×
В социальных сетях
В печатной версии

По ком звонит… люстра?

01.10.2014
00:16
Первая мировая война без прикрас глазами британского новобранца

Два долгожданных выходных на диване у телевизора… Наверное, для кого-то нет большего счастья, чтобы именно так набираться сил перед новой рабочей неделей. Субботний вечер в филармонии – тоже прекрасно! Ты, зал, сцена, шикарное действо, после овации, цветы, поклоны, вечерняя улица, где красивые фонари, теплые огни в окнах, свет фар скользящих машин. Но под то, что показали в государственной филармонии 27 сентября, отдохнуть не получилось: у нас заболела душа. Это тоже иногда необходимо. Для встряски, проверки стрелки на компасе, осмысления или переосмысления собственной жизни.
Почти опера. На самую трудную тему

«Война» – не то шоу, не то мистерия. Определить истинный жанр спектакля, рожденного студией SounDrama при идейной поддержке Эдинбургского международного фестиваля и Международного театрального фестиваля имени Антона Чехова в рамках перекрестного Года культуры Великобритании и России, его создатели затрудняются до сих пор. Здесь опера и балет, элементы цирка и сложнейшей хореографии, конечно, драма и много, очень много живой музыки. Можно сказать, она, а не человек, является главным действующим лицом.

Как рассказал на встрече с журналистами Валерий Шадрин, директор чеховского фестиваля и генеральный продюсер проекта (три года назад в Тюмень он при­возил спектакль Джорджо Стрелера «Слуга двух господ» Пикколо театро ди Милано), идею сделать нечто подобное к столетию начала Первой мировой два с половиной года назад предложил Эдинбург. Потом уже Владимир Панков, режиссер-постановщик, взялся за соединение трех литературных произведений – «Илиады» Гомера, «Смерти героя» Олдингтона и «Записок кавалериста» Гумилева. Потому и «Война» идет на трех языках – греческом, английском и русском, с субтитрами на русском. Ближе к финалу одна из актрис поет украинскую песнь. Чтоб было понятно: для искусства все нации равны и бессмертны. «Где театр, там нет санкций и раздора», – подчеркивает Валерий Иванович.

Работали над «Войной» в «театральной деревне» – есть такое место в Торопецком районе Тверской области – около трех месяцев. Презентовали спектакль из 17 сцен-рапсодий 9 августа нынешнего года в Эдинбурге. Неделю назад в Ярославле состоялась российская премьера. В конце сентября постановку приняла Тюмень. Потом будет перерыв, и весной ее ждут в Екатеринбурге.

Чего греха таить, «Война» – проект затратный (воевать вообще очень дорого), пригласить его могут не все регионы. Мы смогли. Теперь будем думать, как с этими впечатлениями жить дальше, потому что очень сильные, взрывающие мозг, заставляющие думать о том, от чего бежали в последнее время. Мир в состоянии войны (каламбур какой!) пребывает всегда. Вся наша история – история сражений, побед и поражений. Одни видят в бойне очищение, предпосылки к рождению новых цивилизаций. Другие кричат о хаосе, разрухе, раздрае. Что есть истина?!

Сцена – для мудрых и молодых

Для парижского салона 1913 года, объединившего молодых художников, поэтов, писателей, эта тема тоже актуальна. Английский мастер кисти Джордж, его жена Бетси, русские поэты Николай и Владимир, жена Владимира Анна, их многочисленные друзья уверены, что своим искусством смогут свергнуть старые устои. Пока же за бокалом вина размышляют, что было бы, если началась настоящая битва народов. А через год все оказываются вовлечены в Первую мировую. Джордж, попавший на фронт и переживший многие ужасы от лихорадки до газовой атаки, решается на само­убийство. Владимир сходит с ума, виня себя в гибели лучшего друга («он умер, чтобы жили мы»). Тогда доктор, к которому обратилась теряющая здорового мужа Анна, предлагает рассмотреть случай смерти художника на примере Троянской войны, используя зарождающийся метод психодрамы. Так, мать Джорджа становится Гекубой, его отец – Приамом, Бетси – Андромахой, а сам Джордж уподобляется Гектору… В какую же мясорубку они попадают! Теперь каждый ясно представляет, что пережил их сын, муж, товарищ. Но финал приносит небольшое успокоение – родные прощаются с солдатом, как троянцы когда-то простились с настоящим Гектором.

Справка

■ В Эдинбурге спектакль «Война» шел два часа сорок минут. Для России постановщики приготовили усеченную версию на два часа пять минут без антракта. ■ Команда в «Войне» подобралась неслучайная. Молодежь – ребята из студии SounDrama, которую Владимир Панков создал в 2003 году. С Игорем Ясуловичем режиссер пересекался, когда был студентом театрального института, с Валерием Гаркалиным – когда вел мастер-классы на его курсе в ГИТИСе.


Здесь мало слов, русских тем более (читайте субтитры), но много музыки, как писалось выше. На такую тему она может сказать гораздо внятней и сильнее: композиторы Сергей Родюков и Артем Ким (последний работал прямо на репетициях, создавая шедевры, что называется, на коленке), подготовившая инсценировку Ирина Лычагина постарались. Отрадно, что художником-постановщиком такого огромного компилятивного полотна стал Максим Обрезков – представитель Вахтанговской школы, сын актера нашей «драмы» Владимира Обрезкова. По его задумке над сценой «летают» солдатские шинели, рояль становится трибуной для речи и плача, а люстра, что висит ни высоко ни низко, в рапсодии про парижский салон – люстра, а на войне – колокол, возвещающий о новых жертвах.

Вообще коллектив над «Войной» трудился молодой, но очень универсальный. Какие только трюки ни выделывали актеры студии SounDrama, на тросах поднимаясь к потолку и изображая то ангелов, то саму смерть. И еще одно приятное известие: кроме молодежи, в спектакле задействованы представители мудрого поколения: в первом составе играют Игорь Ясулович и Елена Шанина, во втором – Евгения Симонова и Валерий Гаркалин – все любимые-неповторимые мастера сцены!

…На пресс-конференции с создателями и актерами тюменские журналисты слегка возмутились: «Почему именно такое название, не слишком ли много войны вокруг, чтобы снова о ней напоминать?» На что Шадрин с Панковым резонно ответили: «Да, с первого взгляда оттолкнуть может, но ведь в точку – очень сильное, емкое слово». Еще оно подразумевает очень жесткую для творчества форму. Но артисты и создатели постарались максимально ее насытить, разно­образить. На заметку: любая вой­на – результат взаимных обид, недосказанностей, недопонятостей. Недаром те, кто в этом понимает, все время за что-то просят прощения…

Компетентно

Владимир Панков,

режиссер-постановщик спектакля «Война»:

– Российская драматургия обходит стороной тему Первой мировой войны, словно она предана забвению или люди просто боятся браться за этот материал. Я опирался на мемуары участников тех событий, а также тексты «Илиады» Гомера, и пришел к выводу, что с течением веков ничего не изменилось...

650Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Вышло в свет произведение Сергея Козлова «И.О.В.».
Со 2 по 4 декабря в городе пройдет традиционный фестиваль имени маэстро.
О том как горох превращается в заклепки на броне рыцаря, а пенопласт в черную икру на царском столе, рассказала художник-декоратор Нарине Вардовна
Гостьей «Литературного четверга» 15 ноября в 12.00 станет член жюри творческого состязания.
Экспонаты поведают историю развития радио, телевидения и связи.
Художник представит англоязычные варианты сибирских комиксов.
В областной столице прошел первый день регионального конкурса талантов среди детей.