×
В социальных сетях
В печатной версии

В прошлое серебряная нить

23.01.2015
00:35
Дом Максимилиана Волошина в Коктебеле привлекал литературных звезд минувшей эпохи атмосферой творчества и веселья

Продолжаем культурное путешествие по Крыму и его окрестностям. В прошлый раз читатели газеты благодаря публикации вспомнили о «Ласточкином гнезде» – замке в средневековом стиле (спасибо за телефонные звонки с пожеланиями по будущим интеллектуальным «объектам» рубрики), где снимались не только советские и российские кинокартины, но  и зарубежные ленты.

В этом номере предлагаем отправиться на литературную встречу с… Серебряным веком и одним из его представителей – поэтом, художником, переводчиком, оригинальным критиком, блестящим мыслителем и провидцем Максимилианом Волошиным. Добро пожаловать в Феодосию, в Коктебельский эколого-историко-культурный заповедник «Киммерия М.А. Волошина».

Неслучайные встречи

Не знаю, как сейчас, но лет семнадцать назад школьная программа по литературе предполагала лишь упоминание о Волошине. Тогда, «зацепившись» за фамилию поэта, я вихрем помчалась в сельскую библиотеку и выписала домой все, что нашла о нем – читала запоем, учила наизусть. В универ поступала опять же с ним, исключив из списка подготовки других звезд «времени сереб­ра». «В дождь Париж расцветает, точно серая роза... Шелестит, опьяняет влажной лаской наркоза» – нежность, заключенная в этих строках, никак не вязалась с внешним видом автора – большим, кудрявым, румяным, босым дядькой в холщовой рубахе, подпоясанным веревкой. Но это-то и привлекало!

Таким он жил в Коктебеле, в доме, раскрытом «навстречу всех дорог», на самом берегу живописной бухты, между древнейшим вулканом планеты Карадагом и киммерийскими холмами. Таким принимал гостей: иногда в течение лета здесь бесплатно проживало до шестисот человек – ученых, литераторов, художников, артистов, авиаторов, которых влекли атмосфера творчества, серьезные научные и культурные дискуссии, юмористические розыгрыши, возможность вести задушевные беседы друг с другом. Вот, например: в литературных чтениях и играх участвовали Андрей Белый, Осип Мандельштам, Михаил Булгаков, свои произведения здесь создавали Марина Цветаева, Алексей Толстой, София Парнок.

Радушный хозяин сам отказался от замков и ключей, в декабре 1926 года в стихотворении «Дом поэта» объявив: «Войди, мой гость: стряхни житейский прах и плесень дум у моего порога…» Это не просто приглашение войти, высказывается заведующая современным Домом-музеем Волошина Наталья Мирошниченко. За словами – боль за разодранные революцией и гражданской войной жизни, предчувствие надвигающейся трагедии тридцатых, желание дать гостям хотя бы глоток другой жизни, той – духовной, интеллектуальной, творческой – оставленной за роковым рубежным 1917 годом.

Причал в суровых киммерийских далях

«…Коктебель не сразу вошел в мою душу: я постепенно осознал его как истинную родину моего духа. И мне понадобилось много лет блужданий по берегам Средиземного моря, чтобы понять его красоту и единственность…» – писал Максимилиан Волошин в автобиографии. Так, после долгих месяцев скитаний по миру, он решил преклониться перед древней Киммерией.

В 1903 году поэт принялся за постройку собственного дома. До сих пор жив его бумажный проект. Здание возводилось в два этапа. В 1913 году Волошин завершил пристройку – из дикого камня высоким эркером двусветную мастерскую. Дом с разными ритмами архитектурных объемов и окон, опоясанный светло-голубыми террасами-палубами, с вышкой-мостиком получился удивительно гармоничным, составляя единое целое с коктебельским пересекающимся ландшафтом. Уникальна его внутренняя планировка: 22 небольшие комнаты соединены дверьми так, что войдя внутрь, можно пройти по всему зданию, не выходя на улицу. Но из каждой комнаты имелась дверь наружу – для уединения как в келье.

Здесь, в трехэтажном кораб­лике на берегу необыкновенной красоты залива, среди сумятицы горячих лет революции и гражданской войны, трагедий первых лет советской власти Максимилиан Александрович сумел создать неповторимый стиль бытования и общения, сохранить атмосферу гостеприимства, высокой культуры и творчества. Друзья называли это место Домом Поэта (высший символ признания слова!) – действенного и спасающего.

