Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Михаил Горшков: Быть самодостаточными гражданами – национальная идея россиян

На вопросы журналистов и читателей газеты «Тюменская область сегодня» ответил доктор философских наук, директор института социологии, академик РАН Михаил Горшков

Слушать новость
Михаил Горшков: Быть самодостаточными гражданами – национальная идея россиян. На вопросы журналистов и читателей газеты «Тюменская область сегодня» ответил доктор философских наук, директор института социологии, академик РАН Михаил Горшков.

досье

Михаил Константинович Горшков,

академик РАН, доктор философских наук, директор Института социологии Российской академии наук

Лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники.

Родился 29 декабря 1950 г. в г. Москве.

Михаил Горшков является одним из основателей нового научного направления – социологии массового сознания; автор динамической концепции формирования и функционирования общественного мнения. Разработчик теории и методов социологического изучения состояний массового сознания, структуры российской идентичности, социальных типов граждан в постсоветской России.

Автор более 300 научных работ.

Начиная с 1976 г., трудовая деятельность Михаила Горшкова отдана науке: младший научный сотрудник Академии общественных наук при ЦК КПСС, референт ректора Академии, старший научный сотрудник, доцент кафедры социологии и социальной психологии, докторант, заместитель заведующего кафедрой социологии и социальной психологии.

В 1991 г. избран Генеральным директором негосударственного научного учреждения – Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП). В апреле 2001 г. решением президиума РАН назначен директором Института комплексных социальных исследований РАН (ИКСИ РАН). В июне 2005 г. по решению президиума РАН назначен и.о. директора вновь созданного Института социологии Российской академии наук, объединившего три института РАН – Институт социологии РАН, Институт комплексных социальных исследований РАН, Институт сравнительной политологии РАН.

Избран директором ИС РАН в апреле 2006 г. Переизбран на эту должность в декабре 2010 г.

Член научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации Федерального собрания РФ.

Член экспертного совета по научным проектам Российского научного фонда.

Член экспертно-консультативного комитета при правлении Фонда инфраструктурных и образовательных программ.

Член Союза писателей России.

Член Международной социологической ассоциации.

Член Европейской социологической ассоциации.

Очередное заседание клуба «От первого лица», состоявшееся на этой неделе, было посвящено оценке социологами текущих вызовов и рисков в целом и российскому обществу в частности. Гостем редакции газеты стал директор Института социологии Российской академии наук Михаил Горшков. Предлагаем вниманию читателей текст состоявшейся беседы.

? Александр Скорбенко:

– Позвольте начать беседу с нашим гостем, директором Института социологии Российской академии наук, академиком РАН, доктором философских наук Михаилом Горшковым. Вместе с Михаилом Константиновичем в заседании клуба участвуют Валерий Васильевич Маркин, доктор социо-логических наук, профессор, руководитель Центра региональной социологии и конфликтологии, и Валентин Андреевич Юдашкин, руководитель Западно-Сибирского филиала Института социологии РАН.

Михаил Константинович, вы занимаетесь социологическими исследованиями уже несколько десятилетий. Что бы вы могли отметить в качестве особенного пункта в своей биографии?

Михаил Горшков:

– Отметил бы, что по базовому образованию не являюсь гуманитарием. Дело в том, что  в молодости по совету родителей поступил в медицинский институт, получил соответствующее высшее образование. Пользу естественнонаучного знания я понял несколько позже, когда начал научную работу в такой гуманитарной области, как социология. Поэтому исходя из личного опыта убежден: при изучении групп, общностей людей, а тем более общества в целом необходимо понимать единство физической и духовной сторон человека. Обе стороны личности тесно связаны друг с другом. Конечно, можно врачевать душу человека без понимания его физических проблем или болезней. Но  в этом случае мы можем прийти к ошибочным диагнозам и направить его по неверному пути – ровно так же, как  и группы людей, общество в целом.

В связи со сказанным убежден, что социологи как специалисты по оценке состояния общества должны получить хотя бы минимальную базовую подготовку по определению физио-логического состояния людей. Социальное и биологическое тесно взаимосвязаны как  в отдельной личности, так  и в обществе. В этом, по моему мнению, будущее социологического образования. Синтез естественнонаучного и гуманитарного образовательных начал очень важен для понимания процессов, происходящих в социуме.

«Подушки безопасности»

? Александр Скорбенко:

– Если продолжить образное сравнение общества с человеческим организмом, наверное, необходимо отметить, что общество может испытывать риски и какие-либо внешние угрозы. В этой связи какие современные риски для российского общества являются наиболее серьезными?

