тяжелое время петербургских дворцовых смут и интриг. Она имела несчастье вызвать неудовольствие самой императрицы Анны Иоанновны и была пострижена в монахини, а впоследствии сослана в Сибирь.

В донесении из Сибирской губернской канцелярии от 5 июня 1744 года на имя митрополита Тобольского Антония говорится, что везли ее через город Тюмень и прямо в поездке пытались отравить сулемой. По этому донесению провели следствие, в ходе которого выяснили, что  и сама княжна Прасковья Григорьевна, будучи насильственно пострижена в монахини и получившая имя Прокла, вела себя вызывающе. Настоятельница Долматова Введенского девичьего монастыря объявила, что «…содержащаяся у них под караулом монахиня Прокла в церковь божию не ходит, монашеского платья не носит, именем монашеским не зовется». Хотя, объективности ради, нужно отметить, что содержали ее неплохо.

Вот меню из отчета монастыря: «Осетрина, семга, стерлядь, муксун, мед, ягод всяких, сахар, орехи». Давались деньги на одежду и расходы. «Марта 22 дня отдано ей, монахине Прокле, на холст один рубль. Мая сего дня куплено на Николаевском торгу монты шелковые четыре аршина, дано денег – 44 копейки».

Взошедшая на престол Елизавета Петровна вернет из ссылки в Сибирь многих из тех, кто пострадал в правление Анны Иоанновны, но вот Прасковью Юсупову из Сибири так  и не вернули.

Одиозный персонаж российской истории Бирон (фаворит Анны Иоанновны, регент Российской империи) тоже связан и с Юсуповыми, и с Сибирью. Его сын Петр был женат на княжне Евдокии Юсуповой. Отца и сына сослали в Пелым, и только Петр Третий вернул их из ссылки.

Бюст Григория Распутина.

Скульптор С. Никитин. 1992

публикуется впервые

Родоначальник рода Распутиных Изосим – Федоров сын. По-явился он  в Сибири со своей семьей в 1653 году из деревни Палевицы, расположенной на реке Вычегде Яренского уезда (современная территория Республики Коми).

Один из сыновей Изосима, Насон, носил личное прозвище Роспута, от которого и образовалась фамилия. Откуда такое прозвище? Связано ли оно с родом занятий Насона – неизменно сопровождавших жизнь ямщиков распутий, местоположением его дома – распутьем, развилкой дорог или  с его коми-зырянскими корнями – судить трудно.

Оставим это на откуп языковедам. Подчеркнем только, что Распутин – фамилия, полученная Григорием Распутиным по рождению, а не присвоенная за определенный образ жизни. Его отец, дед, прадед – несколько поколений до его рождения, уже носили эту фамилию. А вот фамилию Вилкин, как утверждал автор известного советского бестселлера, Григорий Распутин никогда не носил. Как  и не были его предки выходцами с Волги. Хочется привести здесь цитату из описи вотчин тобольского архиерея: «…лутчие люди слободы Покровской Иван да Мирон Распутины, староста Василий Калганов, десятник Дмитрии Андронов…».

Таким образом, мы видим, что предки Григория Распутина еще за четыре поколения до его рождения числятся среди лучших людей слободы. Это ли не доказательство того, что фамилия Распутин не связана этимологически со словом развратник. Это фамилия вообще очень распространена в Сибири и Зауралье.

Эти же Иван да Мирон Распутины, упоминаемые в описи, в 1767 году вышли с ходатайством через старосту Гаврилу Колесникова на митрополита Тобольского и Сибирского Павла с просьбой дать благословение на постройку новой двупрестольной деревянной церкви в слободе Покровской, так как старая пришла в негодность, обветшала. Новая церковь была построена. Но похоже, что  в тот момент церковь обветшала не только внешне. Удивительный документ за подписью самого губернатора Чичерина находим в Тобльском государственном архиве в фондах Духовной консистории.

«В проезд мой  в селе Покровском видел я церковь, как наружности так  и внутренностью отменно украшена, а напротив священник совсем не соответствует того… во всю нынешнюю четыредесятницу церковь была заперта и никакой службы не было. Тела усопших недели по три и по четыре в паперти стоят не погребены. Многие померли без исповеди, что дозваться его не могут; а напоследок подражая московскому поступку, взяв образ и поставя себе на голову, батюшка увещевал крестьян к бунту противу начальства».

На основании донесения губернатора Чичерина было заведено дело Духовной консистории, итогом которого стало решение митрополита: «Службу Божию отправлять неленностно, а особливо в праздничные высокоторжественные дни Божественной литургии, усопших тел без погребений при церкви долговременно не держать». По этим документам виден конфликт власти светской и духовной.

