Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

О «вратах» Ишим-града

Общество, 00:46, 11 сентября 2014,
Слушать новость
О «вратах» Ишим-града. .

«Воротами города» смело можно именовать не только железнодорожный вокзал, но  и Привокзальную площадь.

В Ишиме за 2011-й («год истории») появилось сразу пять монументальных сооружений, напоминающих о славном прошлом «града на синей реке»: памятник основателю города казаку Ивану Коркину, инженеру Николаю Никитину, выдающемуся советскому гимнасту Борису Шахлину, «хлебу нашей памяти» (посвященному 200-летию Отечественной войны 1812 года) и колонны на Привокзальной. Надо отметить, все архитектурные новинки для Ишима выполнили специалисты Екатеринбургского художественного фонда. С той самой поры у города и появились замечательные «вешки памяти» (как любил называть скульптурные композиции Вячеслав Клыков).
«Александровская колонна» Каждое поколение вносит лепту в историю городского облика, создавая тем самым свое представление о красоте. У Привокзальной случилось вот уже «третье рождение». Первое – ноябрь 1913-го, когда была построена железнодорожная линия Тюмень – Омск. Тогда же торжественно открыли здание железнодорожного вокзала станции Ишим, начали благоустраивать прилегающие к нему территории и соединять их  с заселенными частями города – улицами Больше-Никольской, Мало-Никольской и Соборной площадью. Краевед Мария Бровко рассказывала: «От одноэтажного каменного здания железнодорожного вокзала (которое стоит до наших дней) через березовый лес, по направлению к городу, шла просека, по которой проходил тракт. С годами лес вдоль тракта вырубался, просека становилась шире. Строились деревянные дома, землянки для рабочих, начинала складываться улица, которую назвали Большевокзальная, так как она была самая длинная (в настоящее время улица Карла Маркса)». Кстати, первая дата «рождения» площади, приуроченная к 1913 году, увековечена и на одной из рельефных плит, расположенных у двухъярусного пьедестала 12-метровой гранитной колонны. «В отчете о постройке дороги говорится, что правильное движение по ней открыто 1 ноября 1913 года, – рассказал о событии века Коптелов в сборнике «Ишим далекий – близкий». – Места расположения станций были избраны по возможности вблизи населенных мест и надежных источников воды. Из тринадцати станций три – Вагай, Ишим, Называевская – третьего класса, десять остальных четвертого... Линия пересекала несколько рек, в том числе Таловку, Карасуль и Ишим...»

Три другие даты, высеченные на привокзальной колонне, тоже вещают о былом. 1687 год связан с основанием дворянином Петром Онофриевым и казаком Иваном Коркиным на левом берегу реки Ишим поселения, получившего название Коркина слобода. Интересно рассказано о сем историком Колесниковым в статье «Освоение Приишимья русскими»: «Выбранное место, нанесенное на чертеж, было одобрено тобольским воеводой. Вероятно, о нем говорится в одном документе, начало которого не сохранилось: «Лучшего места не сыщется, река, ее приток и озеро ограждают участок, где лежат еланное поле и леса». С одобрением участка был назначен и будущий строитель слободы Петр Онофриев. Он комплектовал команду казаков-строителей, подбирал крестьян из местных, тобольских, но главным образом из числа пришлых из-за Урала. Всем поселенцам пр доставлялось двухлетнее освобождение от казенных повинностей. Пришлым выдавалась ссуда да «по сошнику, топору и серпу» для «домового обзаведения...»

Следующая дата на колонне – 1720 год. Он ознаменован указом царя и великого князя всея Руси Петра І об образовании Ишимского дистрикта (округа) с центром в Коркиной слободе, а также получением разрешения на проведение здесь ярмарки в день Святителя Николая. «Из обширного Тобольского воеводства выделились Ишимский и Ялуторовский дистрикты, – читаем в трудах Колесникова. – С 1744 по 1763 год население Ишимского дистрикта выросло на сорок процентов. А в целом по Тобольской провинции оно за этот период увеличилось только на двадцать три процента. Приишимье стало районом самых высоких урожаев, лучшего материального снабжения населения. Все это усиливало приток новых, более предприимчивых переселенцев. Центром вновь созданного дистрикта стала Коркина слобода. Она превратилась в центральное укрепление Ишимской оборонительной линии». Увековечена и другая дата – 1782 год, когда высочайшим указом императрицы Екатерины Второй Коркина слобода удостоена прав и преимуществ города, названного по имени ближайшей реки Ишимом.

Таким образом, третье «рождение» 2011-го знаменательно тем, что площадь стала соответствовать своему этимологическому значению: стала гладким, плоским, ровным, незастроенным, а главное – легко обозреваемым местом. Украшением Привокзальной стала «Александровская колонна Ишима» – так пророчески краеведы именовали необычное архитектурное сооружение, рассказывающее об истории города. Только в отличие от питерской ишимскую колонну венчает не ангел, попирающий змею, а герб с золотым карасем.