Михаил Горшков:

– В логике данного сравнения состояния общества как здоровья человека можно провести следующую аналогию. Организм каждого человека может испытывать физические и нервные нагрузки, это знакомо практически каждому. Так же  и общество испытывает нагрузки – экономические, политические и, что немаловажно, психологические. С точки зрения динамической механики больших различий нет. Но данные нагрузки для общества относятся к группе рисков.

Обратите внимание на тот факт, что год страна прожила в условиях вызовов и рисков. До этого периода в течение 7-8 лет произошел быстрый рост доходов населения. Пик этого периода пришелся на 2007 – середину 2008 года, до полосы финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов.

Тем не менее по сравнению с началом 2000 года за последующие десять лет решены масштабные по объему и содержанию социально-экономические задачи. В России зримо появился средний класс населения, что также немаловажно. По-этому падение доходов россиян и стало одним из основных рисков для общества.

В целом мы видим следующие риски, и все они связаны с падением доходов населения: рост цен, снижение зарплаты на предприятиях, переход на неполный рабочий день. Россияне вынуждены снизить уровень личного потребления, но  в целом структура общества не изменилась. Так, средний класс не изменил своей численности, оставшись в пределах 40-42 процентов. Однако согласно только самостоятельной оценке респондентов, к среднему классу себя относят все 70 процентов россиян.

? Александр Скорбенко:

– Есть ли пути избежать подобных рисков или нивелировать их влияние?

Михаил Горшков:

– Возвращаясь к заданному сравнению между перегрузками общества и человека: с физическими и нервными нагрузками каждый из нас справляется исходя из личного ресурса организма. Естественно, есть такие ресурсы и у общества.

Я бы выделил две подушки безопасности, сдерживающие риски для российского общества. В качестве первой из них можно назвать обстоятельство, выявленное в ходе социологического исследования: 34 процента жителей России имеют достаточный объем сбережений для того, чтобы прожить без работы от полугода до  года, не получая ни рубля. По методике обсчета социологической выборки в ходе исследований один процент равен примерно одному миллиону человек. В масштабах страны это до 32-33 процента дееспособных россиян.

И второй положительный фактор, также открытый в ходе исследований: выявлен большой процент граждан, которых я бы назвал самодостаточными. Эта категория жителей России осознает себя благодаря не столько величине кармана и кошелька, сколько активной жизненной позиции, наличию нравственных ценностей, стремлению добиваться всего самостоятельно, без оглядки на трудности. Это, образно говоря, те люди, которые не продадут своего ближнего ни за какие деньги. Такие люди готовы поддерживать интересы страны, ущемляя себя в каких-то личных устремлениях.

В целом должен сказать, что нынешнюю социально-экономическую ситуацию в России нельзя назвать кризисной. Кризис – более объемное явление, затрагивающее все ячейки и ниши общества. Ничего подобного не наблюдается сейчас, особенно в сравнении с дефолтом 1998 года. Об этом, кстати, на недавнем экономическом форуме говорил председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев. Я абсолютно согласен с его словами, тем более потому, что нами проводились социологические исследования в 1998, 2009 и 2014 годах. Их результаты будут представлены в нашем коллективном труде «Средний класс в пореформенной России», планирующемся к выходу в свет в декабре этого года. Проведенные исследования со всей очевидностью указывают, что нынешнее социальное самочувствие россиян более благоприятное, чем  в кризисы 1998 и даже 2009 годов.

Национальная идея

? Константин Елисеев:

– Прочел ряд публикаций на сайте института, который вы возглавляете. В одной из них вы говорите о ценностных ориентирах россиян, о том, что важной категорией является справедливость. С вашей точки зрения это хорошо или плохо?

Михаил Горшков:

– Вопрос касается русской души, и на него, на мой взгляд, ответить несложно. Русская душа – это прежде всего тяга к справедливости. Ни  в одном обществе, ни  в одной стране мира она не проявляется с такой силой. Для одной ментальной культуры мерой вещей и оценок является, к примеру, доллар, а для нас – справедливость. Хорошо или плохо, но так сложилось.

На основании замеров и в рамках проекта по вызовам времени можно сказать, что общество тяготеет в виде отдельных государственных решений и по инициативам Госдумы к  ограничению крайностей, выходящих за разумные пределы социальной несправедливости. Пусть медленно, но дело движется к обозначению ценностного ядра – назовем его святым, неприкасаемым – ядра справедливости, как оно должно пониматься российским обществом.

