×
В социальных сетях
В печатной версии

Победа со слезами и радостью

28.01.2015
18:25

В 1942 году в народном хозяйстве страны трудилось свыше 1,2 млн. подростков в возрасте до 18 лет, причем каждому четвертому не было и 16. Среди них Маргарита Николаевна Угрюмова, пришедшая работать на завод строительных машин токарем, ставшая Героем Социалистического Труда, депутатом Верховного Совета СССР, почетным гражданином города Тюмени. Ветераны вспоминают, что порой трудовую книжку они получали раньше, чем паспорт гражданина СССР. Это не забывается.
Хроника военного времени

Из документов, хранящихся в Государственном архиве социально-политической истории Тюменской области.

«24 июня 1941 года. Пионеры и школьники Зарословской неполной средней школы (с 1 по 7 кл.) Бердюжского района решили взять на себя всю посильную работу взрослых, ушедших на фронт. Под руководством комсомолок Неборской и Здорновой они включились в массовую прополку хлебов и выполнение других работ.

24 ноября 1941 года. Силами учащихся школ Березовского района Ханты-Мансийского национального округа оказана помощь колхозам: поставлено 72 тонны сена, заложено 12 тонн силоса, убрано 12 га овса, собрано 67 тонн картофеля, 12 тонн веточного корма.

28 октября 1942 года. Учащиеся начальной школы № 13 города Тюмени для того, чтобы помочь фронту организовали бригаду и в свободное от занятий время работают на фанерокомбинате, выполняют посильную, интересную работу, задание перекрывают в 2--3 раза. Они обратились ко всем пионерам и школьникам города по созданию фронтовых пионерских бригад.

21 марта 1943 года. «Дорогой дядя редактор! (Газета «Тобольская правда».) Я прошу мое заявление напечатать в газете. Мне 7 лет, но я уже хожу в школу. Учусь хорошо. Я слышала по радио, что все дети вносят свои деньги на танк «Малютка». Я тоже вношу свои 101 руб. 18 коп. и прошу передать бойцам на фронт, чтобы скорее разбить фашистов, а я вернусь в свое Запорожье.

Я прошу всех ребят внести свои деньги на танк «Малютка», который поможет Красной Армии разбить немцев.

Оля Танкилевич, ученица 1 класса школы № 13».

Февраль 1944 года. В рыболовецком колхозе «Сталинская трибуна» (хантыйские юрты Чучелины) инвалид Отечественной войны Кузьма Чучелин руководил звеном юных рыбаков, куда входили: Ушаевы Ирма (13 лет) и Лида (11 лет), Чучелины Ваня (10 лет) и Ирина (12 лет). Каждый из них выловил и сдал государству по 200 кг рыбы.

24 ноября 1944 года. Учащиеся и пионеры школы № 25 Центрального района г. Тюмени организовали сбор средств на строительство боевого катера «Тюменский пионер» и обратились ко всем трудящимся города с просьбой поддержать их инициативу. Бюро Тюменского горкома ВКП(б) одобрило инициативу школьников.

29 июня 1945 года. Председатель исполкома Заречного райсовета Берюхов В.И. вручил медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941--1945 гг.» награжденным работникам Тюменского фанерокомбината Министерства лесной промышленности СССР

...709 Зенцовой Наде, ученице, мед. № 112129

...710 Иноземцеву Вите, ученику, мед. № 112130

...711 Мальцеву Аркаше, ученику, мед. № 112131

...712 Мотовилову Юре, ученику, мед. № 112128 -- представителям ударной пионерской бригады.

У юных сибиряков-школьников рано проявилось гражданское самосознание. Фронт от нас был за тысячи километров, но мы его чувствовали каждый день: сводки Совинформбюро, письма с фронта, да и похоронки не обошли ни один дом. «Все для фронта!» для нас, детей, было не лозунгом, а состоянием наших детских душ. Посильная работа, а чаще и непосильная, особенно на селе, стала необходимостью: посев и уборка урожая, посадка и уборка картофеля в городских дворах и на полях, сбор металлолома, дикорастущих лекарственных трав, подготовка и сбор подарков для бойцов, денежных средств для производства вооружения, помощь раненым в госпиталях, детям детских домов и семьям фронтовиков. На 1 марта 1945 года в Тюменской области находились 121 детский дом и детский интернат (всего 6 141 воспитанник). Практически вся работа в семье по дому ложилась тоже на детей. Попробуй придумай обед или ужин из скудных продуктов.

