×
В социальных сетях
В печатной версии

Этапы творческого развития

17.10.2015
00:46

Каждый шахматист на первом этапе совершенствования опирается на законы, созданные его воображением. В первую очередь начинающий шахматист стремится к материальным завоеваниям, для чего с первых ходов вводит в игру сильнейшую фигуру – ферзя, чтобы с его помощью нанести противнику максимальный урон.

Новички не могут удержаться от соблазна объявить шах, хотя это часто связано с ухудшением собственной позиции, не заботясь о безопасности своего короля, пренебрегают рокировкой. Этот этап творческого развития с помощью тренера необходимо пройти как можно быстрее. Советую прислушиваться к мудрым словам выдающихся гроссмейстеров. «Сначала нужно научиться комбинировать, прежде чем пробовать играть позиционно», – советовал чехословацкий шахматист Рихард Рети. Прислушаемся к этим мудрым словам. Это необходимо, учитывая, что многие тренеры в начале работы с юными шахматистами заставляют своих учеников разыгрывать спокойные варианты ферзевого гамбита или варианты защиты Каро-Канн.

А лучше в начальный период обучения не запоминать скучные варианты, а разбирать как можно больше партий, которые содержат комбинационную игру.

Посмотрим партии:

1) Р. Шпильман – Э. Колле (Дортмунд, 1928, получившая 1-й приз «За красоту») 1.e4 Kf6 2.e5 Kd5 3.c4 Kb6 4.d4 d6 5.f4 Cf5 6.Kc3 de 7.fe e6 8.Ce3 Kc6 9.Ce2 Ce7 10.Kf3 0-0 11.0-0 f6 12.Kh4 fe 13.K:f5 ef 14.d5 Kd4 15.C:d4 ed 16.Ф:d4 Kd7 17.Ka4 b5 18.cb Cd6 19.Лae1 Фe7 20.Cd3 Ke5 21.Kph1 f4 22.Лe2 Лae8 23.Kc3 Фh4 24.Ke4 Kg4 25.h3 f3 26.Л:f3 Л:f3 27.Kf6+ Kpf7, 0 : 1;

2) А. Федоров – А. Широв (Польша, 2000, королевский гамбит) 1.e4 e5 2.f4 ef 3.Kf3 g5 4.h4 g4 5.Ke5 d6 6.K:g4 Kf6 7.Kf2 Лg8 8.d4 Ch6 9.Kc3 Kc6 10.Kd5 K:d5 11.ed Фe7+ 12.Ce2 Kb4 13.c4 Cf5 14.Фa4+ Kpf8 15.Ф:b4 Лe8 16.Фd2 Л:g2 17.Kpf1 Лg3 18.Фd1 Ce4 19.Лh2 f5 20.K:e4 fe 21.Cg4 e3 22.Cf3 Фg7 23.Лh1 Лg2, белые сдались, блестящая победа!

3) Муршед – Иванчук (первенство мира среди юношей, ОАЭ, 1985, ферзевый гамбит) 1.c4 e6 2.Kc3 d5 3.d4 c6 4.Kf3 Kf6 5.Cg5 dc 6.e4 b5 7.e5 h6 8.Ch4 g5 9.ef gh 10.Ke5 Ф:f6 11.g3 Kd7 12.Фe2 c5! 13.Cg2 cd 14.K:d7 C:d7 15.Kd5 Фg7 16.Kc7+ Kpd8 17.K:a8 Cb4+ 18.Kpf1 d3 19.Фd1 Ф:b2 20.Лb1 Фd2! 21.f4? Ф:d1+ 22.Л:d1 Kpe7 23.Лb1 Ca3 24.Kpe1 c3 25.Лb3 b4 26.Ce4 Лc8 27.Л:a3 ba 28.C:d3 Л:a8, у черных большой перевес, 0:1.

Первое необходимое условие в подготовке младших школьников – это появление острого желания у ребенка добиться высоких результатов в шахматном спорте. Но одного желания мало. Тренеру необходимо с первых дней занятий объяснять ученику, что шахматы требуют колоссальной многолетней работы. Заниматься ими вполсилы – напрасный труд. Предположим, что ребенок это осознал и готов работать, не жалея времени и сил, и родители его в этом поддерживают. Теперь самое время проявить себя тренеру, используя известную методику подготовки юных шахматистов. Важнейшие ее элементы – участие в турнирах, выработка умения принимать решения, постоянно пополнять свои знания в изучении дебютов, окончаний и комбинаций. При изучении комбинаций тренеру необходимо рассказать ученикам, что для победы необходимо прежде всего получить преимущество (материальное или позиционное). Комбинация – один из способов реализации позиционного преимущества и исключительно важный раздел занятий в эстетическом отношении. На занятиях после расстановки исходной позиции любой комбинации каждый тренер задает один и тот же вопрос ученикам: «У кого преимущество и почему?»

И только следующий вопрос тренера – «Как продолжить партию?» С самого начала обучение решения комбинаций используется не только для тренировки техники расчета вариантов, но и для понимания позиционных основ (владение центром, открытые линии, активное расположение легких фигур, разрушение пешечной защиты короля с помощью жертвы фигуры для матовой атаки).

Для завершения занятия тренер, как правило, задает домашнее задание. Решите пять комбинаций:

1) Роджерс – Милош (Манила, 1992),
2) Перес – Цигель (Гавана, 1998),
3) Котов – Геллер (Москва, 1949),
4) Дреев – Свешников (Россия, 1992),
5) Алехин – Брейер (Мангейм, 1914).

Кто заинтересовался этим занятием, оцените позиции и найдите верный путь выигрыша в партиях /диагр. 1–5/. Удачи!

Чтобы увеличить изображение, кликните по картинке

499Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Тюменский дзюдоист выиграл турнир серии «Гран-При».
В тюменском Дворце спорта 18 ноября состоялся очередной матч чемпионата ВХЛ - «Кубок Шелковый путь». ХК «Рубин» принимал ЦСК ВВС (Самара).
На льду тюменского Дворца спорта тюменский «Рубин» принимал единоличного лидера чемпионата ВХЛ тольяттинскую «Ладу».
Воспитанники футбольной школы «Юниор» праздновали викторию на международном турнире.
Женская волейбольная команда «Тюмень-ТюмГУ» провела первые домашние матчи Чемпионата России (Высшая лига «А»). В СК «Здоровье» тюменки принимали ВК «Луч» (Москва).
В нашем регионе на соревнования вызвались более 50 команд.
Требования содержат 12 пунктов.
Здесь прошел городской этап конкурса «Мама, папа, я – спортивная семья».