? Александр Скорбенко:

– В России издавна сложи-лись и сильные соборные, коллективистские традиции. В идеях философов-славянофилов XIX века, в работах русских «космистов», таких как Николай Федоров, содержатся мысли об «общем деле» народа. Общенациональная идея отошла уже на второй план и тем не менее она приближает или отодвигает модернизацию общества? Может, надо меньше говорить, а больше делать?

Михаил Горшков:

– Дискуссия о национальной идее нам навязана. Почему-то японцы не спорили о национальной идее, а сотворили японское чудо, соединив объективные задачи модернизации, через которую должно пройти любое современное общество, с особенностями национального менталитета и национальной идеей. То есть японский коллективизм был связан с задачей модернизации. Или Сингапур – там соединили преимущества национальной психологии, менталитета с решением задачи вырваться стране вперед.

Хочется понять проблему в корне. Если говорить крат-ко: наша национальная идея – жить-выживать и быть самодостаточными, несмотря на то, что происходит вокруг. Просто и ясно! (аплодисменты).

Самодостаточность россиян

? Маргарита Шаманенко:

– Михаил Константинович, несколько лет назад вы  с коллегами проводили исследования, касающиеся приоритетов среднего класса в России. Результаты исследований удивили или вписались в общую систему ценностей этой социальной категории в различных странах?

Михаил Горшков:

– Простите, коллеги, но вопрос содержит типичную методологическую ошибку. Дело в том, что сравнивать нужно исторически сопоставимые величины, поэтому современный российский и западный средние классы сравнивать нельзя, так как они формировались в течение разного по длительности времени. Конечно, мы сопоставляли качественные и количественные показатели, и по сравнительной шкале отечественный средний класс соответствует 70-м годам Европы. Подчеркну, что нам не нужно ждать еще 30 лет – в этом смысле мы опережаем социальное время, которое сжимается по собственному закону. За 10 лет мы проходим быстрее то, на что в других странах требовалось 30-40 лет. И это вселяет уверенность в общероссийскую самодостаточность.

? Константин Елисеев:

– Михаил Константинович, два года назад вы презентовали книгу «О чем мечтают россияне. Идеал и реальность». В ее основу легли результаты проведенного Институтом социологии РАН социологического исследования мечтаний и жизненных целей россиян. Какие из полученных результатов видятся вам наиболее важными?

Михаил Горшков:

– Книга имеет свои особенности и среди них три основные: мечта человека, заветное желание, которое сулит человеку чувство счастья и некий образ желаемого, которое направлено в будущее. Таким образом, поставили перед собой очень сложную задачу: понять, какой жизненный мостик соединяет наше сегодняшнее настоящее – наши переживания, цели и задачи, с которыми мы  сталкиваемся в личной жизни, и  с тем будущим семьи, государства, в котором живем.

По итогам исследования были неожиданности и удивление, а также то, что ряд гипотез в социологии вообще не подтвердился. Одной из характерных черт нашего национального менталитета оказалась мечтательность. Мечтание – это больше идеал. Достаточно вспомнить Мишу Бальзаминова и его мечту: «Если бы  я был царем, то издал бы такой закон: бедный женится на богатой, богатый – на бедной». Сейчас у людей другие мечты, хотя от такого царского указа многие бы не отказались.

Если говорить серьезно, удивило то, что  второе и третье место заняли такие показатели, как финансовое благополучие человека и состояние здоровья. Причем на первом месте состояние здоровья близкого человека, потом уже самого респондента. Стоит отметить, что  забота о другом человеке – это еще одна наша национальная черта. В  мечтах западных людей на первом месте всегда стоит обеспеченность жизни, у россиян же оказалось – жить в справедливом и развивающемся обществе. Таким образом, проблематика справедливости выдвигается на один из первых планов, причем наравне со значимостью двух позиций, которые определяют значимость самой жизни. Ее основа – материальная и биологическая составляющая.

Стоит отметить, что выбор рес-пондентов был широк. Мы предложили им помечтать. В работе использовали различные методики, которые позволяли сохранить лазейки для мечтаний каждого человека. В варианты ответов входили образование, любовь и дружба, карьера и многое другое.

Исходя из предложенного формата, предложенных мечтаний, на мой взгляд, данная триада – социальная справедливость в развивающемся государстве, здоровье и благосостояние – удивила. Конечно, мы предполагали, что последние два показателя войдут в пятерку, но чтоб желание жить в справедливом обществе оказалось лидером, не были готовы. Кстати, бизнес и карьера были далеко не на первых позициях. Если вдуматься, то на сколько надо довести проблему в обществе до такой остроты, чтоб она стала мечтой россиян.

