×
В социальных сетях
В печатной версии

Пространство бесконечного развития

29.08.2014
00:35
Накануне Дня знаний Алексей Райдер ответил на вопросы журналистов и читателей

Свои часы педагоги сверяют по сентябрю и, конечно, живут-трудятся от первого осеннего месяца в одном учебном году до первого осеннего месяца в следующем. О том, что волнует учительскую общественность и чиновников, занятых в этой отрасли, а также что от храмов знаний ждут ученики и родители, накануне 1 сентября говорим с Алексеем Райдером, руководителем областного департамента образования и науки – участником редакционной прямой линии «День знаний как День мира».
Школы по осени считают
– Алексей Владимирович, сколько школ готово встретить учеников 1 сентября?

– К приему ребят готово 544 общеобразовательных учреждения. Помимо школ не менее ответственно готовим и дошкольный, и профессиональный сектор. Всего же начала учебного года с трепетом ожидает 952 учреждения образовательной сети.

– Какие новые школы откроют в канун праздника?
Виктория Федорова, г. Тюмень

– 1 сентября вновь построенные объекты не запускаем. А вот чуть позже, но обязательно до конца 2014 года, это будет Второвагайская школа в Вагайском районе и Солянская школа в Уватском районе – они как раз из списка ветхих школьных сооружений. Напомню, к началу прошлого учебного года в Тюменской области распахнули двери семь новых школ из сорока двух по всей России. При этом шесть новых учреждений введено на замену ветхим. Хочу отметить, региональное правительство строит комплексные социальные объекты, включающие как школу, так и садик. Благо­даря такому решению в небольшом сельском поселении создается полноценная инфраструктура.

Давайте посчитаем: шесть новых школ в прошлом году, две – в нынешнем. Останется три.

– А они где находятся?

– Все в тех же удаленных районах области. Продолжу ответ на предыдущий вопрос. 2014-й год принес завершение дел по тюменской гимназии № 16. Знаю, что многих горожан очень волнует эта тема. Сегодня этот объект возводится ударными темпами – осталась, кстати, внутренняя отделка.

– Проект гимназии прежний или новый?

– Проект похож на тот, по которому возведен второй корпус тюменской школы № 92 в Тюменском микрорайоне.

Напомню, в мае текущего года регион получил обновленное здание лесотехникума. За лето мы его оснастили и обжили.

Продолжается работа по введению дополнительных мест в детские сады. На прошлой неделе открыли второй корпус сада № 134 в Заречном микрорайоне города Тюмени. На базе бывшей начальной школы в селе Омутинском тоже появился новый дом для дошколят. Надеюсь, к 1 сентября будет окончательно готов садик в Тюменском микрорайоне в шаговой доступности от школы № 92. К середине сентября завершатся работы по вводу детского сада в Восточном микрорайоне. Дошкольное учреждение там жизненно необходимо – семьи покупают жилье, ориентируясь на планы по застройке участка.

Немало в регионе участков по реконструкции объектов. В Тюмени в районе Маяка планируем ввести дополнительный корпус сада № 50. Два года назад с этой территории был выведен центр «Милосердие» – освободилось место. Уверен, новый корпус идеально впишется в структуру сети дошкольного образования!

В сам праздник – День знаний, откроется не абсолютно новая, а реконструированная исетская школа № 1. Она претерпела не просто капитальный ремонт, а полноценную перестройку, за счет чего увеличились мощности здания. Аналогичные работы велись в викуловской школе № 1. Ее главный корпус расположен в здании 30-х годов прошлого века. Тогда она точно считалась самой красивой в селе – в каменном исполнении, с просторными коридорами и классами, но сейчас нуждалась в решительной модернизации.

Добавлю, капитальный ремонт перед праздником пережили 80 школ, 41 детский сад и 1 учреждение для детей-сирот.

– Когда капитального ремонта дождется Ивановская школа в Ялуторовском районе?
Виктор Волков, г. Ялуторовск

– Поверьте, мы заинтересованы в том, чтобы каждая школа Тюменской области была приведена в нормативное состояние. В плане перспективного ремонта социальные объекты в Ивановском сельском поселении уже включены в программу. В том числе благодаря вашему личному обращению в адрес областного правительства.

