×
В социальных сетях
В печатной версии

Нет повода бояться закона

16.01.2015
00:53
С 1 января в России вступил в силу новый Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

В конце уходящего года в редакции газеты «Тюменская область сегодня» состоялась горячая линия, посвященная реализации нового закона, вступающего в силу с 1 января 2015 года, который изменит жизнь многих граждан. На вопросы читателей отвечали Гульнара Байматова, начальник отдела социального обслуживания, и Ирина Ожогина, начальник правового управления департамента социального развития Тюменской области.

Закон направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности.

Сегодня специалисты социальной защиты населения и получатели социальных услуг изучают новый закон, а потому телефон горячей линии был действительно «горячим».

Тамара Никифорова, Викуловский район:
– Будет ли изменена система социального обслуживания населения в связи с вступлением нового закона?

– Для начала следует отметить, что этот закон заменяет собой два ныне действующих федеральных закона: от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и от 2.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Таким образом, будет серьезно изменена система социального обслуживания.

Закон об основах соцобслуживания вводит ряд новых специфических понятий и уточняет некоторые существующие.

Мария Рощина, г. Тюмень:
– Слышала, что закон отменяет такое понятие, как «трудная жизненная ситуация». Скажется ли это на социальной помощи нуждающемуся человеку?

– Закон ничего не отменяет, а определяет основные принципы социального обслуживания, уточняет содержание ряда основных понятий, применяемых в сфере социального обслуживания, а также определяет формы социального обслуживания, виды социальных услуг и условия их предоставления, принципы финансового обеспечения деятельности организаций социального обслуживания.

Например, термин «клиент социальной службы» меняется на «получатель социальных услуг» – это гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляется социальная услуга (социальные услуги).

Вводится новое понятие «профилактика обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании», которое включает систему мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные потребности.

Наряду с этим в новом законе отсутствует понятие «трудная жизненная ситуация», которое очень широко применялось в практике соцобслуживания. Вместо него вводится понятие «нуждаемость в социальном обслуживании», которое определено семью обстоятельствами, при этом субъекты РФ могут расширить и дополнить понятие «нуждаемость» по своему усмотрению.

Также в законе появляется понятие «социальное сопровождение» – содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к соцуслугам. Социальное сопровождение осуществляется на основе межведомственного взаимодействия путем привлечения соответствующих организаций.

Новый закон выделяет три формы социального обслуживания:

1) социальное обслуживание на дому; полустационарное обслуживание – предоставление соцуслуг в определенное время суток; стационарное обслуживание – предоставление соцуслуг при постоянном, временном или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании ПСУ в организации соцобслуживания.

Ключевым элементом становится индивидуальная программа обслуживания. Этот документ применительно к конкретному гражданину включает в себя форму соцобслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления услуг, перечень рекомендуемых поставщиков услуг, а также мероприятия по соцсопровождению. Программа составляется исходя из потребности получателя соцуслуг и может быть пересмотрена не реже чем раз в три года. Появление индивидуальной программы призвано полностью перестроить принципы администрирования соцобслуживания.

Тимофей Барашкин, г. Тобольск:
– Не перечеркнул ли  новый закон перечень социальных услуг, ранее предоставляемых в регионе, и их стоимость?

– Закон содержит нормы, предусматривающие осуществление контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, в том числе общественного контроля.

Предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми утверждаемый органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием закона перечень социальных услуг не может быть сокращен по сравнению с перечнем таких услуг, установленным по состоянию на 31 декабря 2014 года. Закон Тюменской области «О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг» сохранил все услуги, предоставляемые в регионе ранее.

Для получателей социальных услуг, у которых право на их получение возникло в соответствии с действовавшим до вступления в силу закона по состоянию на 31 декабря 2014 года, сохранились условия предоставления услуг и размер платы.

Дарья Нигматуллина, Нижнетавдинский район:
– Как стать получателем социальных услуг?

– Социальное обслуживание основывается на заявительном принципе. Предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учетом волеизъявления получателя. Гражданин (его законный представитель) может обращаться непосредственно сам или по его просьбе иные граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо непосредственно к поставщику социальных услуг с письменным либо электронным заявлением о предоставлении социального обслуживания (статья 14 Закона). Форма заявления о предоставлении социальных услуг утверждается Минтрудом России (статья 7 Закона).

Мария Симохина, г. Ялуторовск:
– При наличии каких обстоятельств граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании?

– Напомним, что в законе не содержится понятия «трудная жизненная ситуация», ранее предусмотренного Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ. Вместо этого четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании (статья 15 Закона). К числу таких обстоятельств относятся, в частности, полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию. Иные обстоятельства, наличие которых может быть признано ухудшающим или способным ухудшить условия жизнедеятельности граждан, установлены постановлением правительства Тюменской области от 11.09.2014 № 487-п.

Григорий Аверкин, Исетский район:
– Много лет являюсь получателем социальных услуг. Недавно принял решение переехать к сыну в другой район. Не останусь ли без социальных услуг в связи с вступлением нового закона?

– В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы по новому месту жительства в сроки и порядке, которые установлены статьей 16 Закона.

Социальные услуги предоставляются на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином либо его законным представителем, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг (статья 17 Закона). В договоре определяются предоставляемые социальные услуги, перечисленные в индивидуальной программе, их стоимость в случае, если они предоставляются за плату (частичную плату). Форма договора также утверждается Минтрудом России (статья 7 Закона).

В качестве самостоятельного вида определены срочные социальные услуги (статья 21 Закона), предоставляемые без составления индивидуальной программы и без заключения договора в целях оказания неотложной помощи в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг.

Кроме того, законом введено социальное сопровождение граждан при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывающееся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе предоставления социальных услуг.

Поставщики обязаны предоставлять услуги в соответствии с индивидуальной программой и условиями договора, а также порядком предоставления социальной услуги (статья 12 Закона).

Борис Валиев, Нижнетавдинский район:
– На каких условиях будут предоставляться платные и бесплатные социальные услуги?

– Закон определил условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, а также категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно на дому, в полустационарных и стационарных условиях – это несовершеннолетние дети и лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. Дополнительно в Тюменской области установлены льготные категории, которым социальные услуги предоставляются бесплатно – инвалиды и участники Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Кроме того, бесплатно в стационарных условиях будут обслуживаться женщины при наличии у них определенных обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия их жизнедеятельности.

Услуги предоставляются бесплатно в полустационарных условиях и на дому, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже либо равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации. Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта Российской Федерации и не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения.

Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются платно, за исключением льготных категорий, указанных выше.

В субъекте Российской Федерации утверждается перечень предоставляемых в различных формах социального обслуживания социальных услуг (статья 8 Закона) на основании утвержденного правительством Российской Федерации примерного перечня видов социальных услуг, а также порядки их предоставления, обязательные для исполнения поставщиками социальных услуг на территории субъекта Российской Федерации (статья 7 Закона).

867Просмотров

официально

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в РФ, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.

Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
В городе декабристов началась деловая игра «Миллион».
Акция проводится в преддверии всероссийского праздника.
Помощью города воспользовалось более пяти тысяч семей.
В связи с этим, тюменцев бесплатно угощают креативным кофе.
Во дворах оборудуют спорткомплексы и малые архитектурные формы. 
Тюменцы могут проголосовать за выбор названия для аэропорта Рощино.
Пекари, массажисты и слесари - тюменцы с ограниченными возможностями здоровья демонстрируют свое мастерство в Москве на «Абилимпиксе».
В мероприятие примет участие три сотни активистов.

официально

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в РФ, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.