Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Cудьбы космонавтов

К полетам в космос готовились уроженцы земли Тюменской: Валентин Филатьев, Владислав Гуляев и Валерий Максименко

Общество, 17:17, 11 сентября 2014,
Слушать новость
Cудьбы космонавтов. К полетам в космос готовились уроженцы земли Тюменской: Валентин Филатьев, Владислав Гуляев и Валерий Максименко.

12 апреля 1961 года 108-минутный полет Юрия Гагарина по околоземной орбите на космическом корабле «Восток» стал первоначальной точкой отсчета истории пилотируемых полетов вокруг нашей планеты. Начиная с «гагаринского» апреля и вплоть до сентября года нынешнего старты в околоземное пространство совершили 118 советских и российских космонавтов.

К сожалению, среди покорителей космоса наши земляки отсутствуют. Однако в документах Центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина официально подтвержден факт подготовки к полетам в космос трех уроженцев земли Тюменской: Валентина Филатьева, Владислава Гуляева и Валерия Максименко.

Эти офицеры получили удостоверения космонавтов-испытателей в разное время, лично друг друга не знали. Тем не менее, их объединяют два обстоятельства – тяга к полету на орбиту и то, что они родились на Тюменской земле.

В силу субъективных и объективных причин капитан Филатьев, инженер-капитан Гуляев и полковник Максименко не получили званий «летчик-космонавт СССР» и «Герой Советского Союза». Однако их имена заняли свою нишу в истории отечественной пилотируемой космонавтики. Сегодня впервые рассказываем о судьбах этих людей в хронологической последовательности пребывания их в отряде космонавтов, строго опираясь документальную основу.

Валентин Филатьев

Первым из них подготовку к полету в космос начал Валентин Игнатьевич Филатьев (21 января 1930 г. – 15 сентября 1989 г.). Уроженцу села Малиновка Ишимского района, выпускнику Ишимского педагогического училища 1951 года и Сталинградского училища ВВС 1955 года невероятно повезло.

Старший летчик 3-го гвардейского истребительного авиаполка 15-й гвардейской истребительной авиадивизии ПВО страны старший лейтенант Филатьев добровольно изъявил желание начать подготовку к полетам на новой технике. Он преодолел жесточайшее «сито» медико-психологического отбора и получил направление в в/ч 26266 (Центр подготовки космонавтов) в числе первых двадцати молодых офицеров из 347 желающих «приобщиться к космосу». 25 марта 1960-го вместе с Дмитрием Заикиным (будущим дублером командира «Восход-2» Павла Беляева) прибыл в Звездный, точнее, Зеленый, городок и вошел в состав знаменитой «гагаринской двадцатки». Будучи «слушателем-космонавтом», капитан Филатьев стал свидетелем исторического полета Юрия Гагарина, а 17 июня 1961-го получил за «участие в подготовке и осуществлении полета корабля-спутника «Восток» медаль «За трудовое отличие». В сентябре того же года, вместе с космонавтами первого набора, начал занятия в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Жуковского по особой программе. Все складывалось весьма удачно, если бы не Его Величество случай…

23 марта 1963 года в буфете железнодорожной станции Подлипки (ныне город Королев Московской области) во внеслужебное время два капитана и будущих космонавта Валентин Филатьев и Иван Аникеев потребовали от буфетчицы свежего и неразбавленного пива во имя успешного построения коммунизма. К подвыпившим друзьям присоединился дублер Гагарина, Титова и Николаева капитан Григорий Нелюбов (1934 – 1966) – самая трагическая фигура в истории отечественной космонавтики…

В результате произошел конфликт между нелетавшими космонавтами и срочно вызванным армейским патрулем. Это ЧП навсегда закрыло Филатьеву дорогу в космос. 17 апреля 1963 года капитан Филатьев и его «подельники» были отчислены из отряда космонавтов «за нарушение воинской дисциплины и режима космонавтов». Валентин возвратился в родной полк под Орлом, где и служил до увольнения в запас в звании майора по состоянию здоровья 29 ноября 1969 года.

Семь лет он работал научным сотрудником Орловского научного института «Гипроприбор», а еще две пятилетки трудился преподавателем Орловских областных курсов Гражданской обороны СССР. В 1987 году вышел на пенсию, жил в Орле, где и скончался от онкологического заболевания легких.

Владислав Гуляев

Нелепая случайность не допустила на орбиту еще одного нашего земляка – офицера второго набора в ЦПК Владислава Гуляева. Владислав Иванович родился 31 мая 1937 года в селе Усово Маслянского (ныне Сладковского) района современной Тюменской области.

В отличие от абсолютного большинства первых космонавтов страны Советов инженер-капитан Гуляев никогда не был летчиком. Выпускник Кронштадтского высшего военно-морского училища инженеров вооружения являлся офицером Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) и служил недалеко от своей малой родины – в городе Омске, где дислоцировался 7-й ракетный корпус, или в/ч 43189.

