×
В социальных сетях
В печатной версии

Воспоминания о сладком рае

01.08.2014
00:40
Умельцы тюменской и Свердловской областей подружили два уникальных промысла

Изысканное чувство стиля и вариативность – вот что отличает настоящего мастера от того, кто им притворяется. Таковой оценке искусствоведа и хранителя коллекции народного искусства Тюменского музейного комплекса Веры Субботиной на все сто процентов соответствует Светлана Парышева, более тридцати лет передающая свои знания по уральской росписи на металле многочисленным ученикам не только в России, но и за рубежом.

В честь дня рождения Тюмени нижнетагильская золоторучка привезла к нам красоту неописуемую – подносы на все случаи жизни, от которых глаз не оторвать.

По словам директора областного центра прикладного творчества и ремесел Ларисы Чуфистовой, заполучить Парышеву долго не удавалось. Она как перелетная птица: каждую неделю на новом месте. То это Екатеринбург, то Челябинск, а то вообще Турция, где  у Светланы Борисовны тоже есть подмастерья, но уже преклонного возраста. В Тюмень она пожаловала прямиком из Италии. Кстати, подносы идеально вписались в постоянную экспозицию по ковру. Все ответы на поверхности лежат: тюменский и нижнетагильский промыслы объединяют… цветы – символ рая, радости, плодородия. Даже в тематических каталогах у них схожее описание: «на черном поле ковра»/«на черном фоне подноса» в обрамлении изумрудной зелени – розы, маки, васильки…

Искусство нижнетагильской росписи Светлана переняла от старого мастера Агриппины Афанасьевой. В прошлом году на столетие педагога ученики устроили общую выставку, на которой не уставали благодарить судьбу за встречу с удивительным человеком. Именно Агриппина Васильевна открыла им глаза на то, что работают сотрудники завода «Эмаль-посуда» в сильно исковерканной жостовской манере – переучила и благословила на добрые дела.

Когда завод переживал не лучшие времена, кто-то из коллег ушел на вольные хлеба, а Парышева решила передавать свой опыт детям. Сейчас в Нижнем Тагиле она ведет клуб урало-сибирской росписи «Рябинушка», много «гастролирует» по миру, открывая людям чудеса промысла. Все удается! В том числе благодаря двум высшим образованиям – художественному и экономическому.

На заготовках от «Эмаль-посуды» Светлана Борисовна выводит цветы, ягоды, фрукты. По канонам нижнетагильской росписи они больше сказочные, фантазийные, нежели реальные. По краю подноса мастер выводит орнамент. Затем вещь сушится в печи и покрывается лаком. В маленький сувенирный подносик Парышева вдыхает жизнь за двадцать минут, большой оживляет дольше – если нет вдохновения, бывает и такое, то и несколько месяцев не помогут.

Как говорит мастерица, обу-чить простой маховой росписи по металлу можно и человека без худграфа – он все воспримет на уровне генетической памяти, ведь раскрашивание подносов – народное, а не кабинетное искусство. И это нужно делать, потому что  в последние годы русские традиции стали интересны не только самим россиянам, но и иностранцам.

1425Просмотров

Интересно

Почему промысел подносов появился именно в Нижнем Тагиле? Это случилось благодаря тому, что в городе работал огромный металлургический комбинат – железа хватало на всех!

Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
В Тюмени сегодня не слишком солнечно, но вполне комфортно.
За две недели его посетили более 90 000 человек.
Пожилые горожане попробую освоить профессию титестера.
Новый маршрут соединил соседние регионы.
Видеоролик «Беги в правильном направлении» и фотопроект «Курение мешает» размещены в социальных сетях.
Тюменская погода постепенно продолжает портиться.
Для многих людей прекращение работы по возрасту оказывается серьезным испытанием. «Сидеть без дела» оказывается непривычно и тяжело. Недаром в психологии и социологии есть специальный термин «кризис пенсионного возраста».

Интересно

Почему промысел подносов появился именно в Нижнем Тагиле? Это случилось благодаря тому, что в городе работал огромный металлургический комбинат – железа хватало на всех!