Чтобы сохранить «причал всех страждущих», в 1931 году Волошин передал дом матери и первый этаж своего дома Всероссийскому союзу советских писателей для устройства Дома творчества. Его собственные «пенаты» стали корпусом № 1, а дом Елены Оттобальдовны Кириенко-Волошиной – корпусом № 2. На втором-третьем этажах Дома Поэта до 1976 года проживала вдова Мария Волошина, которой удалось сохранить почти первозданную обстановку комнат супруга, библиотеку и архив. По просьбе Марии Степановны в 1975 году начались работы по созданию музея, и лишь 1 августа 1984 года Дом-музей М.А. Волошина распахнул двери для посетителей. Это была еще одна маленькая победа культуры над идеологией.

Живет и здравствует поныне

…Сегодня в здании располагается уникальнейший музей: почти вся мебель сделана руками первого хозяина и представляет собой произведения искусства с росписями, инкрустациями и выжиганием. Дом наполнен предметами, книгами и раритетами, приобретенными, подаренными, привезенными из-за границы. Волею судьбы и усилием многих людей все эти вещи сохранялись на местах, определенных Волошиным столетием ранее, и вместе с архивом и художественным наследием автора составляют фондовую коллекцию из 55 тысяч единиц хранения!

Именно на основе Дома-музея М.А. Волошина (ДМВ) в Коктебеле был создан Коктебельский эколого-историко-культурный заповедник «Киммерия М.А. Волошина» с целью сохранить уникальные культурно-исторические ландшафты. В него также входят музей Марины и Анастасии Цветаевых, литературно-художественный музей, дом-музей Александра Грина и дом-музей Константина Паустовского. Сама идея заповедника была обусловлена всей жизнью и творчеством поэта и художника. Его завещание, как говорят современные исследователи, – в поэзии и акварелях!

В последние годы здесь активно проводится масса интеллектуальных мероприятий: широкую известность во многих странах получили научные конференции «Волошинские чтения», ежегодные события Международного творческого симпозиума «Волошинский сентябрь» (Волошинский литературный конкурс, литературный фестиваль имени Волошина, художественный пленэр «Коктебель», вручение Международной Волошинской премии, научно-культурологическая конференция «Киммерийский топос: мифы и реальность» и молодежные семинары). Теперь же коллектив ДМВ желает создать Международный информационно-культурный центр «Дом Поэта».

По материалам Коктебельского эколого-историко-культурного заповедника «Киммерия М.А. Волошина»

432Просмотров

уникально

Имя Максимилиана Волошина замалчивалось официальными властями вплоть до 1977 года, когда к 100-летию со дня рождения поэта удалось выпустить маленькую книжечку его стихов… В Коктебеле от Волошина остался Дом Поэта, а в Париже, который он тоже безумно любил, – большой скульптурный портрет Мастера работы польского скульптора Эдварда Виттига, по сию пору стоящий на бульваре Эксельман.

Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Тюмень вновь радует горожан теплым солнцем.
Трудиться Галина Бенке начала в 1946 году, продолжая учиться в школе, и сейчас, несмотря на преклонный возраст, не мыслит себя без дела. 
Грант в размере 230 тысяч рублей направят на организацию в областной столице школы электронной музыки для молодых людей старше 16 лет.
На минувшей неделе в адрес редакции поступило 36 письменных и устных обращений читателей.
«Целины» в это лето было предостаточно: Якутия, Ямал, Тюмень, Урал, Крым, Краснодар и даже Бангладеш. Подвести итоги в мультицентре «Моя территория» собралось около двух десятков студентов.
Второй год подряд делегация Тюменской области из числа активистов регионального отделения Всероссийского движения «Юнармия» посещает Внешние острова Финского залива.

уникально

Имя Максимилиана Волошина замалчивалось официальными властями вплоть до 1977 года, когда к 100-летию со дня рождения поэта удалось выпустить маленькую книжечку его стихов… В Коктебеле от Волошина остался Дом Поэта, а в Париже, который он тоже безумно любил, – большой скульптурный портрет Мастера работы польского скульптора Эдварда Виттига, по сию пору стоящий на бульваре Эксельман.

Опрос
Что я больше всего любил (а) в детском садике?
Сончас
Прогулки, физкультуру и зарядку на площадке
Детсадовскую еду
Дополнительные кружки
Утренники
Работу на садичном огороде
Популярные статьи