×
В социальных сетях
В печатной версии

О языке живописи Бориса Паромова

22.01.2015
00:36

Живопись как вид искусства – важная часть национальной культуры, сложный творческий процесс. Понимать ее – значит вчувствоваться в творческую волю художника, созерцая картину, уметь читать язык живописи, как бы заново творить ее вместе с живописцем. Недавно музейный комплекс имени Словцова представил персональную выставку работ известного тюменского художника Бориса аромова «Шаги по Земле».

Многочисленные работы художника (труд более четырех десятков лет), плотно размещенные в трех залах, покорили зрителей многообразной, многожанровой палитрой.
Выставка Паромова отражает всепоглощающую думу о России, раздумья о русском народе, о надвигающихся серьезных временах в ХХI веке. При входе в первый зал вниманию зрителей предстают монументальные картины: «Воин с копьем. На битву» (красные сполохи над крепостью и храмом, момент перехода от одного состояния к другому выражен с помощью грозового пейзажа, где за последними проблесками заката следует свет луны, озаряющий фигуру воина), «Памятник Ермаку», «Тобольский кремль», «Если вы не бывали в Тобольске», «Вечный сон. Закат над Россией», «Россия», «Воин Ослябля», «Пересвет», «Неси свой крест и веруй». Это исторические картины, в которых световые эффекты нужны художнику для их перевода из области чувственных ощущений в область духовных, если хотите, нравственных категорий, религиозных переживаний, где истины веры раскрываются разуму. Потому так  и бушует мрачнеющий океан истории в картинах Паромова, что он не принимает в свою глубину мышления предсказания, что ныне громоздятся вокруг нас, а основывается на фактах и вере в исполнение светлых чаяний и идеалов России.

Когда я смотрел на картину «Вечный сон. Закат над Россией», в которой семья: воин, ребенок, жена-мать погружены в сон, спят на своей земле в окружении цветов, земной юдоли, а над ними встает солнце и светятся мириады еще не погасших звезд, неожиданно вспомнились строчки великого русского ученого-поэта Чижевского:

Великое без Солнца не цветет:
Происходя от солнечных истоков,
Живой огонь снопом из груди бьет
Мыслителей, художников, пророков.

Картины Паромова окутаны облаками и звездами: «Дышала ночь», «Пыль веков», «Вечность», «Над миром», «Утренняя звезда», «Крест», «Жажду» – обертонами духовного и душевного строя русского человека. Красками низвергается ночное небо, молчанием леса, звоном колоколов церквей, приглашая зрителя к исповедальности. И кругом храмы – присутствие горнего мира, ощущаемого почти физически. Художник смело, там, где считает нужным, огрубляет те или иные черты и сгущает краски. В изображении храма Паромов опускает некоторые подробности, а в колокольне, сохраняя ее пропорции, слегка видоизменяет рисунок верхней части для достижения единой гармонии. Его Муза – углубленный в себя странник-монах, идущий к своему Храму, который манит тем, что скрыто за его стенами.

Фигура монаха несколько отодвинута вглубь по отношению к первому плану, что сообщает большую пространственность и глубину пейзажу – ярко-распустившейся цветущей сирени, а за деревьями видны купола двух храмов. В картине все – и монах, и пейзаж – взаимосвязано и взаимообусловлено не каким-то интересным событием, а правдой обыденности, являющейся частью единого целого. Часто смотрю на картину «На закате» (автор подарил мне ее) и задаюсь вопросом: о чем думает монах, что тревожит его  в нашем мире? Чем больше смотришь на паромовские произведения, тем больше возникает вопросов, ответы на которые хочется найти. Почти каждая его картина имеет какое-то скрытое значение, авторский подтекст, в ней заключена другая, непоказная жизнь, в которой скрывается сам художник, его душевное состояние, ирония, скорбь, и он не хочет раскрываться до конца.