Планы и реалии

? Людмила Шорохова:

– Насколько, на ваш взгляд, различаются чаяния, планы, мечты жителей различных регионов, а также жителей крупных городов и российской глубинки?

Михаил Горшков:

– Спасибо за вопрос. Есть некоторые различия, они связаны с более острым восприятием сказочных героев, присутствием их образов в мечтаниях. К примеру, мы задавали такой экзотический вопрос: «О каких трех желаниях вы просили бы золотую рыбку?». Структура этих желаний совпала с  лидирующими приоритетами: здоровье, благополучие, счастье в жизни, семья обязательно с детьми. Различие отмечалось только в последовательности показателей.

Предлагали распознавание и исторических образов, которые всегда служили неким духовным мерилом: князь Владимир, преподобный Сергий Радонежский и другие. В центральных регионах России духовные подвижники Руси на несколько пунктов превосходили позиции выбора, нежели на западе и востоке страны. А по большому счету мечты стали схожими в различных регионах России. Кстати, исследования показали, что наиболее востребованным у женщин сказочным героем является Золушка, а у мужчин – Емеля.

? Константин Елисеев:

– Два года назад Тюменская область заняла вторую строчку в рейтинге социального самочувствия регионов России (согласно исследованиям Фонда гражданского общества). На ваш взгляд, насколько подобные исследования отражают объективную картину и есть ли закономерность между уровнем социально-экономического развития региона и общественными настроениями?

Михаил Горшков:

– Безусловно, отмечается зависимость по социально-экономическим показателем: зрелость региона, тяга населения к жизни на его территории и так далее. Следует отметить, что здравомыслие и прагматизм у россиян год от года возрастают. Это моя любимая тема, поэтому я отслеживаю, как меняется не только основа, но  и природа формирования общественного мнения. Многие уповают на то, что  его формируют средства массовой информации. Однако их  влияние не столь велико.

Почему люди пошли в Интернет? Люди наелись вранья в СМИ, чернухи, новостей о том, кто вышел на площадь, а кто нет. Поэтому ушли туда, где им комфортно. Это то же самое, что произошло с американскими фильмами – ужастиками и стрелялками. В 90-х годах они занимали первые места в рейтингах. В 2003 году были уже  на  пятом месте, а русские сериалы на втором. В настоящее время востребовано старое советское кино, то же самое происходит с Интернетом.

Что касается социологических исследований в Тюменской области, исследование региональных особенностей общественного сознания призван проводить недавно созданный Западно-Сибирский филиал Института социологии РАН. Его задача – обеспечить сопоставление результатов по регионам и стране в целом, что будет интересно. Программа поддержана губернатором Тюменской области.

? Александр Скорбенко:

– Предлагаю знакомить жителей региона с результатами будущих исследований, публикуя их на страницах издания.

Михаил Горшков:

– Да, согласен. Считаю, что общественный контроль просто необходим.

? Александр Скорбенко:

– Завершая наш разговор, скажите, сможет ли Россия, ее граждане, жители Тюменской области противостоять современным вызовам и угрозам? Ждет ли нас всех оптимистичный прогноз, своеобразный свет в конце туннеля, в конце этого года или  в будущем, есть ли некая надежда на лучшее?

Михаил Горшков:

– Поверьте опыту социолога, никогда не нужно ставить точку, только многоточие, иначе потом придется переписывать. Поскольку жизнь – процесс диа-лектический, всегда нужно видеть разные стороны.

Если говорить в целом о том, что мы переживаем, о социальном настроении, многое в восприятии планов и надежд на будущее зависит от ракурса восприятия группами людей. По результатам наших исследований очевидно, что группа самодостаточных людей упорно продолжает относить себя к таковым: и в начале пика кризиса, и после этого. Группа практически не меняется в количественном отношении.

Общество можно оценивать по консолидирующим группам, где все мы едины. Мы едины именно в этом, мы воспринимаем жизнь с большим оптимизмом, чем другие страны и народы.

Весной 2015 года проведено сравнительное международное исследование: народы каких стран более счастливы? Как вы думаете, какое место заняла Россия по индексу счастья? Вошла в тройку первых с показателями людей, ощущающих чувство счастья, равными 78 процентов. Можете не верить, но это так. Я в это верю, потому что знаю, отчего такая цифра. Да, именно столько людей верят, что могут стать счастливыми.