Закончилась война. Пришла Победа: со слезами и радостью. Подрастали дети, а среди них немало было таких, которые не могли вспомнить черты лица не вернувшихся с фронта родных. Некоторые ни разу не сказали «папа», «мама» не почувствовали тепло души и ласковое прикосновение родительских рук. Это был их «вклад» в Победу, независимо от возраста.
По разным причинам не всем детям пришлось в годы войны учиться: не хватало зимней одежды, о питании не приходилось говорить, надо было зарабатывать средства для семьи, кормилец -- на фронте.

На 1 декабря 1944 года в области закон о всеобуче не был выполнен, не училось 3 788 детей, из них 3 104 -- на селе, 684 -- в городах. Всеобуч был начальным.

Началось мирное время. О Родине надо было помнить всем. Повзрослевшие дети нашей области поехали восстанавливать Сталинград и Запорожье, стали первыми рабочими на только что открытых мебельной и прядильносетевязальной фабриках в Тюмени, вместе с вернувшимися солдатами возрождали заброшенные колхозные поля, иные пошли учиться.

Куда же могли пойти учиться? В области в 1944--1945 учебном году работало 1 519 начальных (из них 245 национальных), 71 семилетняя (из них 40 национальных), 75 средних (из них 7 национальных) школ, Тюменский педагогический, Тобольский и Тюменский учительские институты, 7 педагогических (2 в округах), библиотечный. 2 медицинских училища. Создавались условия для получения среднего профессионального образования. В 1942 году начали работать вновь созданный лесотехнический и эвакуированный из Одессы машиностроительный техникумы, в 1945-м открылся техникум советской торговли. Продолжали готовить кадры сельскохозяйственный и кооперативный техникумы. К 1952 году работали 5 ремесленных и железнодорожное училищ, 5 школ фабрично-заводского обучения, в школе ФЗО № 9 готовили специалистов роторного бурения.

Выпускники этих учебных заведений -- дети военного времени – стали учителями и медицинскими работниками, техниками и судосборщиками, токарями и слесарями на предприятиях машиностроения, помощниками машинистов и машинистами паровозов, а с 1959 г. и тепловозов, специалистами лесной и деревообрабатывающей промышленности, да и начинающая геология получила подкрепление.

Из девчат моего класса, которые начинали в 1941 году (в то время было раздельное обучение), после окончания седьмого класса немногие пошли учиться в среднюю школу. Я поступила в Тюменское педагогическое училище и не сожалею, несколько девочек из нашей школы тоже учились в училище. Из ребят нашего двора многие получали вначале среднее профессиональное образование. Так, Люда и Александр Клименко после учебы работали на заводе, их сестра Галя -- медицинским работником, братья Поспеловы: Борис не один год работал в индустриальном институте по созданию учебного телевидения, Юрий – в строительных организациях, Женя Соколов стал летчиком, был первым командиром у Владимира Шарпатова, Героя России. Многие мои сверстники потом получили высшее образование, я тоже закончила институт.

Дел в стране было громадье: восстанавливать разрушенные города и селения, возрождать сельское хозяйство, производить новые машины и механизмы, строить электростанции, познавать и развивать науку, искусство, культуру, спорт.

Подрастающее поколение принимало трудовую эстафету у воинов-победителей. И наша большая, молодая Тюменская область нуждалась в труде моих сверстников.

В областном центре одной из главных проблем был дефицит электроэнергии, сдерживающий развитие промышленности, строительство, благоустройство города. Началось строительство ТЭЦ, которая стала первой комсомольской стройкой. Путевки вручали в Тюменском горкоме ВЛКСМ.

Коллектив не только построил электростанцию, обеспечил централизованное теплоснабжение города, но и вырастил профессиональных строителей, организаторов, секретарь комитета комсомола А.А. Гердт позднее работал руководителем главка.

В Тюмени начали создаваться новые промышленные предприятия, заводы турбомеханический, электромеханический, позднее моторный, «Электрон», камвольно-суконный комбинат, создавались условия для совершенствования производственных процессов на старых заводах – судостроительном, аккумуляторном, станкостроительном, строительных машин.

