Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Инженерный спецназ экономики

Каким должен быть специалист, востребованный сегодня и завтра?

Общество, 00:35, 22 октября 2014,
Слушать новость
Инженерный спецназ экономики . Каким должен быть специалист, востребованный сегодня и завтра?.

Продолжаем публиковать размышления ректора Тюменского государственного нефтегазового университета Владимира Новоселова и профессора Виктора Спасибова о приоритетах при формировании новой кадровой политики в Тюменской области.
Хороша кузница!

Подготовка конкурентоспособного инженера – трудоемкое и дорогое удовольствие. Она возможна только при наличии материально-технической базы и выпестованной научно-педагогической школы, на формирование которой уходят многие годы. А главное, пожалуй, – менталитет университета, его атмосфера. В разнотипных вузах они разные. В классическом университете должен быть культ науки, в педагогическом – культ детей, а, скажем, в техническом – нацеленность на практическую эффективность. Это разные ценности. Именно ценности, формируемые традициями, создают университет, бренд которого является гарантом качества специалиста. Это как бочка с рассолом: какой бы огурец в нее ни положили, вкус будет гарантированно известен.

Подготовку специалистов массовых профессий для доминирующих отраслей экономики Западно-Сибирского региона осуществляет Тюменский государственный нефтегазовый университет, исторически созданный для освоения нефтегазовых месторождений. В вузе «взращены» известные в мире научно-педагогические школы: геологии и разведки месторождений (руководители: члены-корреспонденты РАН Иван Нестеров, Аркадий Курчиков); криологии Земли (академик РАН Владимир Мельников); бурения; разработки
нефтяных и газовых месторождений; переработки нефти и газа; транспорта углеводородов; автоматизации и информационных технологий. Создана система непрерывного образования: лицей, бакалавриат, магистратура, аспирантура, диссертационные советы, центры повышения квалификации и переподготовки кадров, реализующие концепцию «Обучение – через всю жизнь».

В орбите деятельности ТюмГНГУ находится 189 предприятий-партнеров. Выпускники вуза составляют 60 процентов инженерных кадров ТЭК. Так, например, только в «Лукойле – Западной Сибири» более полутора тысяч специалистов имеют
дипломы ТюмГНГУ.

Университет признан базовым, опорным вузом по подготовке кадров крупнейшими нефтегазовыми компаниями: ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Транснефть», ОАО «НОВАТЭК», ОАО «Сибур». Более 150 тысяч специалистов вышли из стен вуза, в том числе непревзойденные лидеры отрасли: председатель совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник, генеральные директора Владимир Богданов (ОАО «Сургутнефтегаз»), Олег Андреев (ООО «Газпром добыча Ямбург»), Сергей Мазанов (ООО «Газпром добыча Уренгой»), Константин Степовой (ООО «Газпром добыча Ноябрьск»), Александр Лейфрид (ООО «Лукойл-Пермь»), Петр Оборонков (ООО «Лукойл-Коми»), Петр Созонов (ООО «Газпром трансгаз Югорск»).

Позитивный опыт тюменского вуза

В интервью «Московскому комсомольцу в Тюмени» 9–16 июля 2014 года губернатор Тюменской области Владимир Якушев сказал: «Сегодня, когда в регионе идет диверсификация экономики в подготовке инженеров, мы по-прежнему делаем ставку на нефтегазовый университет. И вуз справляется с этой задачей».

Университет, зная проблемы и прогнозируя направления развития экономики региона, активизирует подготовку «линейных» инженеров через программы прикладного бакалавриата (в 2012 году – 20 человек, в 2014 году – 760 человек). Повышение профессиональных компетенций студентов обеспечиваем посредством развития дуальной системы, когда образование молодых людей по выбранной профессии происходит в двух заведениях. С одной стороны – это вуз, а с другой – предприятие. Задача непростая. Возникают вопросы юридического, финансового характера, организации, взаимодействия. Способ решения – создание базовых кафедр на ведущих предприятиях отрасли.

Нам представляется взаимовыгодно интересным создание крупными компаниями корпоративных кафедр. Компании вкладывают свои деньги и привлекают к образовательному процессу собственных ведущих специалистов не  с целью благотворительности, а для подготовки необходимых для себя инженеров. Они знают, что будущее предприятия зависит исключительно от уровня квалификации персонала. При этом все выпускники кафедр стопроцентно устроены на предприятиях.

