×
В социальных сетях
В печатной версии

Транспортировка нефти – под онлайн-контролем

15.08.2015
00:39
АО «Транснефть-Сибирь» внедряет инновационные технологии

В головном офисе АО «Транснефть-Сибирь» произошло значимое для предприятия событие: введена в эксплуатацию обновленная территориальная диспетчерская, откуда в режиме реального времени ведется управление транспортировкой нефти и нефтепродуктов на всех технологических участках общества.
300 миллионов тонн черного золота

По подсчетам специалистов, Россия находится на одиннадцатом месте среди нефтедобывающих стран по эффективности использования технологий учета и контроля добычи нефти и ее транспортировки. Естественно, это сказывается на эффективности работы всей системы. Введение в строй обновленного территориального диспетчерского пункта АО «Транснефть-Сибирь» – один из шагов на пути к увеличению эффективности. Конечно, сейчас уже никто не вспоминает, как несколько десятилетий назад необходимо было управлять всеми процессами на местах, координировать и сравнивать, вести учет и собирать всю информацию на ключевых пунктах приема и прокачки нефти. С развитием новых технологий это уходит в прошлое. По транспортной системе АО «Транснефть-Сибирь» перекачивается практически вся добываемая в Тюменской области нефть, что составляет примерно 300 миллионов тонн нефти в год. Для предприятия с его громадной протяженностью трубопроводов в 9,5 тысячи километ-ров, важно иметь современную, оснащенную диспетчерскую систему, откуда можно управлять и контролировать все процессы транспортировки нефти: осуществлять контроль сдачи и приема груза в магистральную систему, следить за качеством транспортируемого сырья и управлять другими параметрами процесса транспортировки.

По словам заместителя генерального директора по товарно-транспортным операциям АО «Транснефть-Сибирь» Азата Биккулова, служба главного диспетчера предприятия имеет многоуровневую систему управления. Нижняя ступенька контроля – это операторы местного диспетчерского пункта на неф-теперекачивающих станциях. Непосредственное управление и анализ информации, поступающей со станций, происходит в районном диспетчерском пункте каждого управления магистральных нефтепроводов (УМН). Осуществляет контроль и дает необходимые указания старший диспетчер территориального диспетчерского пункта АО «Транснефть-Сибирь» в Тюмени, который затем передает все сведения в Москву – в цент-ральное диспетчерское управление ОАО «АК «Транснефть».

Однако к 2020 году планируется систему диспетчерского управления АО «Транснефть-Сибирь» объединить «под одним крылом». Управление системой будет осуществляться с территориального диспетчерского пункта, откуда будет непосредственно проводиться включение и выключение насосных агрегатов, управление запорной арматурой, изменение режимов работы технологических участков магистральных нефтепроводов. Как считают специалисты, это позволит минимизировать время принятия решений в нештатных ситуациях, повысить уровень квалификации диспетчерского персонала, снизить влияние человеческого фактора и внесет неоценимый вклад в безопасность деятельности предприятия.

Каждый километр трубопровода – на экране

– Территориальный диспетчерский пункт можно назвать «мозговым центром» предприятия, – рассказывает главный диспетчер АО «Транснефть-Сибирь» Ольга Морокова. – Предприятие обслуживает 27 магистральных нефтепроводов, эксплуатирует 87 нефтеперекачивающих станций, имеет 171 резервуар для хранения нефти, суммарная емкость которых составляет более 2,7 млн. кубических метров. Все это налагает большую ответственность на персонал предприятия и требует тщательного ежеминутного контроля.
Каждый километр перемещения нефти по трубопроводам отслеживается в обновленном диспетчерском пункте АО «Транснефть-Сибирь». Ольга Николаевна, имеющая почти тридцатилетний опыт работы на предприятии, вспоминает: если раньше диспетчеры поддерживали друг с другом связь и обменивались ценными сведениями по телефону, держа в уме огромное количество информации, сейчас все данные в наглядном виде у них на экране.

Перед диспетчером на панели коллективного просмотра визуально представлен каждый участок нефтепровода.

