×
В социальных сетях
В печатной версии

Правда и кривда делопроизводства

05.09.2014
00:20
157-й творческий сезон Тюменский драматический театр открыл спектаклем – «памятником русской литературе»

Со спектаклем «Доходное место», 3 сентября обозначившим новую веху в истории Большого Тюменского драматического театра (БТДТ), мы знакомились постепенно: как будто друг к другу присматривались, чтоб задружить навек, существа с разных планет...
Ты помнишь, как все начиналось?

Весной были слухи – мол, «вещь стоящая, сильная». Тогда пресс-показ не объявили, выпустить постановку в мир тоже не получилось – актеры «сдавались» без декораций, считай, на голой сцене. Летом во время путешествия в драматическое закулисье с ребятишками из тюменского детского дома № 66 руководитель художественно-декорационного цеха театра Наринэ Манвелян показала громадные ягоды крыжовника (по виду – что футбольный мяч, только мягкий, из ткани), которые предназначались в качестве аппетитных элементов для новинки. Наконец, меньше чем за неделю до долгожданной премьеры нас познакомили с человеком, который соблазнил «Доходным местом» не только автора пьесы, обладателя Букеровской премии Елену Чижову, но и всю многочисленную труппу БТДТ – это лауреат Госпремии РФ Геннадий Тростянецкий. Уж так его нахваливали актеры, что, право, было подозрительно...

В сам день «Ч» все и обнаружилось! Сначала вердикт. Во-первых, «Доходное место» стоит посмотреть уже потому, что над ним работала команда небывалой мощи: бесконечно уважаемая книголюбами Елена Чижова, легенда режиссуры Геннадий Тростянецкий, сценограф, лауреат Российской национальной премии «Золотая маска» Степан Зограбян, художник по костюмам Елена Орлова, которая из ничего всегда делает нечто, композитор Юрий Турчин, специалист по сценической речи, профессор СПбГАТИ Юрий Васильев, чьи учебники изучает весь театральный мир. Но не только именами «родителей» живут «дети»: «Доходное место» позволило тюменским артистам испытать силы в разных ипостасях и образах: кто-то танцевал как в последний раз, да еще на углях, кто-то воображал себя битбоксером, худрук театра Кристина Тихонова так вообще вышла в качестве актрисы, да еще с одной из заглавных ролей. В-третьих, в виде «наживки» здесь – компиляция из классиков, этакий микс, суп, винегрет – называйте, как хотите (пьеса Александра Островского «Доходное место», пьеса Александра Сухово-Кобылина «Дело», отрывки из Чехова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Пушкина). Любопытно это. Удовлетворять интерес и отправились.

Все и сразу в одном месте

С творчеством Елены Чижовой Тростянецкий познакомился три года назад, когда прочитал великую вещь – роман «Время женщин». В то же время Геннадий Рафаилович принес книгу тогдашнему режиссеру Большого драматического театра имени Товстоногова Темуру Чхеидзе.

С надеждой, что все получится... С Чижовой администрация БДТ связалась – через год театр дал премьеру по материалу из «Времени женщин». Потом была постановка в «Современнике», на других сценах России. Так Елену Семеновну узнал мир драматургии.

Совместную работу с ней по «Доходному месту» Тростянецкий замышлял тоже в БДТ, но новое руководство, сменившее Чхеидзе, идею не оценило.

И здесь слово взяла Фортуна: неугомонный режиссер положил одну телефонную трубку (по ней он разговаривал с БДТ) и взял вторую, набрав номер того театра, который со страниц соцсетей произвел на него самое положительное впечатление. Да, это была наша «большая» драма.

– В тот момент на меня обрушилась и почти смыла с места огромная творческая волна! Через компьютер я увидел, что в далеком от Санкт-Петербурга городе есть живые неуспокоенные
люди. Нет, не провинциалы! Ведь глубокая деревня может быть и в столице... – вспоминает Тростянецкий.

Первые встречи с тюменскими актерами проходили в виде читок: никто не знал, какая роль ему достанется – люди просто собирались вместе и... устраивали капустники, даже пуговицы на мундире чиновников изображали. Два месяца напряженных репетиций. Два месяца – через боль, сопротивление – к триумфу.

Скажу сразу, здесь нет Чижовой, к какой мы привыкли в ее трогательных, а где-то слишком личных романах. Елена Семеновна, которая писала пьесу по классическим вещам, чрезвычайно остроумна, насмешлива, даже зла, может грубое слово ввернуть, может добавить слишком много натурализма. Это оголенный провод: не прикасайся, а то шандарахнет. Так и есть: смотришь на мир чиновников из зала, краснеешь, смущаешься и понимаешь, что в нас есть капли «такого» бытия, «деревянной жизни» – в ком-то больше, в ком-то меньше. Мучаемся порой: с правдой без копейки в кармане или как соучастники подлога, но с набитой сумой. Понимали это, надеюсь, зрители: потому что покашливания, мешавшие в начале спектакля, разом прекратились и все задышали в унисон, а кто-то вообще забывал вдыхать носом воздух.

Сценой для «Доходного места» стал огромный зал: актеры разгуливали по нему, перебирались через кресла, здоровались, предлагали отведать сосиску, в финале пригласили гостей на вальс. Здесь случилось много личных открытий. Да, Кристина Тихонова, от голоса которой дрожали барабанные перепонки. Да, Елена Махнева – находка «Места», его звезда и отрада. То же самое могу сказать и про Константина Антипина, сыгравшего Юсова. Молодежь – Женя Казакова, Эвилина Ризепова, Дмитрий Куклев, Сергей Калинин (роль Мыкина небольшая, но подана достойнейшим образом), тебя ждет большое будущее, если не сдашь позиций. И, наконец, обладатель главной роли Васи Жадова Егор Медведев, который в Тюменском драматическом театре работает второй сезон. Мало какой начинающий актер сразу впрыгнет в такую солидную работу и выложится по полной. Удачи тебе!

Так что же есть классика для дня современного? По словам Геннадия Рафаиловича, нет такого классического произведения, которое бы здесь и сейчас не было актуальным. Классика – это же КЛАСС, некая высота. Нужно только угадать, соединяя город, публику, театр, материал, финансовое обеспечение спектакля и личный азарт. А вот когда угадаешь, родится что-то путное: старое, в книжных страницах затертое, станет дыханием, частью жизни, которая не должна делиться на куски с барского стола, а представляться цельным, честным, настоящим.

С началом сезона, театр! Доброй дороги!

346Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Горожан с нарушением зрения познакомят с шедеврами живописи.
Картины будут посвящены проблемам взаимоотношения подростков со сверстниками и родителями.
Автору комикса удалось собрать более 70 тысяч рублей.
Истории о тяжелой судьбе тюменцам поведают аудиозаписи и личные вещи участников проекта.
В канун 25-летия общественного благотворительного фонда готовится к печати новая книга серии «Библиотека альманаха «Тобольск и вся Сибирь».
Местная общественная организация коренных малочисленных народов восстанавливает стойбище ханты и ненцев неподалеку от поселка Богандинский.
Опрос
Что я больше всего любил (а) в детском садике?
Сончас
Прогулки, физкультуру и зарядку на площадке
Детсадовскую еду
Дополнительные кружки
Утренники
Работу на садичном огороде
Популярные статьи