– Какую школу можно назвать мечтой?
Юлия Саукова, г. Заводоуковск

– Которая на протяжении многих лет создается несколькими поколениями педагогов, родителей и детей, которой мы доверяем, с которой работаем сообща. Это тот храм знаний, в который ведем ребенка не для того, чтобы он отбыл предусмотренное расписанием урочное время, чтобы через тот же учебник или слово учителя прикоснулся к интересному миру. В качестве примера – школа № 1 в городе Тобольске. Уже на крыльце понимаешь, что она нужна людям! Школа мечты – такая школа, в которой отучился сам и мечтаешь именно в ней выучить ребенка.

Первый раз в первый класс
– Сколько нынче в Тюменской области учеников?

– 156 тысяч. Прирастаем школьниками третий год подряд. Увеличивается число учеников и в первых классах (первоклашек нынче будет 18 845 человек), и даже уже в четвертых, пятых, шестых. В мае же выпустили 8 тысяч одиннадцатиклассников и 12 тысяч девятиклассников.

– Алексей Владимирович, вы неоднократно говорили о том, что при поступлении в первый класс ребенок не обязан уметь читать и писать. На деле все обстоит иначе: во многих школах с будущими первоклассниками проводят собеседования, где проверяют эти навыки. Более того, практика показывает, что детям, которые пришли в школу, не умея читать и писать, в течение учебного года приходится труднее, потому что учитель ориентируется на более подготовленных... Насколько законны требования педагогов?
Людмила Завьялова, г. Ишим

– Получая под опеку ребенка вне зависимости от его стартовых запросов и готовности к обучению в школе, необходимо каждого ученика погрузить в программу обучения, а самое главное – весь процесс обучения обустроить для него успешно. Поэтому однозначно неправильной назову ориентировку на успевающих детей: они потому и успевающие, что, возможно, обладают несколько иными стартовыми способностями. Иногда родители так пере­усердствуют с обучением своего ребенка в дошкольном возрасте, что его потом до третьего класса трудно чем-то заинтересовать и увлечь. Да  и родители порой меряют способности малыша этими же навыками (читать, писать), в то время как важнее научить его понимать текст, видеть за буквами смысл, а не просто торопиться сложить буквы в слова. Ребенка важнее заинтересовать процессом познания, научить задавать вопросы, главное, общаться – уметь контактировать и со сверстниками, и со взрослыми.

Поэтому наша задача состоит в том, чтобы всех принятых детей погрузить в процесс и выравнять их возможности для дальнейшего обучения. Я в этой части, благодаря вашему вопросу, в очередной раз обращусь к педагогам. Понимаю, что удобнее и легче работать с уже вылеп­ленным кувшином – его только в печку поставить, но начинать надо с гончарного станка.

Знания для всех
– Сейчас активно застраивается пригород Тюмени, появляется много коттеджных поселков. Люди едут туда по собственному желанию, отдавая предпочтение свежему воздуху вместо загазованных улиц. Но  в таких поселках совершенно не развита инфраструктура, нет ни школ, ни детских садов. Как быть?
Евгения Вяткина, Тюменский район

– Вопрос непростой. Признателен за озвучивание объективной ситуации. Думаю, родителям, которые выбрали жизнь за городом, заранее зная про отсутствие инфраструктуры, на момент переезда этот вопрос казался мало значимым. Считаю, такие решения нужно тщательно продумывать.

Надо искать выход из ситуации. Рассмотреть возможность возить ребенка в близлежащее общеобразовательное учреждение, решить, как будет обустроена вторая половина дня школьника, спланировать дополнительные занятия. Ведь объективно то, что в каждом коттеджном поселке на 40–50 домов построить полноценную школу, а главное – гарантировать подбор кадров, реализацию всех предметов школьной программы и само по себе качество обучения, просто невозможно.

Мы сделали шаг навстречу родителям в Тюмени, Ялуторовске, Тобольске, Ишиме, отменив в окраинных образовательных учреждениях этих городов строгость правил территориальной привязки, поскольку понимаем: те, кто переезжает за город, как правило, сохраняют городскую прописку, и мы не можем лишить детей конституционного права на доступное бесплатное образование.

– Можно ли решать эти вопросы, обратившись к директору конкретной школы?

– На конец августа в областном департаменте образования не осталось ни одной подобной неразрешенной ситуации. Конечно, не каждой школе удобно размывать границы своего участка, но и мы не можем пригородную черту закреплять за каким-либо конкретным учебным заведением. Некоторым родителям, скажем, удобнее добираться до работы по объездной дороге, а значит, не можем закрепить всех юных жителей поселков в направлении Московского тракта к школе № 88. Это реалии жизни, и на то, чтобы их принять, часто нужно время.