? Александр Скорбенко:

– Михаил Константинович, благодарим вас за интересный разговор, желаем энергии, творчества, успешных результатов.

Далее в сюжете: Клуб «От первого лица» с Андреем Безруковым

досье

Михаил Константинович Горшков,

академик РАН, доктор философских наук, директор Института социологии Российской академии наук

Лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники.

Родился 29 декабря 1950 г. в г. Москве.

Михаил Горшков является одним из основателей нового научного направления – социологии массового сознания; автор динамической концепции формирования и функционирования общественного мнения. Разработчик теории и методов социологического изучения состояний массового сознания, структуры российской идентичности, социальных типов граждан в постсоветской России.

Автор более 300 научных работ.

Начиная с 1976 г., трудовая деятельность Михаила Горшкова отдана науке: младший научный сотрудник Академии общественных наук при ЦК КПСС, референт ректора Академии, старший научный сотрудник, доцент кафедры социологии и социальной психологии, докторант, заместитель заведующего кафедрой социологии и социальной психологии.

В 1991 г. избран Генеральным директором негосударственного научного учреждения – Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП). В апреле 2001 г. решением президиума РАН назначен директором Института комплексных социальных исследований РАН (ИКСИ РАН). В июне 2005 г. по решению президиума РАН назначен и.о. директора вновь созданного Института социологии Российской академии наук, объединившего три института РАН – Институт социологии РАН, Институт комплексных социальных исследований РАН, Институт сравнительной политологии РАН.

Избран директором ИС РАН в апреле 2006 г. Переизбран на эту должность в декабре 2010 г.

Член научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации Федерального собрания РФ.

Член экспертного совета по научным проектам Российского научного фонда.

Член экспертно-консультативного комитета при правлении Фонда инфраструктурных и образовательных программ.

Член Союза писателей России.

Член Международной социологической ассоциации.

Член Европейской социологической ассоциации.

Очередное заседание клуба «От первого лица», состоявшееся на этой неделе, было посвящено оценке социологами текущих вызовов и рисков в целом и российскому обществу в частности. Гостем редакции газеты стал директор Института социологии Российской академии наук Михаил Горшков. Предлагаем вниманию читателей текст состоявшейся беседы.

? Александр Скорбенко:

– Позвольте начать беседу с нашим гостем, директором Института социологии Российской академии наук, академиком РАН, доктором философских наук Михаилом Горшковым. Вместе с Михаилом Константиновичем в заседании клуба участвуют Валерий Васильевич Маркин, доктор социо-логических наук, профессор, руководитель Центра региональной социологии и конфликтологии, и Валентин Андреевич Юдашкин, руководитель Западно-Сибирского филиала Института социологии РАН.

Михаил Константинович, вы занимаетесь социологическими исследованиями уже несколько десятилетий. Что бы вы могли отметить в качестве особенного пункта в своей биографии?

Михаил Горшков:

– Отметил бы, что по базовому образованию не являюсь гуманитарием. Дело в том, что  в молодости по совету родителей поступил в медицинский институт, получил соответствующее высшее образование. Пользу естественнонаучного знания я понял несколько позже, когда начал научную работу в такой гуманитарной области, как социология. Поэтому исходя из личного опыта убежден: при изучении групп, общностей людей, а тем более общества в целом необходимо понимать единство физической и духовной сторон человека. Обе стороны личности тесно связаны друг с другом. Конечно, можно врачевать душу человека без понимания его физических проблем или болезней. Но  в этом случае мы можем прийти к ошибочным диагнозам и направить его по неверному пути – ровно так же, как  и группы людей, общество в целом.

В связи со сказанным убежден, что социологи как специалисты по оценке состояния общества должны получить хотя бы минимальную базовую подготовку по определению физио-логического состояния людей. Социальное и биологическое тесно взаимосвязаны как  в отдельной личности, так  и в обществе. В этом, по моему мнению, будущее социологического образования. Синтез естественнонаучного и гуманитарного образовательных начал очень важен для понимания процессов, происходящих в социуме.

«Подушки безопасности»

? Александр Скорбенко:

– Если продолжить образное сравнение общества с человеческим организмом, наверное, необходимо отметить, что общество может испытывать риски и какие-либо внешние угрозы. В этой связи какие современные риски для российского общества являются наиболее серьезными?