О подготовке инженеров-исследователей, разработчиков – в рамках бакалавриата, как показывает опыт вуза, это трудно реализуемо. Следующий уровень образования – магистратура. Сегодняшняя магистратура в вузах, как правило, обеспечивает лишь продолжение образования по тому же или родственному направлению. Однако подготовка инженеров-исследователей возможна именно в рамках магистратуры, интегрируя различные магистерские программы. Именно магистратура способна и должна решать задачу опережающей подготовки инженеров для разработки и использования передовых наукоемких технологий. Для этого в университете вводятся индивидуальные образовательные маршруты, предусматривающие дополнительное освоение программ магистратур иного профиля, в том числе и с масштабным использованием электронных и дистанционных технологий.

Второе направление подготовки инженерных кадров – «мелкосерийное» для малого и среднего бизнеса. В настоящее время в связи с многопрофильной диверсификацией экономики региона потребности в кадрах новых предприятий не удовлетворяются. И сейчас, как видится, является очень своевременным создание на базе Тюменского государственного университета современной политехнической школы, которая, как было заявлено, «будет удовлетворять нужды региона в части инженерно-технических кадров». Таким образом, ниша может быть закрыта.

Другой вариант комплексной подготовки инженеров всех типов с учетом специфики региональной промышленности – это формирование сетевой формы обучения, объединяющей под эгидой ТюмГНГУ потенциалы и компетенции разнопрофильных
вузов, причем обязательно с участием научных институтов и ведущих промышленных компаний, распределенных по регионам страны. Условно мы бы назвали эту форму структурированным сетевым университетом, обеспечивающим решение приоритетных задач, развитие промышленности и подготовку специалистов, готовых без дополнительной подготовки включиться в деятельность предприятий-заказчиков.

Каждую из перечисленных выше проблем и подходов к их решению можно развивать и детализировать. Тюменский нефтегазовый университет видит их  и уже сегодня на своем уровне реализует систему мер по обеспечению региона инженерами нового поколения. Для качественного прорыва экономики региона необходима разработка стратегии развития профессионального образования большой Тюменской области, которая бы связывала воедино стратегии юга, ХМАО и ЯНАО. Необходимо определиться: кого, сколько и кто будет готовить. Вызовы XXI века настоятельно требуют этого.

Владимир НОВОСЕЛОВ, ректор ТюмГНГУ, профессор, доктор технических наук
Виктор СПАСИБОВ, профессор, доктор технических наук

Продолжаем публиковать размышления ректора Тюменского государственного нефтегазового университета Владимира Новоселова и профессора Виктора Спасибова о приоритетах при формировании новой кадровой политики в Тюменской области.
Хороша кузница!

Подготовка конкурентоспособного инженера – трудоемкое и дорогое удовольствие. Она возможна только при наличии материально-технической базы и выпестованной научно-педагогической школы, на формирование которой уходят многие годы. А главное, пожалуй, – менталитет университета, его атмосфера. В разнотипных вузах они разные. В классическом университете должен быть культ науки, в педагогическом – культ детей, а, скажем, в техническом – нацеленность на практическую эффективность. Это разные ценности. Именно ценности, формируемые традициями, создают университет, бренд которого является гарантом качества специалиста. Это как бочка с рассолом: какой бы огурец в нее ни положили, вкус будет гарантированно известен.

Подготовку специалистов массовых профессий для доминирующих отраслей экономики Западно-Сибирского региона осуществляет Тюменский государственный нефтегазовый университет, исторически созданный для освоения нефтегазовых месторождений. В вузе «взращены» известные в мире научно-педагогические школы: геологии и разведки месторождений (руководители: члены-корреспонденты РАН Иван Нестеров, Аркадий Курчиков); криологии Земли (академик РАН Владимир Мельников); бурения; разработки
нефтяных и газовых месторождений; переработки нефти и газа; транспорта углеводородов; автоматизации и информационных технологий. Создана система непрерывного образования: лицей, бакалавриат, магистратура, аспирантура, диссертационные советы, центры повышения квалификации и переподготовки кадров, реализующие концепцию «Обучение – через всю жизнь».

В орбите деятельности ТюмГНГУ находится 189 предприятий-партнеров. Выпускники вуза составляют 60 процентов инженерных кадров ТЭК. Так, например, только в «Лукойле – Западной Сибири» более полутора тысяч специалистов имеют
дипломы ТюмГНГУ.