Километраж, название нефтепровода и станции, парки, количество резервуаров и объем нефти в них – все эти сведения в режиме реального времени оказывают большую помощь диспетчеру в оценке рабочей обстановки транспортировки нефти и, самое главное, помогают в принятии правильных решений при возникновении внештатной ситуации. Так, каждый технологический участок линейной части нефтепроводов контролируется автоматической системой контроля давления «Гидроуклон», любое отклонение от нормы проявляется на экране монитора цветовой раскраской. Диспетчер, правильно оценив ситуацию, должен моментально отреагировать, изменив грузопотоки черного золота.

– Система перекачки – гибкая, нефть с одного направления можно переместить на другое, – поясняет Ольга Николаевна. – Выполняя плановые задания нефтяных компаний, которые поставляют нам свою продукцию, она должна быть свое-временно доставлена на заводы или, допустим, отгружена в танкеры. Задержки здесь недопустимы. В некоторых случаях дорога каждая минута. Может случиться так, что какое-либо направление нефтепроводной системы внезапно «закрылось», в этом случае диспетчеры должны быстро перераспределить потоки, дав необходимые указания и нам, и нашим соседям – организациям системы «Транснефть», которым мы сдаем нефть. Тем самым это позволяет не нарушить договорные обязательства перед нефтедобывающими компаниями.

Совершенно секретно

«Святая святых» АО «Транснефть-Сибирь» – диспетчерский центр – зона ограниченного доступа. Здесь сосредоточено очень много информации о приеме-сдаче нефти и ее качественных параметрах.

– Так как мы управляем опасными производственными объектами, контроль со стороны диспетчерской службы очень важен, – рассказывает заместитель генерального директора по товарно-транспортным операциям АО «Транснефть-Сибирь» Азат Биккулов. – Диспетчерский персонал должен владеть и разбираться в данных: какой объем нефти
принят, какой объем нужно перенаправить, какие потоки и в каких направлениях распределить.

Поскольку диспетчерская служба работает круглосуточно, в ночное время решения принимаются, не ожидая начала рабочего дня. Кроме того, с применением новых компьютерных технологий ужесточились квалификационные требования к диспетчерскому составу. У диспетчера обязательно должно быть высшее образование и опыт работы в оперативном управлении. Важное требование к специалисту – стрессоустойчивость. По результатам психологического тестирования определяется, сможет ли претендент на должность диспетчера не растеряться во внештатной ситуации и принять правильное решение. «Задача нашего предприятия – обеспечить прием нефти у предприятий без перебоя. Если возникла какая-то нештатная ситуация – это не повод, чтобы транспортировка застопорилась. Мы обязаны вовремя принять и перекачать нефтепродукт без нарушения его качества – это значит, что диспетчер должен правильно выбрать направление, предварительно согласовав свои действия с ОАО «АК «Транснефть». Поэтому с уверенностью можно сказать, что старший диспетчер – высококвалифицированный специалист, а по-другому и быть не может», – дополняет главный диспетчер Ольга Морокова.
АО «Транснефть-Сибирь» является самым крупным дочерним обществом в составе российской монополии по транспорту нефти ОАО «АК «Транснефть» и занимает исключительное место в экономике Западной Сибири. Из 524 миллионов добываемой нефти в стране 300 миллионов принимает и перекачивает сибирская «дочка». Получается довольно солидная нагрузка не только на диспетчерскую службу, но и на все остальные подразделения предприятия. Единый командный дух помогает обеспечивать безаварийную работу на потенциально опасном производстве без ущерба экологии на всей территории присутствия предприятия.

655Просмотров
Комментариев

Читать далее
В течение двух дней более сотни городских предприятий демонстрировали свою продукцию и предоставляемые услуги жителям и гостям областной столицы.
Главная цель - налаживание деловых контактов двух стран.
Таковы результаты акции по открытой проверке качества моторного топлива.
Сотрудничество «Стеклотеха» и «Бената» вышло на новый уровень.
Она в два раза превосходит зарубежные аналоги, утверждают производители.
Компания «Элоф Ханссон», выступающая инвестором строительства фанерного комбината в районе села Нижние Аремзяны Тобольского района, сообщила о приостановке проекта.
Строители продолжат благоустройство прибрежной территории.