Михаил Горшков:

– В логике данного сравнения состояния общества как здоровья человека можно провести следующую аналогию. Организм каждого человека может испытывать физические и нервные нагрузки, это знакомо практически каждому. Так же  и общество испытывает нагрузки – экономические, политические и, что немаловажно, психологические. С точки зрения динамической механики больших различий нет. Но данные нагрузки для общества относятся к группе рисков.

Обратите внимание на тот факт, что год страна прожила в условиях вызовов и рисков. До этого периода в течение 7-8 лет произошел быстрый рост доходов населения. Пик этого периода пришелся на 2007 – середину 2008 года, до полосы финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов.

Тем не менее по сравнению с началом 2000 года за последующие десять лет решены масштабные по объему и содержанию социально-экономические задачи. В России зримо появился средний класс населения, что также немаловажно. По-этому падение доходов россиян и стало одним из основных рисков для общества.

В целом мы видим следующие риски, и все они связаны с падением доходов населения: рост цен, снижение зарплаты на предприятиях, переход на неполный рабочий день. Россияне вынуждены снизить уровень личного потребления, но  в целом структура общества не изменилась. Так, средний класс не изменил своей численности, оставшись в пределах 40-42 процентов. Однако согласно только самостоятельной оценке респондентов, к среднему классу себя относят все 70 процентов россиян.

? Александр Скорбенко:

– Есть ли пути избежать подобных рисков или нивелировать их влияние?

Михаил Горшков:

– Возвращаясь к заданному сравнению между перегрузками общества и человека: с физическими и нервными нагрузками каждый из нас справляется исходя из личного ресурса организма. Естественно, есть такие ресурсы и у общества.

Я бы выделил две подушки безопасности, сдерживающие риски для российского общества. В качестве первой из них можно назвать обстоятельство, выявленное в ходе социологического исследования: 34 процента жителей России имеют достаточный объем сбережений для того, чтобы прожить без работы от полугода до  года, не получая ни рубля. По методике обсчета социологической выборки в ходе исследований один процент равен примерно одному миллиону человек. В масштабах страны это до 32-33 процента дееспособных россиян.

И второй положительный фактор, также открытый в ходе исследований: выявлен большой процент граждан, которых я бы назвал самодостаточными. Эта категория жителей России осознает себя благодаря не столько величине кармана и кошелька, сколько активной жизненной позиции, наличию нравственных ценностей, стремлению добиваться всего самостоятельно, без оглядки на трудности. Это, образно говоря, те люди, которые не продадут своего ближнего ни за какие деньги. Такие люди готовы поддерживать интересы страны, ущемляя себя в каких-то личных устремлениях.

В целом должен сказать, что нынешнюю социально-экономическую ситуацию в России нельзя назвать кризисной. Кризис – более объемное явление, затрагивающее все ячейки и ниши общества. Ничего подобного не наблюдается сейчас, особенно в сравнении с дефолтом 1998 года. Об этом, кстати, на недавнем экономическом форуме говорил председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев. Я абсолютно согласен с его словами, тем более потому, что нами проводились социологические исследования в 1998, 2009 и 2014 годах. Их результаты будут представлены в нашем коллективном труде «Средний класс в пореформенной России», планирующемся к выходу в свет в декабре этого года. Проведенные исследования со всей очевидностью указывают, что нынешнее социальное самочувствие россиян более благоприятное, чем  в кризисы 1998 и даже 2009 годов.

Национальная идея

? Константин Елисеев:

– Прочел ряд публикаций на сайте института, который вы возглавляете. В одной из них вы говорите о ценностных ориентирах россиян, о том, что важной категорией является справедливость. С вашей точки зрения это хорошо или плохо?

Михаил Горшков:

– Вопрос касается русской души, и на него, на мой взгляд, ответить несложно. Русская душа – это прежде всего тяга к справедливости. Ни  в одном обществе, ни  в одной стране мира она не проявляется с такой силой. Для одной ментальной культуры мерой вещей и оценок является, к примеру, доллар, а для нас – справедливость. Хорошо или плохо, но так сложилось.

На основании замеров и в рамках проекта по вызовам времени можно сказать, что общество тяготеет в виде отдельных государственных решений и по инициативам Госдумы к  ограничению крайностей, выходящих за разумные пределы социальной несправедливости. Пусть медленно, но дело движется к обозначению ценностного ядра – назовем его святым, неприкасаемым – ядра справедливости, как оно должно пониматься российским обществом.

? Александр Скорбенко:

– В России издавна сложи-лись и сильные соборные, коллективистские традиции. В идеях философов-славянофилов XIX века, в работах русских «космистов», таких как Николай Федоров, содержатся мысли об «общем деле» народа. Общенациональная идея отошла уже на второй план и тем не менее она приближает или отодвигает модернизацию общества? Может, надо меньше говорить, а больше делать?

