×
В социальных сетях
В печатной версии

И сегодня кадры решают все

01.08.2014
00:49
Развитие экономики ставит перед профессиональным образованием новые задачи

В предыдущем цикле статей о профессиональном образовании газета сообщала о развитии региона и приоритетных задачах, стоящих перед органами власти, педагогическим сообществом, бизнесом. За прошедшее после этого время в Кремле состоялось заседание Совета при президенте РФ под председательством Владимира Путина, посвященное модернизации отечественной системы инженерного образования. Кадровая проблема стала одним из главных вопросов недавней встречи представителей законодательных и исполнительных органов власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Профессиональное образование находится под особым контролем властей.
Вводить новые специальности

Экономика нашего региона развивается, открываются новые предприятия. Инвестиционная политика правительства Тюменской области позволила привлечь в 2013 году 278 миллиардов рублей инвестиций в основной капитал. А в «инвестиционном портфеле» в настоящее время находится более 280 проектов с объемом инвестиций 1,3 триллиона рублей, предполагающих создание более 33 тысяч рабочих мест. В настоящее время, как отмечает исполняющий обязанности главы региона Владимир Якушев, можно говорить о готовности к реализации в Тюменской области проекта «Индустриализация 3D», который рассчитан на период до 2020 года. Его суть в том, чтобы за шесть лет удвоить объем инвестиций и рост экономики Тюменской области. Регион стал нуждаться в специалистах, которых у нас раньше не  готовили. Профессиональная подготовка по традиционным специальностям требует получения дополнительных знаний, необходимых для применения современных технологий. Если раньше основным вопросом в развитии субъектов являлось отсутствие денег и привлечение инвестиций, то сейчас на первый план выходит дефицит высококвалифицированных кадров.

Сегодня в Тюменской области, ХМАО и ЯНАО работает 14 вузов, более 20 вузовских филиалов, 45 учреждений профессионального образования, около 120 организаций дополнительного профобразования. В области реализуется более 500 образовательных программ. Появились многофункциональные корпоративные центры подготовки кадров.

Тюменский государственный нефтегазовый университет понимает свою ответственность за обеспечение инженерными кадрами экономики региона. В этом году из стен вуза вышел 150-тысячный специалист. Тенденция развития университета – увеличение доли технических направлений подготовки. Так, доля обучающихся «технарей»-бюджетников с  90,25 процента в 2010 году увеличилась до 96,89 процента (в 2014 году), к 2020 году планируется достичь планки 98,5 процента.

Вуз производит изменение структуры образовательного процесса, сделав больший акцент на практических занятиях, развивая прикладной бакалавриат, число обучающихся по программам которого с 20 человек в 2012 году возросло до 760 в 2014-м.

Начинать со школы

Складывается впечатление, что все учтено, все проблемы решаются. Дело осталось за малым – определить, где взять обучающихся.

Наш абитуриент – это выпускник школы, сдавший ЕГЭ по физике – предмет, который не включен в обязательный перечень экзаменов. А раз предмет не обязателен, то  и в школе к нему соответствующее отношение. В целом в сегодняшней школьной программе (особенно по сравнению с советским периодом) заметно сокращено преподавание основных технических дисциплин – математики и физики. В некоторых муниципалитетах количество сдающих ЕГЭ по физике сведено до минимума. Не случайно в ходе итоговой аттестации – кампании ЕГЭ  в 2014 году снизили границу допустимого по математике с 24 до 20 баллов из максимальных 100; фактически это двойка. По данным «Интерфакса», если бы планка не была утверждена в таком варианте, то каждый пятый российский выпускник лишился права получить аттестат зрелости.

Невольно на память приходят яркие страницы нашей истории – запуск первого спутника и космический полет Юрия Гагарина. Советский Союз – мировой лидер! Соединенные Штаты Америки провели специальные исследования причин отставания. Пришли к выводу, что главная причина в  системе школьного и профессионального образования. И сделали соответствующие выводы.

Ученые доказали, что изучение математики формирует у ребенка способность к логическому мышлению или, как говорят программисты, «формирует мозг», а занятия физикой в наибольшей мере способствуют формированию научного мировоззрения. Не говоря уже  о том, что как раз физико-математические науки служат основой научно-технического прогресса.

Тюменский нефтегазовый университет для подготовки абитуриентов в своих стенах создал общеобразовательный лицей, которому в этом году исполнилось 20 лет. Конкурс при наборе составляет более 5 человек на место. Средние результаты ЕГЭ по обязательным дисциплинам (русский язык и математика) превышают общероссийские минимальные в 3 раза. 9,2 процента выпускников в 2013 году окончило лицей с медалью. Ни одна общеобразовательная организация не готовит такое количество выпускников по физике – типично по этому предмету сдают 1–3 человека. У  нас же  цифра достигает 118 человек. Очередной этап развития лицея – преобразование его  в общеобразовательный лицей «инженерного профиля» с набором обучающихся с 7-го класса, с периода начала изучения физики, чтобы дать детям качественные знания по этому предмету. Мы  и сегодня это делаем лучше, чем  в школах Тюмени. Нет сомнений, что школьник, выбравший местом обучения лицей, заложит хороший фундамент для будущей карьеры.

Но выпуск лицеистов – это капля в море даже для одного нефтегаза.

Крупнейшие нефтегазовые компании страны открывают профильные классы компаний. Так, «Роснефть-классы» ОАО «НК «Роснефть» – лидера российской нефтяной отрасли и крупнейшей публичной нефтегазовой компании в мире – существуют более чем  в 30 городах России. В Тюменской области открыто около 50 подобных классов. Классы формируются на конкурсной основе из учащихся, окончивших девятый класс с высокими показателями успеваемости. По такому же пути идет «Газпром» и ряд других компаний.

