×
В социальных сетях
В печатной версии

Доставить важный груз в Кабул

20.02.2015
00:41
В 1989 году старший бортинженер сводного авиационного отряда Анатолий Юшков получил приказ перевезти из Ташкента в столицу Афганистана аэродромный тягач БелАЗ

После вывода советских войск из Афганистана в феврале 1989 года Кабул оказался в кольце вооруженной оппозиции. Но интернациональную помощь афганскому народу по межправительственному договору Советский Союз продолжал оказывать. «Гуманитарка» состояла в основном из муки, топлива и спецтехники. Требовалось выполнять и пассажирские авиаперевозки, потому что  в то время самолеты авиакомпаний мира в целях безопасности над «афганским котлом» не летали.

31 марта Совет министров СССР подписал постановление о создании сводного авиационного отряда (САО), в который попали добровольцы из числа профессионалов высокого класса, имевшие опыт управления тяжелым военно-транспортным самолетом Ил-76. Для осуществления полетов САО Министерство обороны Союза выделило семь таких машин, снабженных тепловыми ловушками для отстрела от переносных зенитно-ракетных комплексов «Стингер». Базой для Ил-76 стали аэродромы Узбекистана, Таджикистана, Казахстана...

До того как попасть в Ташкент, Анатолий Юшков работал в Тюмени старшим бортинженером летного отряда Второго объединенного авиаотряда. Перевозку грузов на 190-тонном Ил-76 Анатолий Сергеевич знал хорошо: на север, который активно осваивался, доставлял все: от гвоздей до крупногабаритной техники. В САО Юшкова тоже назначили старшим бортинженером.

– «Афганский заход» очень сложный: это полет «штопором» вниз с высоты 10–11 километров с вертикальной скоростью снижения до 50 метров в секунду и с креном до 45 градусов. Посадить 150-тонный самолет на аэродроме Кабула, в «котле», среди гор, нужно за два с половиной круга. Бывало, и в условиях обстрела с земли. Когда доставляли небольшие машины и даже грейдеры, проблем не возникало – их загружали при помощи самолетных средств механизации. Но вот однажды получили задание, над которым пришлось поломать голову... – рассказывает Анатолий Сергеевич.

Кабулу потребовался аэродромный тягач БелАЗ для буксировки самолетов: при своем весе около 50 тонн эта махина способна тянуть 260-тонные воздушные корабли. Сначала Узбекское управление от выполнения задачи отказалось, так как не имело специального наземного оборудования. Но Юшков обещал все сделать. Сначала разработали сборно-разборную эстакаду. Изготовили ее через десять дней. К этому времени по железной дороге из Белоруссии прибыл и «виновник операции» БелАЗ. Но тут возникла другая проблема: водителей, которые водят тягач, в Афган брать нельзя – у них нет документов для пересечения границы (для оформления бумаг требовалось время, и немалое). Тогда Юшков решил, что заезжать на тягаче в самолет в Ташкенте и выезжать из него уже  в Кабуле будет сам. Знающие люди обучили управляться с махиной: «репетировал» старший бортинженер прямо на аэродроме вокруг Ил-76. Как оказалось, это еще полдела: во-первых, под БелАЗом запросто могла рухнуть сама эстакада, во-вторых, ширина тягача – 3 метра 30 сантиметров, до бортов самолета оставалось по сантиметру, а потому малейшее неверное движение грозило разрушением самолета.

В самолет на тягаче Юшков за-ехал без проблем. Затем экипаж разобрал и загрузил эстакаду. Вылетели на рассвете. Через полтора часа приземлились в Кабуле. Самым трудным оказался выезд. Эстакаду снова собрали, и миллиметровыми «шажками» Анатолий Сергеевич начал движение. Зона обзора – только впереди. Помощь здесь оказывал весь экипаж и инженерно-технический состав. При выезде на рампу грузолюка самолет немного просел – не выдержала гидравлика хвостовой опоры, которая предохраняет воздушный корабль от опрокидывания. На земле БелАЗ оказался минут через тридцать: пара почетных кругов вокруг Ила  и пот со лба – задание выполнено!

В сводном авиационном отряде Анатолий Юшков пробыл чуть больше полугода. За это время в составе разных экипажей он выполнил 119 полетов. Не все было гладко. Взлетать и садиться приходилось под обстрелом на земле и в воздухе, на трех двигателях, с разрушенными пневматиками. Случались и катастрофы: САО терял самолеты, людей… До сих пор сердечная боль нашего героя не утихает. Несмотря ни на что, он вновь и вновь поднимался в воздух, гордился своей работой и утверждал, что Ил-76 – лучшая машина в небе.

617Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Дискуссия состоится в мультицентре «Моя территория».
В Тюмени вновь относительно тепло и пасмурно.
Во дворах оборудуют спорткомплексы и малые архитектурные формы. 
Тюменцы могут проголосовать за выбор названия для аэропорта Рощино.
Губернатор Тюменской области Александр Моор и председатель Тюменской областной Думы Сергей Корепанов поздравили всех налоговиков и ветеранов службы.
В городе декабристов началась деловая игра «Миллион».
Акция проводится в преддверии всероссийского праздника.
Помощью города воспользовалось более пяти тысяч семей.