Михаил Горшков:

– Дискуссия о национальной идее нам навязана. Почему-то японцы не спорили о национальной идее, а сотворили японское чудо, соединив объективные задачи модернизации, через которую должно пройти любое современное общество, с особенностями национального менталитета и национальной идеей. То есть японский коллективизм был связан с задачей модернизации. Или Сингапур – там соединили преимущества национальной психологии, менталитета с решением задачи вырваться стране вперед.

Хочется понять проблему в корне. Если говорить крат-ко: наша национальная идея – жить-выживать и быть самодостаточными, несмотря на то, что происходит вокруг. Просто и ясно! (аплодисменты).

Самодостаточность россиян

? Маргарита Шаманенко:

– Михаил Константинович, несколько лет назад вы  с коллегами проводили исследования, касающиеся приоритетов среднего класса в России. Результаты исследований удивили или вписались в общую систему ценностей этой социальной категории в различных странах?

Михаил Горшков:

– Простите, коллеги, но вопрос содержит типичную методологическую ошибку. Дело в том, что сравнивать нужно исторически сопоставимые величины, поэтому современный российский и западный средние классы сравнивать нельзя, так как они формировались в течение разного по длительности времени. Конечно, мы сопоставляли качественные и количественные показатели, и по сравнительной шкале отечественный средний класс соответствует 70-м годам Европы. Подчеркну, что нам не нужно ждать еще 30 лет – в этом смысле мы опережаем социальное время, которое сжимается по собственному закону. За 10 лет мы проходим быстрее то, на что в других странах требовалось 30-40 лет. И это вселяет уверенность в общероссийскую самодостаточность.

? Константин Елисеев:

– Михаил Константинович, два года назад вы презентовали книгу «О чем мечтают россияне. Идеал и реальность». В ее основу легли результаты проведенного Институтом социологии РАН социологического исследования мечтаний и жизненных целей россиян. Какие из полученных результатов видятся вам наиболее важными?

Михаил Горшков:

– Книга имеет свои особенности и среди них три основные: мечта человека, заветное желание, которое сулит человеку чувство счастья и некий образ желаемого, которое направлено в будущее. Таким образом, поставили перед собой очень сложную задачу: понять, какой жизненный мостик соединяет наше сегодняшнее настоящее – наши переживания, цели и задачи, с которыми мы  сталкиваемся в личной жизни, и  с тем будущим семьи, государства, в котором живем.

По итогам исследования были неожиданности и удивление, а также то, что ряд гипотез в социологии вообще не подтвердился. Одной из характерных черт нашего национального менталитета оказалась мечтательность. Мечтание – это больше идеал. Достаточно вспомнить Мишу Бальзаминова и его мечту: «Если бы  я был царем, то издал бы такой закон: бедный женится на богатой, богатый – на бедной». Сейчас у людей другие мечты, хотя от такого царского указа многие бы не отказались.

Если говорить серьезно, удивило то, что  второе и третье место заняли такие показатели, как финансовое благополучие человека и состояние здоровья. Причем на первом месте состояние здоровья близкого человека, потом уже самого респондента. Стоит отметить, что  забота о другом человеке – это еще одна наша национальная черта. В  мечтах западных людей на первом месте всегда стоит обеспеченность жизни, у россиян же оказалось – жить в справедливом и развивающемся обществе. Таким образом, проблематика справедливости выдвигается на один из первых планов, причем наравне со значимостью двух позиций, которые определяют значимость самой жизни. Ее основа – материальная и биологическая составляющая.

Стоит отметить, что выбор рес-пондентов был широк. Мы предложили им помечтать. В работе использовали различные методики, которые позволяли сохранить лазейки для мечтаний каждого человека. В варианты ответов входили образование, любовь и дружба, карьера и многое другое.

Исходя из предложенного формата, предложенных мечтаний, на мой взгляд, данная триада – социальная справедливость в развивающемся государстве, здоровье и благосостояние – удивила. Конечно, мы предполагали, что последние два показателя войдут в пятерку, но чтоб желание жить в справедливом обществе оказалось лидером, не были готовы. Кстати, бизнес и карьера были далеко не на первых позициях. Если вдуматься, то на сколько надо довести проблему в обществе до такой остроты, чтоб она стала мечтой россиян.