В это время в России была проведена реформа, так называемая секуляризация, в результате которой крестьяне монастырские перешли в разряд крестьян экономических. Отсюда и призыв батюшки к бунту против начальства. Надобно упомянуть, что один из предков Григория Распутина, Петр, являлся тогда мирским старостой и участвовал в следствии в разборе кражи денег из церковной казны дьячком Калининым.

Уже в начале двадцатого столетия, в 1907 году, в слободе Покровской на церковном сходе крестьян обсуждался вопрос о церковно-попечительских суммах прихода. Настоятель церкви Петр Остроумов вместе со старостой Василием Свистуновым публично отметили особо ревностное отношение к храму крестьянина Григория Распутина, который передал на постройку нового придела пять тысяч руб-лей. Сумма по тем временам огромная. Об этом написала Тюменская газета «Тобол» в №30 от 29 мая 1907 года.

В «Тобольских епархиальных ведомостях» – официальном печатном органе Тобольской епархии от  1 июня 1908 года сообщалось:

«Объявлена благодарность епархиального начальства с выдачею похвального листа крестьянину слободы Покровской, Тюменского уезда, Григорию Распутину (Новому), за пожертвования в приходскую церковь».

Одна из редких картин

Феликса Юсупова, изображающая

человеческий порок

А вот следующий раз пересекаются судьбы крестьянина Григория Распутина и князя Феликса Юсупова уже  в блестящей столице Российской империи – Санкт-Петербурге. Распутин – самый близкий императорской семье человек, «наш Друг» – так называла его императрица. Юсупов – представитель золотой молодежи столицы. Феликсу – 29, Распутину – 47.

В ночь с 16 на 17 декабря 1916 года Распутин будет убит в великолепнейшем дворце Юсуповых на Мойке. При всей трагичности убийство Распутина внешне представляло собой дешевый фарс на тему дворцовых переворотов восемнадцатого века, начиная с плана, о котором депутат Государственной Думы Пуришкевич разболтал всему Петербургу, и кончая поведением великого князя Дмитрия Романова, который плакал и клялся на образах в своей невиновности. Что это: глупость или цинизм? Неужели они не знали, что по уголовным законам всего мира присутствие при убийстве есть соучастие в преступлении?

Убийство Распутина так  и останется безнаказанным. Грядущая революция разметала потомков рода Юсупова и Распутина по всему миру, встретятся они уже не  в Сибири, а за рубежом. Внучка Распутина Мария вышла замуж за голландского дипломата в Греции.

На одном из приемов Мария познакомилась с дочерью Юсупова Ириной Феликсовной. При встрече Мария сказала:

«Я являюсь внучкой Григория Распутина».

Ирина в ответ:

«А я дочь Феликса Юсупова».

Этот диалог нам пересказала в 2005 году правнучка Распутина Лоранс, которая была в гостях в музее прадеда. Она еще добавила, что их дети, Серж и Ксения, будучи тогда малышами, безмятежно бегали и играли при этом.

Удивительным образом тема «Распутины – Юсуповы – Сибирь» стучится в наши дни. В Москве есть удивительный музей «Наша эпоха», посвященный правлению царственной династии Романовых. Расположен он по адресу: Олсуфьевский переулок, 6, строе-ние 2. Архитектором здания, в котором располагается музей, был известный московский зодчий Роман Клейн. Прославился он еще и тем, что проектировал в Архангельском, знаменитом имении Юсуповых, храм-усыпальницу, где должны были найти последний приют все князья Юсуповы. Революция изменила планы, и усыпальница не приняла под свои своды ни одного захоронения.

Так и стоит она поныне памятником страшного проклятия рода князей Юсуповых. Но вот в  Покровском, на родине нашего земляка Григория Распутина, уже  в наши дни открывается филиал того самого музея «Наша эпоха», для экспозиции которого мы передали часть документов, фотографий, писем, ранее нигде не публиковавшихся, фрагмент с наличника дома Распутина.

Вот так закольцовывается история Юсуповы – Распутины – Сибирь.

Марина СМИРНОВА, директор музея Распутина с. Покровское

История древнего рода Юсуповых уходит корнями в средневековье и ведет родословную от пророка Мухаммеда.

Родоначальник рода Юсуповых Юсуф- Мурза – хан Ногайской орды. Он дружил с самим Иоанном Грозным. Одна из дочерей Юсуфа стала женой сибирского хана Кучума.

Так предки Юсуповых впервые появились в Сибири. Впоследствии и его внук Ак-Мурза тоже был женат уже на дочери Кучума. То есть с XVI века род Юсуповых тесно связан с Сибирью.

