×
В социальных сетях
В печатной версии

О языке живописи Бориса Паромова

22.01.2015
00:36

Живопись как вид искусства – важная часть национальной культуры, сложный творческий процесс. Понимать ее – значит вчувствоваться в творческую волю художника, созерцая картину, уметь читать язык живописи, как бы заново творить ее вместе с живописцем. Недавно музейный комплекс имени Словцова представил персональную выставку работ известного тюменского художника Бориса аромова «Шаги по Земле».

Многочисленные работы художника (труд более четырех десятков лет), плотно размещенные в трех залах, покорили зрителей многообразной, многожанровой палитрой.
Выставка Паромова отражает всепоглощающую думу о России, раздумья о русском народе, о надвигающихся серьезных временах в ХХI веке. При входе в первый зал вниманию зрителей предстают монументальные картины: «Воин с копьем. На битву» (красные сполохи над крепостью и храмом, момент перехода от одного состояния к другому выражен с помощью грозового пейзажа, где за последними проблесками заката следует свет луны, озаряющий фигуру воина), «Памятник Ермаку», «Тобольский кремль», «Если вы не бывали в Тобольске», «Вечный сон. Закат над Россией», «Россия», «Воин Ослябля», «Пересвет», «Неси свой крест и веруй». Это исторические картины, в которых световые эффекты нужны художнику для их перевода из области чувственных ощущений в область духовных, если хотите, нравственных категорий, религиозных переживаний, где истины веры раскрываются разуму. Потому так  и бушует мрачнеющий океан истории в картинах Паромова, что он не принимает в свою глубину мышления предсказания, что ныне громоздятся вокруг нас, а основывается на фактах и вере в исполнение светлых чаяний и идеалов России.

Когда я смотрел на картину «Вечный сон. Закат над Россией», в которой семья: воин, ребенок, жена-мать погружены в сон, спят на своей земле в окружении цветов, земной юдоли, а над ними встает солнце и светятся мириады еще не погасших звезд, неожиданно вспомнились строчки великого русского ученого-поэта Чижевского:

Великое без Солнца не цветет:
Происходя от солнечных истоков,
Живой огонь снопом из груди бьет
Мыслителей, художников, пророков.

Картины Паромова окутаны облаками и звездами: «Дышала ночь», «Пыль веков», «Вечность», «Над миром», «Утренняя звезда», «Крест», «Жажду» – обертонами духовного и душевного строя русского человека. Красками низвергается ночное небо, молчанием леса, звоном колоколов церквей, приглашая зрителя к исповедальности. И кругом храмы – присутствие горнего мира, ощущаемого почти физически. Художник смело, там, где считает нужным, огрубляет те или иные черты и сгущает краски. В изображении храма Паромов опускает некоторые подробности, а в колокольне, сохраняя ее пропорции, слегка видоизменяет рисунок верхней части для достижения единой гармонии. Его Муза – углубленный в себя странник-монах, идущий к своему Храму, который манит тем, что скрыто за его стенами.

Фигура монаха несколько отодвинута вглубь по отношению к первому плану, что сообщает большую пространственность и глубину пейзажу – ярко-распустившейся цветущей сирени, а за деревьями видны купола двух храмов. В картине все – и монах, и пейзаж – взаимосвязано и взаимообусловлено не каким-то интересным событием, а правдой обыденности, являющейся частью единого целого. Часто смотрю на картину «На закате» (автор подарил мне ее) и задаюсь вопросом: о чем думает монах, что тревожит его  в нашем мире? Чем больше смотришь на паромовские произведения, тем больше возникает вопросов, ответы на которые хочется найти. Почти каждая его картина имеет какое-то скрытое значение, авторский подтекст, в ней заключена другая, непоказная жизнь, в которой скрывается сам художник, его душевное состояние, ирония, скорбь, и он не хочет раскрываться до конца.

Внутренний мир живописца служит ему своеобразным камертоном, который с не-обычайной чуткостью отзывается на человеческие горести и радости, а через призму чужих страданий и радостей просвечивает его собственное видение многоликого мира, отраженное в картинах. Живопись не прихоть, не временная забава души, а выражение, повторюсь, ее внутренней деятельности, заключившей свои идеалы в мировоззренческой субстанции и законах красоты. Паромов – художник многожанровый, в его произведениях зритель обнаруживает портрет, пейзаж, натюрморт и даже народный лубок. Его портретная коллекция оживлена напряженной духовной жизнью, внутренним порывом, вдохновенно устремившим взор в нашу действительность. Некоторые портреты даны в смелых ракурсах и отличаются четкостью рисунка и объемностью форм. В натюрмортах «Вино жизни», «Солдатский натюрморт» он выказывает свое духовное беспокойство, всякий раз замораживающееся в надежде обрести устойчивость в странном и хаотически взбудораженном мире городского человека нашего времени. Именно в поисках духовности художник приходит к большим обобщениям, где вещи воспринимаются как христианские символы, а не бытовые продукты.

Возьмите цикл картин, посвященных «Тюмени уходящей», или картины, связанные с Победой над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Сила эстетического воздействия их на зрителя связана с мощным силовым полем исторической памяти, вызовами времени, поисками культурных доминант, которые подвергаются философской рефлексии.

Причины, вызвавшие у художника как реалиста потребность в таком поиске, очевидны: крах, закат постмодернистских концепций, попытка предложить выход из кризиса. Духовный каркас основан у него на удержании моральных императивов с божественной справедливостью, духовными традициями, с русским временем, русской историей. К некоторым своим картинам Борис Иванович предпос-лал толковые комментарии. При этом попутно замечу: художник отлично владеет литературным письмом, им написаны десятки прекрасных рассказов, которые необходимо собрать и издать книгу.

Выставка Бориса Паромова достойна самых высоких оценок, она заставляет думать, многим стоит посетить ее, особенно молодежи: школьникам, студентам, чтобы еще раз вспомнить, в какой великой стране мы живем, среди каких людей, какими культурными богатствами обладаем.

Справка

Персональная выставка Бориса Паромова «Шаги по земле» посвящена 65-летию со дня рождения и 45-летию творческой деятельности автора.

На выставке представлено более 180 работ мастера (в том числе серия графических листов, где отражены сложные духовные проблемы, вопросы смысла жизни человека) во всех жанрах, в которых работал автор и которые демонстрируют разнообразие творчества художника: портреты, пейзажи, натюрморты, абстрактные композиции и произведения, посвященные празднику Рождества.

Выставка «Шаги по земле» открыта до 25 января 2015 года в музее изобразительных искусств. 12 +

601Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Актеры театра BreakFastBand победили на международном фестивале.
По городу разгуливала афишная тумба.
Литературное объединение «Вдохновение» действует в Казанском районе много лет. Справедливости ради надо сказать, что иногда его деятельность на время замирала, потом возрождалась с новой силой.
Влияние таких мероприятий на правильное, положительное развитие подрастающего поколения крайне важно, считают в ведомстве.
В России больше нет музеев, посвященных жизни и творчеству Петра Ершова.
В Ишиме состоялся благотворительный концерт в фонд помощи Егора Бабыкина «Город добрых надежд».
Опрос
Что я больше всего любил (а) в детском садике?
Сончас
Прогулки, физкультуру и зарядку на площадке
Детсадовскую еду
Дополнительные кружки
Утренники
Работу на садичном огороде