«Колыбельные годы» площади

На площади изначально были построены краснокирпичные одноэтажные дома для рабочих, три из которых сохранились до наших дней. Разбили зеленый сквер, воздвигли скульптуру Ленина, посадили молодые ели, кленовые и яблоневые деревца. Позже возвели два административных здания – Ишимское отделение Омской железной дороги (в настоящее время – детсад) и дистанцию связи. Постепенно из-за разросшихся густых посадок, которым придавали шарообразную форму, площадь перестала быть легко обозреваемой.

Привокзальная площадь со своими архитектурными застройками стала свидетелем эпохальных исторических событий. До сих пор здесь сохранились здания №№ 19 и 9. В первом накануне революции тайно собирались члены рабочего кружка и изучали оружие и проходили военную подготовку, а во втором осуществлял работу первый Ишимский железнодорожный райком большевиков. Сама площадь явилась свидетелем собраний революционно настроенных рабочих, отсюда уходили ишимцы защищать Родину в суровую годину Великой Отечественной войны. В августе 1941 года в город поступили первые эшелоны с ранеными. Машины с ранеными двигались именно через площадь, развозя их по госпиталям. Помнит площадь вклад наших железнодорожников в Великую Победу. В депо был построен бронепоезд «Патриот», который в составе 58-го дивизиона прошел от Москвы до западных границ Советского Союза, участвовал в Курской битве, в освобождении Украины. В советские времена на площади около памятника Ленину вручали комсомольские билеты, повязывали галстуки пионерам, молодожены возлагали к подножию постамента цветы...

«Вторым рождением» площади можно условно считать 2005 год. Вместо густых зеленых насаждений на ней появились фонтан и белоснежные солнечные часы в виде птицы. Памятник вождю демонтировали в ретропарке.

Кстати, площадь сохраняла свое название, данное от рождения, до 1967 года, хотя в стране интенсивные переименования площадей и улиц начались сразу же после Октябрьской революции. Привокзальную площадь Ишима назвали именем Ольги Карякиной. Кто она? Революционерка, учительствующая в прогимназии и оказавшая помощь красногвардейцам, временно оставившим город в 1918 году. Муж ее, Александр Карякин, был первым председателем Ишимской организации РСДРП. К счастью, ишимцы не остались равнодушными к внутригородским названиям. И исходя из правильности наименования, в данном случае по главному объекту – вокзалу, площади вернули первоначальное название. Само наименование – Привокзальная – прямо указывает на место при вокзале, то есть недалеко, рядом. Площадь всегда многолюдна. Обновившись, вокзал и площадь при нем будут постоянно выполнять свое прямое назначение – провожать и встречать горожан и гостей Ишима. А гостям мы всегда рады!

«Воротами города» смело можно именовать не только железнодорожный вокзал, но  и Привокзальную площадь.

В Ишиме за 2011-й («год истории») появилось сразу пять монументальных сооружений, напоминающих о славном прошлом «града на синей реке»: памятник основателю города казаку Ивану Коркину, инженеру Николаю Никитину, выдающемуся советскому гимнасту Борису Шахлину, «хлебу нашей памяти» (посвященному 200-летию Отечественной войны 1812 года) и колонны на Привокзальной. Надо отметить, все архитектурные новинки для Ишима выполнили специалисты Екатеринбургского художественного фонда. С той самой поры у города и появились замечательные «вешки памяти» (как любил называть скульптурные композиции Вячеслав Клыков).
«Александровская колонна» Каждое поколение вносит лепту в историю городского облика, создавая тем самым свое представление о красоте. У Привокзальной случилось вот уже «третье рождение». Первое – ноябрь 1913-го, когда была построена железнодорожная линия Тюмень – Омск. Тогда же торжественно открыли здание железнодорожного вокзала станции Ишим, начали благоустраивать прилегающие к нему территории и соединять их  с заселенными частями города – улицами Больше-Никольской, Мало-Никольской и Соборной площадью. Краевед Мария Бровко рассказывала: «От одноэтажного каменного здания железнодорожного вокзала (которое стоит до наших дней) через березовый лес, по направлению к городу, шла просека, по которой проходил тракт. С годами лес вдоль тракта вырубался, просека становилась шире. Строились деревянные дома, землянки для рабочих, начинала складываться улица, которую назвали Большевокзальная, так как она была самая длинная (в настоящее время улица Карла Маркса)». Кстати, первая дата «рождения» площади, приуроченная к 1913 году, увековечена и на одной из рельефных плит, расположенных у двухъярусного пьедестала 12-метровой гранитной колонны. «В отчете о постройке дороги говорится, что правильное движение по ней открыто 1 ноября 1913 года, – рассказал о событии века Коптелов в сборнике «Ишим далекий – близкий». – Места расположения станций были избраны по возможности вблизи населенных мест и надежных источников воды. Из тринадцати станций три – Вагай, Ишим, Называевская – третьего класса, десять остальных четвертого... Линия пересекала несколько рек, в том числе Таловку, Карасуль и Ишим...»