Скульптура

Портрет Феликса Юсупова,

работа Валентина Серова

Через какое-то время этот край станет местом ссылки для некоторых представителей рода Юсуповых. Так, княжна Прасковья Юсупова, дочь князя Григория Юсупова, сподвижника Пет-ра Первого, закончит свои дни  в Сибири не по своей воле. Она являлась одной из тех женщин новой Петровской Руси, которые еще помнили Петра Великого, но которым было суждено пережить после него тяжелое время петербургских дворцовых смут и интриг. Она имела несчастье вызвать неудовольствие самой императрицы Анны Иоанновны и была пострижена в монахини, а впоследствии сослана в Сибирь.

В донесении из Сибирской губернской канцелярии от 5 июня 1744 года на имя митрополита Тобольского Антония говорится, что везли ее через город Тюмень и прямо в поездке пытались отравить сулемой. По этому донесению провели следствие, в ходе которого выяснили, что  и сама княжна Прасковья Григорьевна, будучи насильственно пострижена в монахини и получившая имя Прокла, вела себя вызывающе. Настоятельница Долматова Введенского девичьего монастыря объявила, что «…содержащаяся у них под караулом монахиня Прокла в церковь божию не ходит, монашеского платья не носит, именем монашеским не зовется». Хотя, объективности ради, нужно отметить, что содержали ее неплохо.

Вот меню из отчета монастыря: «Осетрина, семга, стерлядь, муксун, мед, ягод всяких, сахар, орехи». Давались деньги на одежду и расходы. «Марта 22 дня отдано ей, монахине Прокле, на холст один рубль. Мая сего дня куплено на Николаевском торгу монты шелковые четыре аршина, дано денег – 44 копейки».

Взошедшая на престол Елизавета Петровна вернет из ссылки в Сибирь многих из тех, кто пострадал в правление Анны Иоанновны, но вот Прасковью Юсупову из Сибири так  и не вернули.

Одиозный персонаж российской истории Бирон (фаворит Анны Иоанновны, регент Российской империи) тоже связан и с Юсуповыми, и с Сибирью. Его сын Петр был женат на княжне Евдокии Юсуповой. Отца и сына сослали в Пелым, и только Петр Третий вернул их из ссылки.

Бюст Григория Распутина.

Скульптор С. Никитин. 1992

публикуется впервые

Родоначальник рода Распутиных Изосим – Федоров сын. По-явился он  в Сибири со своей семьей в 1653 году из деревни Палевицы, расположенной на реке Вычегде Яренского уезда (современная территория Республики Коми).

Один из сыновей Изосима, Насон, носил личное прозвище Роспута, от которого и образовалась фамилия. Откуда такое прозвище? Связано ли оно с родом занятий Насона – неизменно сопровождавших жизнь ямщиков распутий, местоположением его дома – распутьем, развилкой дорог или  с его коми-зырянскими корнями – судить трудно.

Оставим это на откуп языковедам. Подчеркнем только, что Распутин – фамилия, полученная Григорием Распутиным по рождению, а не присвоенная за определенный образ жизни. Его отец, дед, прадед – несколько поколений до его рождения, уже носили эту фамилию. А вот фамилию Вилкин, как утверждал автор известного советского бестселлера, Григорий Распутин никогда не носил. Как  и не были его предки выходцами с Волги. Хочется привести здесь цитату из описи вотчин тобольского архиерея: «…лутчие люди слободы Покровской Иван да Мирон Распутины, староста Василий Калганов, десятник Дмитрии Андронов…».

Таким образом, мы видим, что предки Григория Распутина еще за четыре поколения до его рождения числятся среди лучших людей слободы. Это ли не доказательство того, что фамилия Распутин не связана этимологически со словом развратник. Это фамилия вообще очень распространена в Сибири и Зауралье.

Эти же Иван да Мирон Распутины, упоминаемые в описи, в 1767 году вышли с ходатайством через старосту Гаврилу Колесникова на митрополита Тобольского и Сибирского Павла с просьбой дать благословение на постройку новой двупрестольной деревянной церкви в слободе Покровской, так как старая пришла в негодность, обветшала. Новая церковь была построена. Но похоже, что  в тот момент церковь обветшала не только внешне. Удивительный документ за подписью самого губернатора Чичерина находим в Тобльском государственном архиве в фондах Духовной консистории.

«В проезд мой  в селе Покровском видел я церковь, как наружности так  и внутренностью отменно украшена, а напротив священник совсем не соответствует того… во всю нынешнюю четыредесятницу церковь была заперта и никакой службы не было. Тела усопших недели по три и по четыре в паперти стоят не погребены. Многие померли без исповеди, что дозваться его не могут; а напоследок подражая московскому поступку, взяв образ и поставя себе на голову, батюшка увещевал крестьян к бунту противу начальства».

