×
В социальных сетях
В печатной версии

Уроки истории Первой мировой

24.09.2014
00:27
Режиссер и оператор Эдуард Улыбин рассказал о съемках нового документального фильма

К 100-летию Первой мировой войны телерадиокомпания «Регион-Тюмень» сняла документальный фильм «Сибиряки: дороги забытых побед». О том, как проходили съемки необычного фильма о нелегких судьбах наших земляков, участвовавших в сражениях страшной войны, рассказал режиссер и оператор фильма Эдуард Улыбин.

досье

Эдуард Юрьевич УЛЫБИН,

художественный руководитель канала ГТРК «Регион-Тюмень»:

В телерадиокомпании «Регион-Тюмень» работает с 1986 года. Прошел все ступени от режиссера до главного режиссера и исполнительного продюсера. Художественный руководитель каналов ГТРК «Регион-Тюмень».

Помимо режиссерского мастерства обладает профессиональными навыками телеоператора, режиссера монтажа и звукорежиссера. Его работы отмечены на многих телевизионных фестивалях и конкурсах.

Обладатель Гран-при II Международного фестиваля телевизионных фильмов «Спасти и сохранить» за фильм «Кому нужна весенняя охота» (г. Ханты-Мансийск). Лауреат II Всероссийского конкурса «Телепрограммы сети ТВЦ» в номинации «Общественно-политическая программа» (г. Москва).

Награжден золотой медалью и статуэткой бронзового крылатого коня на Всероссийском журналистском конкурсе «Пегаз» «За цикл передач на телевидении». Имеет благодарности губернатора Тюменской области, Почетную грамоту ВГТРК. Член Международной Академии телевидения и радио.

Продюсер, режиссер, оператор художественного фильма «Очень старая сказка».


– Эдуард, почему у вас возникла идея снять фильм о Первой мировой?

– Насчет юбилейной даты все понятно. А вот что нас как авторов кольнуло? Мы знаем, что были сибирские полки. Наши земляки воевали, погибали, попадали в плен. Попытались рассказать в фильме, как они воевали.

Мы сейчас знаем, что эта война оказалась для России неудачной и не она была в ней победителем. 100 лет назад Россия, будучи империей, начала распадаться на местечковые образования. Выйдя из состава России, такие страны, как Финляндия, Польша, страны СНГ, с моей точки зрения, так и не стали полноценными государствами, потому что любое государство по определению должно становиться империей.

В Европе есть даже небольшие государства, королевства, которые по сути – империи. У некоторых из них нет даже армии, например, у карликового государства Монако, но они чувствуют себя империей. У них монархия, король, традиции, а значит, есть стержень. Этот стержень мы стали терять 100 лет назад, когда началась Первая мировая война. Я не за монархию, не за царя, не за королей, но для того, чтобы стержень появился, нужно очень много времени и усилий.

Мы изменили один строй, но не получили другой. Этот фильм – попытка рассказать будущему поколению о том, что любая война может разрушить веками созданное. Строили тысячелетиями, а потеряли все за три с половиной года. И об этом говорим в фильме. Но делаем это не напрямую, не назидательно, а через конкретные истории.

– Как вам удалось найти информацию о двух тоболяках, воевавших на фронтах Первой мировой войны?

– На самом деле можно найти информацию о множестве людей и в сотни раз больше. Мы побывали на русском кладбище в Южном Тироле. Там похоронены русские военнопленные, которые строили высокогорную железную дорогу-узкоколейку. Сейчас в этих местах проводятся чемпионаты мира по горнолыжному слалому. Среди этих красивых мест – кресты с фамилиями и датами. Спустя 100 лет это все великолепно сохраняется. В идеальном порядке кладбище содержат женщины из родительского комитета. На вопрос, почему они ухаживают за этим кладбищем, спокойно отвечали: «А вдруг где-то там, в далекой Сибири, точно так же ухаживают и за нашими погибшими родственниками?» Эти слова говорят о многом.

Это удивительное кладбище создано в 1915 году. И там не просто могилы с крестами, ведь над ним работал военнопленный архитектор. К каждой могиле сделан оригинальный деревянный крест, и повторяющихся среди них нет. Но древесина имеет свойство со временем разрушаться, поэтому раз в 20–30 лет эти кресты обновляются. Сейчас стоят кресты, обновленные в четвертый раз. Там есть и другие кладбища, но такое красивое мы увидели только в Южном Тироле.

– Во время съемок за неделю вы проехали шесть европейских стран. Какие впечатления самые яркие?

– Мы пострадали от той ситуации, которая сложилась вокруг Украины. Хотя стандартная европейская мультивиза обычно выдается сроком на месяц, мне открыли визу всего на четыре дня – такого прежде не было никогда. Построили программу так, что за 96 часов провели съемки в двух странах действия шенгенской визы – во Франции и Италии, перелетев через Берлин. Во Франции находились всего 20 часов, и все это время посвятили работе, без сна и без отдыха. В Вероне взяли напрокат автомобиль и проехали по стране около 700 км. Затем вылетели в Сараево – город, который находится в Боснии и Герцеговине. Он до сих пор кажется послефронтовым.

