×
В социальных сетях
В печатной версии

Поздно сахар графу грызть

17.09.2014
00:16
Монолог Позднышева из «Крейцеровой сонаты» Льва Толстого актер Тюменского драматического театра Александр Тихонов готовил около года

Сентябрь для творческих людей как камертон: какую тональность задаст спектаклям и концертам, так и пойдет вплоть до весны. Новый сезон Тюменского драматического театра стартовал с хорошими отзывами. После трехчасового путешествия по произведениям русских классиков под названием «Доходное мето» эстафету принял часовой спектакль «Крейцерова соната» – дело рук и ума петербургского режиссера Александра Баргмана и тюменского актера Александра Тихонова по одноименной повести Льва Толстого, познавшей гнев царской власти.

Это не постановка в привычном понимании с массой актеров, хореографических трюков и сценических вложений. Здесь мини-работа, тесный круг задействованных, возможно, простота, но когда вы услышите этот пронзительный монолог Тихонова-Позднышева, распутаете клубок из душевных мучений, переживаний, мужских истерик, когда возненавидите и тут же пожалеете героя, вот тогда придет осознание, что моноспектакль – это титанический труд, как, например, идея пройти по пустыне, а тот, кто решился – немножко сумасшедший...

Тихонов – большой молодец. Он растет год от года. И в каждом спектакле разный. Видимо, тюменский воздух ему, до нашей сцены поработавшему в Краснодаре и Челябинске, на пользу: спектакли приходят интересные, режиссеры попадаются «те», зритель тоже. Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить. Правда, моноспектакль в карьере Александра пока один. Но чтобы «родить» такое действо, может потребоваться немало времени и сил.

– Баргман предложил – грех отказываться от такого материала. Работали в общей сложности около года. Спасибо директору Сергею Осинцеву: два раза меня отпускали в Санкт-Петербург к режиссеру, так как сам он приехать в Тюмень не мог. Мы много говорили и репетировали, репетировали и говорили... Конечный результат Александр Львович видел уже на сцене Тюменского драмтеатра в конце прошлого сезона на генеральной репетиции перед худсоветом, – рассказывает Тихонов.

Кстати, первыми «Сонату» увидели кемеровские театралы – спектакль им показали во время летних обменных гастролей. Мы, тюменцы, стали вторыми. Дальше монопостановку ждут поездки по разным городам, весям, а значит, и фестивалям. «Мини» сыграло на руку: один актер, чуть-чуть декораций – удобно перевозить, что и говорить. Но не только в финансовых расчетах дело. Это действительно нужно увидеть. Особенно женщинам, которые близки к... измене, падению, провалу. Придите в театр, и вы поймете, что может получиться так, как получилось у Позднышевых, со стороны взгляните на мужчину, который и любил, и терзался, и жутко ревновал. Муж, плачущий над свадебным платьем супруги, – герой жалостливой картины, ребенок, потерявший маму в каком-нибудь ГУМе или ЦУМе, котенок, заблудившийся в подвале. «Все навыворот», – говорит зрителям Позднышев. Навыворот и есть... Остается только грызть сахар в привокзальной лавчонке и вспоминать, вспоминать, вспоминать ее локоны, улыбку, детей, которых отобрали.

Сценическое решение спектакля тоже очень минималистичное: пара столов, стульев, медный самовар, везде подстаканники и груды сахара. И между всем этим обманутый и отомщенный муж мечется как раненый зверь. Жалеет ли сам Тихонов Позднышева? Говорит, что все мы многогранны. Актер ищет в герое и правоту, и ошибки, распутывает и заново сматывает клубок самых противоречивых чувств. Обещает, что каждый новый показ будет иным, ведь с каждым новым залом спектакль будто рождается заново.

А мне вспомнилась притча о том, что много солнц и лун назад в человеке было женское и мужское начало. Не идеальное создание – мечта! Но за какие-то деяния высшие силы разделили нас пополам. С тех пор «половинки» ищут друг друга, чтобы вновь соединиться в цельное существо. Мы можем искать свою «частичку» всю жизнь. Мы можем якобы найти ее и... промахнуться, но понять это спустя десятилетия совместной жизни. Тогда что есть настоящая любовь, а что супружеская привычка? И не приснилось ли нам счастье? Пустое все и... часто навыворот.

997Просмотров

Фестивально

После премьерных дней в Тюмени (показы в сентябре – 23-е и 24-е) постановка побывает на XXX Международном фестивале «Липецкие театральные встречи», на Всероссийском фестивале памяти Олега Янковского в Саратове, на «Арт-окраине» в Санкт-Петербурге и затем в Тобольске во время обменных гастролей.

Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Пароли и явки даст театральная лаборатория «12 плюс».
В концертном зале имени Юрия Гуляева состоялся первый концерт филармонического абонемента.
В Тюменской области стартует новый региональный конкурс детского рисунка «Путешествие в сказку Петра Ершова. Конек-Горбунок глазами юных художников».
Писатель Сергей Козлов составил список произведений, достойных вашего внимания.
Стрит-арт появился в поддержку конкурса «Великие имена России».
В молодежном театральном центре «Космос» три дня ноябрьского уик-энда проходил фестиваль комедийной импровизации Theater Games 2.0.
В концертном зале имени Юрия Гуляева тюменской филармонии 14 ноября состоялся концерт популярной российской группы «Любэ» продюсера и композитора Игоря Матвиенко.

Фестивально

После премьерных дней в Тюмени (показы в сентябре – 23-е и 24-е) постановка побывает на XXX Международном фестивале «Липецкие театральные встречи», на Всероссийском фестивале памяти Олега Янковского в Саратове, на «Арт-окраине» в Санкт-Петербурге и затем в Тобольске во время обменных гастролей.