23 января 1965 года инженер-капитан Гуляев, пройдя тщательный профотбор, стал одним из участников подготовки программы «Звезда». По слегка приоткрытым данным, она предусматривала освоение космического корабля – истребителя спутников, имеющего шифр «7К-ВИ». Пилотируемая «Звезда» так и не получила путевку в жизнь.

А в жизни офицера Гуляева произошло несчастье. 11 августа 1967 года, будучи в отпуске в сочинском санатории «Чемитоквадже», он неудачно нырнул в речку Шахэ и получил не только черепно-мозговую травму, но и перелом шейного позвонка. После лечения 6 марта 1968-го его отчислили из отряда космонавтов, но оставили методистом по космическим тренировкам в ЦПК имени Гагарина. Он завершил офицерскую службу в звании полковника 28 октября 1987 года, жил в Звездном городке, где и скончался от острой сердечной недостаточности 19 апреля 1990 года.

Валерий Максименко

Более благосклонной оказалась судьба к нашему земляку Валерию Максименко. Валерий Евгеньевич родился в Тюмени 16 июля 1950 года. Он появился на свет в единственном тогда на весь город роддоме № 1 на улице Семакова. Заслуженный летчик-испытатель РФ и космонавт-исследователь по программе «Энергия-Буран» провел в Тюмени лишь раннее детство. .Затем семья Максименко уехала на родную Украину, где в 1967 году Валерий окончил среднюю школу № 1 поселка Комсомольский Змиевского района Харьковской области, а в 1971-м Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков имени дважды Героя Советского Союза Сергея Грицевца.

Шесть лет он отслужил инструктором в учебных авиаполках родного училища, а в 1977-м стал летчиком-испытателем 267-го Центра испытаний ВВС в городе Ахтубинске. В 1987 году по рекомендации патриарха испытателей Степана Микояна офицера Максименко пригласили для участия в программе «Энергия–Буран», космического корабля многоразового использования – аналога американского «Шатла».

Группа офицеров-испытателей прошла подготовку в ЦПК имени Гагарина. Но, как известно, «Буран», он же Ту-202, слетал на орбиту только в беспилотном варианте 15 ноября 1988 года. Пилотируемые полеты на нем так и не состоялись, хотя 5 апреля 1991 года Валерий Максименко получил-таки удостоверение космонавта-испытателя…

После закрытия программы «Буран» он возвратился на аэродром Ахтубинска и «учил самолеты летать» до 1997 года. Ныне кавалер ордена Красной Звезды и многих медалей полковник в отставке Максименко живет в ставшем родным для него Ахтубинске и передает свой опыт новому поколению летчиков-испытателей.

Далее в сюжете: Браво, Александр Скворцов!

12 апреля 1961 года 108-минутный полет Юрия Гагарина по околоземной орбите на космическом корабле «Восток» стал первоначальной точкой отсчета истории пилотируемых полетов вокруг нашей планеты. Начиная с «гагаринского» апреля и вплоть до сентября года нынешнего старты в околоземное пространство совершили 118 советских и российских космонавтов.

К сожалению, среди покорителей космоса наши земляки отсутствуют. Однако в документах Центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина официально подтвержден факт подготовки к полетам в космос трех уроженцев земли Тюменской: Валентина Филатьева, Владислава Гуляева и Валерия Максименко.

Эти офицеры получили удостоверения космонавтов-испытателей в разное время, лично друг друга не знали. Тем не менее, их объединяют два обстоятельства – тяга к полету на орбиту и то, что они родились на Тюменской земле.

В силу субъективных и объективных причин капитан Филатьев, инженер-капитан Гуляев и полковник Максименко не получили званий «летчик-космонавт СССР» и «Герой Советского Союза». Однако их имена заняли свою нишу в истории отечественной пилотируемой космонавтики. Сегодня впервые рассказываем о судьбах этих людей в хронологической последовательности пребывания их в отряде космонавтов, строго опираясь документальную основу.

Валентин Филатьев

Первым из них подготовку к полету в космос начал Валентин Игнатьевич Филатьев (21 января 1930 г. – 15 сентября 1989 г.). Уроженцу села Малиновка Ишимского района, выпускнику Ишимского педагогического училища 1951 года и Сталинградского училища ВВС 1955 года невероятно повезло.

Старший летчик 3-го гвардейского истребительного авиаполка 15-й гвардейской истребительной авиадивизии ПВО страны старший лейтенант Филатьев добровольно изъявил желание начать подготовку к полетам на новой технике. Он преодолел жесточайшее «сито» медико-психологического отбора и получил направление в в/ч 26266 (Центр подготовки космонавтов) в числе первых двадцати молодых офицеров из 347 желающих «приобщиться к космосу». 25 марта 1960-го вместе с Дмитрием Заикиным (будущим дублером командира «Восход-2» Павла Беляева) прибыл в Звездный, точнее, Зеленый, городок и вошел в состав знаменитой «гагаринской двадцатки». Будучи «слушателем-космонавтом», капитан Филатьев стал свидетелем исторического полета Юрия Гагарина, а 17 июня 1961-го получил за «участие в подготовке и осуществлении полета корабля-спутника «Восток» медаль «За трудовое отличие». В сентябре того же года, вместе с космонавтами первого набора, начал занятия в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Жуковского по особой программе. Все складывалось весьма удачно, если бы не Его Величество случай…