Планы и реалии

? Людмила Шорохова:

– Насколько, на ваш взгляд, различаются чаяния, планы, мечты жителей различных регионов, а также жителей крупных городов и российской глубинки?

Михаил Горшков:

– Спасибо за вопрос. Есть некоторые различия, они связаны с более острым восприятием сказочных героев, присутствием их образов в мечтаниях. К примеру, мы задавали такой экзотический вопрос: «О каких трех желаниях вы просили бы золотую рыбку?». Структура этих желаний совпала с  лидирующими приоритетами: здоровье, благополучие, счастье в жизни, семья обязательно с детьми. Различие отмечалось только в последовательности показателей.

Предлагали распознавание и исторических образов, которые всегда служили неким духовным мерилом: князь Владимир, преподобный Сергий Радонежский и другие. В центральных регионах России духовные подвижники Руси на несколько пунктов превосходили позиции выбора, нежели на западе и востоке страны. А по большому счету мечты стали схожими в различных регионах России. Кстати, исследования показали, что наиболее востребованным у женщин сказочным героем является Золушка, а у мужчин – Емеля.

? Константин Елисеев:

– Два года назад Тюменская область заняла вторую строчку в рейтинге социального самочувствия регионов России (согласно исследованиям Фонда гражданского общества). На ваш взгляд, насколько подобные исследования отражают объективную картину и есть ли закономерность между уровнем социально-экономического развития региона и общественными настроениями?

Михаил Горшков:

– Безусловно, отмечается зависимость по социально-экономическим показателем: зрелость региона, тяга населения к жизни на его территории и так далее. Следует отметить, что здравомыслие и прагматизм у россиян год от года возрастают. Это моя любимая тема, поэтому я отслеживаю, как меняется не только основа, но  и природа формирования общественного мнения. Многие уповают на то, что  его формируют средства массовой информации. Однако их  влияние не столь велико.

Почему люди пошли в Интернет? Люди наелись вранья в СМИ, чернухи, новостей о том, кто вышел на площадь, а кто нет. Поэтому ушли туда, где им комфортно. Это то же самое, что произошло с американскими фильмами – ужастиками и стрелялками. В 90-х годах они занимали первые места в рейтингах. В 2003 году были уже  на  пятом месте, а русские сериалы на втором. В настоящее время востребовано старое советское кино, то же самое происходит с Интернетом.

Что касается социологических исследований в Тюменской области, исследование региональных особенностей общественного сознания призван проводить недавно созданный Западно-Сибирский филиал Института социологии РАН. Его задача – обеспечить сопоставление результатов по регионам и стране в целом, что будет интересно. Программа поддержана губернатором Тюменской области.

? Александр Скорбенко:

– Предлагаю знакомить жителей региона с результатами будущих исследований, публикуя их на страницах издания.

Михаил Горшков:

– Да, согласен. Считаю, что общественный контроль просто необходим.

? Александр Скорбенко:

– Завершая наш разговор, скажите, сможет ли Россия, ее граждане, жители Тюменской области противостоять современным вызовам и угрозам? Ждет ли нас всех оптимистичный прогноз, своеобразный свет в конце туннеля, в конце этого года или  в будущем, есть ли некая надежда на лучшее?

Михаил Горшков:

– Поверьте опыту социолога, никогда не нужно ставить точку, только многоточие, иначе потом придется переписывать. Поскольку жизнь – процесс диа-лектический, всегда нужно видеть разные стороны.

Если говорить в целом о том, что мы переживаем, о социальном настроении, многое в восприятии планов и надежд на будущее зависит от ракурса восприятия группами людей. По результатам наших исследований очевидно, что группа самодостаточных людей упорно продолжает относить себя к таковым: и в начале пика кризиса, и после этого. Группа практически не меняется в количественном отношении.

Общество можно оценивать по консолидирующим группам, где все мы едины. Мы едины именно в этом, мы воспринимаем жизнь с большим оптимизмом, чем другие страны и народы.

Весной 2015 года проведено сравнительное международное исследование: народы каких стран более счастливы? Как вы думаете, какое место заняла Россия по индексу счастья? Вошла в тройку первых с показателями людей, ощущающих чувство счастья, равными 78 процентов. Можете не верить, но это так. Я в это верю, потому что знаю, отчего такая цифра. Да, именно столько людей верят, что могут стать счастливыми.

? Александр Скорбенко:

– Михаил Константинович, благодарим вас за интересный разговор, желаем энергии, творчества, успешных результатов.



Ранее в сюжете

Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное

22

Клуб «От первого лица» с писателем Алексеем Варламовым

12