– Не менее болезненным остается вопрос с обеспечением школьников учебниками. Кто их получает платно, а кто безвозмездно?
Наталья Ильина, г. Тюмень

– Досадно слышать подобные вещи при том внимании, которое третий год подряд губернатор Тюменской области уделяет именно вопросу обеспечения образовательных учреждений учебниками, несмотря на любые трудности бюджета. В этом году нам вновь выделили 123 миллиона рублей на закупку 493 тысяч книжных изданий в соответствии с учебно-методическими комп­лексами, реализуемыми в  конкретных школах, и на основании поступивших от муниципалитетов заявок.

Первая поставка была с первого по четвертый класс, в прош­лом году включили пятые и шестые. Нынче, вдобавок ко всем предыдущим поставкам, обеспечили книгами семи- и восьмиклассников. Осталась незакрытой лишь старшая школа: до 2020 года она будет учиться по предыдущему стандарту. Имеющиеся в школах учебники для ребят 9–11-х классов никто не отменял. Они есть в наличии. Считаю, это очень рациональный подход, так как дети переходят на обучение по новым стандартам постепенно (сейчас на стандарт нового поколения перешли лишь учащиеся начальной школы).

При этом мы, благодаря поддержке правительства области, уже с опережением полностью обеспечили учебниками нового образца среднее школьное звено. Поэтому уверен, что момент перехода на новые стандарты старшей школы также встретим во всеоружии.

А далее нужно задаваться вопросами: умеем ли мы беречь то, что имеем, или хотим получать каждый год лишь новые учебники, следят ли за этим родители? Помнится, в советское время, когда нам выдавали книги, мы считали своей обязанностью бережно хранить их  и в опрятном виде передавать следующим поколениям. Куда пропадают учебники? Мне трудно отчитываться за каждую школу в отдельности.

Хотя, надо сказать, ситуация меняется к лучшему. В подавляющем большинстве случаев школы перестали требовать с родителей на весенних собраниях сбора средств на покупку литературы. Между тем случались единичные ситуации, когда учитель либо школа внезапно решали перейти на новый учебно-методический комплекс совершенно иного издательского цикла. Мы  с этим боремся.

Сегодня все действующие в школах УМК предусматривают многочисленные рабочие тетради (пособия индивидуального использования), и это, действительно, родительские траты, но  я вас уверяю: ни один бюджет любого другого субъекта РФ не несет таких расходов, какие на эти цели предусматриваются бюджетом Тюменской области. Так вот, многие родители, покупая рабочие тетради, иногда считают, что они приобретают именно учебники, без которых нельзя обучаться. Вместе с тем наличие рабочей тетради не является обязательным, от педагога зависит, насколько востребована эта форма работы, как можно иначе строить свои уроки, особенно выполнение практических заданий. Скоро пройдут первые родительские собрания, дети получат первую учебную литературу, и для родителей ситуация обязательно прояснится. Кстати, в приоритете по-прежнему обеспечение учебными пособиями ребят из мало­обеспеченных семей.

– В каждой ли школе есть группы продленного дня?

– Есть, но продленка не гарантирована обязательным образованием, поэтому она не является обязательной услугой в образовательном учреждении и реализуется по инициативе и запросам родителей.

– Но ведь во ФГОСе говорится о двух часах ежедневных занятий...

– Это внеурочная деятельность, а не продленка, на которую часть родителей продолжает претендовать. Внеурочная занятость – это обязательная форма совместной деятельности детей, позволяющая им проявлять физическую активность, занимаясь спортом, выбирать творческое направление – другими словами, развиваться комп­лексно. Это могут быть различные кружки, проектные занятия, массовые акции, предполагающие выход на территорию школы нескольких классов. А группа продленного дня – это полноценное пребывание ребенка в школе после окончания уроков из-за трудовой занятости родителей. За это время дежурный педагог должен сделать с детьми уроки, погулять, накормить. А СанПиН в таком случае требует для совсем юных школьников еще и дневного сна, потому что ребенку положено отдыхать определенное количество времени. Если родители выдвигают руководству школы такую инициативу, им придется оплачивать второе питание и услуги дежурного педагога собственными силами.

Вырастить в себе доброго мастера
– На проходившей на днях педагогической конференции много рассуждали о том, в каком направлении учителю двигаться дальше. Первый заместитель губернатора Тюменской области Наталья Шевчик акцентировала внимание на проблеме: образовательные программы требуют, чтобы педагоги давали знания, а родители и ученики в один голос утверждают: в учителе важнее чуткость и внимательность. Как же все-таки быть?