– В какой из стран, в которых вы побывали, самое трепетное отношение к памяти о Первой мировой?

– Это, конечно, Италия, где наши военнопленные сделали очень многое – построили около 150 км дороги. Не очень хорошие впечатления остались после посещения Франции. Все, что связано с санкциями, ощутили на себе. Мы должны были получить рабочую визу, но сделать это оказалось невозможным. Работая в Версале, понимал, что снимать надо достаточно скрытно. У меня оборудование, не очень похожее на профессиональное. Полиция подъезжала несколько раз, интересовалась, а мы на ломаном английском объясняли, что снимаем для себя, для дома и непрофессионально. Но в течение нескольких часов, пока мы были в Версале, они за нами наблюдали.

В полицию я все-таки попал, но уже в Хорватии. Думаю, это все от большой «любви» к русским и России. В Европе прекрасно понимают, что мы приносим и деньги, и славу, но политика делает свои вещи. Полетели в Боснию через Хорватию, которая два с половиной года назад стала шенгенской зоной. Мне же при вылете из Рима визу закрыли, хотя до окончания срока ее действия оставалось еще несколько часов. Маленький самолет сел в городе Сплит на дозаправку и в зоне таможенного досмотра посчитали, что я оказался в стране, в которой не должен находиться. Меня взяли под белы рученьки и отвели в полицейский участок. Документы передали командиру корабля, чтобы он вернул их мне только в Боснии.

Интересное наблюдение. Все мы знаем о войне 20-летней давности при распаде Югославии. Получаем информацию о том, что боснийцы вырезали сербов, а сербы пытались сопротивляться. Когда прилетели в Боснию, услышали совсем другое: сербы вырезали боснийцев. Мы, конечно, не вступали в разговоры, но почувствовали, какая напряженная обстановка сохраняется там до сих пор. Тем не менее народ там живет трудовой, работящий. Они похожи на наших соотечественников. Обратите внимание, что как только на Украине объявили перемирие, тысячи беженцев стали возвращаться на родину. Это свойство моментальной памяти: люди будут вспоминать это через 50 лет и возмущаться, но сегодня они живут обычной жизнью. Такие моменты при съемках фильма и запомнились больше всего.

– Эдуард, за годы работы вы сняли множество документальных фильмов, один фильм, как режиссер, – художественный. Чем запомнится вам как автору фильм о Первой мировой?

– Он дает толчок к тому, чтобы люди начали изучать историю. Для того, чтобы они заходили в Википедию посмотреть, с чего начиналась Первая мировая война, какие люди принимали в ней участие, и пытались разобраться, на чем основывается конфликт. Сейчас есть много разных мнений на тему, кто виноват в этой войне. Историки выдвигают гипотезы, пишут книги. Кто-то говорит, что это было выгодно англосаксам, кто-то – немцам. Но скажу только одно: Российской империи эта война была невыгодна изначально. Но к концу ее технологически Россия очень сильно выросла. Это удивительное качество: когда начинаем проигрывать, берем инициативу и можем исправить ситуацию. Первую мировую войну страна могла выиграть – русские солдаты вошли в Париж и Берлин, но их остановили политики.

– Будете еще работать над этой темой?

– Думаю, нет. Только через 100 лет. Как творческим людям, нам надо ставить перед собой новые цели и задачи, а это для нас сейчас пройденный этап.

– Желаем вам новых творческих удач!

– Спасибо!

774Просмотров

Художественно

Фильм «Сибиряки: дороги забытых побед» – попытка рассказать будущему поколению о том, что любая война может разрушить веками созданное. Но показано это не напрямую, не назидательно, а через конкретные истории.

Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
И не только стихи: в программе «Литературный четверг» 22 ноября в 12.00 разговор пойдет и о серьезных вещах, касающихся литературы.
Театр отметили на фестивале «Коляда-Plays».
Лучшие живописные полотна местных художников выставляют по всему региону.
Поклонников творчества поэта будут ждать в Центральной библиотеке.
В Тюмени состоялся концерт молодых певцов фонда Елены Образцовой в сопровождении филармонического оркестра.
Печатный труд можно и читать, и смотреть – он создан с элементами дополненной реальности.
В концертном зале имени Юрия Гуляева состоялся концерт народной артистки России, обладательницы титула «Золотой голос России» Ларисы Долиной. Певице аккомпанировал Тюменский филармонический оркестр, которым в этот вечер руководил дирижер Владимир Добровольский.

Художественно

Фильм «Сибиряки: дороги забытых побед» – попытка рассказать будущему поколению о том, что любая война может разрушить веками созданное. Но показано это не напрямую, не назидательно, а через конкретные истории.