Университет признан базовым, опорным вузом по подготовке кадров крупнейшими нефтегазовыми компаниями: ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Транснефть», ОАО «НОВАТЭК», ОАО «Сибур». Более 150 тысяч специалистов вышли из стен вуза, в том числе непревзойденные лидеры отрасли: председатель совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник, генеральные директора Владимир Богданов (ОАО «Сургутнефтегаз»), Олег Андреев (ООО «Газпром добыча Ямбург»), Сергей Мазанов (ООО «Газпром добыча Уренгой»), Константин Степовой (ООО «Газпром добыча Ноябрьск»), Александр Лейфрид (ООО «Лукойл-Пермь»), Петр Оборонков (ООО «Лукойл-Коми»), Петр Созонов (ООО «Газпром трансгаз Югорск»).

Позитивный опыт тюменского вуза

В интервью «Московскому комсомольцу в Тюмени» 9–16 июля 2014 года губернатор Тюменской области Владимир Якушев сказал: «Сегодня, когда в регионе идет диверсификация экономики в подготовке инженеров, мы по-прежнему делаем ставку на нефтегазовый университет. И вуз справляется с этой задачей».

Университет, зная проблемы и прогнозируя направления развития экономики региона, активизирует подготовку «линейных» инженеров через программы прикладного бакалавриата (в 2012 году – 20 человек, в 2014 году – 760 человек). Повышение профессиональных компетенций студентов обеспечиваем посредством развития дуальной системы, когда образование молодых людей по выбранной профессии происходит в двух заведениях. С одной стороны – это вуз, а с другой – предприятие. Задача непростая. Возникают вопросы юридического, финансового характера, организации, взаимодействия. Способ решения – создание базовых кафедр на ведущих предприятиях отрасли.

Нам представляется взаимовыгодно интересным создание крупными компаниями корпоративных кафедр. Компании вкладывают свои деньги и привлекают к образовательному процессу собственных ведущих специалистов не  с целью благотворительности, а для подготовки необходимых для себя инженеров. Они знают, что будущее предприятия зависит исключительно от уровня квалификации персонала. При этом все выпускники кафедр стопроцентно устроены на предприятиях.

О подготовке инженеров-исследователей, разработчиков – в рамках бакалавриата, как показывает опыт вуза, это трудно реализуемо. Следующий уровень образования – магистратура. Сегодняшняя магистратура в вузах, как правило, обеспечивает лишь продолжение образования по тому же или родственному направлению. Однако подготовка инженеров-исследователей возможна именно в рамках магистратуры, интегрируя различные магистерские программы. Именно магистратура способна и должна решать задачу опережающей подготовки инженеров для разработки и использования передовых наукоемких технологий. Для этого в университете вводятся индивидуальные образовательные маршруты, предусматривающие дополнительное освоение программ магистратур иного профиля, в том числе и с масштабным использованием электронных и дистанционных технологий.

Второе направление подготовки инженерных кадров – «мелкосерийное» для малого и среднего бизнеса. В настоящее время в связи с многопрофильной диверсификацией экономики региона потребности в кадрах новых предприятий не удовлетворяются. И сейчас, как видится, является очень своевременным создание на базе Тюменского государственного университета современной политехнической школы, которая, как было заявлено, «будет удовлетворять нужды региона в части инженерно-технических кадров». Таким образом, ниша может быть закрыта.

Другой вариант комплексной подготовки инженеров всех типов с учетом специфики региональной промышленности – это формирование сетевой формы обучения, объединяющей под эгидой ТюмГНГУ потенциалы и компетенции разнопрофильных
вузов, причем обязательно с участием научных институтов и ведущих промышленных компаний, распределенных по регионам страны. Условно мы бы назвали эту форму структурированным сетевым университетом, обеспечивающим решение приоритетных задач, развитие промышленности и подготовку специалистов, готовых без дополнительной подготовки включиться в деятельность предприятий-заказчиков.

Каждую из перечисленных выше проблем и подходов к их решению можно развивать и детализировать. Тюменский нефтегазовый университет видит их  и уже сегодня на своем уровне реализует систему мер по обеспечению региона инженерами нового поколения. Для качественного прорыва экономики региона необходима разработка стратегии развития профессионального образования большой Тюменской области, которая бы связывала воедино стратегии юга, ХМАО и ЯНАО. Необходимо определиться: кого, сколько и кто будет готовить. Вызовы XXI века настоятельно требуют этого.

Владимир НОВОСЕЛОВ, ректор ТюмГНГУ, профессор, доктор технических наук
Виктор СПАСИБОВ, профессор, доктор технических наук



Павел Перевалов призвал энергетиков активнее работать с потребителями в соцсетях

22 ноября

Степан Киричук: «Ветераны Тюменской области всецело поддерживают президента РФ»

22 ноября