Но это крупные компании, и они готовят кадры для себя. Предприятия Тюменской области в большинстве своем – это средний и малый бизнес. Их будущие кадры – учащиеся обычных школ. Школьники, ориентированные на инженерные специальности, после 9-го класса поступают, как правило, в классы физико-математического профиля. Таких классов в Тюмени 37 (всего классов – 237), в которых обучается 897 человек. Много это или мало, если только Тюменский нефтегазовый университет в этом году набирает на первый курс 2 261 бакалавра?

Значит, в наших интересах поднять изучение физики и математики в школе на качественно новый уровень. А это проблема. Решить ее можно, создав определенную финансовую и материальную заинтересованность школ, поднимая престиж инженерных профессий, развивая чувство патриотизма. Именно специалисты-производственники создают материальные ценности, формируют экономику страны. Именно они будут строить будущее региона.

Важно, чтобы бизнес осознал, что готовить высококвалифицированных специалистов друг без друга у нас не получится. Необходимо создание под патронажем региональной власти фонда поддержки профессионального образования и сопровождение цикла школа – образовательная организация – предприятие.

Готовить инженеров

Система технического образования должна быть нацелена на подготовку инженеров, чьи навыки, квалификация отвечают потребностям предприятий. А какие специалисты потребуются завтра, через 5–10 лет? В области подготовки кадров для предприятий нефтегазовой отрасли динамика потребностей в значительной степени прогнозируема. Значительно сложнее с обеспечением кадрами предприятий региона, проводящего активную инвестиционную политику, запускающего производства совершенно нового профиля. Кто должен определить, сколько и каких специалистов надо готовить в Тюмени, ХМАО – Югре, ЯНАО?

В настоящее время в крупных компаниях работает цепь: школа – вуз – предприятие. Для среднего и малого бизнеса в этой цепи недостает главного звена – государства, которое в виде департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства, владеющего портфелем заказов, замыкало бы эту цепь, формируя прогноз развития по специальностям и по годам, что позволит обеспечить опережающую подготовку кадров.

Подготовка инженерных кад-ров требует наличия материально-технического, методического обеспечения и, главное, научно-педагогической школы, что создается не одним десятилетием. Сегодня же  многие вузы открывают технические направления подготовки, не имея ни первого, ни второго, ни третьего. И это не только в нашем регионе. В советские времена инженеров-нефтяников готовило шесть вузов, сегодня их более сорока пяти. Качество от этого вовсе не улучшилось. В большой Тюменской области, включая ХМАО – Югру и ЯНАО, необходим новый проект – Концепция развития профессионального образования региона, что позволит исключить дублирование, штампование невостребованных специалистов и перегрузку рынка труда работниками низкой квалификации, в которых никто не нуждается.

Владимир НОВОСЕЛОВ, ректор ТюмГНГУ, профессор, доктор технических наук,
Виктор СПАСИБОВ, профессор, доктор технических наук
■ Тема требует продолжения. Приглашаем читателей высказать свое мнение на сайте: TumenToday.ru.

справка

■ Сегодня на нашей территории и территории северных округов работает 14 вузов, более 20 вузовских филиалов, 45 учреждений профессионального образования, около 120 организаций дополнительного профобразования. В области реализуется более 500 образовательных программ. Появились многофункциональные корпоративные центры подготовки кадров. Успешно развиваются интеграционные связи учебных заведений и промышленных предприятий.

■ По заявлению Натальи Шевчик, первого заместителя губернатора Тюменской области, сделанному на недавней встрече представителей законодательных и исполнительных органов власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, к 2020 году в вузах и учреждениях среднего профессионального образования региона необходимо создать 25 новых направлений подготовки профильных специалистов для региональной промышленности. В числе перспективных сфер – биотехнологии, медицина, робототехника, машиностроение, строительство, транспорт.

■ В области действует центр профориентации. Его специалисты помогают старшеклассникам определиться с будущей профессией – востребованной на рынке труда и соответствующей личным характеристикам человека. У молодежи популярностью пользуются так называемые мастерские профессиональных проб и «Профнавигатор». Последний ресурс представлен фильмами о профессиях, советами для родителей, тестами – ищите их на сайтах образовательных учреждений. Уже год в Тюмени реализуется проект департамента труда и занятости населения «Job-кафе» – лучший профориентационный проект в России, отмеченный в номинации «Креативность».

■ Помочь правительству в подготовке технических кадров с учетом особенностей местной экономики обязуется Тюменский госуниверситет. Речь идет о принципиально новой площадке – политехнической школе. Опыт в этом деле у вуза есть: полтора года ТюмГУ вместе с компанией «ГМС Нефтемаш» создает высокотехнологичные измерительные установки.

237Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
В областной столице продолжает работу международный проект «CreativeMornings».
В течение трех дней волонтеры будут получать необходимые знания для работы в сфере инклюзивного образования и разрабатывать собственные социально-полезные проекты.
В Тюмени ожидается переменная облачность и небольшое потепление.
Школьник не совсем верно понял задание по уроку технологии.
Ими оказались четырнадцать жителей муниципалитета.
Участники поборются за пиццу и релакс-процедуры.
Горожан 25 сентября приглашают на праздник «Ограниченные возможности – безграничные способности».
Опрос
Что я больше всего любил (а) в детском садике?
Сончас
Прогулки, физкультуру и зарядку на площадке
Детсадовскую еду
Дополнительные кружки
Утренники
Работу на садичном огороде