Три другие даты, высеченные на привокзальной колонне, тоже вещают о былом. 1687 год связан с основанием дворянином Петром Онофриевым и казаком Иваном Коркиным на левом берегу реки Ишим поселения, получившего название Коркина слобода. Интересно рассказано о сем историком Колесниковым в статье «Освоение Приишимья русскими»: «Выбранное место, нанесенное на чертеж, было одобрено тобольским воеводой. Вероятно, о нем говорится в одном документе, начало которого не сохранилось: «Лучшего места не сыщется, река, ее приток и озеро ограждают участок, где лежат еланное поле и леса». С одобрением участка был назначен и будущий строитель слободы Петр Онофриев. Он комплектовал команду казаков-строителей, подбирал крестьян из местных, тобольских, но главным образом из числа пришлых из-за Урала. Всем поселенцам пр доставлялось двухлетнее освобождение от казенных повинностей. Пришлым выдавалась ссуда да «по сошнику, топору и серпу» для «домового обзаведения...»

Следующая дата на колонне – 1720 год. Он ознаменован указом царя и великого князя всея Руси Петра І об образовании Ишимского дистрикта (округа) с центром в Коркиной слободе, а также получением разрешения на проведение здесь ярмарки в день Святителя Николая. «Из обширного Тобольского воеводства выделились Ишимский и Ялуторовский дистрикты, – читаем в трудах Колесникова. – С 1744 по 1763 год население Ишимского дистрикта выросло на сорок процентов. А в целом по Тобольской провинции оно за этот период увеличилось только на двадцать три процента. Приишимье стало районом самых высоких урожаев, лучшего материального снабжения населения. Все это усиливало приток новых, более предприимчивых переселенцев. Центром вновь созданного дистрикта стала Коркина слобода. Она превратилась в центральное укрепление Ишимской оборонительной линии». Увековечена и другая дата – 1782 год, когда высочайшим указом императрицы Екатерины Второй Коркина слобода удостоена прав и преимуществ города, названного по имени ближайшей реки Ишимом.

Таким образом, третье «рождение» 2011-го знаменательно тем, что площадь стала соответствовать своему этимологическому значению: стала гладким, плоским, ровным, незастроенным, а главное – легко обозреваемым местом. Украшением Привокзальной стала «Александровская колонна Ишима» – так пророчески краеведы именовали необычное архитектурное сооружение, рассказывающее об истории города. Только в отличие от питерской ишимскую колонну венчает не ангел, попирающий змею, а герб с золотым карасем.

«Колыбельные годы» площади

На площади изначально были построены краснокирпичные одноэтажные дома для рабочих, три из которых сохранились до наших дней. Разбили зеленый сквер, воздвигли скульптуру Ленина, посадили молодые ели, кленовые и яблоневые деревца. Позже возвели два административных здания – Ишимское отделение Омской железной дороги (в настоящее время – детсад) и дистанцию связи. Постепенно из-за разросшихся густых посадок, которым придавали шарообразную форму, площадь перестала быть легко обозреваемой.

Привокзальная площадь со своими архитектурными застройками стала свидетелем эпохальных исторических событий. До сих пор здесь сохранились здания №№ 19 и 9. В первом накануне революции тайно собирались члены рабочего кружка и изучали оружие и проходили военную подготовку, а во втором осуществлял работу первый Ишимский железнодорожный райком большевиков. Сама площадь явилась свидетелем собраний революционно настроенных рабочих, отсюда уходили ишимцы защищать Родину в суровую годину Великой Отечественной войны. В августе 1941 года в город поступили первые эшелоны с ранеными. Машины с ранеными двигались именно через площадь, развозя их по госпиталям. Помнит площадь вклад наших железнодорожников в Великую Победу. В депо был построен бронепоезд «Патриот», который в составе 58-го дивизиона прошел от Москвы до западных границ Советского Союза, участвовал в Курской битве, в освобождении Украины. В советские времена на площади около памятника Ленину вручали комсомольские билеты, повязывали галстуки пионерам, молодожены возлагали к подножию постамента цветы...

«Вторым рождением» площади можно условно считать 2005 год. Вместо густых зеленых насаждений на ней появились фонтан и белоснежные солнечные часы в виде птицы. Памятник вождю демонтировали в ретропарке.

Кстати, площадь сохраняла свое название, данное от рождения, до 1967 года, хотя в стране интенсивные переименования площадей и улиц начались сразу же после Октябрьской революции. Привокзальную площадь Ишима назвали именем Ольги Карякиной. Кто она? Революционерка, учительствующая в прогимназии и оказавшая помощь красногвардейцам, временно оставившим город в 1918 году. Муж ее, Александр Карякин, был первым председателем Ишимской организации РСДРП. К счастью, ишимцы не остались равнодушными к внутригородским названиям. И исходя из правильности наименования, в данном случае по главному объекту – вокзалу, площади вернули первоначальное название. Само наименование – Привокзальная – прямо указывает на место при вокзале, то есть недалеко, рядом. Площадь всегда многолюдна. Обновившись, вокзал и площадь при нем будут постоянно выполнять свое прямое назначение – провожать и встречать горожан и гостей Ишима. А гостям мы всегда рады!



Тюменская служба «Дети в семье» отмечает свой первый юбилей

29 марта

Уход Samsung Pay не станет преградой для жителей России, считают эксперты

29 марта