Внутренний мир живописца служит ему своеобразным камертоном, который с не-обычайной чуткостью отзывается на человеческие горести и радости, а через призму чужих страданий и радостей просвечивает его собственное видение многоликого мира, отраженное в картинах. Живопись не прихоть, не временная забава души, а выражение, повторюсь, ее внутренней деятельности, заключившей свои идеалы в мировоззренческой субстанции и законах красоты. Паромов – художник многожанровый, в его произведениях зритель обнаруживает портрет, пейзаж, натюрморт и даже народный лубок. Его портретная коллекция оживлена напряженной духовной жизнью, внутренним порывом, вдохновенно устремившим взор в нашу действительность. Некоторые портреты даны в смелых ракурсах и отличаются четкостью рисунка и объемностью форм. В натюрмортах «Вино жизни», «Солдатский натюрморт» он выказывает свое духовное беспокойство, всякий раз замораживающееся в надежде обрести устойчивость в странном и хаотически взбудораженном мире городского человека нашего времени. Именно в поисках духовности художник приходит к большим обобщениям, где вещи воспринимаются как христианские символы, а не бытовые продукты.

Возьмите цикл картин, посвященных «Тюмени уходящей», или картины, связанные с Победой над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Сила эстетического воздействия их на зрителя связана с мощным силовым полем исторической памяти, вызовами времени, поисками культурных доминант, которые подвергаются философской рефлексии.

Причины, вызвавшие у художника как реалиста потребность в таком поиске, очевидны: крах, закат постмодернистских концепций, попытка предложить выход из кризиса. Духовный каркас основан у него на удержании моральных императивов с божественной справедливостью, духовными традициями, с русским временем, русской историей. К некоторым своим картинам Борис Иванович предпос-лал толковые комментарии. При этом попутно замечу: художник отлично владеет литературным письмом, им написаны десятки прекрасных рассказов, которые необходимо собрать и издать книгу.

Выставка Бориса Паромова достойна самых высоких оценок, она заставляет думать, многим стоит посетить ее, особенно молодежи: школьникам, студентам, чтобы еще раз вспомнить, в какой великой стране мы живем, среди каких людей, какими культурными богатствами обладаем.

Справка

Персональная выставка Бориса Паромова «Шаги по земле» посвящена 65-летию со дня рождения и 45-летию творческой деятельности автора.

На выставке представлено более 180 работ мастера (в том числе серия графических листов, где отражены сложные духовные проблемы, вопросы смысла жизни человека) во всех жанрах, в которых работал автор и которые демонстрируют разнообразие творчества художника: портреты, пейзажи, натюрморты, абстрактные композиции и произведения, посвященные празднику Рождества.

Выставка «Шаги по земле» открыта до 25 января 2015 года в музее изобразительных искусств. 12 +

674Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
В Тюменском драмтеатре экспонируются акварели художника Марии Волынских «Ультрамарин».
В фойе большого зала Тюменского драматического театра состоялось открытие выставки карикатур известного тюменского художника Евгения Крана.
Премьера спектакля «Русская народная почта» по пьесе Олега Богаева «Комната смеха для одинокого пенсионера» состоялась на сцене Молодежного театра «Ангажемент» имени Виктора Загоруйко.
На сцене концертного зала имени Юрия Гуляева состоялся концерт солистов Академии молодых певцов Мариинского театра - сопрано Анжелики Минасовой и тенора Александра Трофимова.
22 февраля с 11.00 до 12.00 отвечать на культурные вопросы обозревателя Ирины Никитиной будет директор Тюменского театра кукол Василий Пустыльников. Телефон студии прямого эфира: (3452) 39-94-14.
Выставка «Так рождается сказка» открылась в институте культуры.
Торжественное мероприятие состоится 21 февраля во Дворце культуры им. В. И. Муравленко (ул. Осипенко, 1). Начало в 15 часов.
Опрос
Нужно ли юношам готовиться к военной службе?
Обязательно, иначе в армии будет трудно
На военной службе всему быстро научат
Да, если они намерены выбрать военную профессию
Подготовка нужна, ведь каждый мужчина обязан отслужить в армии
Считаю, что военная служба должна быть добровольной