– Сегодня в школах работают профессиональные педагоги. Каждый из них должен признаться: во многих предметных областях уже 20 лет ничего не менялось и не пересматривалось, поэтому даже новые стандарты никого особо не удивили и не застали врасплох. Для обновления своих знаний в части содержания учебных курсов, действительно, вполне достаточно регулярно проходить курсы повышения квалификации. Сегодня необходимо свой профессиональный рост нацелить на другое – стать более внимательными, интересными и понятными детям.

Это – основы психологии, методики преподавания, современных образовательных техник и приемов. Педагоги, конечно, это изучали в институтах, но не так рьяно, как специально выбранный предмет... А в реалиях школьной жизни про психологические особенности отдельной личности забываешь вовсе. На мой взгляд, надо научиться более грамотно организовывать рабочее и жизненное пространство, перестать терзаться вопросами будущей сдачи ЕГЭ, а внимательнее посмотреть на каждого конкретного ребенка с его проблемами, запросами, потенциалом. И если родители и дети говорят о том, что им не хватает внимания, то именно это и надо в себе взращивать.

Ребенок, получивший внимание, будет слушать педагога с большей готовностью, в противном случае наставнику придется прикладывать максимум усилий, чтобы добиться результатов в учебном процессе. Все узнать учителю невозможно, несмотря на научно-технический прогресс. Пора отучить себя от мысли, что если не довелось что-то прочитать в последнем журнале про передовые IT-технологии, то ты уже не современный учитель. Надо оставить за собой уверенность в своем собственном профессионализме и поделиться собственным потенциалом со своими коллегами. Так как на результат в нашем случае работает не каждый в отдельности, а все вместе, сообща.

В этой связи на конференции педагогам советовали не продолжать жить в изоляции, отвечая только за себя. Если педагоги, общаясь друг с другом, знают, что один превосходно разбирается в возрастной психологии, второй умеет так увлечь детей, что они тянутся к нему даже на переменах, то они, скооперировавшись, дополнят сильные качества друг друга, а у детей будет более гармонично выстроена дальнейшая учебная жизнь. Не случайно в предстоящем учебном году наше педагогическое сообщество выбрало девиз: «В единстве целей, мыслей, действий – успешность каждого и всех».

Поздравление

Дорогие учащиеся! Уважаемые педагоги и родители! От всей души поздравляю вас с Днем знаний! Новый учебный год – это не только праздник знаний, открытий и творчества, но  и очередной ответственный и важный этап работы, наполненный радостью новых встреч и достижений. С особым чувством и душевным волнением его ждут первоклассники. Все в этот день для них впервые: знакомство с первым учителем, ожидание урока и школьного звонка. Это навсегда останется в памяти детей! Благодаря поддержке правительства Тюменской области система образования региона постоянно совершенствуется. Сегодня в детских садах, школах, колледжах и вузах созданы все условия для интеллектуального, творческого и культурного развития детей и молодежи. К новым победным вершинам дети идут под чутким руководством талантливых педагогов и внимательных родителей. Уважаемые педагоги! Желаю в новом учебном году реализации всех ваших проектов, профессиональных успехов, мудрости и взаимопонимания! Самым юным жителям области, школьникам и студентам желаю здоровья, отличных результатов в учебе, настойчивости в достижении поставленных целей! Будьте смелыми и любознательными! Родителям желаю терпения, счастья и веры в своих детей! Пусть в новом учебном году непременно свершатся все наши надежды, во всех начинаниях сопутствуют творческая энергия и вдохновение! В добрый путь, за новыми знаниями и достижениями! Директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей РАЙДЕР

480Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
В Тюмени ожидается еще один погожий день.
По всей стране в ноябре пройдёт этнографический диктант.
Тюмень вновь радует горожан теплым солнцем.
Губернатор Тюменской области Александр Моор подписал соглашение о сотрудничестве с руководителем социальной сети «Одноклассники» Антоном Федчиным.
Знаковым событием для комсомольцев ХХ века стало открытие памятника «Молодым созидателям земли Тюменской». Вспоминаю конкурс работ архитекторов, претендовавших на его разработку.
Настасью Самбурскую видели на рынке "Михайловском".
На минувшей неделе в адрес редакции поступило 36 письменных и устных обращений читателей.
Опрос
Что я больше всего любил (а) в детском садике?
Сончас
Прогулки, физкультуру и зарядку на площадке
Детсадовскую еду
Дополнительные кружки
Утренники
Работу на садичном огороде
Популярные статьи