На основании донесения губернатора Чичерина было заведено дело Духовной консистории, итогом которого стало решение митрополита: «Службу Божию отправлять неленностно, а особливо в праздничные высокоторжественные дни Божественной литургии, усопших тел без погребений при церкви долговременно не держать». По этим документам виден конфликт власти светской и духовной.

В это время в России была проведена реформа, так называемая секуляризация, в результате которой крестьяне монастырские перешли в разряд крестьян экономических. Отсюда и призыв батюшки к бунту против начальства. Надобно упомянуть, что один из предков Григория Распутина, Петр, являлся тогда мирским старостой и участвовал в следствии в разборе кражи денег из церковной казны дьячком Калининым.

Уже в начале двадцатого столетия, в 1907 году, в слободе Покровской на церковном сходе крестьян обсуждался вопрос о церковно-попечительских суммах прихода. Настоятель церкви Петр Остроумов вместе со старостой Василием Свистуновым публично отметили особо ревностное отношение к храму крестьянина Григория Распутина, который передал на постройку нового придела пять тысяч руб-лей. Сумма по тем временам огромная. Об этом написала Тюменская газета «Тобол» в №30 от 29 мая 1907 года.

В «Тобольских епархиальных ведомостях» – официальном печатном органе Тобольской епархии от  1 июня 1908 года сообщалось:

«Объявлена благодарность епархиального начальства с выдачею похвального листа крестьянину слободы Покровской, Тюменского уезда, Григорию Распутину (Новому), за пожертвования в приходскую церковь».

Одна из редких картин

Феликса Юсупова, изображающая

человеческий порок

А вот следующий раз пересекаются судьбы крестьянина Григория Распутина и князя Феликса Юсупова уже  в блестящей столице Российской империи – Санкт-Петербурге. Распутин – самый близкий императорской семье человек, «наш Друг» – так называла его императрица. Юсупов – представитель золотой молодежи столицы. Феликсу – 29, Распутину – 47.

В ночь с 16 на 17 декабря 1916 года Распутин будет убит в великолепнейшем дворце Юсуповых на Мойке. При всей трагичности убийство Распутина внешне представляло собой дешевый фарс на тему дворцовых переворотов восемнадцатого века, начиная с плана, о котором депутат Государственной Думы Пуришкевич разболтал всему Петербургу, и кончая поведением великого князя Дмитрия Романова, который плакал и клялся на образах в своей невиновности. Что это: глупость или цинизм? Неужели они не знали, что по уголовным законам всего мира присутствие при убийстве есть соучастие в преступлении?

Убийство Распутина так  и останется безнаказанным. Грядущая революция разметала потомков рода Юсупова и Распутина по всему миру, встретятся они уже не  в Сибири, а за рубежом. Внучка Распутина Мария вышла замуж за голландского дипломата в Греции.

На одном из приемов Мария познакомилась с дочерью Юсупова Ириной Феликсовной. При встрече Мария сказала:

«Я являюсь внучкой Григория Распутина».

Ирина в ответ:

«А я дочь Феликса Юсупова».

Этот диалог нам пересказала в 2005 году правнучка Распутина Лоранс, которая была в гостях в музее прадеда. Она еще добавила, что их дети, Серж и Ксения, будучи тогда малышами, безмятежно бегали и играли при этом.

Удивительным образом тема «Распутины – Юсуповы – Сибирь» стучится в наши дни. В Москве есть удивительный музей «Наша эпоха», посвященный правлению царственной династии Романовых. Расположен он по адресу: Олсуфьевский переулок, 6, строе-ние 2. Архитектором здания, в котором располагается музей, был известный московский зодчий Роман Клейн. Прославился он еще и тем, что проектировал в Архангельском, знаменитом имении Юсуповых, храм-усыпальницу, где должны были найти последний приют все князья Юсуповы. Революция изменила планы, и усыпальница не приняла под свои своды ни одного захоронения.

Так и стоит она поныне памятником страшного проклятия рода князей Юсуповых. Но вот в  Покровском, на родине нашего земляка Григория Распутина, уже  в наши дни открывается филиал того самого музея «Наша эпоха», для экспозиции которого мы передали часть документов, фотографий, писем, ранее нигде не публиковавшихся, фрагмент с наличника дома Распутина.

Вот так закольцовывается история Юсуповы – Распутины – Сибирь.

Марина СМИРНОВА, директор музея Распутина с. Покровское