23 марта 1963 года в буфете железнодорожной станции Подлипки (ныне город Королев Московской области) во внеслужебное время два капитана и будущих космонавта Валентин Филатьев и Иван Аникеев потребовали от буфетчицы свежего и неразбавленного пива во имя успешного построения коммунизма. К подвыпившим друзьям присоединился дублер Гагарина, Титова и Николаева капитан Григорий Нелюбов (1934 – 1966) – самая трагическая фигура в истории отечественной космонавтики…

В результате произошел конфликт между нелетавшими космонавтами и срочно вызванным армейским патрулем. Это ЧП навсегда закрыло Филатьеву дорогу в космос. 17 апреля 1963 года капитан Филатьев и его «подельники» были отчислены из отряда космонавтов «за нарушение воинской дисциплины и режима космонавтов». Валентин возвратился в родной полк под Орлом, где и служил до увольнения в запас в звании майора по состоянию здоровья 29 ноября 1969 года.

Семь лет он работал научным сотрудником Орловского научного института «Гипроприбор», а еще две пятилетки трудился преподавателем Орловских областных курсов Гражданской обороны СССР. В 1987 году вышел на пенсию, жил в Орле, где и скончался от онкологического заболевания легких.

Владислав Гуляев

Нелепая случайность не допустила на орбиту еще одного нашего земляка – офицера второго набора в ЦПК Владислава Гуляева. Владислав Иванович родился 31 мая 1937 года в селе Усово Маслянского (ныне Сладковского) района современной Тюменской области.

В отличие от абсолютного большинства первых космонавтов страны Советов инженер-капитан Гуляев никогда не был летчиком. Выпускник Кронштадтского высшего военно-морского училища инженеров вооружения являлся офицером Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) и служил недалеко от своей малой родины – в городе Омске, где дислоцировался 7-й ракетный корпус, или в/ч 43189.

23 января 1965 года инженер-капитан Гуляев, пройдя тщательный профотбор, стал одним из участников подготовки программы «Звезда». По слегка приоткрытым данным, она предусматривала освоение космического корабля – истребителя спутников, имеющего шифр «7К-ВИ». Пилотируемая «Звезда» так и не получила путевку в жизнь.

А в жизни офицера Гуляева произошло несчастье. 11 августа 1967 года, будучи в отпуске в сочинском санатории «Чемитоквадже», он неудачно нырнул в речку Шахэ и получил не только черепно-мозговую травму, но и перелом шейного позвонка. После лечения 6 марта 1968-го его отчислили из отряда космонавтов, но оставили методистом по космическим тренировкам в ЦПК имени Гагарина. Он завершил офицерскую службу в звании полковника 28 октября 1987 года, жил в Звездном городке, где и скончался от острой сердечной недостаточности 19 апреля 1990 года.

Валерий Максименко

Более благосклонной оказалась судьба к нашему земляку Валерию Максименко. Валерий Евгеньевич родился в Тюмени 16 июля 1950 года. Он появился на свет в единственном тогда на весь город роддоме № 1 на улице Семакова. Заслуженный летчик-испытатель РФ и космонавт-исследователь по программе «Энергия-Буран» провел в Тюмени лишь раннее детство. .Затем семья Максименко уехала на родную Украину, где в 1967 году Валерий окончил среднюю школу № 1 поселка Комсомольский Змиевского района Харьковской области, а в 1971-м Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков имени дважды Героя Советского Союза Сергея Грицевца.

Шесть лет он отслужил инструктором в учебных авиаполках родного училища, а в 1977-м стал летчиком-испытателем 267-го Центра испытаний ВВС в городе Ахтубинске. В 1987 году по рекомендации патриарха испытателей Степана Микояна офицера Максименко пригласили для участия в программе «Энергия–Буран», космического корабля многоразового использования – аналога американского «Шатла».

Группа офицеров-испытателей прошла подготовку в ЦПК имени Гагарина. Но, как известно, «Буран», он же Ту-202, слетал на орбиту только в беспилотном варианте 15 ноября 1988 года. Пилотируемые полеты на нем так и не состоялись, хотя 5 апреля 1991 года Валерий Максименко получил-таки удостоверение космонавта-испытателя…

После закрытия программы «Буран» он возвратился на аэродром Ахтубинска и «учил самолеты летать» до 1997 года. Ныне кавалер ордена Красной Звезды и многих медалей полковник в отставке Максименко живет в ставшем родным для него Ахтубинске и передает свой опыт новому поколению летчиков-испытателей.



Ранее в сюжете

«Нам сверху видно все!»

11

Кого берут в космонавты?

26

Отчет МАУ ДО «ДШИ «Этюд»

18 апреля

Более 700 спортсменов выступили на соревнованиях по чирлидингу в Тюмени

18 апреля