Почти 70 лет прошло после окончания войны. Мальчишки и девчонки военного времени стали ветеранами, они помнят суровые годы войны, не потерялись они в истории нашей страны.
Много памятных страниц и в жизни нашей орденоносной области. В них оживают имена тех, кого называют детьми войны. О каждом можно написать рассказы и повести, надеюсь, что люди сами расскажут о жизни, о делах, о заботах на страницах газет. И это будет еще одна Книга памяти.

Даже не страница, а большая глава истории области -- открытие месторождений нефти и газа, создание нефтегазового комплекса. Имена В.Д. Бованенко, Г.М. Левина, В.А. Абазарова, В.С. Черномырдина, М.И. Буянова, Ю.И. Кильдюшова, Р.В. Хворостяновой напомнят и расскажут о многом. Да и без построенной железной дороги от Тюмени до молодых северных городов таких разительных изменений в развитии области не могло произойти. С дорогой вспомнятся В.В. Молозин, М.М. Бороданов.

Наши авиаторы, экипажи и командиры воздушных кораблей – Н.Н. Бабинцев, Ю.А. Южаков перевозили десанты геологов, строителей, электромонтажников, оборудование, продовольствие и даже десанты артистов, писателей, композиторов, ускоряли темп жизни.

Не обошлись и без речного флота, нефтеналивных барж и танкеров, плавучих электростанций «Северное сияние», построенных на ордена Отечественной войны первой степени судостроительном заводе. Главный строитель Ю.М. Лыхин и бригадир судосборщиков были детьми войны.

В успехах сельского хозяйства есть большой вклад О.Г. Гридневой, П.Г. Бачурина и В.А. Кобылкина.

После окончания войны в области не было ни одного научного учреждения. В настоящее время развиваются отраслевая и фундаментальная наука. Далеко известны ученые И.И. Нестеров, Я.М. Каган, Ю.А. Лукашкин, Р.М. Цой; организаторы первого технического вуза, ныне Тюменского государственного нефтегазового университета В.Е. Копылов, В.И. Леонтьев, В.И. Бакштановский. Многое можно познать в музее института науки и техники Зауралья, инициатором и организатором которого является В.Е. Копылов. Продолжается развитие высшей школы. Первым ректором Тюменского государственного университета был И.А. Александров, организаторами молодых вузов -- М.А. Капеко и К.Г. Барбакова.

Отражают дела, помыслы, характеры сибиряков наши писатели и поэты -- В.П. Крапивин, Л.В. Лапцуй, А.И. Васильев, Н.В. Денисов, М.К. Волгина, художники -- В.В. Волков, В.А. Русаев, супруги Галина и Александр Визель.

Задали тон в развитии спорта Н.А. Аржилов, Г.И. Хомутов, Ю.А. Петелин.

Дети войны, ставшие учителями, ежечасно делали все, чтобы подрастающее поколение знало и понимало, «кто одержал Победу».

Звание «Почетный гражданин города Тюмени» за полтора века присвоено 46 людям разных сословий, званий, профессий, из них 15 в годы Великой Отечественной были детьми, стали строителями и рабочими, артистами и писателями, изобретателями и учеными, руководителями предприятий и государственными мужами.

Майя СМИРНОВА, краевед, г. Тюмень
(При подготовке материала использованы документы Государственного архива социально-политической истории Тюменской области, сборник документов «Тюменцы — фронту». -- Тюмень, 2005)

795Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
За выход в финал сезона поборются 12 молодых команд УрФО и Поволжья.
В областной столице продолжает работу международный проект «CreativeMornings».
В течение трех дней волонтеры будут получать необходимые знания для работы в сфере инклюзивного образования и разрабатывать собственные социально-полезные проекты.
Международный проект обучения с применением дуального метода в течение нескольких лет успешно реализовывался в ялуторовском колледже.
Школьник не совсем верно понял задание по уроку технологии.
Ими оказались четырнадцать жителей муниципалитета.
Участники поборются за пиццу и релакс-процедуры.
Опрос
Что я больше всего любил (а) в детском садике?
Сончас
Прогулки, физкультуру и зарядку на площадке
Детсадовскую еду
Дополнительные кружки
Утренники
Работу на садичном огороде